Содержание
П/№ |
|
С. |
I. |
Постановка проблемы с указанием причин………………………….. |
3 |
II. |
Способность выявлять проблемы, требующие исследовательского подхода…………………………………………………………………. |
4 |
III. |
Актуальность исследовательской деятельности обусловлена следующим образом…………………………………………………… |
4 |
IV. |
Степень научной разработанности проблемы……………………….. |
5 |
V. |
Паспорт исследовательского проекта………………………………… |
5 |
VI. |
Объект проектной деятельности……………………………………… |
7 |
VII. |
Предмет проектной деятельности……………………………………. |
7 |
VIII. |
Главная цель……………………………………………………………. |
8 |
IX. |
Задачи проекта…………………………………………………………. |
8 |
X. |
Методологическая основа исследования……………………………... |
9 |
|
10.1. Гипотеза…………………………………………………………... |
9 |
|
10.2. Основные принципы……………………………………………... |
9 |
XI. |
Ресурсы проекта………………………………………………………... |
10 |
XII. |
Основной механизм реализации проекта…………………………….. |
12 |
XIII. |
Последовательный перечень этапов………………………………….. |
12 |
|
13.1. 1 этап – организационно-подготовительный ………………….. |
12 |
|
13.2. 2 этап – практико-ориентированный…………………………… |
12 |
|
13.3. 3 этап – итогово-аналитический………………………………… |
13 |
XIV. |
Поэтапный план реализации долгосрочного проекта……………...... |
13 |
|
14.1. 1 этап – организационно-подготовительный…………………… |
13 |
|
14.2. 2 этап – практико-ориентированный…………………………… |
14 |
|
14.3. 3 этап – итогово-аналитический………………………………… |
15 |
XV. |
Информационная схема проекта……………………………………… |
16 |
XVI. |
Конечный продукт проекта….……………………………..………….. |
18 |
|
16.1. Продукты-результаты……………………………………………. |
18 |
|
16.2.Результаты-эффекты……………………………………………… |
18 |
XVII. |
Критерии оценки эффективности реализации проекта……………… |
18 |
XVIII. |
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий ………………………………. |
19 |
XIX. |
Итог (выводы, рефлексия)…………………………………………….. |
20 |
XX. |
Список использованной литературы……………………….………… |
20 |
XXI. |
Интернет-источники…………………………………………………… |
22 |
«День, который Вы прожили,
не совершенен до тех пор,
пока Вы не сделали что-нибудь для кого-то,
кто никогда не сможет возместить Вам этот долг»
(Рут Шмельцер)
I. Постановка проблемы с указанием причин (важность проблемы)
Проблема бездомных животных была искусственно создана в России во второй половине 1990-х годов. За это время миллионы россиян подобрали бездомных животных на улицах городов, посёлков, деревень.
В развитых странах обитание домашних животных на улице недопустимо, так как это приводит к страданиям и смерти животных и считается максимальным садизмом по отношению к ним. Эта аксиома понятная всем здравомыслящим людям, понимающим, что жизнь бездомных животных полна страданий.Самое страшное – быть никому не нужным, лежать на обочине и корчиться от боли на глазах у прохожих.
В городе собакам и кошкам легко попасть в беду: стать выброшенными хозяевами или просто потеряться. Животные попадают под колёса, становятся мишенями для догхантеров(«охотники на собак»). Животные умирают от голода, холода и болезней.
Чуткое отношение к животным посредством социально-эколого-нравственного воспитания в школе-интернате для обучающихся с нарушениями слуха – это не мода, не очередное увлечение, это направление носит информационный, практико-ориентированный характер,формирует у детей толерантность, милосердие, закладывает первоначальные знания об отношении к животным, помощи, защите и поддержке братьев наших меньших.
Нам пришла идея о запуске проекта «Дай лапу, друг!» в рамках программы «2013 год – Год охраны окружающей среды», целью которой является повышение экологической грамотности самых широких слоёв населения, и, в первую очередь, учащихся образовательных учреждений разного уровня.Данный проект был выбран не случайно, так какдавно доказано, что общение с животными благотворно влияет на человека. Прогулки с собакой избавляют от гиподинамии, поглаживание кошки успокаивает нервы. Исходя из этого, появились целые методики занятий с животными-«терапевтами».
В ходе реализации проекта «Дай лапу, друг!» с сентября 2015 года, нашеобразовательное учреждениеактивно сотрудничает с томской зоозащитной организацией «Содружество», её представителями, волонтёрами, пропагандирующими бережное отношение к бездомным животным. Это весьма актуально для образовательной организации. Актуальность данного проекта– воспитать растущее поколение в духе гуманности к братьям нашим меньшим и ко всему окружающему миру. Важным аспектом является расширение представлений о помощи и поддержке бесхозных животных.
II. Способность выявлять проблемы, требующие исследовательского подхода
Существующий подход – отстрел или усыпление безнадзорных животных – не является решением проблемы. Такая политика нерезультативна, так как не позволяет бороться с причиной проблемы появления бездомных животных в населённых пунктах. Данный метод ведёт к увеличению числа рождающихся щенков в одном помёте, приводит к постоянным миграциям.
Под отстрел попадают, в большинстве случаев, адекватные и прирученные собаки, не боящиеся подойти к человеку на расстояние выстрела и, следовательно, безопасные для населения. Собаки пугливые, агрессивные и потенциально опасные, имеют больше шансов выжить при отстреле, т.к. они не подойдут к человеку достаточно близко. При регулировании численности бездомных животных только таким способом решить проблему не удастся.
Приемлемый способ регулирования состоит в том, что бездомные животные отлавливаются, стерилизуется и после снятия швов выпускается в прежнее место обитания. Через несколько лет количество животных начнёт уменьшаться естественным образом.
