Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Риддер аграрлы- техникалық колледжі
Риддерский аграрно-технический колледж
«Методическое пособие по проведению учебно-полевых сборов»
Дисциплина: Начальная военная подготовка
Преподаватель: Кыйлымканов Арман Марксович
Пәндік (циклдік) жалпы білімберу пәндері бойынша комиссиямен құпталды
Одобрен предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин
_____________________________________________________________________________________
Хаттама № ______ «___» ________ 20__ г Комиссия төрағасы _______________________
Протокол № ______ «___» ________ 20___г. Председатель комиссии ____________________
2015-2016 ж/г
Пояснительная записка
«Методическое пособие по проведению учебно-полевых сборов», представляют собой опыт организации и проведения трехдневных учебно-полевых сборов с юношами 2 курса. Предназначена для преподавателей-организаторов НВП колледжей.
Целью данной работы является – определение направлений в колледже и проведении учебно-полевых сборов, а также освещение многообразия форм и методов в решении поставленных задач по подготовке молодежи к военной службе.
Содержание работы помогает правильно организовать проведение учебно-полевых сборов с учетом современных требований по выполнению учебно-воспитательных задач, здоровьесберегающих технологий, с соблюдением мер безопасности жизнедеятельности.
Информацию, содержащуюся в данной работе можно использовать при подготовке, организации и проведении учебно-полевых сборов с юношами 2 курса.
Данная работа основана на четырехлетнем практическом опыте преподавателя-организатора НВП КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж» по проведению учебно-полевых сборов с юношами 2 курса всех специальностей.
Авторы-составители:
Кыйлымканов Арман Марксович – преподаватель – организатор НВП КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж».
СОДЕРЖАНИЕ
Организация учебно-полевых сборов _________________________________4
Подготовка _______________________________________________________5
Структура ________________________________________________________5
Открытие ________________________________________________________8
Военно-патриотическая работа ______________________________________8
Закрытие _________________________________________________________9
Приложения _____________________________________________________10
Инструкции _____________________________________________________24
Список литературы_______________________________________________32
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНО-ПОЛЕВЫХ СБОРОВ
CО СТУДЕНТАМИ-ЮНОШАМИ 2 КУРСА НА БАЗЕ КГКП «РИДДЕРСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Цель учебно-полевых сборов – формирование представлений у студентов о службе в ВС РК и знаний по основам военного дела; содействие развитию жизненных навыков и способностей студентов.
Начальная военная подготовка молодежи проводится в целях:
Военно-патриотическое воспитание тесно связано с начальной военной подготовкой и должно способствовать лучшему овладению молодежью военным делом, средствами и способами защиты в чрезвычайных ситуациях.
Задачи учебно-полевых сборов:
На основе задач учебно-полевых сборов, раскрываются более конкретные задачи, среди которых важнейшей является формирование у студентов: убежденности, сознательной готовности к защите суверенитета Республики Казахстан, ответственного отношения к воинской службе.
На основании приказа директора колледжа во втором семестре (май месяц) с юношами 2 курса проводятся учебно-полевые сборы (далее УПС) по программе НВП. (см. приложение №1) Студенты 2 курса всех специальностей завершают изучение дисциплины «Начальная военная подготовка» (специальность 0518000 «Учет и аудит» дисциплину «Начальная военная подготовка» изучают один год).
Студенты должны иметь единую форму одежды для занятий в поле, для спортивно-массовых мероприятий и повседневную форму. Преподаватели – организатор НВП готовят для занятий макеты автоматов, противогазы, саперные лопаты, макеты учебных гранат и мин, компасы и другое учебное имущество, необходимое для использования на занятиях.
Время, отведенное на проведение УПС – три дня, 30 часов. Дни УПС составляется графиком учебного процесса на начало учебного года.
ПОДГОТОВКА K УЧЕБНО-ПОЛЕВЫМ СБОРАМ
Подготовку к проведению УПС необходимо начинать за полторы-две недели до их начала. В колледже издается приказ о проведении УПС. (см. приложение №3). План УПС утверждается директором колледжа. (см. приложение №2)
Период подготовки к полевым занятиям имеет важное значение, от чего зависит качество проведения занятий на УПС и решение других вопросов, необходимых для жизни и деятельности студентов. Необходимо, чтобы администрация, классные руководители 2 курсов оказали должную помощь преподавателю-организатору НВП в выполнении всех мероприятий, предусмотренных планом подготовки и проведения УПС.
Только при таком решении этого вопроса учебно-полевые занятия пройдут эффективно и студенты получат необходимые знания, умения и навыки по начальному военному обучению, получат представление о военной службе.
СТРУКТУРА
Для организованного проведения сборов создаются учебные взводы, две группы объединяются в один взвод, в среднем юношей по 20-30 человек.
Управление сборами:
Начальник штаба УПС – преподаватель-организатор НВП колледжа. Взвод состоит из трех отделений по 5-6 человек. Командиром отделения становится подготовленный студент, проявлявший активность на теоретических занятиях.
Обязанности должностных лиц сборов.
