Методическое совещание Тема: «Проектные технологии во внеурочной деятельности»

  • doc
  • 09.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ms_proektnye_tekhnologii_vo_vneurochnoj_dejatelnos.doc

Методическое совещание

Тема: «Проектные технологии во внеурочной деятельности»

 

Цель:

·        дальнейшее повышение мотивации педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов воспитания

 

Задачи:

·        углубить знания педагогов о методе проектов, об алгоритме создания проекта;

·        в процессе практических занятий выяснить, что им мешает заниматься проектной деятельностью;

·        вспомнить основные стадии проекта и поработать над одной из главных стадий создания проекта – планированием действий команды.

 

Форма проведения: семинар

 

Ход совещания

Уважаемые коллеги!

Для начала предлагаю вам вспомнить интерактивные методы обучения, которые мы изучали на методическом совещании в прошлом учебном году:

       «Прогноз погоды»

       «Аллитерация имени»

       «Интервью»

       «Чье это?»

       «Интеллектуальные качели»

       «1х2х4»

       «Острова»

       «Аквариум»

Почему все-таки интерактивные методы? Потому что XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Также в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплочено. XXI век – «век команд».

Цель сегодняшнего семинара – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению интерактивными методами, но уже – воспитания: методом проектов.

В ходе семинара вам предстоит углубить свои знания о методе проектов, об алгоритме создания проекта.

Через интерактивные практические занятия предстоит выяснить, что нам мешает заниматься проектной деятельностью, вспомнить основные стадии проекта и поработать над одной из главных стадий создания проекта – планированием действий команды.

Я надеюсь, что проведенный сегодня семинар поможет нам начать активно внедрять метод проектов во внеурочную деятельность учащихся.

Итак, мы начинаем.

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА

Сегодня перед нами стоит проблема: как сделать процесс воспитания интересным и полезным. В своей практике мы используем различные методы и формы воспитания: чаще пассивные, реже – активные и интерактивные.

Работа в группах:

·        классифицировать действия классного руководителя на пассивные, активные и интерактивные

Проверка работы в группах:

Пассивные формы и методы воспитания

Активные формы и методы воспитания

Интерактивные формы и методы воспитания

·  Классный руководитель играет центральную роль на занятии

·  Используется метод обсуждения проблем

·  Классный руководитель -   организатор воспитательного процесса

·  Преобладает монологовый режим общения

·  Устанавливается диалоговый режим

·  Дает консультации, помогает в серьезных затруднениях

·  Учитель сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на занятии заранее составленный план

·  Центральная роль классного руководителя остается

 

·  Занятие проводится в виде сотрудничества и взаимодействия

 

·  Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых

·  Занятия не имеют жесткой структуры

·  Учащиеся на занятиях взаимодействуют друг с другом

 

·  Формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения

·  Классный руководитель заботится о направлении усилия на положительный результат

При использовании интерактивных методов воспитания в корне меняются соотношения «классный руководитель – воспитанник»:

·        воспитанник определяет цель деятельности – классный руководитель помогает ему в этом

·        воспитанник открывает новые знания – классный руководитель рекомендует источники знаний

·        воспитанник выбирает – классный руководитель содействует

·        воспитанник активен – классный руководитель создает условия для проявления активности.

Таким образом, интерактивные методы способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения.

Одним из интерактивных методов воспитания является метод проектов. Метод проектов создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Учитель же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса.

Выясним, что сдерживает процесс введения метода проектов в воспитательную деятельность.

 

Практическое занятие №1 (работа в малых группах по методике «1-2-все вместе»).

Обсуждение вопросов:

1. Что мешает вам заниматься проектной деятельностью?

2. Есть ли в нашей школе условия для создания проектов? Какие?

 

Педагоги делятся на группы (команды), каждый участник группы в течение 1-2 минут продумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса. После чего каждая группа озвучивает ответы на поставленные вопросы.

 

Для того, чтобы активно заниматься проектной деятельностью, нам необходимо пополнить свои знания в этом направлении, овладеть самим и научить детей этому новому способу деятельности. Надеюсь, что сегодняшний семинар поможет вам в этом.

Вспомним, что такое проект?

Это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. Буквально - «нечто брошенное вперед». В последнее время это слово ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.

 

Практическое занятие №2 (работа в малых группах по методике «Диалог»).

Задание: работа над проектом предполагает прохождение 8 стадий (шагов). Попробуйте самостоятельно сделать эти 8 шагов-этапов.

 

Каждый участник группы играет определенную роль, которую ему выбирает ведущий (спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, поощрение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы (коротко и разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы. Остальные члены группы – активные участники обсуждения.