Проектная деятельность предполагает создание информационного ресурса как на школьном образовательном сайте, в сети интернет, так и на электронных носителях (видеоролики, презентации, внеурочные мероприятия, и др.) по программам «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Природоведение», которые помогают детям, родителям, педагогам, волонтёрам в работе с детьми младшего, среднего и старшего возраста.
В рамках проекта обучающиеся не только получают сведения о животных, об окружающей среде, но и занимаются трудовой деятельностью – мастерят скворечники, кормушки, тёплые постилки для кошек и собак, различные поделки, а также участвуют в благотворительности – приобретают корм для животных питомника,пополняют финансовую копилку, подкармливают птиц и др.
III. Актуальность исследовательской деятельности обусловлена следующим образом.
Большинство людей не обращают внимания или делают вид, что не замечают, но эта проблема бездомных животных остаётся актуальной. Даже сами по себе уличные животные составляют множество проблем для человеческого общества. По пути домой многие не раз с опаской обходили стаи озлобленных собак. Правда, нельзя сказать, что озлобленность вызвана не обоснованной агрессией, в большинстве случаев это всего лишь ответная реакция на жестокое отношение людей к животным. Также нужно отметить проблему распространения опасных заболеваний, которые распространяются среди бесхозных животных и могут передаваться людям различными путями (при укусе – бешенство, при поглаживании – гельминтозы, лишаи и др.). Люди не задумываясь, избавляются от заведённых ими питомцев, пополняя тем самым и так многочисленную армию уличных животных.
Мир животных удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что-то новое, удивительное, необычное. Воспитание в детях осознания необходимости нравственного отношения к животным в целом, а к бездомным животным в частности, понимание ответственности человека за братьев наших меньших не менее важно, чем умение считать, писать, читать,но и весьма актуально.
IV. Степень научной разработанности проблемы
Долгое время организация совместной деятельности школьников и педагогов, которая охватывала как учебное, так внеучебное время, носила название «метода целевого акта». Только в 1908 году заведующий отделом воспитания сельхозшкол Д. Снезден употребил слово «проект», говоря об инновационных методах, а в 1911 году Бюро воспитания США узаконило термин «проект» применительно к образовательному процессу.
Научные основы современной образовательной политики в США были выработаны американским философом Дж. Дьюи ещё в конце ХIХ – начале ХХ столетия [15]. Основные тезисы его позиции: соединение обучения с производственным трудом; единство теории и практики в процессе обучения; постоянная связь школы с жизнью; построение преподавания на близком к интересам учащихся материале. Наибольший интерес, с точки зрения степени разработки исследуемой проблемы, представляют работы российских исследователей:Л.С. Выготского (1896-1934 гг.), А.Р. Лурии (1902-1977 гг.), А.Н. Леонтьева (1903-1979 гг.). Первые попытки раскрытия сущности проектной деятельности на общепсихологическом уровне предприняты в исследованиях К.Д. Ушинского (1824-1870 гг.), С.Л. Рубинштейна (1889-1960 гг.) и др. В настоящее время целесообразность и необходимость проектного обучения в России доказана. Важность проекта в жизнедеятельности детей с дефицитарным развитием (нарушениями слуха) весьма актуальна. Структура и содержание проекта представлены в таблице 1.
Таблица 1
V. Паспорт информационно-практико-ориентированного проекта |
||
№ |
Структура |
Содержание |
1. |
Тема проекта |
«Дай лапу, друг!» |
2. |
Цель проекта |
Создание условий для развития познавательного опыта и практических навыков детей в процессе формирования начал экологической культуры, адекватного отношения ребёнка к живой природе, взаимодействия с бездомными животными |
3. |
Задачи проекта |
Образовательные: мотивировать учебно-познавательную деятельность. Развивающие: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату с помощью активного общения с волонтёрами, педагогами. Воспитательные: формировать умение встать на защиту бездомных животных. Коррекционные: активизировать слуховое восприятие, мотивировать к обобщению предметно-практической деятельности в рамках проектной деятельности |
4. |
Активные участники проекта, возраст |
Обучающиесямладшего, среднего и старшего звена в количестве 30 человек от 8 до 18 лет |
5. |
Авторы проекта, должность |
Копылова Ольга Николаевна – учитель биологии, Моисеева Раиса Ивановна – учитель начальных классов |
6. |
Волонтёры Томской областной общественной благотворительной зоозащитной организации «Содружество» |
Светлана Ракитина - председатель организации, Макс Попов – активист организации, волонтёр https://vk.com/sodryzestvo |
7. |
Консультанты, пассивные участники проекта
|
Фролова Наталья Степановна – заместитель директора по учебной работе Татьяна Фёдоровна Запорожан – школьный врач высшей категории Самойлова Ирина Тимофеевна – учитель технологии Ёлкина Мария Анатольевна – педагог-библиотекарь Карауш Ирина Сергеевна – врач-педиатр, психотерапевт, специалист НИИ психического здоровья СО РАМН |
8. |
Тип проекта по доминирующей деятельности |
Информационно-практический проект, чётко ориентированный на конечный продукт, результат |
9. |
Тип проекта по предметно-содержательной области |
Межпредметный в разных областях: основы безопасности жизнедеятельности, природоведение, развитие речи, трудовое обучение, предметно-практическое обучение, изобразительное искусство, чтение, развитие слухового восприятия (РСВ), формирование произношения (ФП) |
10. |
Тип проекта по характеру координации |
Со скрытой координацией (гибкий) |
11. |
По количеству участников |
Групповой (классный) |
12. |
По широте охвата содержания |
Обучающиеся и общество, обучающиеся и родители, обучающиеся и волонтёры, обучающиеся и педагоги, обучающиеся и медицинские работники |