Начальник штаба сборов руководит подготовкой проведения сборов, разрабатывает план проведения сборов, расписание занятий, инструкции по технике безопасности, распорядок дня, определяет порядок использования учебно-материальной базы, морально-психологическое состояние участников сборов, организацию питания. Состояние здоровья студентов, соблюдение мер безопасности и поддержание общественного порядка на территории сборов.
Командир отделения является непосредственным начальником для всего личного состава отделения и подчиняется начальнику штаба сборов. Он отвечает за своевременное прибытие на занятия, дисциплину, внешний вид. Командир отделения ведет список отделения, следит за четким соблюдением распорядка дня.
Ответственный мед работник. Отвечает за медицинское обеспечение личного состава. Организует лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в УПС, медицинское обслуживание студентов на занятиях и при проведении спортивных соревнований, а также осуществляет систематический медицинский контроль за организацией и качеством приготовления пищи и доброкачественностью воды.
Методика.
Сборы проводятся по 30 часовой программе из расчета 10 учебных часов в день при продолжительности учебного часа 45 минут.
Обязательный минимум уровня подготовки студентов по предметам обучения на сборах.
По тактической подготовке: знать обязанности солдата в бою, уметь передвигаться на поле боя различными способами, действовать в наступлении, выбирать место для стрельбы и наблюдения, отрывать одиночный окоп и маскировать его.
Для закрепления знаний и умений по тактической подготовке: сбор по тревоги, марш бросок, боевое развертывание, прочесывание местности, атака рубежа (объекта), переход к обороне и т.д., а также привития навыков психологической подготовки и накопления индивидуального опыта в сложных, быстроменяющихся ситуациях.
На собрание, во время подведении итогов прошедшего дня разрабатывается план действий командного и личного состава сборов для проведения игрового занятия «Тревога».
Составляется легенда: «Из числа студентов формируется группа диверсантов, в задачи которой входит организация нападения, провокация и захват штаба». (см.приложение № 4)
По огневой подготовке: знать меры безопасности при обращении с оружием и выполнении учебных стрельб из автомата; уметь изготавливаться для стрельбы лежа и прицеливать, получить практические знания в разборке и сборке после неполной разборки автомата, выполнение начального упражнения стрельб из стрелкового оружия, метании ручных осколочных гранат.
По радиационной, химической и биологической защите: уметь действовать средствах защиты на зараженной местности, проводить специальную обработку.
По общевойсковым уставам ВС РК: знать общие обязанности военнослужащих, их права и ответственность, ознакомиться с размещением военнослужащих, распределением времени и повседневным порядком, организацией суточного наряда и караульной службы.
По строевой подготовке: знать обязанности военнослужащего перед построением и в строю. Уметь отдавать воинское приветствие без оружия на месте и в движении, подходить к начальнику и отходить от него, действовать в составе отделения и взвода.
По физической подготовке: уметь выполнять комплексы упражнений физической зарядки, получить практику в преодолении полосы препятствий, совершении марш-броска. Ведение борьбы с противником в рукопашном бою.
По медицинской подготовке: получить практику в оказании само и взаимопомощи при ранениях в бою, выносе раненых с поля боя.
По результатам сборов юношам выставляются оценки. От сборов освобождаются юноши, предоставившие медицинские справки. Итоговая оценка по НВП выставляется на основании оценок, полученных на сборах.
ОТКРЫТИЕ
В строевом плацу торжественно проводится открытие учебно-полевых сборов. (см.приложение № 5)
Начальником штаба по УПС производится строевой расчет, назначается и представляется студентам командир взвода и командиры отделений.
На открытии УПС присутствуют представители отдела обороны по г. Риддер, директор колледжа, заместители директора, классные руководители, родители, студенты.
Командир взвода поднимает государственный флаг РК. После добрых пожеланий гостей студенты под марши проходят строевым шагом и с песнями отправляются в расположение.
После обеда, начальник штаба по УПС, с руководящим составом проводит собрание, доводит до них распорядок дня, напоминает задачи на период УПС. B оставшееся время проводится дооборудование участка для проведения УПС, уборка территории, подготовка студентов к занятиям.
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Основой военно-патриотической работы является четкое планирование, строгое выполнение всех намеченных мероприятий, целенаправленная полезная занятость учащихся от «Подъема до Отбоя».
Работа по патриотическому воспитанию студентов не должна ограничиваться только временем, предусмотренным распорядком дня, эта работа должна проводится постоянно, используя различные методы и формы.
В течение учебного времени необходимо посещение учебных занятий во взводах, особенно на тактическом поле. При необходимости оказывать помощь командирам взводов. В процессе занятий по тактике, приглашенные гости (ветераны Афганцы и воины, уволенные в запас из рядов ВС РК), дают ценные рекомендации действий личного состава в условиях ведения боя, указывают ребятам на связь их действий и действия бойца в реальной боевой обстановке. Приводя примеры из личного опыта войны в Афганистане и опыта современных тактических действий ВС РК.
В перерывах между занятиями продолжаются беседы гостей с личным составом на патриотические темы. С обучающимися проявляющими повышенный интерес и усердие при выполнении учебных заданий проводить беседы профориентационной направленности.
Также необходима проверка несения караульной и внутренней службы нарядом.
