Методическое сообщение для выступления на заседании объединения классных руководителей на тему "Особенности организации работы классного руководителя в группах СПО"
Оценка 5

Методическое сообщение для выступления на заседании объединения классных руководителей на тему "Особенности организации работы классного руководителя в группах СПО"

Оценка 5
Документация
docx
классное руководство
Взрослым
29.11.2023
Методическое сообщение для выступления на заседании объединения классных руководителей на тему "Особенности организации работы классного руководителя в группах СПО"
Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник в СПО. Он организует и направляет воспитательный процесс в группе, объединяет воспитательные усилия родителей и общества. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии студентов, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в группе.
Метод.сообщ.Особенности организации работы классного руководителя в группах СПО .docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГБПОУ «Сасовский индустриальный колледж имени полного кавалера ордена Славы В.М. Шемарова»

 

 

 

 

 

 

Методическое сообщение

на тему: «Особенности организации работы классного руководителя в группах СПО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 г. Сасово

2023

Особенности организации работы классного руководителя

в группахСПО

 

 

Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник в СПО. Он организует и направляет воспитательный процесс в группе, объединяет воспитательные усилия родителей и общества. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии студентов, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в группе.

Основное в деятельности классного руководителя – воспитание студентов и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.

Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего техникума, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом техникума. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своей группы. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного студента, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные методы и формы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе самоуправления.

К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей студентов, забота об охране здоровья.

Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим студентам, их работу в общественно-полезном труде, в важнейших общетехникумовских мероприятиях. Он также взаимодействует со студентами на основе уважения, взаимопонимания.

Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает студентов не только словом, но и личными примерами, своим поведением. Немаловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлеченность профессией, гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим студентам.

К основным качествам, необходимым классному руководителю, следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность. Его почетное дело – непосредственное воспитание молодежи, формирование жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно здорового поколения.

Классный руководитель ставит и осуществляет единые воспитательные задачи. Так, он стремится приучить студентов к трудолюбию, организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей студентов.

Основные функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования студентов в техникуме для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.

В качестве важнейших функций классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностические, организаторско-стимулирующие, объединительно-сплачивающие, координирующие и личностно-развивающие.

а) Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья студентов и физического развития, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учёбе и динамику успеваемости.

б) Организаторско-стимулирующая функция обуславливается тем, что участие студентов во внеклассной работе является добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности студентов. Главное здесь, умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала студентов высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к её проведению. Даже самые традиционные виды работы (классные часы) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие красочные формы.

в) Объединительно-сплачивающая функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение студентов, здоровый психологический микроклимат в группе, товарищеское общение, забота друг о друге. Необходимо предотвращать появление группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности студентов.

г) Координирующая функция обусловлена координацией деятельности студентов и осуществления единого подхода к ним. Подобную работу необходимо проводить также с родителями студентов и привлекать их к совместной воспитательной работе.

д) Личностно-развивающая функция. Её осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств студентов: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков. Осуществление указанных функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. В круг этих обязанностей входит тесное сотрудничество с другими преподавателями, оказание своевременной помощи студентам в учёбе, проведение мероприятий, содействующих укреплению здоровья студентов, организация общественно-полезного труда, ведение установленной документации, представление руководству техникума сведений об успеваемости, посещаемости и поведении студентов.

Изучение студентов классным руководителем проводится с помощью различных методов. Важнейшими из них являются следующие: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением студентов в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, посещение их на квартирах, в общежитии, на дому.

Сущность этих методов заключается в том, чтобы наблюдая за студентами в различных условиях учебной и внеклассной работы, выявлять особенности их отношения к выполнению своих обязанностей, черты характера, культуры поведения.

Индивидуальные, групповые беседы. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится студент к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах студенты рассказывают о своих успехах и неудачах, характере отношений с однокурсниками. Изучение результатов деятельности студентов. В техникуме проводятся различные конкурсы, викторины, олимпиады, выставки, соревнования. Студенты проявляют творческие способности.