13. |
По времени проведения |
Продолжительный (с 01.09.2015 по 2017) долгосрочный |
14. |
По характеру контактов (степени охвата) |
Внутришкольный, региональный, международный. Последние два типа являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий |
15. |
Образовательная область |
Основы безопасности жизнедеятельности, ознакомление с окружающим миром, литературное чтение, развитие слухового восприятия, формирование произношения, ППД |
16. |
Учебный предмет |
Природоведение, основы безопасности жизнедеятельности |
17. |
Методы, использованные в работе над проектом |
Сбор информации, беседы, исследование, наблюдение, сравнение, умозаключения, речевые высказывания, причинно-следственные связи, благотворительность, выводы, рефлексия |
18. |
Форма представления проекта |
Буклет, презентации: «Дай лапу, друг!», «Моё беспокойное хозяйство», «Мои любимые животные», «Брошюра» и др. |
19. |
Образовательное учреждение, адрес |
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», Томск, ул. Дзержинского, дом 19, 634041; 43-54-53 |
20. |
Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта, Интернет-сайты |
Соц.сети
проекта: https://vk.com/sodryzestvo https://vk.com/id371666578 https://ok.ru/f.zhivotnymvlangepase |
21. |
Словарь исследователя (понятийный аппарат) деятельности на первое место встаёт задача проектирования исследования, параллельно развивается слуховое восприятие (РСВ), формируется произношение (ФП), пополняется словарный запас, обогащается речевая деятельность(первично – нарушения слуха, вторично –недоразвитие речи) |
Животные, бездомные, милосердие, душевность, благоразумие, брошенные, ухаживать, благотворительность, жестокое отношение к животным, бережное отношение к животным, гуманное отношение к животным, приют для животных, собака – хищное млекопитающее животное домашняя собака безнадзорная собака бесхозная собака владелец собаки содержание собаки приют (питомник) для собак пункт временного содержания собак учётный знак домашних собак жетон на ошейнике |
22. |
Целевая группа
|
Обучающиеся, родители, педагоги, медицинские работники, волонтёры, педагог-библиотекарь, специалисты ветклиники «Сами с усами» |
VI. Объектом проектной деятельности является
процесс формирования у обучающихсяпомощи и осознанного отношения к проблеме брошенных животных, под руководством родителей,педагогов, волонтёров.
VII. Предметом исследования является
совместная деятельностьволонтёровТомской областной общественной благотворительной зоозащитной организации «СОДРУЖЕСТВО», обучающихся, педагогов, родителейв процессе взаимодействия с животными приюта «Содружество», видов деятельности во внеурочное время как средство воспитания бережного отношения к животным.
VIII. Главная цель
Создание условий для развития познавательного опыта и практических навыков детей в процессе формирования начал экологической культуры, адекватного отношения ребёнка к живой природе, взаимодействия с бездомными животными.
IX. Задачи:
Образовательно-регулятивные:
мотивировать учебно-познавательную деятельность;
учить формулировать собственное мнение, уметь задавать вопросы;
определять цели, способы взаимодействия;
привлекать к проблеме защиты бездомных животных обучающихся, их родителей, педагогов;
организовывать собственную деятельность, фиксировать моменты наблюдения;
знакомить с элементарными методами и приёмами по уходу за животными;
работать с дополнительной литературой.
Познавательно-развивающие:
предвидеть возможности получения конкретного результата – облегчение жизнедеятельности бездомных животных;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату с помощью инструкции волонтёров, педагогов;
самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы, оценивать результат собственной благотворительной деятельности;
обогащать практико-деятельностный опыт по взаимодействию с бездомными животными.
Коммуникативно-воспитательные:
учить сознательно и творчески подходить к процессу исследования;
осуществлять рефлексию собственных действий.
воспитывать бережное отношение к животным, стойкое предотвращение жестокого обращения с животными;
прививать детям с нарушениями слуха гуманное отношение к бездомным животным;
формировать умение вставать на защиту бездомных животных;
повышать уровень сознания, этического и гуманного отношения к животным.
Личностно-коррекционные:
развивать умение слушать и слышать, действовать в заданных условиях;
осознано и произвольно, на вербальной основе, выказывать желание к взаимодействию с бездомными животными;
строить речевые сообщения в устной форме;
активизировать слуховое восприятие, мотивировать к обобщению предметно-практических действий в рамках проектной деятельности.
X. Методологическая основа исследования (обоснованность выбора использованных методов)
У детей с нарушениями слуха недостаточен объём знаний в области естественнонаучных представлений. Они затрудняются в установлении причинно-следственных взаимосвязях появленияпроблемных (бездомных, бесхозных) животных. Поэтому при разработке проекта «Дай лапу, друг!» использовали метод коммуникации, организованного детского взаимодействиясволонтёрам центра «Содружество».
Метод исследования – наблюдения, взаимодействия с бездомными животными, позволяет обучающимся с особенностями в развитии реализовать заложенную в них программу поддержки, помощи братьям нашим меньшим, оказавшимся в трудной ситуации вполне доступным для них способом – путём наблюдения, анализирования, сравнения, обобщения, оказания помощи.
Метод планирования включаетцели, задачи, определяет результативность проекта, последовательность действий, корректировки.
Метод диагностического анкетирования: состоит изнаблюдений, бесед, анализа продуктов творчества деятельности, экспертной оценки.
Опытно-экспериментальная работа с целью определения эффективности практической деятельности обучающихся в процессе поддержки и помощи животным, формирования личных жизненных компетенций.
