Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Оценка 4.7
Документация
doc
администрации
Взрослым
01.12.2017
При организации современных педагогических технологий особую значимость приобретает нестандартные, нетрадиционные уроки. В данной методической разработке, предназначенной для преподавателей, разрабатывающих открытое мероприятие или урок, даны краткие сведения об организации открытого урока. Раскрыты основные требования, предъявляемые к современному уроку.
Краткий обзор форм организации учебных занятий поможет сориентироваться в их многообразии при подготовке к уроку, а схема самоанализа даст возможность преподавателю дать более объективную оценку своему уроку.
как подготовить открытый урок.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ЭЛЕТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ СО «ТЭТ» «___»
____________ 2015 г.
___________ /Калашников П.Е./
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
ГАПОУ СО «ТЭТ»
«___» ____________ 2017 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
«КАК ПОДГОТОВИТЬ ОТКРЫТЫЙ УРОК»
1 г.о. Тольятти 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1 Пояснительная записка
2 Планирование открытых уроков
3 Требование к открытому уроку (типы и виды занятий, формы и
методы, цели урока)
4 Подготовка открытого урока
5 Методическое обеспечение открытого урока
6 Проведение открытого урока
7 Обсуждение и анализ открытого учебного занятия (анализ и
самоанализ урока)
Приложение 1 Примерный план поурочного плана
Приложение 2 Самоанализа урока
Приложение 3 Образец титульного листа методической
разработки открытого урока
стр.
4
5
6
26
28
30
30
33
34
35
2 Пояснительная записка
При организации современных педагогических технологий особую
значимость приобретает нестандартные, нетрадиционные уроки. В данной
методической разработке,
предназначенной для преподавателей,
разрабатывающих открытое мероприятие или урок, даны краткие сведения об
организации открытого урока. Раскрыты основные требования, предъявляемые
к современному уроку.
Краткий обзор форм организации учебных занятий поможет
сориентироваться в их многообразии при подготовке к уроку, а схема
самоанализа даст возможность преподавателю дать более объективную оценку
своему уроку.
Не следует пользоваться разработкой, как шаблоном. Подготовка к
уроку это творчество, направленное не на идею развлечения на уроке, а на
идею познания в наиболее приятной и легкой форме.
Открытое учебное занятие является формой распространения и
элементом методической работы
пропаганды передового опыта,
преподавателя, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.
Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и
дидактической
методов учебновоспитательной работы,
анализ
эффективности использования технических средств обучения и
применения компьютерных технологий, обобщение приемов научной
организации и контроля качества учебного процесса.
Задачей преподавателя, готовящего открытый урок, является оценка
3 эффективности применяемых методов; совершенствование отдельных
приемов, педагогических находок; создание своей системы учебно
воспитательной работы.
Для проведения открытого урока может использоваться любой вид
учебных занятий по любой форме обучения. Проведение открытого урока
рекомендуется ограничить временными рамками (1 час 30 минут). За это время
предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные
элементы урока, но и педагогические находки преподавателя.
В начале учебного года составляются графики проведения
открытых уроков (предметной недели) в каждой методической
комиссии, на основании которых составляется единый график
проведения открытых уроков в техникуме. Открытые уроки проводят все
преподаватели имеющую педагогическую нагрузку в объёме ставки.
Основными критериями для оценки эффективности открытого урока
должны быть качество знания, умений и навыков, приобретенных студентами под
руководством преподавателя.
Открытые уроки для всех преподавателей техникума направлены на
оказание им помощи в решении задач по совершенствованию учебно
воспитательного процесса.
Планирование открытых уроков
На заседании методической комиссии в конце учебного года
проводится анализ взаимопосещений занятий преподавателями,
на
основании, которого определяется опыт, который оправдал себя на практике
и может быть показан в данном учебном году. На основании обсуждения
творческого опыта преподавателей, составляется план проведение открытых
уроков.
При составлении плана проведения открытых уроков целесообразно
поручать их проведение, в первую очередь, опытным, творчески
работающим преподавателям. Могут привлекаться к проведению открытых
4 уроков и начинающие (молодые) преподаватели, если у них есть интересные
педагогические находки. Проведение открытого урока так же может
планироваться по индивидуальному графику аттестации преподавателя.
При планировании открытых уроков необходимо сразу определить
конкретную методическую цель каждого из занятий.
Выбор темы открытого урока предоставляется преподавателю, который
проводит занятия. При прочих равных условиях, преимущества должно быть
отдано сложным темам программы, которые важны для осуществления
межпредметных связей, недостаточно освещены в методической литературе,
требуют серьезных изменений в методике их изложения.
