Методическое объединение "Технология проблемного диалога на уроках литературного чтения"

  • Научные работы
  • doc
  • 31.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ.doc
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ   Если хочешь быть счастливым, будь им. Вы спросите как?   Как – это вопрос века. Ибо ответ на него технология. А технология  ­ это ключ к успеху.  Сл.   2  Я   вам   расскажу  о   технологии   проблемного   диалога   на   уроках литературного  чтения,  которая   представляет   собой   современную   образовательную технологию   деятельностного   типа   и   позволяет   реализовать   требования   ФГОС.   Это ключ к успеху к педагогической профессии. Решение проблемных задач представляется мне не просто актуальным  инновационным процессом в стенах школы, а жизненно необходимым умением.  Сл. 3 Цель: выявление и создание условий для развития учащихся  через  внедрение в педагогическую практику технологии проблемного диалога на уроках  литературного чтения . Сл. 4 Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи. Вы  видите на слайде. Сл.   5  Проблемно­диалогическое   обучение   –   тип   обучения,   обеспечивающий творческое   усвоение   знаний   учениками   посредством   специально   организованного учителем диалога.  Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». Творчество есть создание нового и значимого продукта.  Сл.   6  В     словосочетании   проблемный   диалог,   по   мнению   кандидата психологических наук, доцента кафедры педагогики и психологии образования  Елены Леонидовны Мельниковой, первое слово проблемный означает, что на уроке изучения  ▄ постановка учебной   проблемы  и  поиск   решения.  Постановка   учебной   проблемы  –   это   этап нового материала обязательно должны быть проработаны два звена:    формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования   нового   знания.   Слово   диалог   означает,   что   постановку   учебной проблемы   и   поиск   ее   решения   осуществляют   ученики   в   ходе   специально 1организованного учителем диалога. Проблемный диалог помогает ученику работать по­ настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся.  На   протяжении   всей   педагогической  деятельности   велся   анализ,  какие   приемы позволяют создать проблемную ситуацию на уроках литературного чтения, а значит, организовать   проблемный   диалог   с   обучающимися.   Так   сложилась   своеобразная методическая копилка этих приемов. Сл.7 ▄  Наиболее часто употребляемым является к лючевой вопрос урока. Примером могут   служить   такие   темы   уроков:  «Война   грибов   с   ягодами»,   какая   война   могла случиться между грибами и ягодами, «Какая бывает роса на траве?». Ключевой   вопрос   урока   позволяет   организовать   поисковую   деятельность   и активный диалог на протяжении всего учебного занятия. Следующие   приемы   создания   проблемной   ситуации   связаны   с   различными вариантами использования цитат на уроке.  ▄ Первый – это использование цитат.  На   уроке  литературного   чтения   по   теме  «Зарождение,  становление   и   развитие детской литературы в 11 и 18 вв.» учащимся предлагается попробовать по первому предложению определить тему и смысл нравоучительного рассказа. Например:  ▄ Маленький Федор весьма не любил рано вставать. Очень   эффективным   приемом   организации   проблемного   диалога   является   ▄ использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры. Например, при изучении темы автобиографические книги.  ▄ Согласен ли ты со следующим утверждением Л.Н. Толстого: «Мне кажется, что со временем вообще перестанут выдумывать художественные произведения. Писатели будут   не  сочинять,  а  только   рассказывать   то   значительное   или   интересное,  что   им случилось наблюдать в жизни»?  Неминуемо   на   уроке   возникнет   вопрос   «почему?»,   ученики   будут   вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это? 2Сл. 8  Подобного  эффекта   можно  добиться, используя  прием «столкновения» цитат.  Так   при   изучении   творчества   Б.   Галанова   ученикам   предлагаю   несколько высказываний о главной мысли «Пишу на ту же тему по­своему». На уроках литературного чтения в качестве приема, организующего проблемно­ диалогическое   обучение,   можно   использовать  Сл.   9  грамматические   сказки. Например,   при   изучении   темы   Г.   Сапгира   «Сегодня,   завтра   и   вчера»,   предлагаю пофантазировать и нарисовать.  ▄ В стране Хохотании Г. Сапгира живут смеянцы, смеянки, старухи­смешнюхи,     Смеюхи, Смеяхи, растет смеяника. А что будет твориться в стране Плакландии? (▄ В стране Плакландии живут Плакуны. Устроят  И вот некоторые высказывания.  