Методы математической статистики, для обработки данных, полученных в процессе функционирования проекта «Дай лапу, друг!».
10.1. Гипотеза
При внедрении эффективных педагогических технологий, наполняющих информационно-практико-ориентированный проект, в воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, неизбежна положительная динамика эмоционального, чувственного, психологического развития.Проектная деятельность поможет выяснить, что без участия, поддержки и помощи животным, их жизнь обречена на гибель.
10.2. Основные принципы проекта
Принцип доступности позволит легко проводить обучающие занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов в конкретных условиях образовательного процесса, что будет способствовать сочетанию разных дидактических моделей образовательной деятельности с применением дистанционных технологий и сетевых средств обучения (интерактивных тестов, и др.).
Принцип гибкости даст возможность участникам проекта работать в подходящем для них темпе и в удобное время.
Принцип модульности, позволит волонтёрам, родителям и педагогам использовать необходимые для них сетевые образовательные программы (или отдельные составляющие образовательные программы) для применения индивидуальных образовательных маршрутов.
Принцип оперативности и объективности оценивания достижений воспитанников, поможет учитывать зоны актуального и ближайшего развития, структуру дефекта и образовательные возможности каждого особенного ребёнка.
Проект «Дай лапу, друг!» поможет воспитанию бережного отношения к домашним животным. Дети будут считать преступным – выбросить животное на улицу,усвоят правила:
ü никто не имеет право причинять животному ненужной боли, страданий или ущерба;
ü любой человек, содержащий домашнее животное должен нести ответственность за его здоровье и благополучие и должен обеспечить ему место для проживания, уход и заботу.
ü если нет условий для содержания собак или кошек, то и не стоит их заводить;
ü у детей будут сформированы элементарные знания культуры по оказанию помощи бездомным животным, по уходу за животными в домашних условиях.
XI. Ресурсы проекта.
Для реализации данного проекта используются следующие ресурсы.
Научно-методические:
оснащение обучающихся рекомендациями, методическими пособиями по сопровождению и уходу за бездомными животными;
оценка результативности реализации проекта, его механизмов, критериев и показателей на развитие ребёнка с нарушениями слуховой функции.
Кадровые:
Н.С. Фролова – завуч по учебной работе – консультант;
Т.П. Мурина – председатель методического объединения МО;
О.Н. Копылова – сурдопереводчик, учитель биологии высшей квалификационной категории – консультант;
Р.И. Моисеева – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, педагог-психолог;
И.Т. Самойлова – учитель технологии высшей квалификационной категории;
И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт, специалист НИИ психического здоровья СО РАМН;
Т.Ф. Запорожан – школьный врач высшей квалификационной категории.
Волонтёры Томской областной общественной благотворительной зоозащитной организации «СОДРУЖЕСТВО»;
Специалисты ветклиники «Сами с усами».
http://www.ourfriends.tomsk.ru/, https://vk.com/feed
Нормативно-правовые:
ü Закон Томской области от 13 августа 2010 г. N 154-ОЗ «О содержании собак и кошек в Томской области» (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 29 июля 2010 г. N 3451);
ü Закон о содержании собак и кошек в Томской области. Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 29.07.2010 № 3451;
ü В ред. Законов Томской области от 14.06.2011 № 103-ОЗ, от 15.03.2013 № 39-ОЗ) РФ Федеральный Закон о защите животных от жестокого обращения.Положение об Управлении ветеринарии Томской области (в ред. от 13 января 2017 года);
ü Закон Томской области от 10.07.2007 N 134-ОЗ (ред. от 13.03.2012) «Об охране окружающей среды в Томской области». Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 29.09.2005 N 2451;
ü Закон о содержании собак в Российской Федерации 24 Октября 2014 13:28 | 65574. Версия для печати. Вносится депутатами Государственной Думы В.В.Жириновским, А.Н.Диденко, В.С.Золочевским;
ü Закон Томской области от 12.01.2007 N 22-ОЗ (ред. от 08.05.2007) «Об экологической экспертизе в Томской области»;
ü http://www.ourfriends.tomsk.ru/Zakony/ .
Информационные:
школьная библиотека;
семейная библиотека;
школьный методический ресурсный отдел;
ресурсы сети Интернет;
художественная, методическая, научно-популярная литература библиотека им. А.С. Пушкина;
телевидение;
ресурсы РЦРО, ТОИПКРО, ГНМЦ, ЦДО г. Томска;
формирование банка данных по реализации проекта;
информирование общественности о ходе проведения проектных организационных, мониторинговых мероприятий.
Материально-технические:
проект реализуется на базе школы-интерната, оснащён в соответствии с современными требованиями (компьютерный класс, видеокамера, фотоаппарат, сканер);
изготовление наглядного, речевого, предметно-практического материала.
Финансовые:
финансовое обеспечение работы проекта осуществляется за счёт благотворительных средств со стороны родителей, законных представителей, частично администрацией школы-интерната, педагогов, обучающихся.
XII. Основной механизм реализации проекта
Особенность проекта «Дай лапу, друг!» в том, что весь материал доступен на школьном сайте в On-line режиме, постоянно пополняется новыми материалами. Помимо этого, родители всегда могут получить консультацию педагогов образовательной организации, волонтёров, педагога-библиотекаря.
В ходе реализации проекта организуются мероприятия.
ü Акции: «Мы в ответе за тех, кого приручили», сопровождающие благотворительностью, выпуском «листовок», где привлечено внимание к проблеме бездомных животных.
ü Поиск хозяев для бездомных животных.
ü Организация бесед, праздничных мероприятий и развлечений для детей, их родителей, педагогов.
ü Организация совместных мероприятий для воспитанников, их родителей и педагогов образовательной организации с сотрудниками и питомцами приюта «Содружество».