При планировании открытых учебных занятий следует равномерно
распределять их по учебным группам. Нецелесообразно планировать их на
сентябрь (время организационных мероприятий), декабрь, июнь (время
сессии).
Требования к открытому уроку
Уровень занятий должен отражать научность и точность
фактического материала, использование последних достижений науки в
воспитательных и
рассматриваемом вопросе,
реализацию учебных,
развивающих задач.
Методическая оптимальность занятий должна определить
правильность избранного ею вида использования наглядности, ТСО, новых
методов в обучении, правильное распределение времени на структурные
элементы урока.
Применение новых педагогических технологий, приемов и методов
при помощи которых реализуются цели занятия,
преподавания,
формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной
познавательной деятельности студентов,
требованиями к открытому уроку.
являются основными
Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов, к
5 которым пришел преподаватель в результате педагогического
эксперимента, работы над педагогической темой, результата работы по
педагогической технологии или на основании многолетнего опыта работы.
До проведения открытого урока целесообразно доложить на заседании
методической комиссии о проделанной работе и своих наблюдениях.
В плане урока необходимо указать тип и вид учебного занятия. В техникуме
обозначены следующие виды занятий – теоретическое и практическое занятие,
лабораторная работа. Форму организации по данному виду занятия
преподаватель выбирает самостоятельно. Это может быть лекция, семинар,
лабораторная работа, экскурсия и т.д.
Тип учебного занятия определяется его содержанием и учебными целями.
Комбинированный урок
Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя
следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее
изученного материала и выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;
изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение
их на практике и инструктаж по домашнему заданию.
Организационная часть заключается в проверке наличия обучающихся на
уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках
преподавателя в организационную часть входит знакомство с обучающимися.
Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня
знаний пройденного ранее материала, умений и навыков обучающихся;
выполнения ими внеаудиторной самостоятельной работы; подготовке студентов
к восприятию нового материала.
При проверке и оценке знаний применяют:
индивидуальный устный опрос;
опрос по карточкам;
письменный опрос;
опрос у доски;
6 решение задач и другие способы опроса.
Для вовлечения большего числа обучающихся в опрос часто письменный
опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе преподавателю
целесообразно активизировать внимание группы путем рецензирования,
исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а
также давать возможность обучающимся задавать вопросы преподавателю и
отвечающим. Это позволит вовлечь большее число обучающихся в проверку
знаний и способствует активному повторению материала.
Если на уроке ставится цель подготовить обучающихся к восприятию
нового материала, преподаватель проводит фронтальный (беглый) опрос,
задавая обучающимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе
такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового
материала.
Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой
темы, увязки ее с ранее пройденным материалом. При изложении нового
материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ,
беседа, объяснение и значительно реже лекция. Обычно один метод является
ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно
использование различных дидактических приемов: информирование о плане
сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение;
создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту обучающихся;
демонстрация фрагментов фильмов, презентации; запись материала на доске или
использование наглядных пособий, элементов интерактивного обучения.
Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью
большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала
могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную
деятельность обучающихся. Закрепление материала возможно в форме беседы
(преподаватель задает вопросы практического характера,
интересно
формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего,
7 продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему,
прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы
обучающихся под руководством преподавателя (решение задач, чтение таблиц,
диаграмм, составление технологических карт, работа с карточкамизаданиями,
со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование
иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении
материала преподаватель выясняет, насколько правильно студенты поняли
новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При
закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты фильмов,
презентаций, интерактивную доску.
Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но
можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого
фрагмента нового материала) в зависимости от содержания сложности и
важности учебного материала.
Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его закрепить
знания обучающихся путем самостоятельной работы во внеурочное время.
Преподаватель должен объяснить обучающимся способы выполнения задания и
определить материал по учебнику, дополнительной литературе или интернет
ресурсам (если это необходимо).
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Основная цель данного типа урока дать обучающимся знания по новому
разделу дисциплины/МДК. Он состоит из организационной части, изложения
нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего
задания.
Изложение нового материала основная часть этого типа урока
проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение
материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения
нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации
познавательной деятельности обучающихся объяснение или лекцию
8 целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при
изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для
повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать
создание проблемных ситуаций, широкое применение фильмов, слайдов,
плакатов, макетов, моделей.
Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в
форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана
изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и
предполагали достаточно короткие ответы.
Урок повторения и обобщения полученных знаний
Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела
дисциплины/МДК. Его элементами являются: постановка проблем и выдача
заданий, выполнение обучающимися заданий и решение задач; анализ ответов и
оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов;
инструктаж по выполнению домашнего задания.