Работу с редакторами взводов желательно проводить после информационного часа, для того чтобы была возможность в «Боевых листках» отобразить итоги дня, впечатление студентов о прошедшем дне.
Немаловажной ролью в военно-патриотическом воспитании студентов является демонстрация художественных и документальных фильмов.
Примерная тематика фильмов:
художественные: «В зоне особого внимания», «Ответный ход», «Одиночное плавание», «Офицеры», «Звезда», «Марш-бросок», «Мы из будущего» и др.
документальные: цикл «Ударная сила», сериал «…И танки наши быстры…», «Спецназ – за гранью возможного» и др.
Оказывать содействие в организации и проведении спортивных соревнований.
Патриотическая работа должна сыграть свою роль в укреплении дисциплины студентов и повышении их знаний, умений и навыков в военной подготовке.
ЗАКРЫТИЕ
B последний день УПС проводится церемония официального закрытия, на которой присутствуют официальные лица, гости, администрация колледжа. Студенты по отделениям, выстраиваются в развернутый строй (в линию взводных колонн). Зачитывается итоговый приказ, лучшим подразделениям, студентам вручаются грамоты и подарки, объявляются благодарности. Студенты по отделениям проходят торжественным маршем.
После закрытия УПС, студенты под руководством командиров отделений, проводят работу по уборке территории. B установленное время, после доклада командиров отделений начальнику штаба по УПС о наличии студентов, оружия, военно-технического имущества и сдачи территории, преподавателю-организатору НВП разрешается, организованно с соблюдением мер безопасности, сопровождать студентов.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Программа УПС
Наименование тем
Кол-во часов
Тактическая подготовка
1
Занятия 1. Приёмы и правила выполнения способов передвижения солдат на поле боя при действиях в пешем строю. Действия по сигналам оповещения. Порядок выбора места для ведения огня, приёмы и правила его оборудования и маскировки.
Понятие об ориентирах и порядок их назначения Определение направления движения и расположения целей относительно ориентиров.
Занятие 2. Действия солдата при подготовке к атаке. Порядок выдвижения в атаку в сочетании с ведением огня на ходу.
Приёмы и способы уничтожения противника в ходе атаки гранатами, огнём из автомата, в рукопашном бою.
Занятие 3. Боевая характеристика танков и их уязвимые места. Средства уничтожения танков, приёмы и способы метания противотанковой гранаты для уничтожения танков.
Занятие 4. Боевая характеристика самолётов и вертолётов. Способы ведения борьбы с вертолётами, воздушным десантом, приёмы и правила ведения огня по воздушным целям.
Занятие 5. Общее устройство противотанковых и противопехотных мин. Способы установки мин и проделывание проходов в минном поле, преодоление минного поля в одиночку и в составе отделения.
Занятие 6. Назначение, устройство противогаза и средств защиты кожи, правила пользования ими, порядок преодоления зон заражения. (см.приложение № 6)
Занятие 7. Назначение и общее устройство приборов радиационной и химической разведки (ДП-5А, ВПХР), порядок их использования. Задачи, состав, оснащение и оборудование поста радиационного и химического наблюдения. Обязанности личного состава поста.
Занятие 8. Действие солдат в наступлении. Подготовка к наступлению. Подготовка к атаке и переход а атаку, атака переднего края противника, уничтожение противника в ходе атаки, продвижение в глубину обороны, преодоление инженерных заграждений и зон заражения.
Занятие 9. Действия солдата в обороне. Переход к обороне. Оборудование огневой позиции, подготовка к отражению наступления противника, действия при налёте авиации, уничтожение пехоты и танков противника перед передним краем, смена огневой позиции.
Военная топография
2
Занятие 1. Ориентирование на местности без карты и движение по азимуту. Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам и компасу.
Занятие 2.Определение направления (азимута) на местные предметы. Движение по азимуту.
Огневая подготовка
6
Занятие 1 Назначение, характеристика, боевые свойства, устройство и принцип работы автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Занятие 2. Назначение, устройство основных частей и механизмов автомата (ствола, прицельного приспособления, затворной рамы с газовым поршнем, затвора, ударно-спускового механизма).
Занятие 3. Подготовка автомата и патронов к стрельбе. Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение магазина патронами и заряжение автомата.
Занятие 4. Подготовка стрельбы из автомата лёжа с упора. Снаряжение магазина патронами укладывание его в сумку Изготовка к стрельбе лёжа с упора (принятие положения для стрельбы и заряжение автомата).
Занятие 5. Ведение огня из автомата лёжа с упора. Порядок установки прицела, прицеливание, производство выстрела. Прекращение стрельбы, разряжение и осмотр автомата после стрельбы.
Занятие 6. Принадлежности к автомату. Порядок чистки и смазки автомата после стрельбы. Хранение автомата.
Уставы
6
Занятие 1. Размещение, жизнь и быт военнослужащих воинской части. Ознакомление с техникой и вооружением воинской части.
Занятие 2. Назначение, состав и вооружение суточного наряда роты. Обязанности дневального по роте и его подчинённость. Оборудование и снаряжение места на котором дневальный выполняет свои обязанности. Действия дневального по сигналам оповещения, тревоги и пожара, при прибытии начальников и выносе имущества из расположения роты.
