Методическое объединение "Технология проблемного диалога на уроках литературного чтения"
Оценка 4.9

Методическое объединение "Технология проблемного диалога на уроках литературного чтения"

Оценка 4.9
Научные работы
doc
классное руководство
Взрослым
31.03.2019
Методическое объединение "Технология проблемного диалога на уроках литературного чтения"
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ.doc
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ   Если хочешь быть счастливым, будь им. Вы спросите как?   Как – это вопрос века. Ибо ответ на него технология. А технология  ­ это ключ к успеху.  Сл.   2  Я   вам   расскажу  о   технологии   проблемного   диалога   на   уроках литературного  чтения,  которая   представляет   собой   современную   образовательную технологию   деятельностного   типа   и   позволяет   реализовать   требования   ФГОС.   Это ключ к успеху к педагогической профессии. Решение проблемных задач представляется мне не просто актуальным  инновационным процессом в стенах школы, а жизненно необходимым умением.  Сл. 3 Цель: выявление и создание условий для развития учащихся  через  внедрение в педагогическую практику технологии проблемного диалога на уроках  литературного чтения . Сл. 4 Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи. Вы  видите на слайде. Сл.   5  Проблемно­диалогическое   обучение   –   тип   обучения,   обеспечивающий творческое   усвоение   знаний   учениками   посредством   специально   организованного учителем диалога.  Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». Творчество есть создание нового и значимого продукта.  Сл.   6  В     словосочетании   проблемный   диалог,   по   мнению   кандидата психологических наук, доцента кафедры педагогики и психологии образования  Елены Леонидовны Мельниковой, первое слово проблемный означает, что на уроке изучения  ▄ постановка учебной   проблемы  и  поиск   решения.  Постановка   учебной   проблемы  –   это   этап нового материала обязательно должны быть проработаны два звена:    формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования   нового   знания.   Слово   диалог   означает,   что   постановку   учебной проблемы   и   поиск   ее   решения   осуществляют   ученики   в   ходе   специально 1 организованного учителем диалога. Проблемный диалог помогает ученику работать по­ настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся.  На   протяжении   всей   педагогической  деятельности   велся   анализ,  какие   приемы позволяют создать проблемную ситуацию на уроках литературного чтения, а значит, организовать   проблемный   диалог   с   обучающимися.   Так   сложилась   своеобразная методическая копилка этих приемов. Сл.7 ▄  Наиболее часто употребляемым является к лючевой вопрос урока. Примером могут   служить   такие   темы   уроков:  «Война   грибов   с   ягодами»,   какая   война   могла случиться между грибами и ягодами, «Какая бывает роса на траве?». Ключевой   вопрос   урока   позволяет   организовать   поисковую   деятельность   и активный диалог на протяжении всего учебного занятия. Следующие   приемы   создания   проблемной   ситуации   связаны   с   различными вариантами использования цитат на уроке.  ▄ Первый – это использование цитат.  На   уроке  литературного   чтения   по   теме  «Зарождение,  становление   и   развитие детской литературы в 11 и 18 вв.» учащимся предлагается попробовать по первому предложению определить тему и смысл нравоучительного рассказа. Например:  ▄ Маленький Федор весьма не любил рано вставать. Очень   эффективным   приемом   организации   проблемного   диалога   является   ▄ использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры. Например, при изучении темы автобиографические книги.  ▄ Согласен ли ты со следующим утверждением Л.Н. Толстого: «Мне кажется, что со временем вообще перестанут выдумывать художественные произведения. Писатели будут   не  сочинять,  а  только   рассказывать   то   значительное   или   интересное,  что   им случилось наблюдать в жизни»?  Неминуемо   на   уроке   возникнет   вопрос   «почему?»,   ученики   будут   вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это? 2 Сл. 8  Подобного  эффекта   можно  добиться, используя  прием «столкновения» цитат.  Так   при   изучении   творчества   Б.   Галанова   ученикам   предлагаю   несколько высказываний о главной мысли «Пишу на ту же тему по­своему». На уроках литературного чтения в качестве приема, организующего проблемно­ диалогическое   обучение,   можно   использовать  Сл.   9  грамматические   сказки. Например,   при   изучении   темы   Г.   Сапгира   «Сегодня,   завтра   и   вчера»,   предлагаю пофантазировать и нарисовать.  ▄ В стране Хохотании Г. Сапгира живут смеянцы, смеянки, старухи­смешнюхи,     Смеюхи, Смеяхи, растет смеяника. А что будет твориться в стране Плакландии? (▄ В стране Плакландии живут Плакуны. Устроят  И вот некоторые высказывания.  затоп и будут жить в соленой воде.) Сл. 10 Сл.   11  Создание   проблемной   ситуации   возможно   на  использовании   ошибки. Например,   при   проверочной   работе   по   разделу   «У   истоков   русской   детской литературы» можно предложить найти ошибки, допущенные в тексте. К  этому   приему   примыкает  использование мнимой ошибки.  