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Данный тип урока включает организационную часть, определение и
разъяснение цели занятия, воспроизведение обучающимися знаний, связанных с
содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и
инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу обучающихся над
заданием под руководством преподавателя; обобщение и оценка выполненной
работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.
Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная
работа обучающихся, трудовая деятельность. Студенты решают задачи,
выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой, интернетисточниками
и другими материалами.
Урок применения знаний, умений и навыков
Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами
обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и
9 разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом,
инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу обучающихся,
оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.
Основной метод обучения на уроке самостоятельная работа обучающихся.
Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении
изучения темы или разделов дисциплины/МДК. На нем, как правило, не
проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической
работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.
Краткий перечень методов обучения
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема
классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения
по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения
методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует
ряд классификаций.
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения
на методы работы преподавателя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы
обучающихся (упражнения, самостоятельная работа, выполнение практических
и лабораторных работ).
Распространенной является классификация методов обучения по
источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное
слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы,
явления, наглядные пособия);
в) практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают
умения, выполняя практические действия).
Словесные методы
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов
обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом
10 передачи знаний. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать
большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и
указать пути их решения. С помощью слова педагог может вызвать в сознании
детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово
активизирует воображение, память, чувства обучающихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ,
объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное
изложение содержания учебного материала. К рассказу, как методу изложения
новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:
рассказ должен обеспечивать идейнонравственную направленность
преподавания;
содержать только достоверные и научно проверенные факты;
включать достаточное количество ярких и убедительных примеров,
фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
иметь четкую логику изложения;
быть эмоциональным;
излагаться простым и доступным языком;
отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым
фактам, событиям.
Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное
истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта,
отдельных понятий, явлений.
Объяснение это монологическая форма изложения. К объяснению
чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук,
решении химических, физических, математических задач, теорем; при
раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной
жизни.
Использование метода объяснения требует:
11 точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
последовательного раскрытия причинноследственных связей,
аргументации и доказательств;
использования сравнения, сопоставления, аналогии;
привлечения ярких примеров;
безукоризненной логики изложения.
Объяснение как метод обучения широко используется при изучении
общепрофессиональных и спецдисциплин.
Беседа. Беседа диалогический метод обучения, при котором педагог
путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит
студентов к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже
изученного.
В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала,
уровня творческой познавательной деятельности обучающихся, места беседы в
дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.
Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова
“эврика” нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы педагог, опираясь
на имеющиеся у обучающихся знания и практический опыт, подводит их к
пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.
Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если
беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или
вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у
обучающихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы
применяются после изучения нового материала.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному студенту
(индивидуальная беседа) или обучающимися всей группы (фронтальная
беседа).
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки
вопросов. Вопросы задаются преподавателем всей группе, чтобы все
12 обучающиеся готовились к ответу.
Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными,
сформулированными так, чтобы будили мысль студента. Не следует ставить
двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа.
Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных
ответов типа “да” или “нет”.
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:
активизирует мыслительную деятельность;
развивает память и речь;
делает открытыми знания обучающихся;
имеет большую воспитательную силу;
является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
требует много времени;
содержит элемент риска (студент может дать неправильный ответ,
который воспринимается другими обучающимися и фиксируется в их памяти);
необходим запас знаний.
Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене
взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают
собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот
метод целесообразно использовать в том случае, когда студенты обладают
значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют
аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо
проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность:
учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию,
считаться с мнениями других.
Лекция. Лекция монологический способ изложения объемного
материала. Используется, как правило, на старших курсах и занимает весь или
почти весь ход занятия. Преимущество лекции заключается в возможности
13 обеспечить законченность и целостность восприятия студентами учебного
материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.
Лекция может применяться также при повторении пройденного
материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или
нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.
Применение лекции как метода обучения позволяет значительно
активизировать познавательную деятельность студентов, вовлекать их в
самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения
проблемных учебнопознавательных задач, выполнения тематических заданий,
проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с
исследовательской деятельностью.
Работа с учебником и книгой важнейший метод обучения. Работа с
книгой для студентов метод самостоятельной работы. Существует ряд приемов
с печатными источниками. Основные из них:
Конспектирование краткое изложение, краткая запись содержания
прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего
лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность
мышления.
Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для
составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и
озаглавить каждую часть.
Тезирование краткое изложение основных мыслей прочтенного.
Цитирование дословная выдержка из текста. Обязательно указываются
выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год
издания, страница).