Занятие 3. Назначение и задачи караульной службы. Определение караула, поста и часового. Обязанности часового, порядок применения оружия часовыми.
Строевая подготовка
5
Занятие 1. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно». Строевая стойка. Повороты на месте. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте.
Занятие 2. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении.
Занятие 3. Выполнение воинского приветствия без оружия в движении.
Занятие 4. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
Занятие 5. Строй отделения. Развёрнутый строй. Походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Всего часов 30 часов
Приложение №2
План учебно-полевых сборов со студентами вторых курсов
Часы |
Подразделения 1 взвод (19.05-21.05) 2 взвод (22.05-24.05) 3 взвод (26.05-28.05) |
Место проведения |
1 |
2 |
3 |
1 день |
||
8-00 9-00 |
Вводное занятие: Меры безопасности на занятиях по НВП и ФП во время УПС (стрельба, тактическая подготовка, огневая подготовка). Правила поведения на территории УПС. Наряды(столовая, дежурство). |
Кабинет № 121 |
9-00 10-30 |
Строевая подготовка Строевые упражнения, приемы. Развод. Строй, отделение, взвод. |
Строевой плац, спорт.площадка |
10-30 12-00 |
Физическая подготовка Нормативы по ФП. (Бег 100 м, метание гранаты) |
Строевой плац, спорт.площадка |
12-00 12-40 |
ОБЕД
|
Столовая |
12-40 13-40
|
Уставы ВС РК Подготовка. Назначение, состав и вооружение суточного наряда роты. Обязанности дневального по роте и его подчиненность. Оборудование места несения службы дневальным. |
Кабинет № 121 |
13-40 15-00 |
Огневая подготовка Разборка и сборка автомата, стрельба из пневматической винтовки. |
Кабинет № 121, стрелковый ТИР |
2 день |
||
8-00 9-30 |
Строевая подготовка Строевые упражнения, приемы. Развод. Строй, отделение, взвод. Разучивание строевой песни «Катюша» |
Строевой плац, спорт. площадка |
9-30 12-00 |
Физическая подготовка Нормативы по ФП. (подтягивание, полоса препятствий) |
Строевой плац, спорт. площадка |
12-00 12-40 |
ОБЕД
|
Столовая |
12-40 14-00
|
Тактическая подготовка Установка противотанковых и противопехотных мин. Одиночный окоп для стрельбы из автомата лежа (самоокапывание). |
За территорией колледжа (дендросад) |
14-00 15-00 |
Огневая подготовка Разборка и сборка автомата, стрельба из пневматической винтовки. |
Кабинет № 121, стрелковый ТИР |
3 день |
||
8-00 9-00 |
Строевая подготовка Строевые упражнения, приемы. Развод. Строй, отделение, взвод. Разучивание строевой песни «Катюша» |
Строевой плац, спорт. площадка |
9-00 10-30 |
Физическая подготовка Нормативы по ФП. (кросс 3000 м) |
Стадион «Строитель» |
10-30 12-00 |
Военная топография Ориентирование по местности без карты и движение по азимуту. |
Спорт. площадка |
12-00 12-40 |
ОБЕД
|
Столовая |
12-40 14-00 |
Гражданская оборона Средстваиндивидуальной защиты(противогаз). Фильтрующие и изолирующие средства защиты. Общевойсковой защитный комплект. (ОЗК) |
Спорт. площадка |
14-00 15-00 |
Подведение итогов. Закрытие УПС. Награждение. |
Спорт. площадка |
Приложение №3
Приказ о проведении трехдневных учебно-полевых сборов
В соответствии с программой начальной военной подготовки на завершающем этапе обучения студентов вторых курсов ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести трехдневные учебно-полевые сборы со студентами вторых курсов, на базе КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж» в период с «__»__________ по «__»__________ 20___ года. Руководство по проведению занятий возложить на преподавателя – организатора НВП Кыйлымканова Армана Марксовича.
2. Секретарю учебной части в срок до «__»__________ 20___ года представить списки юношей.
3. Классным руководителям групп второго курса предоставить справки врача о допуске студентов к учебно-полевым сборам преподавателю-организатора НВП.
4. Провести классное собрание, поставить родителей в известность о предстоящих сборах.
5. Иметь экипировку: теплую одежду, полевую и спортивную форму, сухой паек и питьевую воду на 1 день.
6. Студенты, не прошедшие учебно-полевые сборы (без уважительных причин) не будут аттестованы по предмету начальной военной подготовки.
7. Ответственность за жизнь студентов в период проведения учебно-полевых сборов возложить на преподавателя – организатора НВП.
Преподаватель – организатор НВП: _______________
Приложение №4
План - конспект
проведения занятия по начальной военной подготовке на УПС:
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема: Действие личного состава сборов по сигналу «Тревога».
Учебная цель: Научить организованному и четкому действию при возникновении боевой, экстремальной ситуации.
Воспитательная цель: Воспитать у учащихся навыки психологической подготовки и накопления индивидуального опыта в сложных, быстроменяющихся ситуациях.
Время. ____
Метод. Практическое занятие.
Место: Поле для тактических занятий.