ü Проведение серии регулярных предметно-практических занятий по изготовлению подстилок, лежаков для кошек, собак, щенков.
XIII. Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию
13.1. 1 этап – организационно-подготовительный
Задачи. Выявление в процессе опроса и анкетирования потенциальных участников проекта (обучающихся, их родителей, законных представителей), их желание участвовать в проекте.
Согласование с администрацией школы-интерната, консультантами, волонтёрами о совместной деятельности в процессе проектной деятельности, получение одобрения.
Разработка плана мероприятий: сбор средств, благотворительность, предметно-практическая деятельность, беседы, круглые столы, наблюдение, работа с литературой, речевыми карточками и др.
13.2. 2 этап – практико-ориентированный
Задачи.
Организация предметно-практической мероприятий в рамках внеурочно-тематического планирования: просмотр видео, работа в школьной библиотеке с энциклопедией, литературой, привлечение к проектной деятельности родителей, законных представителей,сбор материалов для изготовления лежанок, подстилок и др.
Посещение Центра «Содружество», акция «Благотворительность», обучение и закрепление приёмов по уходу за животными, поддержанию их здоровья, что для этого необходимо?
Организация фотосъёмок во время реализации проекта. Ответственные: Горкольцев Сергей, Ширякова Евгения.
13.3. 3 этап – итогово-аналитический
Задачи. Подготовка публикации по итогам реализации этапов проекта.
Написание статьи в научный журнал ISSN 2307-5902 «Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы». http://xn--80adjnibthssp.xn--p1ai/2014-03-23-12-41-07
Составление отчёта по итогам мероприятий проектной деятельности, медиапрезентации по результатам совместной благотворительной деятельности, буклет, слайд-шоу, брошюра «Спасённая Душа с Азова» и др.
Награждение активных участниковинформационно-практико-ориентированного проекта«Дай лапу, друг!» Дипломами, Благодарственными письмами, Благодарностями.
XIV. Поэтапный план реализации долгосрочного проекта
Таблица 2
Поэтапный план долгосрочного проекта |
||||
Задачи |
Мероприятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Ответственные |
1 этап – организационно-подготовительный |
||||
Собрать доступную информацию о домашних животных – собаках для восприятия детьми, обработать и адаптировать её; совместно с родителями и волонтёрами подобрать научный и наглядно-практический материал по данному вопросу; исследовать технологию взаимодействия активных участников проекта с животными приюта «Содружество». Информировать родителей о том, какую пользу приносит домашний питомец в развитии эмоционального состояния, нравственных качеств ребёнка, его трудолюбия, милосердия и сдержанности
|
Подготовка материалов для работы с волонтёрами, педагогами, родителями, участниками проекта. Просмотр документального фильма «Наши меньшие братья». Постановка и решение проблемных вопросов: «Как собаки приспособились жить в мире людей?», «Могут ли собаки сделать человека лучше?». Беседы: «Если в вашем доме появилась собака?»; «Собака – верный спутник человека», «Детские писатели о собаке в жизни человека». Посещение Центра передержки «Содружество». Виртуальная экскурсия: «Породистые собаки». Оформление информационно-познавательного стенда: «Всё о собаках» |
Изучение литературы Интернет-источников по теме. Индивидуальное и групповое заседание, изучение теоретических основ и педагогического опыта в области проектной деятельности. Познакомить и обсудить с родителями, волонтёрами, детьми задачи и план мероприятий по проекту: «Дай лапу, друг!». Выявить уровень знаний детей о собаках, отношении к ним через тест: «Хорошо ли собакам жить у вас?». Консультация для родителей «Роль домашнего животного в жизни вашего ребёнка». Опрос, анкетирование, согласованность действий, разработка проекта, плана мероприятий. Создание условий для театрализации сказок о грубом слове «Уходи» «Весёлые зверята» |
Принятие информации, погружение в проблему, выполнение заданных действий, наблюдение. Сбор художественной и познавательной литературы о собаках. Выпуск рекламного буклета «Наши преданные друзья». Подбор пословиц, стихов, загадок о собаках (с помощью родителей). Составление описательного рассказа о своём домашнем питомце (с помощью родителей). Подбор фотоматериала «Моя любимая собака». Поиск ответов на вопросы: Нужно ли дома содержать собаку? Какие условия нужны для содержания собак? Почему собаки кусаются? Кто помогает собакам у которых нет хозяина? Чем можно кормить собаку? Болеют ли собаки? Составление презентаций под руководством педагогов |
Моисеева Р.И. Копылова О.Н. Самойлова И.Т.