Как   вариант,  на доске я выписываю две точки зрения на книги Чарской: письмо бабушки и мнение героя повести А. Рыбакова «Кортик» и задаю вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к выводу, что ошибки здесь нет, доказывая, опираясь на текст учебника.  Иногда   организовать   диалогическую   деятельность   обучающихся   помогает   ▄ проблема «легкой» темы, когда я начинаю урок со слов о том, что сегодня мне стыдно предлагать таким способным ученика новую тему, и предлагаю подумать, как можно сделать этот урок интересным. Это возможно при изучении таких тем, как  А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», В. Жуковский «Спящая царевна».     Сл.   12  Одним   из   самых   эффективных   приемов   организации   проблемно­ диалогического обучения можно считать  прием сравнения. Он может быть выражен через ключевой вопрос урока, например,  Кто писал летописи: монахи или писатели? Почему именно монахи?  Может   быть   организована   деятельность   обучающихся,   предполагающая сопоставление   различных   предметов   и   явлений.   Например,     ребятам   предлагается заполнить   таблицу   словами,   обозначающими   качества   «хорошего»   писателя   и 3 хорошего» читателя и ответить на вопросы «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем?   Какие   качества   самые   важные   для   них?     Учащиеся   говорят   (писатель должен писать без ошибок, быть начитанным, должен заинтересовать читателя, быть психологом,   философом,   и   читатель   должен   быть   внимательным,   уметь   научиться понимать писателя. Читатель быть проще.) Сравнивая   полученные   в   каждой   колонке   результаты,   ученик   должны   будут прийти   к   выводу   о   том,   что   читательский   талант   не   менее   важен   при   чтении художественно произведения, чем талант писателя. Сл.   13  Менее   употребительным,   но   не   менее   интересным   может   быть   прием сопоставления   репродукций.  К   примеру,   при   изучении   темы:   Н.А.   Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» можно предложить обучающимся сопоставить репродукции картины   Исаака   Ильича   Левитана   «Весна.   Большая   вода»   и   Виноградова   Сергея Арсеньевича «Весна идет»   (Задание: «Определите, какое из полотен относится к произведению, ответ обоснуйте. Какие признаки и детали позволяют отнести это полотно к данному произведению? Что кажется важным художнику и как он это показывает? Что старается скрыть другой  художник? Какие детали картины вы бы   перенесли   в   текст?»)  Эта   работа   стала   бы   логичным   началом   к   разговору   о наводнении в рассказе Некрасова. Сл. 14  Разговор   о   малоизвестных   обучающимся   авторах   можно   построить   как урок­портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными.  Например, при изучении творчества Л. Чарской я начинаю урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этой писательницы. А есть только множество   аннотаций   к   его   книгам.   А   далее   организуется   поисковая   деятельность ребят   в   группах,   когда   ребята,   анализируя,   предложенные   аннотации,   находят информацию   о   личности   писательницы,   его   творческой   деятельности.    (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам Л. Чарской: Что вы можете сказать о его профессии,   интересах,   занятиях,   характере,   образе   жизни?   Захотелось   ли   вам прочитать   эти   книги?   Почему?)  В   результате   такой   поисковой   деятельности 4 возникает устойчивый интерес к творчеству  писателя  и мотивация к его изучению. Естественно, что позднее я признаюсь, что схитрила и предлагаю ребятам материалы по биографии Л. Чарской, и ее произведения. Сл.  15  Проблемно­диалогическое   обучение,   на   мой   взгляд,   является   одной   из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно­деятельностный подход в обучении и воспитании.  Проблемно­диалогическое обучение можно назвать универсальной педагогической технологией.   Учитель,   внедряющий   эту   технологию,   выполняет   новую   роль   –   роль организатора   деятельности   самих   обучающихся   на   уроке   в   соответствии   с требованиями ФГОС ООО. На сегодняшний день мною разрабатываются электронные тренажеры по приемам проблемного диалога по литературному чтению, которые будут представлены в НПК учителей города. Сл. 16 Технология проблемного диалога ключ к успеху педагогической профессии.  Осваивайте проблемный диалог. Это лучший способ выиграть свою профессиональную  жизнь.  5

Методическое объединение "Технология проблемного диалога на уроках литературного чтения"

Методическое объединение "Технология проблемного диалога на уроках литературного чтения"

Методическое объединение "Технология проблемного диалога на уроках литературного чтения"

Методическое объединение "Технология проблемного диалога на уроках литературного чтения"

Методическое объединение "Технология проблемного диалога на уроках литературного чтения"

Методическое объединение "Технология проблемного диалога на уроках литературного чтения"

Методическое объединение "Технология проблемного диалога на уроках литературного чтения"

Методическое объединение "Технология проблемного диалога на уроках литературного чтения"

Методическое объединение "Технология проблемного диалога на уроках литературного чтения"

Методическое объединение "Технология проблемного диалога на уроках литературного чтения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019