Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы. Продолжение

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы. Продолжение

Медиа
Домашняя работа +2
doc
Родителям +2
1 кл—4 кл
06.03.2017
В пособии представлены слоговые таблицы с 6 по 15. В данном пособии таблицы являются многофункциональными и состоят из двух частей. Их можно использовать: - при любой форме дисграфии, пользуясь дополнительными таблицами и упражнениями, соответствующими именно данной форме; - при работе с детьми, страдающими дислексией; - при обучении детей чтению; - для профилактики нарушений письма и чтения у детей из группы риска.
СЛОГОВЫЕ ТАБЛИЦЫ 2.doc
ТАБЛИЦА 6    (два варианта) Эта таблица, как и третья, является контрольной. Здесь вы можете использовать любые формы работы: •   утрированное   чтение   и   письмо   (под   диктовку)   с   проговариванием   по   строчкам, столбикам и диагоналям; • чтение «по­дикарски»; • запись двухсложных «дикарских»  слов под диктовку и списывание; • вспоминаем слова, частью которых являются эти слоги (упражнение можно проводить в виде соревнований со сверстниками);   записываем эти слова, если они имеют не больше двух слогов. Можно придумать много всяких видов упражнений. Например, использовать фишки и игральные кости. Основным   условием   является   утрированное   чтение   и   письмо   с   усиленным проговариванием. Следите за артикуляцией. К этому занятию у ребенка уже должны появляться элементы самоконтроля за четкой артикуляцией. Первый вариант таблицы особенно полезен для детей, у которых много ошибок на смешение согласных, близких по звучанию (глухие—звонкие).
ТАБЛИЦА 7 Из   опыта   работы   можно   сказать,   что   эта   таблица   вызывает   наибольшие   затруднения. Происходит это потому, что употребление мягкого знака на письме (как смягчающего, так и разделительного) дает больше всего ошибок у детей с нарушением письма. Если у ребенка есть трудности с написанием мягких согласных, не связывайте его устным фонетическим разбором. Порядок работы. Предварительно выясните, различает ли ребенок на слух твердые и мягкие согласные (смягчение должно быть вызвано Ь); Проведите серию упражнений на развитие фонематического восприятия: ­ хлопнуть в ладоши, когда услышит изолированный заданный звук; ­ то же самое с заданным звуком в слоге, слове; ­  отобрать картинки, в названии которых есть Ь. • Игры с мячом. 1) Вы называете закрытый слог, а ребенок в ответ называет этот слог, но с Ь в конце: АН — АНЬ. 2) Вы называете слово без Ь, а ребенок называет это же слово, но с Ъ в конце (КОН — КОНЬ, СТАЛ — СТАЛЬ). З) То же самое в обратном порядке — ребенок убирает Ъ и называет новое слово. 4) То же самое, но Ъ вставляем в середине слова (БАНКА — БАНЬКА, ПОЛКА — ПОЛЬКА). Детям,   которые   делают   особенно   много   ошибок,   стоит   предложить   упражнения   с включением движений. Инструкция: Стоя или сидя (при наиболее тяжелых нарушениях — лучше стоя и в движении) сгибаете перед собой ведущую руку в локте под прямым углом и просите ребенка сделать так же. Теперь попросите ребенка представить, что он едет на велосипеде или на роликах (что ему ближе). Утрированно произносите слово, одновременно двигая рукой: ПОЛЯ ­ рука движется по прямой, плавно, «едешь по ровной дороге». ПОЛЬКА ­ делаем акцент при произнесении мягкого знака, рукой производим ныряющее движение,   «словно   в   ямку   въехал».   Момент   «попадания   в   ямку»  надо   прочувствовать   всем телом,   не   только   рукой.   Таким   образом,   в   процессе   работы   мы   включаем   и   двигательные ощущения. ПОЛЬЮ ­ то же, что и в слове ПОЛЬКА. Ребенок   повторяет   все   движения   вместе   с   вами,   а   затем   таким   же   способом проговаривает   слоги   и   слова,   вызывающие   затруднения.   При   особенно   большом   количестве ошибок в словах с Ъ имеет смысл всю таблицу проработать с движениями. А также и все слова с Ъ, которые вы дадите для чтения или письма. ­   При первом чтении таблицы лучше Ь закрыть и попросить прочитать букву без Ь, а затем с ним. Таким образом, получится: С — СЪ, Л—ЛЪ,М—МЬ и т.д. Мягкий знак закрыт, и ребенок начинает произносить звук твердо. Затем Ь постепенно открывается, и ребенок, не останавливаясь,  переходит в произношении на мягкий вариант. Например: ММММММЬ. Берутся только согласные из Таблицы 1 (интонированные). Те же действия выполняются и при письме во время проговаривания. Все эти действия помогают лучше почувствовать разницу между твердыми и мягкими согласными, как бы «пропустить эту мягкость через себя». Эти упражнения несложны. Их описание занимает больше времени, чем выполнение.