Аннотирование
краткое свернутое изложение содержания
прочитанного без потери существенного смысла.
Рецензирование написание краткого отзыва с выражением своего
отношения о прочитанном.
14 Составление справки сведений о чемнибудь, полученных после
поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические,
географические и т.д.
Составление формальнологической модели
словесно
схематического изображения прочитанного.
Составление тематического тезауруса упорядоченного комплекса
базовых понятий по разделу, теме.
Составление матрицы идей
сравнительных характеристик
однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов
обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы
обучения.
Наглядные методы
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при
которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости
от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических
средств обучения. Наглядные методы используются во взаимосвязи со
словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две
большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстративных
пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов,
опытов, технических установок, кинофильмов, презентаций и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и
демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности
отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и
демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или
кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс
15 (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров, интернетресурсов) расширяет
возможности наглядных методов обучения.
При использовании наглядных методов обучения необходимо
соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту
обучающихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует
постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все
обучающиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе
иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации
явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с
содержанием материала;
ж) привлекать самих студентов к нахождению желаемой информации в
наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Практические методы
Практические методы обучения основаны на практической
деятельности обучающихся. Этими методами формируют практические умения
и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и
практические работы.
Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное)
выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или
повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех
дисциплин/МДК и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика
упражнений зависит от особенностей учебной дисциплины/МДК, конкретного
материала, изучаемого вопроса и возраста обучающихся.
16 Упражнения по своему характеру подразделяются на устные,
письменные, графические и учебнотрудовые. При выполнении каждого из
них обучающиеся совершают умственную и практическую работу.
По степени самостоятельности обучающихся при выполнении
упражнений выделяют:
а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления
воспроизводящие (репродуктивные) упражнения;
б) упражнения по применению знаний в новых условиях
тренировочные упражнения;
Если при выполнении действий студент про себя или вслух
проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения
называют
комментированными.
Комментирование действий помогает
преподавателю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия
студентов.
Особенности применения упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления,
памяти, речи и внимания обучающихся. Они отличаются динамичностью, не
требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и
выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию
логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в
работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы обучающихся по
составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление
альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении
лабораторнопрактических работ, экскурсий и т.д.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с
письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает
17 обучающимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный
материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические
работы в зависимости от степени самостоятельности обучающихся при их
выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий
характер.
К учебнотрудовым упражнениям относятся практические работы
обучающихся, имеющие производственнотрудовую направленность. Целью этих
упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в
Такие упражнения способствуют трудовому
трудовой деятельности.
воспитанию обучающихся.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда
требований к ним: сознательный подход обучающихся к их выполнению;
соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений
сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем
на воспроизведение применение ранее усвоенного на самостоятельный перенос
изученного в нестандартные ситуации на творческое применение, с помощью
которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных
знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемнопоисковые
упражнения, которые формируют у обучающихся способность к догадке,
интуицию.
Лабораторные работы это проведение обучающимися по заданию
преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов
и других технических приспособлений, т.е. это изучение обучающимися каких
либо явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или
исследовательском плане.
Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть
длительные наблюдения обучащихся за отдельными явлениями, както: над
ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью,
18 поведением рек и озер в зависимости от погоды, изучение фольклора своего
края и др. В любом случае педагог составляет инструкцию, а студенты
записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков,
схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и
более.
Практические занятия проводятся после изучения крупных разделов,
тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в
кабинете, но и за пределами техникума (измерения на местности, работа на
участке, в мастерской).
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с
обучающими машинами, с машинамитренажерами и репетиторами.
Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая
по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали
критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то,
что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности
обучающихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной
работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей
популярностью у педагоговпрактиков и ученыхметодистов.
Перечисленное выше отражает элементы традиционного ведения урока.
В настоящее время активно внедряются нетрадиционные методы и формы
организации обучения. Нарушение традиционной системы должно быть
обоснованным и оправданным и это возможно только при условии знания основ
традиционной системы, на котором строится весь процесса обучения.
Преподаватель, совершенствуя формы работы, изобретает всё новые и новые
формы и технологии обучения, что позволяет сделать процесс обучения не
только продуктивным, но и интересным. И, конечно, позволит повысить уровень
образования, что немаловажно в условиях современных требований к
квалифицированному специалисту, готовому к изменяющимся социально
экономическим условиям и самостоятельному поиску новых знаний.
19 Вот несколько признаков нетрадиционного урока:
1. Изменение временных рамок нерегламентированный урок.