 

Работа в группах.

Группы ищут согласованное решение, а затем ведут диалог, обсуждая результаты своей работы.

 

Таким образом, мы с вами выяснили, что работа над проектом содержит 8 этапов:

1.      Подготовка к работе над проектом

(информация о проекте, его актуальности, поиск проблем и т.д.).

2.      Выбор проблемы

(использование метода «мозгового штурма», разговор о каждой проблеме, голосование за проблему).

3.      Сбор и анализ информации

(можно разделить учащихся на несколько групп: юристы, социологи, журналисты; юристы изучают нормативные документы, социологи опрашивают об актуальности проблемы, журналисты берут интервью).

4.      Планирование действий команды

(куда, кому, зачем, что делать; просчитывается экономическая составляющая).

5.      Реализация проекта

6.      Подготовка к защите проекта

(стенды, плакаты, портфолио, макеты, подготовка группы для защиты).

7.      Презентация проекта

(10 минут в устной форме).

8.      Рефлексия

(проводится через неделю после защиты; ответ на вопрос: «Что дал проект?»)

Важным является то, что каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

В ходе работы над проектом, а также над презентацией вам могут пригодиться следующие требования и ориентиры:

·        Мы изучаем

·        Мы планируем

·        Мы исследуем

·        Мы действуем

Возможные выходы проектной деятельности:

сайт, видеофильм, атлас, видеоклип, выставка, газета, журнал, игра, коллекция, модель, оформление кабинета, пакет рекомендаций, праздник и т.д.

Видами презентации могут быть:

деловая игра, демонстрация фильма, инсценировка, доклад, реклама, спектакль, экскурсия и т.д.

 

Интерактивное практическое занятие: «Составляем программу действий»

Я предлагаю вам эту тему практического занятия потому, что стадия планирования – одна из определяющих стадий, способствующих осуществлению проекта, и только самостоятельная работа поможет понять суть вопроса.

 

Практическое занятие №3 (работа в малых группах по методу «мозгового штурма»).

Тема: Составляем программу действий проекта «Озеленение рекреации начальной школы».

Цель: организация оперативного поиска действий.

Маршрут поиска: работа над проектом.

Результат «мозгового штурма»: составление программы действий, способствующей осуществлению проекта.

Правила «мозгового штурма»:

1. Нельзя делать никаких критических замечаний по ходу выдвижения действий. Это мешает формулировке мыслей.

2. Не стоит бояться несбыточности предложений: чем необычнее действие, тем лучше.

3. Чем больше предложений, тем вероятнее, что быстрее отыщется наиболее верное действие.

4. Желательна цепочка действий, что дает простор для обсуждения.

 

Работа в группах.

Защита программ действий.

 

II. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СЕМИНАРА

а) Вашему вниманию был представлен семинар по теме: «Проектные технологии во внеурочной деятельности». Вы познакомились с одним из методов интерактивного обучения – методом проектов, с интерактивными формами обучения.

Надеюсь, что представленный вашему вниманию материал, повысит вашу мотивацию к овладению проектной деятельностью, поможет использовать интерактивные формы обучения в работе.

б) Оценка результативности семинара.

Метод «Аквариум»:

 

Участники работают в круге, остальные наблюдают и анализируют, т.е. выступают в роли зрителей

 

1. Как, по – вашему мнению, прошел семинар?

2. Как работали участники семинара: как общались? все ли участники команды были активны?

проявляли ли терпимость к любой точке зрения? как аргументировали свои мысли?

3. Были ли созданы условия для активного взаимодействия участников между собой?

4. Ваши предложения (замечания, дополнения) по проводимому семинару.

 

Проект решения:

Учителям-предметникам:

  1. на уроках применять интерактивные методы обучения с целью формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивать исследовательские, рефлексивные и оценочные умения;
  2. резервное от уроков время использовать на организацию дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися, в том числе – для занятий проектной деятельностью.

                                                                       Срок: 2012-2013 учебный год

                                                                       Ответственные: руководители ШМО (ФИО)

Контроль: зам. директора по УВР (ФИО)

 

 

Классный руководитель играет центральную роль на занятии

Преобладает монологовый режим общения

Учитель сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на занятии заранее составленный план

Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых

Используется метод обсуждения проблем

Устанавливается диалоговый режим

Центральная роль классного руководителя остается

Занятия не имеют жесткой структуры

Формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения

Классный руководитель – организатор воспитательного процесса

Дает консультации, помогает в серьезных затруднениях

Занятие проводится в виде сотрудничества и взаимодействия

Учащиеся на занятиях взаимодействуют друг с другом

Классный руководитель заботится о направлении усилия на положительный результат