Методическое совещание
Тема: «Проектные технологии во внеурочной деятельности»
Цель:
· дальнейшее повышение мотивации педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов воспитания
Задачи:
· углубить знания педагогов о методе проектов, об алгоритме создания проекта;
· в процессе практических занятий выяснить, что им мешает заниматься проектной деятельностью;
· вспомнить основные стадии проекта и поработать над одной из главных стадий создания проекта – планированием действий команды.
Форма проведения: семинар
Ход совещания
Уважаемые коллеги!
Для начала предлагаю вам вспомнить интерактивные методы обучения, которые мы изучали на методическом совещании в прошлом учебном году:
• «Прогноз погоды»
• «Аллитерация имени»
• «Интервью»
• «Чье это?»
• «Интеллектуальные качели»
• «1х2х4»
• «Острова»
• «Аквариум»
Почему все-таки интерактивные методы? Потому что XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Также в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплочено. XXI век – «век команд».
Цель сегодняшнего семинара – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению интерактивными методами, но уже – воспитания: методом проектов.
В ходе семинара вам предстоит углубить свои знания о методе проектов, об алгоритме создания проекта.
Через интерактивные практические занятия предстоит выяснить, что нам мешает заниматься проектной деятельностью, вспомнить основные стадии проекта и поработать над одной из главных стадий создания проекта – планированием действий команды.
Я надеюсь, что проведенный сегодня семинар поможет нам начать активно внедрять метод проектов во внеурочную деятельность учащихся.
Итак, мы начинаем.
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА
Сегодня перед нами стоит проблема: как сделать процесс воспитания интересным и полезным. В своей практике мы используем различные методы и формы воспитания: чаще пассивные, реже – активные и интерактивные.
Работа в группах:
· классифицировать действия классного руководителя на пассивные, активные и интерактивные
Проверка работы в группах:
Пассивные формы и методы воспитания |
Активные формы и методы воспитания |
Интерактивные формы и методы воспитания |
· Классный руководитель играет центральную роль на занятии |
· Используется метод обсуждения проблем |
· Классный руководитель - организатор воспитательного процесса |
· Преобладает монологовый режим общения |
· Устанавливается диалоговый режим |
· Дает консультации, помогает в серьезных затруднениях |
· Учитель сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на занятии заранее составленный план |
· Центральная роль классного руководителя остается
|
· Занятие проводится в виде сотрудничества и взаимодействия
|
· Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых |
· Занятия не имеют жесткой структуры |
· Учащиеся на занятиях взаимодействуют друг с другом |
|
· Формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения |
· Классный руководитель заботится о направлении усилия на положительный результат |
При использовании интерактивных методов воспитания в корне меняются соотношения «классный руководитель – воспитанник»:
· воспитанник определяет цель деятельности – классный руководитель помогает ему в этом
· воспитанник открывает новые знания – классный руководитель рекомендует источники знаний
· воспитанник выбирает – классный руководитель содействует
· воспитанник активен – классный руководитель создает условия для проявления активности.
Таким образом, интерактивные методы способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения.
Одним из интерактивных методов воспитания является метод проектов. Метод проектов создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Учитель же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса.
Выясним, что сдерживает процесс введения метода проектов в воспитательную деятельность.
Практическое занятие №1 (работа в малых группах по методике «1-2-все вместе»).
Обсуждение вопросов:
1. Что мешает вам заниматься проектной деятельностью?
2. Есть ли в нашей школе условия для создания проектов? Какие?
Педагоги делятся на группы (команды), каждый участник группы в течение 1-2 минут продумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса. После чего каждая группа озвучивает ответы на поставленные вопросы.
Для того, чтобы активно заниматься проектной деятельностью, нам необходимо пополнить свои знания в этом направлении, овладеть самим и научить детей этому новому способу деятельности. Надеюсь, что сегодняшний семинар поможет вам в этом.
Вспомним, что такое проект?
Это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. Буквально - «нечто брошенное вперед». В последнее время это слово ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.
Практическое занятие №2 (работа в малых группах по методике «Диалог»).
Задание: работа над проектом предполагает прохождение 8 стадий (шагов). Попробуйте самостоятельно сделать эти 8 шагов-этапов.
Каждый участник группы играет определенную роль, которую ему выбирает ведущий (спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, поощрение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы (коротко и разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы. Остальные члены группы – активные участники обсуждения.