ТАБЛИЦЫ 8, 9 Эти   таблицы   служат   для   отработки   навыка   утрированного   чтения   и   письма   с проговариванием. Порядок работы. • Чтение слогов (в Таблице 8 по одному слогу) по строчкам, по столбикам, по диагонали, ступеньками. • В Таблице 9 приведены слоги со стечением согласных. Здесь, кроме обычного чтения, можно использовать «инопланетянское» — по два и по три слога с ударением в разных позициях. • Игра «Добавь буквы». Выбрать слог (намеренно или случайно), добавляя буквы с одной или с двух сторон, образовать слово. • Писать слоги ­ под диктовку, списывая. Необходимо использовать все виды работ в зависимости от проблем ребенка, выявленных при обследовании. • Писать слова, которые получились в игре «добавь буквы» (только из одного и двух слогов). Обратите особое внимание на чтение и письмо слогов и слов с мягким знаком. Если ребенок   будет   допускать   ошибки,   попросите   его   вспомнить   упражнение   с   движением   (из Таблицы 7).
ТАБЛИЦА 10 Это контрольная таблица. Если до сих пор ребенок справлялся со всеми заданиями успешно, четко артикулирует при   чтении,   усвоил   письмо   с   проговариванием,   вы   .можете   долго   на   этой   таблице   не задерживаться. Выберите самые сложные слова и продиктуйте их. Затем — списывание (15—20 слов). Если чтение и письмо вызывают затруднение, задержитесь на этой таблице. Возможно, стоит вернуться назад и еще поработать. Можно дополнительно дать такие задания: ­ выписать слова с мягким знаком в конце; ­ выписать 10 слов с гласной в конце; ­ найти (работа устная) в таблице слова, где в конце слышится один звук, а пишется другой. Совет: Очень хочется, чтобы все получалось быстро, без задержек. Появляется желание ускорить ход занятий. И здесь есть опасность игнорирования ошибок, пусть даже и нечастых. Не спешите! Не   оставляйте   без   внимания   чтение   с   вялой   артикуляцией,   письмо   с   неправильным проговариванием.   Лучше   немного   задержаться   и   отработать   как   следует   то,   что   вызывает затруднения, чем накапливать ошибки и в конечном счете потерять гораздо больше времени.
ТАБЛИЦА 11 Из таблицы слогов эта самая сложная. Не все представленные слоги являются частью каких­то слов, тем интереснее устроить соревнование (возможно и с участием взрослых) — кто найдет больше слов, добавляя буквы к слогам. В случае  отсутствия  каких­либо  проблем  при работе по предыдущим  таблицам  здесь предусмотрен обычный порядок работы. Порядок работы ­ Читаем слоги с утрированной артикуляцией (по одному слогу) по строчкам, столбикам, по диагоналям, используя фишки и игральные кости. Например,   вы   просите   прочитать   слово   во   второй   строчке   снизу,   в   пятом   столбике справа... Или ребенок бросает игральные кости и отсчитывает нужный слог, переставляя фишку. ­ Пишем слоги под диктовку, списываем. Так же как и при чтении, ребенок может искать заданный слог по заданию взрослого. Количество предлагаемых для написания слогов зависит от успешности   работы   ребенка.   Если   навык   проговаривания   усвоен,   можно   его   постепенно переводить на шепот. ­ С помощью добавления букв образовать слова. Короткие — записать. Это последняя таблица из числа слоговых. Что должен уметь ребенок к этому времени? 1. Читать с четкой артикуляцией. На этот момент это главное. Ошибки при чтении еще могут сохраняться, но их количество будет уменьшаться. 2. Писать, правильно проговаривая. 3. Соблюдать границы строки. 4. Не делать ошибки при написании Ь в словах.