Учебные вопросы:
1. Сбор по тревоги;
2. Марш бросок;
3. Боевое развертывание;
4. Прочесывание местности;
5. Атака рубежа (объекта);
6. Переход к обороне и другие задачи.
Ход занятия
Вводная часть.
«Диверсионная группа» из числа преподавателей – организаторов НВП скрытно покинув территорию лагеря провоцируют часовых на поднятие тревоги.
Как только часовой дает сигнал тревоги, объявляется тревога и общий сбор взводов в полной экипировке на плацу у штаба.
Основная часть.
По построению взводов начальник штаба объявляет личному составу сборов легенду и ставит задачи.
Легенда: «К югу от лагеря произошла высадка группы диверсантов. Необходимо прочесать местность, обнаружить, окружить и вынудить к сдаче противника».
Задачи: Первый взвод выдвигается на тактическое поле, развертывается в цепь и прочесывает местность в западном направлении.
Второй взвод выполняет аналогичные задачи и прочесывает местность к западу от лагеря в направлении на юг.
В условном месте при приближении взводов подается условный сигнал (взрыв петард).
Командиры взводов подают команду залечь и продолжить движение ползком.
При более интенсивном применении пиротехнических средств противником, дается команда перейти к обороне и приступить к самоокапыванию.
По условному сигналу (сигнальной ракеты) взвода переходят на рубеж либо объект, где скрывается условный противник и захватывают «Диверсантов». После чего взвода возвращаются на территорию лагеря.
Заключительная часть.
На плацу подводятся итоги после чего дается команда «Отбой тревоги!». Взвода возвращаются в расположения.
Приложение №5
Примерный сценарий
Торжественной линейки, посвященной началу учебно-полевых сборов
и окончанию курса НВП.
1. Построение групп у парадного крыльца колледжа
2. Военрук: «Колледж! Равняйсь! Смирно! Равнение на середину!»
Доклад: «Господин директор! Риддерский аграрно-технический колледж, на торжественную линейку, посвященную началу учебно-полевых сборов построены! Преподаватель-организатор НВП Кыйлымканов Арман Марксович!»
3. Вынос государственного флага РК.
4. Гимн РК.
5. Директор: «Приказ по Риддерскому аграрно-техническому колледжу №____ от ____ мая 20____г. «O проведении трехдневных учебно-полевых сборов». B соответствии с программой НВП, на завершающем этапе обучения студентов второго курса по НВП.
Приказываю:
Провести трехдневные учебно-полевые сборы со студентами второго курса на базе КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж» в период с ___ мая по _____ мая 20___ года. Руководство по проведению занятий возложить на преподавателя – организатора НВП. (Ф.И.О.)
Иметь экипировку: полевую форму одежды, теплую верхнюю одежду, спортивную форму, сменную обувь и средства личной гигиены.
Студенты, не прошедшие учебно-полевые сборы не будут аттестованы по предмету НВП (без уважительных причин)».
Преподаватель – организатор НВП: «Командирам 1 взвода провести перекличку личного состава юношей годных к прохождению учебно-полевых сборов! ».
Перекличка, доклад преподавателю – организатору НВП.
Доклад директору колледжа: «Господин директор, отделение РАТК в количестве __ человек на учебно-полевые сборы построены!»
Директор: «Вольно!»
Преподаватель – организатор НВП: «Вольно!»
Преподаватель – организатор НВП: «Отделение колледжа Становись!»
Построение.
Напутственное слово предоставляется классным руководителям групп.
Звучит марш «Прощание славянки» Поворот двухшереножного строя «направо», «налево», под проводы студентов «марш-бросок к пункту постоянной дислокации КГКП «РАТК».
Преподаватель – организатор НВП: _______________
Приложение №6
План - конспект
проведения занятия № 6 на УПС
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема: Назначение, устройство противогаза и
средств защиты кожи. ЦЕЛИ:
Учебная цель: Научить учащихся правильно подбирать противогаз, подготавливать его к работе. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, в боевых условиях и при преодолении зоны заражения.
Воспитательная цель: Воспитать
у учащихся дисциплинированность, ответственность, и умение при применении
средств индивидуальной защиты.
Время: _____ мин.
Метод: Объяснение с показом, отработка практических навыков
Место: Поле для тактических занятий
Оборудование: Противогазы, ОЗК.
Учебные вопросы:
Ход занятия
вводная часть
Построение, доклад командиров отделений о готовности отделений.
Постановка командиром взвода задачи, инструктаж по технике безопасности
Основная часть
1 Учебный вопрос: Отработка этого учебного вопроса проводится в форме фронтального опроса, в ходе которого учащиеся должны вспомнить теоретический курс Гражданской обороны, в частности раздел «Средства индивидуальной и коллективной защиты», тему «Противогазы». При необходимости командир взвода должен помочь учащимся вспомнить историю первого применения ОВ немцами в ходе первой Мировой войны под городом Ипр. Напомнить, что создателем фильтрующего противогаза был русский ученый, профессор Зелинский Н.Д., кратко остановиться на устройстве противогаза и принципе очистки зараженного воздуха.