Воспитатели
Педагог-библиотекарь
Родители, законные представители
Волонтёры Центра «Содружество»
Педагог-психолог Социальный педагог |
Задачи |
Мероприятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Ответственные |
2 этап – практико-ориентированный |
||||
Формировать интерес к художественно-познавательной литературе о собаках. Познакомить детей с интересными фактами из жизни собак. Воспитывать интерес, желание заботиться о животных. Дать представление о многообразии пород, особенностях внешнего вида собак, расширять кругозор воспитанников. Познакомить детей с особенностями поведения собак различных пород. Закрепить правила безопасного поведения с собаками. Закрепить знания детей о том, какую помощь могут оказать собаки людям разных профессий, развивать кругозор. Учить лепить животных, передавая их характерные особенности. Расширять знания об уходе за собакой. Продолжать знакомить с особенностями жизни собак |
Классные часы: «Собака в жизни человека», «Породистые собаки», «Мир собак в древние времена», «Подвиги верных друзей», «Собачьи профессии», «Значение собаки в жизни человека». Участие в акции «Помоги бездомным животным». Творческая деятельность: лепка «Собака со щенком», изобразительная деятельность «Собачья площадка», «Кошки из приюта»,«Наши домашние животные», предметно-практическая деятельность «Собаки из приюта», конструирование «Чудесные превращения». Чтение художественных произведений: Г. Остера «Середина сосиски», Т. Собакиной «Друг навсегда». Пересказ произведения Л. Толстого «Пожарные собаки». Познавательная деятельность |
Взаимодействия с волонтёрами, педагогами, родителями, обучающимися. Подготовка и сбор материалов, организация и проведение внеклассных мероприятий: бесед, классных часов, круглых столов, тестов для предметно-практической, творческой деятельности. Организация бесед: «Осторожно, злая собака!». Организация и проведение экскурсий: «Живые тропики», «Шоу белых китов», «Питомцы благотворительного Центра «Содружество». Организация детей 5 «А» класса к показу сказки дошкольникам о грубом слове «Уходи». Организация и проведение внеклассных мероприятий в читальном зале школьной библиотеке
|
Работа в библиотеке, просмотр видео, фиксация результатов. Изготовление, пошив и вязание ковриков, лежанок, мини-домиков для собак и кошек, содержащихся в Центре «Содружество». Постройка макета жилища для собаки: «Укромное местечко».Сбор материала для брошюры и составление: «Верные друзья».Дидактические игры: «Придумай кличку», «Породы собак», «Наши помощники», «Профессии собак», «Собери картинку» и др. Сюжетно-ролевые игры: «Зоолечебница», «Салон «Жу-жу», «Чем питается собака?». Защита творческих работ перед детским сообществом: «Мои любимые животные», «Я выбрала профессию сама», «Голубь – птица мира!» (показ презентаций) – обучающиеся 5 «А» класса; «Роль собаки в жизни человека», «Мир собаки в древние времена», «Наши верные друзья» - обучающиеся 8 кл. |
Моисеева Р.И. Копылова О.Н. Самойлова И.Т.
Воспитатели Классные руководители
Родители, законные представители
Педагог-библиотекарь
Волонтёры Центра «Содружество»
Педагог-психолог Социальный педагог |
Задачи |
Мероприятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Ответственные |
3 этап – итогово-аналитический |
||||
Закреплять умение работать в коллективе, согласовывать действия. Воспитывать любовь к животным, чуткое, заботливое отношение к ним. Развивать желание родителей оказывать посильную помощь в пополнении и обогащении словаря детей. Формировать интерес к объекту проектной деятельности, развивать творчество и любознательность, желание вносить свой вклад в общее дело по оказанию помощи бездомным животным.. Привлечь родителей к пополнению проектного уголка фигурками собак. Формировать у старших участников проекта желание оказывать помощь младшим в предметно-практической деятельности детей. Формировать позицию активного, заинтересованного участника проекта |
Встречи с волонтёрами Центра: «Содружества». Виртуальные экскурсии (компьютерный класс), закрепление речевого материала посредством организации и проведения бесед, классных часов, круглых столов при активном участии педагогов, родителей, обучающихся – всех участников проекта (читальный зал школьной библиотеки). Защита презентационного материала |
Завершающая деятельность. Работа над созданием брошюры: «Как дети НЕ должны вести себя с собакой» (или о том, что вежливым нужно быть не только с людьми), буклета для просветительской работы: «Это необходимо знать каждому!», презентации по проектной деятельности: «Собака – друг человека!». Анкетирование обучающихся, родителей. Подготовка Дипломов, награждение участников проекта. Выпуск буклета, отражающего проектную деятельность: «Дай лапу, друг!». Выпуск брошюры, отражающей милосердное отношение детей и взрослых к животным «Спасённая Душа с Азова» |
Рефлексивная деятельность. Формулируют ответы на вопросы: Понравился ли проект? Был ли ты активным в процессе всего периода проектной деятельности? Испытывал ли трудности? Согласен ли ты дальше быть участником проекта? Отчитываются перед активными и пассивными участниками проекта о своих действиях: Что получилось? Что не совсем получилось? Закрепляют правила безопасного обращения с собаками. Умеют правильно передавать движение, строение и величину собак различных пород. В процессе библиотечного часа декламируют стихотворения, заученные в период проектной деятельности
|
Копылова О.Н. Моисеева Р.И. Самойлова И.Т.
Родители, законные представители
Педагог-библиотекарь
Волонтёры Центра «Содружество»
Педагог-психолог Социальный педагог |
XV. Информационная схема проекта разбита на пять блоков:
1 блок «Работа с родителями»
ü Стендовая информация для родителей.
ü Консультации.
ü Тематические родительские собрания.
ü Привлечение родителей к изготовлению листовок и брошюр.
ü Распространение листовок и брошюр.
ü Проведение праздника «Дай лапу, друг!».
ü Совместное, организованное посещение приюта для бездомных животных.
ü Показ слайд шоу.
ü Сбор корма и медикаментов для животных из приюта «Содружество».
2 блок «Работа с детьми»
ü Показ тематических мультимедийных презентаций, составленных педагогами, обучающимися, волонтёрами.
ü Совместное с родителями посещение приюта для бездомных животных.
ü Проведение праздника «Дай лапу, друг!».
ü Проведение праздника «День защиты животных».
ü Беседы, круглые столы.
ü Изобразительная деятельность (рисование).
ü Конструирование, оригами, лепка, аппликация.
ü Изготовление игрушек для бездомных животных.
ü Изготовление книжек малышек о бездомных животных для дошкольников.
ü Изготовление подстилок и лежанок для бездомных животных.
3 блок «Работа с педагогами»
ü Информационный стенд для педагогов.
ü Консультации волонтёров, работников организации «Содружество».