затоп и будут жить в соленой воде.) Сл. 10 Сл.   11  Создание   проблемной   ситуации   возможно   на  использовании   ошибки. Например,   при   проверочной   работе   по   разделу   «У   истоков   русской   детской литературы» можно предложить найти ошибки, допущенные в тексте. К  этому   приему   примыкает  использование мнимой ошибки.  Как   вариант,  на доске я выписываю две точки зрения на книги Чарской: письмо бабушки и мнение героя повести А. Рыбакова «Кортик» и задаю вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к выводу, что ошибки здесь нет, доказывая, опираясь на текст учебника.  Иногда   организовать   диалогическую   деятельность   обучающихся   помогает   ▄ проблема «легкой» темы, когда я начинаю урок со слов о том, что сегодня мне стыдно предлагать таким способным ученика новую тему, и предлагаю подумать, как можно сделать этот урок интересным. Это возможно при изучении таких тем, как  А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», В. Жуковский «Спящая царевна».     Сл.   12  Одним   из   самых   эффективных   приемов   организации   проблемно­ диалогического обучения можно считать  прием сравнения. Он может быть выражен через ключевой вопрос урока, например,  Кто писал летописи: монахи или писатели? Почему именно монахи?  Может   быть   организована   деятельность   обучающихся,   предполагающая сопоставление   различных   предметов   и   явлений.   Например,     ребятам   предлагается заполнить   таблицу   словами,   обозначающими   качества   «хорошего»   писателя   и 3хорошего» читателя и ответить на вопросы «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем?   Какие   качества   самые   важные   для   них?     Учащиеся   говорят   (писатель должен писать без ошибок, быть начитанным, должен заинтересовать читателя, быть психологом,   философом,   и   читатель   должен   быть   внимательным,   уметь   научиться понимать писателя. Читатель быть проще.) Сравнивая   полученные   в   каждой   колонке   результаты,   ученик   должны   будут прийти   к   выводу   о   том,   что   читательский   талант   не   менее   важен   при   чтении художественно произведения, чем талант писателя. Сл.   13  Менее   употребительным,   но   не   менее   интересным   может   быть   прием сопоставления   репродукций.  К   примеру,   при   изучении   темы:   Н.А.   Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» можно предложить обучающимся сопоставить репродукции картины   Исаака   Ильича   Левитана   «Весна.   Большая   вода»   и   Виноградова   Сергея Арсеньевича «Весна идет»   (Задание: «Определите, какое из полотен относится к произведению, ответ обоснуйте. Какие признаки и детали позволяют отнести это полотно к данному произведению? Что кажется важным художнику и как он это показывает? Что старается скрыть другой  художник? Какие детали картины вы бы   перенесли   в   текст?»)  Эта   работа   стала   бы   логичным   началом   к   разговору   о наводнении в рассказе Некрасова. Сл. 14  Разговор   о   малоизвестных   обучающимся   авторах   можно   построить   как урок­портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными.  Например, при изучении творчества Л. Чарской я начинаю урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этой писательницы. А есть только множество   аннотаций   к   его   книгам.   А   далее   организуется   поисковая   деятельность ребят   в   группах,   когда   ребята,   анализируя,   предложенные   аннотации,   находят информацию   о   личности   писательницы,   его   творческой   деятельности.    (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам Л. Чарской: Что вы можете сказать о его профессии,   интересах,   занятиях,   характере,   образе   жизни?   Захотелось   ли   вам прочитать   эти   книги?   Почему?)  В   результате   такой   поисковой   деятельности 4возникает устойчивый интерес к творчеству  писателя  и мотивация к его изучению. Естественно, что позднее я признаюсь, что схитрила и предлагаю ребятам материалы по биографии Л. Чарской, и ее произведения. Сл.  15  Проблемно­диалогическое   обучение,   на   мой   взгляд,   является   одной   из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно­деятельностный подход в обучении и воспитании.  Проблемно­диалогическое обучение можно назвать универсальной педагогической технологией.   Учитель,   внедряющий   эту   технологию,   выполняет   новую   роль   –   роль организатора   деятельности   самих   обучающихся   на   уроке   в   соответствии   с требованиями ФГОС ООО. На сегодняшний день мною разрабатываются электронные тренажеры по приемам проблемного диалога по литературному чтению, которые будут представлены в НПК учителей города. Сл. 16 Технология проблемного диалога ключ к успеху педагогической профессии.  Осваивайте проблемный диалог. Это лучший способ выиграть свою профессиональную  жизнь.  5