Общевойсковой противогаз состоит из
лицевой части или шлем-маски и фильтрующе-поглощающего устройства. Также в
комплект входит сумка для ношения противогаза, коробка с пленками,
используемыми для предохранения стекол от запотевания. Шлем-маска противогаза
(5 ростов) изготавливается из резины. Она имеет очковый узел, обтекатели,
клапанный узел и соединительную трубку. Она обеспечивает подведение очищенного
воздуха от фильтра поглотителя через клапанный узел к органам дыхания, а также
служит для защиты глаз, кожи лица от воздействия ОВ.
Очковый узел состоит из металлических обойм, внешней и внутренней, между
которыми крепится смотровое стекло и прижимного кольца для крепления
незапотевающей пленки. Обтекатели предназначены для подачи воздуха от
клапанного узла непосредственно к очковому узлу, что снижает запотевание
стекол. Клапанный узел служит для распределения потоков вдыхаемого и
выдыхаемого воздуха. Он имеет один клапан вдоха и два клапана выдоха.
Соединительная трубка соединяет шлем-маску с фильтром-поглотителем.
Фильтрующе-поглощающее устройство противогаза служит для очистки вдыхаемого
воздуха от ОВ. Он изготавливается из металла. В нем помещены специальные
поглотители, которые изготавливаются из активированного угля и противодымный
фильтр, изготовленный из бумаги. Противодымный фильтр задерживает частицы пыли,
дыма.
2 учебный вопрос: проверка исправности,
сборка и укладка противогаза.
Перед тем как пользоваться противогазом, очень важно правильно подобрать по
росту лицевую часть противогаза, проверить его исправность.
Для определения роста шлем маски надо измерить голову по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок. При величине измерения до 63 см нужна шлем-маска нулевого роста; 63,5-65,5 см — первого, 36-68 см — второго; 68,5-70,5 см — третьего; более 71 см — четвертого роста. Для подбора маски нужно измерить высоту лица — расстояние от переносицы до нижней точки подбородка. При высоте лица 99-109 мм требуется маска первого роста; 109-119 мм — второго; более 119 мм — третьего. Правильно подобранная шлем-маска должна плотно прилегать к лицу и исключать возможность проникновения наружного воздуха в органы дыхания, минуя фильтрующе-поглощающую коробку. Подбор шлем-маски и проверка исправности противогаза проводятся внешним осмотром и испытанием противогаза на герметичность в целом. При внешнем осмотре устанавливают: нет ли трещин и проколов в шлем-маске и соединительной трубке; целость стекол очковых узлов, исправность обтекателей; исправность клапанной коробки и состояние клапанов; состояние фильтрующе-поглощающей коробки (нет ли пробоин, вмятин). Сборку общевойскового противогаза производят в следующем порядке. Ввертывают до отказа гайку соединительной трубки в клапанную коробку шлем-маски; в левую руку берут фильтрующе-поглощающую коробку горловиной вниз, а в правую — накидную гайку заворачивают до отказа на горловину коробки. При сборке противогаза ГП-5 в левую руку берут шлем-маску (за клапанную коробку), правой рукой ввинчивают до отказа фильтрующе-поглощающую коробку, навинтованной горловиной в патрубок клапанной коробки шлем-маски.
Для проверки противогаза на герметичность необходимо надеть шлем-маску (маску), вынуть коробку из сумки, закрыть отверстие в дне коробки резиновой пробкой (рукой) и сделать глубокой вдох. Если воздух под лицевую часть не проходит — противогаз исправен. Проверенный противогаз в собранном виде помещают в сумку. Общевойсковой противогаз укладывают так: фильтрующе-поглощающую коробку кладут в сумку; складывают шлем-маску, для чего берут одной рукой за очковый узел, другой рукой перегибают шлем-маску вдоль и закрывают ею одно стекло, затем перегибают шлем-маску пополам и закрывают другое стекло; вкладывают в сумку соединительную трубку и сложенную шлем-маску клапанной коробкой вниз. При укладке противогаза ГП-5 или ПДФ-Ш фильтрующе-поглощающую коробку ставят в сумку, шлем-маску не перегибают, могут быть немного подвернуты головная и боковые ее части. При укладывании маски противогаза ГП-4у необходимо внутрь вложить назатыльник и тесемки крепления, после чего вложить в большое отделение сумки сначала соединительную трубку, а затем маску клапанной коробкой вниз.
Правила ношения противогаза и пользования им. Противогаз носят в положениях: «походном» (если нет непосредственной угрозы нападения противника); «наготове» (если такая угроза есть и поданы сигнал «воздушная тревога» или команда «Противогаз готовь»); «боевом» (по команде «Газы», а также при первых признаках химического или бактериологического (биологического) заражения).
В «походном» положении противогаз носят на левом боку. Верх сумки должен быть на уровне талии, клапан застегнут.
При переводе противогаза в положение
«наготове» необходимо передвинуть сумку вперед, расстегнуть клапан, закрепить
противогаз поясной тесьмой (шнуром).