ü Проведение круглых столов с участием волонтёров, родителей.
ü Посещение приюта для животных.
ü Сбор корма и медикаментов для приюта.
ü Просмотр мультимедийных презентаций.
ü Помощь в организации и проведении праздников: «Дай лапу, друг!», «День доброты», «День защиты животных».
ü Распространение листовок, брошюр, буклетов.
4 блок «Сотрудничество с Центром «Содружество» для животных», ветклиникой «Сами с усами» г. Томска
ü Совместное посещение приюта для животных (дети, родители, педагоги).
ü Оказание посильной помощи приюту (выгул животных, чистка клеток животных, доставка кормов и медикаментов для животных при посещении).
ü Совместное проведение праздников: «Дай лапу, друг!», «День доброты», «День защиты животных».
ü Приглашение волонтёров в гости в образовательную организацию.
5 блок «Трансляция проекта через Интернет, СМИ»
ü Статьи в газету, научные сборники.
ü Мультимедийные консультации.
ü Выпуск буклетов, размещение на школьном сайте.
ü Выпуск пригласительных билетов на выставку кошек и собак.
ü Приглашение на праздники: «Дай лапу, друг!», «День доброты», «День защиты животных».
ü Размещение бесед, занятий, совместных мероприятий на образовательных сайтах: www.zavuch.ru/, https://infourok.ru/,www.uchportal.ru/, https://ps.1september.ru/ и др.
XVI. Конечный продукт проекта
16.1. Продукты-результаты:
фотоальбом, брошюры, информационный буклет, презентационный методический материал, анкеты, видеофильм «Подопечные приюта «Содружества», лежанки, домики, подстилки, игрушки для кошек и собак из приюта, классные часы, материалы изобразительной и предметно-практической деятельности, тесты, Благодарственные письма, брошюра «Спасённая Душа с Азова» и др. Продукты-результаты расположены на школьном сайте http://si15.tomsk.ru/
16.2. Результаты-эффекты:
Образовательные (к концу проектной деятельности обучающиеся будут знать):
смысловое значение основных терминов, определяющих статусное положение бездомных животных;
причины и следствия появления бесхозных животных на улицах города, других населённых пунктов;
как оказать помощь, защиту и поддержку бездомным животным – братьям нашим меньшим.
Социальные (к концу исследования обучающиеся будут уметь):
изготавливать элементарные предметы, облегчающие положение бездомных животных;
выполнять требования по уходу за больными, брошенными животными;
анализировать, делать выводы, умозаключения на основе взаимодействия и коммуникаций с педагогами, волонтёрами, родителями.
Психолого-педагогические (к концу исследования обучающиеся будут излучать):
душевное тепло, сочувствие, душевность, милосердие, заботу, интерес о состоянии здоровья животных в условиях приюта, социуме, и не только;
приобретут опыт практико-ориентированной деятельности;
закрепят словарь, включающий определённые термины (в соответствии с особенностями речевого развития на основе речевых карточек, иллюстраций);
станут более познавательно-активны, будут поддерживать акции по сопровождению, осознанное оказание посильной помощи бездомным животным.
XVII. Критерии оценки эффективности реализации проекта
Самостоятельность работы над проектом – выше среднего.
Актуальность и значимость темы – соответствует возрасту и требованиям адаптированной программы АООП НОО для детей с ОВЗ.
Полнота раскрытия темы – в полном объёме.
Оригинальность решения проблемы – соответствует ФГОС НОО ОВЗ.
Упорство, целеустремлённость, интерес – достаточно высокий.
Раскрытие содержания проекта на презентации – достаточно полное.
Использование средств наглядности, технических средств – в полном объёме.
Таблица 3
Критерии оценки |
Само оценка |
Оценка педагога |
Оценка волонтёров |
Оценка родителей |
|
1. Достигнутый результат-30 баллов |
30 |
30 |
30 |
30 |
|
2. Оформление проекта-30 баллов |
28 |
30 |
30 |
28 |
|
Защита проекта 20-баллов. |
Представление-10 баллов |
10 |
9 |
10 |
9 |
Ответы на вопросы-10 баллов |
7 |
8 |
9 |
8 |
|
Процесс проектирования 20 баллов |
Интеллектуальная активность-5 бал. |
3 |
4 |
5 |
4 |
Творчество-5 бал. |
3 |
4 |
5 |
3 |
|
Практическая деятельность-5 бал. |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Умение работать в команде-5 бал. |
4 |
4 |
5 |
5 |
|
ИТОГО |
90 бал. |
94 балла |
99 баллов |
92, балла |
|
Среднеарифметическая величина |
375 баллов, что составляет 93,75 % |
||||
90-100 баллов – «5»; от 50-89 баллов – «4»; Менее 50 баллов – «3»; |
|||||
|
Оценка – 5 (отлично) |
XVIII. Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий
В ходе реализации проекта возможны
Таблица 4
№ п/п |
Возможные негативные последствия |
Пути преодоления негативных последствий |
1. |
Пассивность и созерцательность некоторых родителей, детей к новой системе деятельности |
Организация лекций, консультаций, организация семинаров для родителей, экскурсий, презентаций для детей |
2. |
Инертность и бездействие некоторых родителей по отношению к изменению образа жизни ребёнка и в целом семьи |
Мотивация на активность, организация конкурсов творческих работ, чаепитий, проведение круглых столов для родителей |
3. |
Слабое усвоение детьми речевого материала, имеющего значение природоведческого направления (смысла) |
Анализ речевого материала на соответствие детскому пониманию, при необходимости адаптация речевого и языкового материала |
4. |
Отсутствие возможности у некоторых родителей заниматься с детьми (проживают в отдалённых территориях Томской области) |
Привлечение к оказанию помощи со стороны волонтёров, педагога-психолога, социального педагога, воспитателей, библиотекаря, школьного врача |
XIX. Итог (выводы, рефлексия)
Стоит подвести итог, а именно сделать выводы. Информационно-практико-ориентированный проект «Дай лапу, друг!» продолжает своё движение. На данной стадии мы получили результаты, указывающие на положительный аспект практико-ориентированной деятельности всех активных участников проекта.