Классный руководитель нередко даёт им различные поручения. В итоге обнаруживается, что некоторые студенты с увлечением выжигают, вяжут, шьют, поют, танцуют, читают техническую литературу, третьи с увлечением изучают устройство автомобиля, четвёртые играют с удовольствием на духовых инструментах. По результатам этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увлечениях, но и склонностях и способностях студентов, делать прогнозы из развития, устанавливать контакты с преподавателями и родителями по этим вопросам, чтобы они учитывали всё это в своей работе.

Так, сущность естественного эксперимента состоит в том, что студенты включаются в какую-нибудь деятельность, и классный руководитель наблюдает за их поведением не в искусственно созданных условиях, а в процессе обычной работы и, таким образом, изучает их особенности.  В качестве подобных «естественных ситуаций» при изучении студентов могут выступать обсуждение на собрании плохих поступков отдельных студентов, когда нужно проявить принципиальность и требовательность к товарищу. Вот здесь классный руководитель и видит, у кого эти качества есть, а у кого их нет.

Для практической работы классного руководителя больше всего подходят следующие методы воспитания:

- методы убеждения, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, призывы, убеждения);

- методы упражнений (приручений), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные её мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, создание ситуаций успеха);

- методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности (критика, поощрения, замечания, наказания, ситуация доверия, контроля).

Следующей ступенью профессионального роста классного руководителя является мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности классного руководителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. А.С.Макаренко подчёркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. К выбору форм работы классный руководитель подходит творчески. Планируемые им формы, различного содержания «классные часы», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании студентов, помочь дать оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить принципиальное отношение к чуждому, вредному. Так, при подготовке к проведению открытого классного часа, посвященному одной из самых актуальных тем – экологии, в процессе совместной практической деятельности между студентами установились деловые отношения, формировалась ответственность за порученное дело, раскрывались способности каждого, а главное – крепло товарищеское сплочение, рождался дух коллективизма. Эта работа потребовала распределения обязанностей, поиска необходимых материалов. Одни оформляли книжную выставку «Окно в природу», другие думали о музыкальном сопровождении, а для этого требовалось найти мелодии нужных песен, третьи готовили высказывания известных людей о природе, четвёртые искали материал для докладов об экологических проблемах, пятые подбирали стихи, соответствующие теме. Думали также о том, кого пригласить на классный час в качестве гостей.

Организация таких интересных практических дел студентов создает основу для накопления положительных традиций в группе, что в свою очередь способствует обогащению жизни коллектива и его развитию.

Каковы же основные направления в работе классного руководителя?

1.                  Изучение студентов группы: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных.

2.                  Постановка воспитательных задач общих для группы или отдельных студентов.

3.                  Планирование воспитательной работы – составление плана для работы со студентами, преподавателями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

4.                  Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, вечеров, родительских собраний.

5.                  Организация работы с родителями студентов: систематическое информирование об успеваемости, поведении студентов.

6.                  Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.

Весьма ценной формой обобщения результатов изучения студентов являются «Педагогические консилиумы» - совещания преподавателей группы, проводимые под руководством классного руководителя. На них обсуждается характеристика группы и отдельных студентов, коллективно выявляются причины отставания в учёбе или недостатков в поведении тех или иных студентов и намечаются меры индивидуального подхода к ним. Успешное воспитание студентов немыслимо без сплочённого, педагогически управляемого коллектива, каким является группа. Коллектив, как живой общественный организм, рождается, развивается, живёт. В создании, сплочении и всей жизнедеятельности группы главная роль принадлежит классному руководителю. Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение студентов он начинает с организации их деятельности.

Специфический характер имеет работа классного руководителя по повышению успеваемости студентов. Прежде всего, классный руководитель использует коллектив группы для повышения требований к студентам по вопросам учёбы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания, на которых анализируется состояние учебной работы в группе, заслушиваются отчёты отдельных студентов о выполнении ими правил поведения. Значительное место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об обязанностях студентов в учении, о культуре умственного труда, а также контроль за выполнением их домашних заданий. Задача классного руководителя – вовремя заметить отставание студента в учении, выяснить причины и оказать ему действенную помощь.

Ответственный участок деятельности классного руководителя – нравственное и трудовое воспитание. С помощью различных внеклассных мероприятий (бесед, лекций, докладов, вечеров) он знакомит студентов с современной жизнью страны, проводит диспуты на моральные темы, литературно-художественные вечера.