2. Место проведения урока не только аудитория учебная, но и цех,
мастерская, театр, музей и т.п.
3. Использование внепрограммного материала, углубленное проблемное
рассмотрение взятой темы.
4. Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным
творчеством, как студентов, так и самого преподавателя.
5. Возможность привлечения организации и обеспечения необходимого
содержания людей разных профессий.
6. Создание эмоционального подъема обучающихся, ситуации успеха для
каждого студента с учетом его возрастных, личностных особенностей,
индивидуальных способностей и интересов.
7. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности
в период
подготовки к уроку и на уроке.
8. Создание временной инициативной группы, групп «специалистов» из
числа обучающихся при подготовке к уроку
... и т. д.
Методику нестандартных уроков нельзя скопировать. В каждом
конкретном педагогическом случае она будет специфична.
Основа организации форм обучения в ССУЗе представляет сочетание
организационных форм школы (классноурочная система) и ВУЗа (курсовая
система). Это сочетание очень разнообразно, подвижно и зависит от содержания
обучения и от дидактической задачи. Сегодня они очень разнообразны: это
Урок деловая, ролевая игра
Урок конференция, пресс конференция
Урок соревнование, состязание
Урок КВН
Урок творчества
20 Урок бенефис
Урок конкурс
Интегрированный урок
Бинарный урок
Урок экскурсия
Урок путешествие
Урок литературная гостиная
Урок «Следствие ведут знатоки»
Урок «Суд идет»
Урок референдум
Урок «Спрашивай отвечаем» и другие.
Особая трудность для преподавателей во время подготовки к уроку
возникает при обозначении целей.
Цель урока это заранее запрограммированный преподавателем результат,
который должен быть достигнут педагогом и обучающимися в конце урока.
Триединая цель урока это сложная составная цель, вбирающая в себя, три
аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока
сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться
педагоги и студенты, и если она определена неточно или педагог плохо себе
представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока
трудно говорить.
Триединая цель урока основа целесообразной деятельности на уроке не
только преподавателя, но и студентов, дающая ей направление, в какойто
степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия
преподавателя и студентов на уроке, а реализуется не только в деятельности
педагога, но и в деятельности студентов и достигается только в том случае,
когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей
интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающий
аспекты) должна ставиться перед группой студентов в ученическом варианте.
21 ТЦУ есть тот систематизирующий стержень, без которого занятие никогда
не превратиться в целостную систему.
ТЦУ носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама
по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели
этапов и учебновоспитательных моментов, если урок четко этапируется, или на
цели учебновоспитательных моментов, если логическое построение урока не
связано с его членением на этапы. Иными словами, речь идет о построении
"дерева целей" урока, где ТЦУ будет "генеральной целью", а задачи учебно
воспитательных моментов рубежами ее достижения
Что же представляет собой состав ТЦУ? Как уже не раз упоминалось, цель
урока триедина и складывается из трех аспектов. Рассмотрим каждый из них.
Познавательный аспект ТЦУ
Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения
следующих требований:
1. Учить и научить каждого обучающегося самостоятельно добывать
знания. Учить чемунибудь других значит показать им, что они должны
делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями:
полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость,
глубину, оперативность, прочность.
3. Формировать навыки точные, безошибочно выполняемые действия,
доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
4. Формировать умения сочетание знаний и навыков, которые
обеспечивают успешное выполнение деятельности.
5. Формировать то, что обучающийся должен познать, уметь в результате
работы на уроке.
"...целесообразно при планировании образовательной цели урока указать,
какого уровня качества знаний, умений и навыков обучающимся предлагается
22 достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или
творческого"
Развивающий аспект ТЦУ
Это наиболее трудный для педагога аспект цели, при планировании
которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется?
Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается
в том, что нередко педагог стремиться формировать новый развивающий аспект
цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо
медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность
развития очень относительна, и что оно осуществляется в значительной мере как
результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует,
что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован
для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.
A. Развитие речи:
Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой
функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление
коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение
оюучающимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
Речевое развитие показатель интеллектуального и общего развития студента.
B. Развитие мышления
Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить
студентов мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно
забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде
цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать
более конкретно:
учить анализировать,
учить выделять главное,
учить сравнивать,
23 учить строить аналогии,
обобщать и систематизировать,
доказывать и опровергать,
определять и объяснять понятия,
ставить и разрешать проблемы.
Овладение этими методами и означает умение мыслить
Воспитывающий аспект ТЦУ
Понастоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим.
Учить и воспитывать как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются
одновременно и накрепко неторопливым движением замка творческой мысли.