Для перевода противогаза в «боевое» положение необходимо задержать дыхание,
закрыть глаза, снять головной убор, вынуть шлем-маску. Взять ее обеими руками
за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы были снаружи, а
остальные внутри. Приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким
движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а
очковый узел пришелся против глаз. Сделать полный выдох, открыть глаза и
возобновить дыхание. Надеть головной убор и закрепить противогаз на боку, если
этого не было сделано ранее. Правила пользования неисправным противогазом. Если
шлем-маска повреждена незначительно, ею можно пользоваться, плотно прижав место
повреждения к голове. Неплохо иметь в сумке для противогаза широкую клейкую
ленту (скотч), которой можно заклеить повреждения не только шлем-маски, но и
фильтрующе-поглощающего устройства. Если же маска повреждена основательно
необходимо: задержать дыхание, закрыть глаза, снять шлем-маску, вывернуть
фильтр-поглотитель, взять его горловину в рот, зажать пальцами нос и дышать
через коробку, не открывая глаз. При повреждении соединительной трубки,
необходимо задержав дыхание отвинтить трубку от противогаза и
фильтрующе-поглощающего устройства и привинтить фильтр-поглотитель
непосредственно к противогазу. Норматив отрабатывается всеми учащимися
одновременно, по команде «ГАЗЫ!». Командир взвода проверяет правильность
выполнения приема и, в случае необходимости, корректирует действия учащихся.
Заключительная часть 10 мин.
1. Преодоление участка «ЗАРАЖЕННОЙ МЕСТНОСТИ» используя индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи.
2. Подведение итогов, определение степени готовности взвода к действиям в условиях применения противником ОМП.
Командир взвода: _______________
Бекітемін: |
Утверждаю: |
Директор РАТК |
Самойленко А.П. |
________________ |
«______» ___________20____г. |
ИНСТРУКЦИЯ
по мерам безопасности и правилам поведения в тире
I. Общие положения.
1. Занятия стрельбы в тире проводятся по приказу начальника УПС в соответствии с расписанием занятий. На занятия учащие допускаются в составе взвода во главе с командиром взвода.
2. Ответственность за организацию и проведении стрельб возлагаются на командира взвода.
3. Командир взвода несёт полную ответственность за знание и соблюдение всеми мер безопасности.
4. Свободные от стрельбы учащиеся находятся в специально отведённом месте, соблюдают установленный порядок.
5. Стреляющие, небрежно обращающиеся с оружием и боеприпасами или нарушающие другие правила безопасности, немедленно удаляются.
II. При проведении стрельб в открытом тире назначаются:
-исходное положение – для построения и подготовке к стрельбе очередной смены.
-рубеж открытия огня – линия, по достижению которой разрешается стрельба.
-пункт боевого питания – оборудуется позади исходного положения.
III. Обязанности руководителя стрельбы.
1. Руководитель занятий перед началом стрельбы обязан ознакомится с настоящими правилами, принять тир и расписаться в журнале учета стрельб.
2. Закончивзанятие в отведённое время, освободить и привести в порядок тир (убрать коврики, подстилки, мешочки, собрать коробки, использованные мишени). После этого сдать тир и расписаться о сдаче в журнале учета стрельб.
IV. Обязанности стреляющих.
1. Знать и строго соблюдать все команды и меры безопасности при стрельбе.
2. После стрельбы сдать руководителю оставшиеся патроны и гильзы.
3. Чистку оружия и копчения мушек проводить только в специально отведённом для этого месте.
В тире запрещается:
1. Производить стрельбу без руководителя.
2. Вести огонь из неисправного оружия.
3. Заряжать оружия на огневом рубеже без команды “Заряжай”, сигнал“Огонь”.
4. Брать оружие без разрешения руководителя стрельб.
5. Оставлять на огневом рубеже заряженное и незаряженное оружие с закрытым затвором или со взведенным курком.
6. Находясь на огневом рубеже, направлять оружие в тыл, в сторону или прицеливаться в мишени, если в направлении расположения мишеней находятся люди.
7. Находится на огневом рубеже посторонним лицам, а так же учащимся, не занятым стрельбой.
8. Курить и зажигать огонь для копчения мушек.
Бекітемін: |
Утверждаю: |
Директор РАТК |
Самойленко А.П. |
________________ |
«______» ___________20___ г. |
ИНСТРУКЦИЯ
по мерам безопасности при проведении занятий по НВП на УПС
На занятиях но начальной военной подготовке, а так же при проведении военно-спортивных игр и занятий, используются учебное оружие, различная учебная техника.
Создание нормальных условий на этих занятиях и соблюдение мер безопасности – важнейшая обязанность руководителей УПС и непосредственно командира рот, взводов, которым необходимо изучить данные правила и строго руководствоваться ими в своей практической работе.
За организацию хранения и учет учебного оружия и учебного имущества, а также их правильное использование несет персональную ответственность начальник УПС.
Оружие, патроны, военно-техническое имущество хранятся в специально оборудованном помещении.
Запрещается:
-выдавать учебное оружие и технику, винтовки и патроны к ним, имущество отдельным лицам для личного пользования.
Осмотр учебного оружия военно-технического имущества сцелью проверки наличия, состояния, условия хранения и сбережения, а так же правильности учета заместители начальника УПС ежедневно.
На занятия учащиеся должны являться подготовленными и опрятно одетыми. При построении они должны знать свое место в строю, уметь быстро без суеты знать его, быть внимательными к командам и сигналам военного руководителя, быстро и точно их выполнять.