Проводя воспитательную работу со студентами, классному руководителю следует поддерживать тесные контакты с преподавателями с целью установления единых требований к студентам и повышения качества учебно-воспитательного процесса. В каких же формах осуществляется эта работа?

Одной из таких форм является посещение классным руководителем уроков, проводимых преподавателями в его группе. В процессе посещения занятий он наблюдает за работой студентов, их дисциплиной, анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим классный руководитель изучает вопрос о накоплении оценок и использовании их стимулирующей роли в учении, о дозировке объёма домашних заданий. Классный руководитель изучает учебные трудности и совместно с родителями и преподавателями и активом группы устраняет их. Одни студенты нуждаются в дополнительных занятиях, другие в усиленном контроле, третьи в повышенном внимании и даже лечении, четвёртых надо учить приёмам умственной работы. Важной проблемой в работе классного руководителя с преподавателями является организация помощи слабоуспевающим студентам, так как он, находясь в постоянных контактах со студентами, может подсказать причины снижения качества знаний того или иного студента и попросить преподавателя учесть их в своей работе.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Работа с родителями требует умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания. Неоценимое значение имеют личные контакты классного руководителя с родителями. Классный руководитель информирует родителей об успехах студента, акцентируя внимание на положительном, говорит о трудностях и неудачах, стараясь выяснить причины и мотивы ослабления в учёбе, совместно определяют методы педагогической помощи. Обязанность классного руководителя осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учётом специфического подхода к студентам различных возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех студентов, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания. Таким образом, эффективное выполнение классным руководителем своих функций, активное использование форм работы и чёткое планирование даёт возможность включения всех студентов в целостный учебно-воспитательный процесс. Только классный руководитель в полном объёме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие его мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Именно на этом основан его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу, которую никто, кроме него, выполнить не может. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учитель – это, действительно, звучит гордо! Я хочу сказать, что студенческие годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются потом не только интересными уроками лучших преподавателей. В памяти всплывают увлекательные экскурсии и походы, вечера, яркие доклады, не забываются и задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие студенты и после окончания техникума не порывают связи со своими любимыми классными руководителями.

 

Список используемой литературы:

1.      Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений  /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- 3- е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.

2.      Савва, Л.И. Педагогика в образно-логическом изложении: учебное пособие /Л.И. Савва, Сайгушев Н.Я., О.А. Веденеева. – Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2015. – 129с.

3.      Формы воспитательной работы классного руководителя  / Под ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов.- М.: Школьная пресса, 2006.

4.      Шилова, М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.  /М.И. Шилова.- Красноярск: РИО КГПУ, 2007

5.      Ястребова, А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя // Классный руководитель. -2001.- №6.

6.      http://nsportal.ru/

7.      http://festival.1september.ru/

8.      http://www.menobr.ru/


9.      Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ

Особенности организации работы классного руководителя в группахСПО

Особенности организации работы классного руководителя в группахСПО

В качестве важнейших функций классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностические, организаторско-стимулирующие, объединительно-сплачивающие, координирующие и личностно-развивающие

В качестве важнейших функций классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностические, организаторско-стимулирующие, объединительно-сплачивающие, координирующие и личностно-развивающие

По результатам этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увлечениях, но и склонностях и способностях студентов, делать прогнозы из развития, устанавливать контакты…

По результатам этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увлечениях, но и склонностях и способностях студентов, делать прогнозы из развития, устанавливать контакты…

Организация таких интересных практических дел студентов создает основу для накопления положительных традиций в группе, что в свою очередь способствует обогащению жизни коллектива и его развитию

Организация таких интересных практических дел студентов создает основу для накопления положительных традиций в группе, что в свою очередь способствует обогащению жизни коллектива и его развитию

Важной проблемой в работе классного руководителя с преподавателями является организация помощи слабоуспевающим студентам, так как он, находясь в постоянных контактах со студентами, может подсказать причины…

Важной проблемой в работе классного руководителя с преподавателями является организация помощи слабоуспевающим студентам, так как он, находясь в постоянных контактах со студентами, может подсказать причины…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2023