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств
личности обучающихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать
использование содержания учебного материала, методов обучения, форм
организации познавательной деятельности в их взаимодействии для
осуществления формирования и развития нравственных,
трудовых,
эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности
студента. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к
общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
"Воспитывающее обучение это такое обучение, в процессе которого
организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом
отношений обучающихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми
студент сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк.
Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд
отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в
виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные
задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на
одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога
к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.
24 С какими же нравственными объектами вступает студент во
взаимодействие на занятии?
Прежде всего это "другие люди". Все нравственные качества, отражающие
отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и
развиваться преподавателем на уроке независимо от его предметной
принадлежности. Отношение к "другим людям" проявляется через гуманность,
скромность,
товарищество,
деликатность,
доброту,
вежливость,
дисциплинированность, ответственность, честность, причём интегральным, по
отношению ко всем остальным качествам, является гуманность. Формирование
гуманных отношений на уроке непреходящая задача преподавателя.
Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно
проявляет обучающийся, является он сам, его "Я". Отношение к самому себе
проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к
себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность,
добросовестность, ответственность и честность.
Третий объект общество и коллектив. Отношение студента к ним
проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность,
трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей,
радость сопереживания их успехам все это проявляет отношения студентов к
коллективу, к группе. Бережное отношение к имуществу техникума и учебным
пособиям, максимальная работоспособность на занятии в этом студент
проявляет себя как член общества. Важнейшей нравственной категорией,
отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая
постоянно присутствует на уроке, является труд.
Отношение студента к труду характеризуется такими качествами:
ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего
места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это
подвластно влиянию педагога на уроке.
25 И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность
постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней
проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее
успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов
в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к
учению и своему учебному труду.
Подготовка открытого урока
Подготовка к открытому уроку проводится в соответствии с
требованиями оптимальной методики проведения занятия: анализ
содержания учебного материала; анализ особенностей конкретной группы
на данном занятии; выбор форм, методов и средств обучения; краткое
описание хода занятия в соответствии с требованиями плана учебного занятия.
Выбор темы открытого урока преподаватель делает
самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше
показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы,
организацию учебной деятельности студентов на разных этапах занятия.
Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели
Методическая цель отражает основную методику
открытого урока.
проведения урока. Это поможет наиболее конструктивно и объективно
подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных
методов и приемов и форм организации.
Методическая цель открытого урока может быть сформулирована
следующим образом:
методика использования персонального компьютера в решении
практических задач;
методика организации самостоятельной работы студентов;
активизация познавательной деятельности студентов на занятиях
КПР, лабораторной работе...) в процессе работы с
(практических,
наглядными пособиями и дидактическим материалом;
26 методика использования ТСО в процессе изложения нового материала,
проверки знаний, межпредметных связей.
В соответствии с методической целью урока, преподаватель выбирает
такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те
методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического
мастерства и технологии по которой работает преподаватель.
При подготовке к открытому уроку преподаватель должен использовать
современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно
технической и методической литературы, применить результаты посещения
технических или методических выставок, передовых предприятий. Все это
поможет сделать урок интересным и познавательным, позволит студентам
быть в курсе современных достижений.
Материальнотехническое оснащение урока необходимо продумать и
подготовить заранее. Следует подготовить и испытать в действии приборы и
Продумать
оборудование,
вычислительную
технику,
ТСО.
последовательность их использования на уроке.
Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать
так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения
поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий
рассеивает внимание студентов, а изобилие незадействованных наглядностей
неоправданно на уроке. Будьте скромны и не нагружайте урок наглядностью, как
украшением. Все иллюстративные материалы урока должны работать на учебную
цель занятия.
План открытого урока, методическая документация к нему подробно
обсуждаются председателем цикловой комиссии, если открытый урок
проводится для преподавателей МК; методистом, если на нем решаются
методические проблемы всего педагогического коллектива.
Коллеги должны оказать необходимую помощь педагогу в
подготовке открытого урока.
27 Методическое обеспечение открытого урока
Полный комплекс документов,
определяющих методическое
обеспечение урока, включает следующие документы (могут дополняться в
зависимости от вида и типа учебного занятия):
журнал;
календарнотематический план;
план учебного занятия;
конспект лекции;
комплект материалов по разнообразным видам контроля;
дидактический, раздаточный материал;
задания для самостоятельной работы;
комплект видеоматериалов для ТСО;
варианты задач или вопросов для выдачи внеаудиторной самостоятельной
работы;
методическая разработка или рекомендации по проведению открытого
урока.