Все участники проекта добрые, любящие меньших братьев ребята. Приятно смотреть созданные совместно с педагогамипрезентации, читать сочинения о том, как ребята пишут о любимых питомцах – кошках, собаках, других домашних животных, какую заботу они проявляют к братьям нашим меньшим. С каким желанием учат и декламируют со сцены стихи о животных, о бережном к ним отношении. Ребята знают,как необходимо ухаживать за животными, как взаимодействовать с бездомными животными, какую оказывать им помощь. Активные участники проекта могут определить породу собаки, знают много различных кличек четвероногих друзей, интересно проводят досуг, мастерят для животных игрушки, лежанки, коврики, тёплые подстилки.
С уверенностью можно утверждать, все участники проекта усвоили на опыте главное правило – собака никогда не предаст хозяина, она проявляет верность и преданность к человеку. Ни одно животное не испытывает к человеку такой привязанности и всепрощающей любви, как собака. А всегда ли люди отвечают на взаимность?
Таким образом, работа над проектомактивизирует познавательный интерес учащихся, побуждает ребят к бережному отношению к животным, уходу за ними и оказанию посильной помощи. Участники проекта продолжают действовать в рамкахпроектной деятельности, ищут дополнительную информацию по данному проектному направлению, активно взаимодействуют с Томской областной общественной благотворительной зоозащитной организацией «СОДРУЖЕСТВО», оказывают посильную помощь бездомным животным.
XX. Список использованной литературы
1. Ада Горбачева. Собачьи радости. Независимая газета (23 марта 2007).
2. Алина Меледина. Собачий бюджет (рус.) // Вести. — Москва: 28 октября 2009.
3. Брэд Круз. О собаках московского метрополитена (рус.) // Русская служба Би-би-си. — Москва: 27 июля 2009.
4. Вагнер Б.Б., Захарова Н.Ю. Животные Родного края. М.: " Лицей", 2003.-56 страниц
5. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 1 – 8. М., Просвещение, 1982.
6. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
7. Денисенкова Н.Н. Герменевтика современной образовательной политики //Власть. – 2009. – № 1. – С. 101-104.
8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
9. Инна Измерова, Николай Морозов РАЗГОРАЕТСЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И СОБАКАМИ (рус.) // Известия науки. — Москва: 08 февраля 2010.
10. Коноплева Л. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн.: НИО, 2003. — 232 с.
11. Ларин С. Комплексная программа сокращения численности бездомных животных в городе Челябинск. - Челябинск, 2006. - 31 с.
12. Материалы исследований по программе сокращения численности БЖ в Институте Проблем Экологии и Эволюции имени А.Н. Северцова по поручению мэрии Москвы («Московская программа стерилизации»).
13. Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2006. – 256 с. (Я иду на урок).
14. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с недостатками слуха. // Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарёва З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб, 1996.
15. Опыт зарубежных стран в решении проблемы бездомных животных (собак и кошек) http://www.gelion-dogs.kiev.ua/kinologiya/zakon/909-opyt-zarubezhnyx-stran-v-reshenii-problemy.html.
16. Portfolio-proekta-Grazhdanin1.ppt
17. Поярков А.Д. Исторический (биографический) метод описания социальной организации и поведения бродячих собак // Методы исследования в экологии и этологии. Пущино. - 1986. - С. 179-200.
18. Поярков А.Д. Стратегия контроля и регуляции численности бродячих собак в городских условиях // Экология, поведение и управление популяциями волка. М.: 1989. С. 130-139.
19. Проблема бродячих животных (рус.) // NEWSmsk.com. — Москва: 26 мая 2009.
20. Проектный метод в деятельности образовательного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.
21. Proekt-Grazhdanin-tehnologicheskie-stadii.ppt.
22. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В. Яшковой. — М , 1971.
23. 21. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в школе. //Обруч. - 2002.- № 6.- С. 7-9.
24. Рябов Л.С. Бродячие и одичавшие собаки в городской среде.. Бюлл. МОИП. Отд. биолог. М, 1979,. т. 84, вып. 4-52 страницы.
25. Савенков А. И. Учебное исследование: вопросы теории и методики. //Начальное образование. - 2000.- № 2.- С. 8-17.
26. Тигранова Л.И. Умственное и речевое развитие слабослышащих детей. — М., 1978.
27. Титова М.Ф. Изучение природы в 1-3 классах школ глухих: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006. – 152 с.
28. Юлия Балашова. Отлов ведётся в соответствии с планом (рус.) // Новая газета. — Москва: 21 апреля, 2009.
29. Proekt-Grazhdanin-tehnologicheskie-stadii.ppt.
XXI. Интернет-источники
http://bubbl.us
http://rcro.tomsk.ru/proektyi-rtsro/regional-ny-j-proekt-razvitie-grazhdanskogo-obrazovaniya-v-obrazovatel-ny-h-organizatsiyah-tomskoj-oblasti-na-2016-2020-gody/
http://www.day-lapku.ru/
http://ru.wikipedia.org
http://beliy-bim.ru/
http://priut-info.ru/
http://www.intel.ru/content/www/ru/ru/education/k12/project-design/unit-plans/ekology.html
http://www.ug.ru/article/758
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.