Работа в группах.
Группы ищут согласованное решение, а затем ведут диалог, обсуждая результаты своей работы.
Таким образом, мы с вами выяснили, что работа над проектом содержит 8 этапов:
1. Подготовка к работе над проектом
(информация о проекте, его актуальности, поиск проблем и т.д.).
2. Выбор проблемы
(использование метода «мозгового штурма», разговор о каждой проблеме, голосование за проблему).
3. Сбор и анализ информации
(можно разделить учащихся на несколько групп: юристы, социологи, журналисты; юристы изучают нормативные документы, социологи опрашивают об актуальности проблемы, журналисты берут интервью).
4. Планирование действий команды
(куда, кому, зачем, что делать; просчитывается экономическая составляющая).
5. Реализация проекта
6. Подготовка к защите проекта
(стенды, плакаты, портфолио, макеты, подготовка группы для защиты).
7. Презентация проекта
(10 минут в устной форме).
8. Рефлексия
(проводится через неделю после защиты; ответ на вопрос: «Что дал проект?»)
Важным является то, что каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
В ходе работы над проектом, а также над презентацией вам могут пригодиться следующие требования и ориентиры:
· Мы изучаем
· Мы планируем
· Мы исследуем
· Мы действуем
Возможные выходы проектной деятельности:
сайт, видеофильм, атлас, видеоклип, выставка, газета, журнал, игра, коллекция, модель, оформление кабинета, пакет рекомендаций, праздник и т.д.
Видами презентации могут быть:
деловая игра, демонстрация фильма, инсценировка, доклад, реклама, спектакль, экскурсия и т.д.
Интерактивное практическое занятие: «Составляем программу действий»
Я предлагаю вам эту тему практического занятия потому, что стадия планирования – одна из определяющих стадий, способствующих осуществлению проекта, и только самостоятельная работа поможет понять суть вопроса.
Практическое занятие №3 (работа в малых группах по методу «мозгового штурма»).
Тема: Составляем программу действий проекта «Озеленение рекреации начальной школы».
Цель: организация оперативного поиска действий.
Маршрут поиска: работа над проектом.
Результат «мозгового штурма»: составление программы действий, способствующей осуществлению проекта.
Правила «мозгового штурма»:
1. Нельзя делать никаких критических замечаний по ходу выдвижения действий. Это мешает формулировке мыслей.
2. Не стоит бояться несбыточности предложений: чем необычнее действие, тем лучше.
3. Чем больше предложений, тем вероятнее, что быстрее отыщется наиболее верное действие.
4. Желательна цепочка действий, что дает простор для обсуждения.
Работа в группах.
Защита программ действий.
II. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СЕМИНАРА
а) Вашему вниманию был представлен семинар по теме: «Проектные технологии во внеурочной деятельности». Вы познакомились с одним из методов интерактивного обучения – методом проектов, с интерактивными формами обучения.
Надеюсь, что представленный вашему вниманию материал, повысит вашу мотивацию к овладению проектной деятельностью, поможет использовать интерактивные формы обучения в работе.
б) Оценка результативности семинара.
Метод «Аквариум»:
Участники работают в круге, остальные наблюдают и анализируют, т.е. выступают в роли зрителей
1. Как, по – вашему мнению, прошел семинар?
2. Как работали участники семинара: как общались? все ли участники команды были активны?
проявляли ли терпимость к любой точке зрения? как аргументировали свои мысли?
3. Были ли созданы условия для активного взаимодействия участников между собой?
4. Ваши предложения (замечания, дополнения) по проводимому семинару.
Проект решения:
Учителям-предметникам:
Срок: 2012-2013 учебный год
Ответственные: руководители ШМО (ФИО)
Контроль: зам. директора по УВР (ФИО)
Классный руководитель играет центральную роль на занятии |
Преобладает монологовый режим общения |
Учитель сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на занятии заранее составленный план |
Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых |
Используется метод обсуждения проблем |
Устанавливается диалоговый режим |
Центральная роль классного руководителя остается |
Занятия не имеют жесткой структуры |
Формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения |
Классный руководитель – организатор воспитательного процесса |
Дает консультации, помогает в серьезных затруднениях |
Занятие проводится в виде сотрудничества и взаимодействия |
Учащиеся на занятиях взаимодействуют друг с другом |
Классный руководитель заботится о направлении усилия на положительный результат |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.