ТАБЛИЦЫ 12, 13 Работа по этим таблицам рассчитана на долгое время. Существительные расположены по мере усложнения. Работу проводим в двух формах. 1. Чтение и письмо. 2. Лексико­грамматические изменения слов в соответствии с таблицей из Приложения 6. 1. Чтение и письмо  Порядок работы ­   Чтение   слов   по   столбикам,   в   порядке   усложнения.   Количество   предъявляемых   для чтения слов зависит от уровня работоспособности ребенка. Следить за четкостью артикуляции. ­ Пишем слова с проговариванием под диктовку. ­ Списывание слов. 2. Для примера возьмем слово ЛЕС. Вот как будет выглядеть страничка в тетради, когда ребенок проделает всю необходимую работу. Все пишется с проговариванием. ЛЕС 1. 2 скл. 2. ЛЕСА ЛЕСУ  ЛЕС ЛЕСОМ О ЛЕСЕ 3. ед.ч., м.р. 4. ЛЕСОК, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК, ЛЕСИСТЫЙ, ПОДЛЕСОК... ЛЕСОВ ЛЕСАМ ЛЕСА ЛЕСАМИ О ЛЕСАХ
5. Мы с друзьями ходили в лес за грибами. За одно занятие ребенок работает письменно только с одним словом. Пока не начнется работа с предложением, пятый пункт таблицы выполнять устно. Здесь полезно добавить такое упражнение: после того как ребенок придумал предложение, загибая пальцы, он считает количество слов в предложении. Затем указательным пальцем ведущей руки по   краю   стола   слева   направо   отстукивает   это   предложение.   При   этом   четко   и   громко проговаривает все слова, делая акцент на предлогах. Заканчивает обязательно еще одним ударом и говорит — ТОЧКА. Требуйте четкого, стройного оформления страницы при работе со словом. Это приучает ребенка к самоорганизации, к оформлению своих записей.
ТАБЛИЦА 14 В этой таблице 168 глаголов — почти все глаголы, встречающиеся в учебниках русского языка начального и среднего школьного звена. Так же как и в таблице существительных, работа имеет две формы. 1. Порядок работы. ­   Читать   с   утрированной   артикуляцией   по   10—15   глаголов.   Обязательно   делать артикуляционный акцент в конце слова. ­ Писать глаголы под диктовку и списывать. 2. Работа ведется в отдельной тетради. Таблицу для глаголов из Приложения наклеиваем в тетрадь так, чтобы при работе на любой странице она была перед глазами. ­ Дети начальной школы только отвечают на выделенные вопросы. Определять вид, время глагола, уточнять, что такое возвратная форма, нет необходимости. ­ Это можно сделать с детьми постарше, которые уже учили эти грамматические темы в школе. Но задача нашей работы — не повторение правил правописания. Акцентирование при артикуляции, письмо с проговариванием, причем проговаривание не «себе под нос» , а тоже утрированное, позволяет более активно включать в работу анализаторы, участвующие в процессе образования письменной речи. ­ Каждый раз, когда начинаете работать над глаголом из таблицы, уточняйте, что это слово отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ­ Работа по этой таблице, как и по двум предыдущим, рассчитана на длительное время. В результате глагольный словарь ребенка увеличивается в 25 раз. ­ Вот пример работы с одним из глаголов для ребенка начальной школы. Мы шьем. Вы шьете. Они шьют. ШИТЬ 1. Я шью.  Ты шьешь. Он, она шьет. 2. Шил, сшил, сошьет. 3. Шьется. 4. Пошил, дошил, нашил, вышил,   вошьет, стал, сошьет, перешил, подшил, подошьет,   ушил, зашил, надошьет, вышил, обшил, пришил. 5. Не шил. 6. Наташа вышивает красивую салфетку. Если при употреблении Ь были допущены ошибки, есть смысл проработать эти слова дополнительно с движением (см. Таблицу 7).
ТАБЛИЦА 15 Эту таблицу можно использовать при любых формах дисграфии, когда ребенок плохо усваивает образ буквы. Но особенно она нужна при оптической форме. Повесьте лист на видном месте у рабочего стола ребенка. Вот упражнения, которые можно дать: • на уровне графемы: ­ диктуем детям вразброс буквы­паронимы с предварительным анализом их написания; ­   на таблице просим показать заданную букву; показать, с какими буквами их можно спутать; чем они отличаются; ­ среди неконфликтных букв даем написать те, которые ребенок путает. Эти же задания даем и на дом. Как только ребенок стабильно начинает правильно писать буквы, можно переходить к слогам. • на уровне слога: ­ диктуем различные слоги (открытые и закрытые, по одному, по парам). Прочие упражнения 1. Даем карточку с письменной буквой и много картинок. Букву не называем. Ребенок отбирает картинки с этой буквой (в любой позиции). 2.  Перед  ребенком  разложены   буквы.  Показываем  картинку.  Необходимо  показать  ту букву, с которой начинается название этой картинки. 3. По двум картинкам, где есть звуки­паронимы (уточняем, что нарисовано), ребенок должен найти эти буквы и написать их: СУП — ЗУБ, пишет П — Б. 4.   Картинный   диктант.   Показываем   картинки­паронимы.   Ребенок   пишет   не   слова,   а только буквы­.паронимы. Будьте внимательны ­ на первоначальных этапах работы букв может быть только одна пара. Если у ребенка нет проблем с правильным прочтением и написанием букв, эта таблица может служить как проверочная. В таком случае работа по ней займет небольшую часть одного занятия.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)