Военный руководитель, прежде всего сам, должен быть образцом точности и аккуратности, дисциплинированности и внешней подтянутости.
Взаимоотношения военного руководителя с учащимися строятся согласно уставу ВСРК.
В полевых условиях надо организовать и провести занятие так, чтобы они дали максимум пользы учащимся, позволили военному руководителю закрепить навыки, полученные на классных занятиях.
Бекітемін: |
Утверждаю: |
Директор РАТК |
Самойленко А.П. |
________________ |
«______» ___________20____ г. |
ИНСТРУКЦИЯ
по мерам безопасности для студентов
на учебно – полевых лагерных сборах.
1. Все учащиеся обязаны выполнить все команды и приказы командиров и преподавателей.
2. На стадионе запрещается заниматься без преподавателя и без страховки.
3. В лагере продвигаться только по колоннам, отдавать честь при встрече.
4. При движении на транспорте соблюдать правила дорожного движения.
5. В лагере запрещается играть в карты, участвовать в разборках и драках.
6. Жалобы подавать лично преподавателям и командирам.
7. Соблюдать личную общественную гигиену
8. В лагерь запрещается привозить и употреблять наркотики и алкогольные напитки, режущие и колющие предметы опасны для жизни учащихся!
9. Всем учащимся запрещается самовольно уходить за границы лагеря.
10. На огневом рубеже ствол оружия направлять только на мишени или верх. Запрещается наводить боевое оружие в людей или прицеливаться – опасно для жизни учащихся!
11. Заряжать б/оружие только на огневом рубеже и докладывать о своих руководителю стрельб.
12. Стрелять по команде “Огонь” (красный флаг), прекратить стрельбу по команде “Стой” (белый флаг)
13. Запрещается оставлять заряженное оружие на огневом рубеже, разбирать и ремонтировать б/патроны, УЗРГМ и ручные гранаты – опасно для жизни учащихся.
Инструктажи проводятся со всеми участниками в виде:
1. Вводного инструктажа перед началом занятии (УПС, ОП)
2. Инструктажа на рабочем месте (караульный городок так.поле).
3. Повседневный (текущий) инструктаж (новое задание, работа).
4. Периодический (повторный) инструктаж (инструктаж сопровождаемый опросом).
Бекітемін: |
Утверждаю: |
Директор РАТК |
Самойленко А.П. |
________________ |
«______» ___________20___ г. |
Обязанности командира учебного взвода
Командир учебного взвода назначается из числа преподавателей организаторов НВП. Он отвечает: за жизнь и безопасность личного состава взвода; за соблюдение личным составом взвода правил техники безопасности и пожарной безопасности, полное и качественное выполнение программы учебно-полевых сборов, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава; за поддержание внутреннего порядка во взводе и соблюдение распорядка дня личным составом взвода; за сохранность имущества, выданного ему во временное пользование.
Он подчиняется командиру роты и является прямым начальником всего личного состава взвода.
Командир взвода лично обучает и воспитывает подчиненных. Он обязан:
- проводить занятия с личным составом взвода и следить за правильным обучением своих подчиненных командирами отделений, а при выполнении боевых задач умело управлять взводом;
-знать фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостатки каждого учащегося в боевой подготовке, их деловые и морально-психологические качества;
-постоянно проводить с ними индивидуальную работу по правовому и воинскому воспитанию;
-иметь именной список личного состава взвода;
-требовать и строго следить за соблюдением воинской дисциплины личным составом взвода, за его внешним видом, выполнений правил ношения военной формы одежды, правильно подгонкой снаряжения, обмундирования, обуви и за соблюдением правил личной гигиены;
-постоянно совершенствовать физическую тренированность личного состава, систематически проводить с ним занятия по физической подготовке;
-знать материальную часть, правила эксплуатации вооружения имеющегося во взводе и лично проверять его боевую готовность;
-следить за правильной эксплуатацией вооружения имеющегося во взводе и лично проверять его боевую готовность;
-следить за правильной эксплуатацией вооружения и военного имущества на каждое занятие, а также их наличия и состояние по возвращении с занятия;
-обеспечивать выполнения требований безопасности на занятиях, стрельбах, учениях и при обращении с оружием и военным имуществом;
Список используемой литературы
1. Правила организации и обеспечения государственными органами подготовки граждан у воинской лужбе – утвержденыпостановлением Правительства РК от 24 мая 2006 г № 449;
2. Методика тактической подготовки [Текст] –М.: Военное издательство, 1997г;
3. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: методическое пособие / Т.А.Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005г;
4. Устав караульной и гарнизонной службы ВС, других войск и воинских формирований РК – утвержденный Указом Президента РК от 5 июля 2007 г. №364;
5. Дисциплинарный устав ВС, других войск и воинских формирований РК - утвержденный Указом Президента РК от 5 июля 2007 г. №364 – утвержденный Указом Президента РК от 5 июля 2007 г. №364;
6. Устав внутренней службы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан – утвержденный Указом Президента РК от 5 июля 2007 г. №364;
7. Строевой устав Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан – утвержденный Указом Президента РК от 5 июля 2007 г. №364.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.