К открытому уроку необходимо составить план урока (см. приложение 1) с
четким и разумным распределением времени урока и указанием, что и как
делают преподаватель и студенты (рекомендуется составить несколько
экземпляров для приглашенных на урок). План урока должен отразить все
основные этапы урока, основные виды деятельности, как студентов, так и
преподавателя, виды и формы организации работы, виды упражнений.
Впоследствии план урока должен стать опорой для самоанализа и анализа урока.
Примерная схема плана урока приведена в приложении, некоторые пункты могут
быть дополнены или исключены по усмотрению преподавателя.
В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются
соответствующие составляющие методического обеспечения.
Открытый урок, как говорилось уже выше, является демонстрацией опыта
преподавателя над педагогической темой или проблемой, поэтому наличие
28 поставленной методической цели урока, соответственно педагогической теме,
желательно. Таким образом, методическая цель становится доминантой урока,
его методическим стержнем.
Методическая разработка или методические рекомендации к
открытому уроку должны отражать вопросы организации и методики учебно
воспитательного процесса на занятии.
Педагог, готовящий открытый урок, рассматривает в методической
разработке учебновоспитательный процесс в свете тех педагогических задач,
которые положены в основу урока, чтобы используемые методы и средства
воздействия на студентов, способы организации их деятельности помогли
другим педагогам критически оценить всю систему работы, и вызывали желание
её усовершенствования.
Структура методической разработки должна содержать пояснительную
записку, структуру урока, подробный конспект (сценарий) занятия, образцы
дидактического материала, список используемой литературы и т.д.
В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль урока,
педагогические цели, задачи стоящие перед преподавателем, ожидаемый
результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить
педагогической технологии или методике, в которой проводится занятие.
Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться
после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе
проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими
преподавателями.
Содержание и оформление титульного листа методической разработки
должно соответствовать требованиям данных рекомендаций (см. приложение 1 и
3).
Подготовленная и оформленная методическая разработка после
рассмотрения на заседании методической комиссии и утверждения методистом
сдается в методический кабинет.
29 Проведение открытого урока
За 2 недели до проведения открытого урока преподаватель вывешивает
сообщение (объявление) о нем.
Проводится открытый урок в обычной деловой обстановке.
Приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают заранее
подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание
студентов и без помех наблюдать за действиями преподавателя и студентов.
Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться
в ход занятий, не выражать в присутствии студентов, своего отношения к работе
преподавателя, ведущего его.
Приглашенные в процессе наблюдения, должны проследить, как
преподаватель, ведущий урок, достигает поставленной цели, с помощью каких
методических приемов и средств обучения реализует требования учебной
программы, каковы результаты его деятельности.
Обсуждение и анализ открытого урока
Обсуждение открытого урока проводиться в день его проведения.
Организует обсуждение председатель цикловой комиссии или лицо,
ответственное за подготовку занятия. Цель обсуждения оценка правильности
постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь
преподавателю увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с
точки зрения поставленных задач.
При обсуждении урока вопросы должны носить конкретный характер (об
отдельных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия)
не уводить обсуждения от поставленной цели. Обсуждение рекомендуется
проводить в следующей последовательности:
1. Преподаватель, проводивший занятие
2. Приглашенные преподаватели
3. Председатель цикловой комиссии
4. Представитель администрации, ответственный за методическую работу
30 Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил занятие.
Он должен четко раскрыть цель учебного занятия, обосновать выбор методов
и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по
проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала. Дать
характеристику уровня знаний, успеваемости студентов, место урока в
системе занятий, обосновав выбранные формы организации и тип урока (см.
приложение 2).
Выступление преподавателя должно помочь присутствующим понять его
педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов,
ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы. Развернутый
самоанализ урока не только продемонстрирует присутствующим педагогическую
и методическую грамотность педагога, но и предопределит возникшие в ходе
урока вопросы.
Выступающие должны детально разобрать достоинства и
недостатки занятия, обратить особое внимание на достижение
поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность
целесообразность использования ТСО,
применяемых методов,
оборудования. Необходимо тщательно оценить занятие с позиции реализации
дидактических принципов. Обязательно в ходе обсуждения отметить
недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать
советы по совершенствованию системы работы.
В заключении выступает председатель методической комиссии и
представитель администрации. Они подводят итоги обсуждения,
отмечают, что было упущено выступающими, дают оценку приемам и методам,
использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной
методической цели открытого учебного занятия и делают выводы о
целесообразности использования представленного опыта.
При анализе выступающие должны оценить воспитательную роль занятия,
его значение. Содержанием и организацией, такое занятие способствует
31 воспитанию качеств, необходимых будущему специалисту.
Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный.
Необходим деловой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают желание
не только оценить критически работу коллег, но творчески использовать его
опыт в работе.
После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется
преподавателю, проводившему урок. Он отмечает, какие замечания принимает, с
чем он не согласен и почему, доказывает свою точку зрения.
Хорошо организованное обсуждение помогает придти к единому мнению
по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты
открытого урока в педагогическую практику.
Все, присутствующие на открытом уроке, сдают заполненные бланки
анализа урока председателю цикловой комиссии или методисту техникума.
Методическая разработка по открытому уроку и анализ выводов и
предложений относятся к воплощению передового педагогического опыта.
Система открытого урока должна поддерживать все новое, передовое,
способствовать
что рождается в труде педагогического коллектива,
внедрению в практику прогрессивных форм и методов обучения и воспитания
студентов техникума.
32 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОУРОЧНОГО ПЛАНА
(изучение нового учебного материала)
Приложение 1
Урок № ______
Дата «____» _________________ 20__г.
Группа _______
Учебная дисциплина/МДК________________________________________________________
Вид учебного занятия: (теоретическое, практическое занятие)
Тип занятия: (изучение нового материала, закрепление полученных теоретических знаний,
отработка умений и навыков, контроль знаний, обобщение знаний, комбинированный урок)
Тема: __________________________________________________________________________
Цели урока: ____________________________________________________________________
Межпредметные связи:___________________________________________________________
Педагогическая технология (или методическая цель урока): ____________________________
Форма организация (ролевая игра, семинарское занятие, проблемная лекция
и_т.д.)_______
Используемые методы обучения: ___________________________________________________
Обеспечение урока _______________________________________________________________
План занятия
I Организационная часть
(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест)
1 2 минуты
II Сообщение темы и целей занятий
(объявление темы урока, постановка достижимых целей перед студентами)
12 минуты
III Актуализация опорных знаний обучающихся
(выполнение упражнений, игровых заданий и т.д. необходимых как опора для изучения нового
материла)
57 минут
IV Начальная мотивация учебной деятельности
(заинтересованность в изучении данной темы: необходима в профессиональной деятельности,
в жизненной ситуации, и т.д.)
V Изучение нового материала
(последовательное изложение по принципу «от простого к сложному» с возможной
демонстрацией наглядных пособий)
15 20 минут
2 3 минуты
VI Обобщение и систематизация изученного материала 5 6 минут
(выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения
упражнения, составления таблицы и т.д.)
VII Итоговая часть занятия
(подведение итогов урока, выставление комментированных оценок)
3 5 минут
VIII Сообщение задания внеаудиторной самостоятельной работы 1 2 минуты
33 (если есть необходимость, выполнение задания следует разобрать или дать необходимые
рекомендации по его выполнению – в этом случае время на сообщение задания увеличить)
34 САМОАНАЛИЗ УРОКА
Приложение 2
Дата «____» _________________ 20__г.
Учебная дисциплина/МДК_____________________________________________________
________________________________________________________________
№ группы________ Ф.И.О. преподавателя _______________________________________
Колво присутствующих________ Колво по списку__________
Тема урока_____________________________________________________________________
Цель урока ___________________________________________________________________
Тип урока и его структура_______________________________________________________
Описываются следующие этапы и элементы урока:
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим?
Краткая психологопедагогическая характеристика группы (количество «слабых» и
«сильных» студентов, активность студентов на уроке, организованность и
подготовленность к уроку).
Дать оценку успешности в достижении целей урока, обосновать показатели реальности
урока.
Отбор содержания, педагогической технологии, форм и методов обучения в
соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ,
основываясь на результатах обучения на уроке.
Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли
«связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов
в соответствии с целями занятия.
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся. На каких
этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как
организовано регулирование и коррекция знаний обучающихся?
Психологическая атмосфера на занятии
Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи
урока? Если не удалось, то почему?
Перспективы своей дальнейшей деятельности.
«___» __________ 20__г. ________________/ /
35 36 Приложение 3
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Самарской области
СОГЛАСОВАНО
Методист
_____________ А.В. Быковская
__________________ 20___ г.
Методическая разработка открытого урока по теме:
«__________________________________________»
Дисциплина ______________________________________
Специальность (код и наименование)______________________________
Преподаватель _________________________
РАССМОТРЕНА
на заседании ЦК______________________
Протокол № __ от «___» __________ 2017 г.
Председатель ЦК ______________________/___________________/
37 г.о. Тольятти 2017
38
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Методическое пособие для преподавателей "Как подготовить открытый урок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.