Методическое пособие для учителя «Анализ поэтического текста и эйдос-конспект»
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русская литература
8 кл
13.01.2019
Художественный текст соткан из многочисленных авторских образов, в различных вариациях представленных в сознании читателей, создающих многогранный мир произведения. Диалог писателя и ученика скрыт от учителя. Одним из вариантов анализа художественного произведения является создание эйдос-конспекта учеником самостоятельно или вместе с учителем.
Эйдос-конспект ─ размышление, рожденное образностью произведения, сопровождаемое созданием собственного проекта образа на основе цитат произведения.
№3.docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым
«Крымская гимназияинтернат для одаренных детей»
Методическое пособие для учителя
«Анализ поэтического текста и
эйдосконспект»
Составитель: Бессонова Е.Б.,
учитель русского языка и литературы
1 2018 – 2019 учебный год
Художественный текст соткан из многочисленных авторских образов, в различных вариациях представленных в
сознании читателей, создающих многогранный мир произведения. Диалог писателя и ученика скрыт от учителя. Одним из
вариантов анализа художественного произведения является создание эйдосконспекта учеником вместе с учителем или
(что интереснее) самостоятельно.
Эйдосконспект ─ размышление, рожденное образностью произведения, сопровождаемое созданием собственного
проекта образа на основе цитат произведения.
Достоинства работы с эйдосконспектом (ЭК):
1) помогает увидеть образ, созданный художником, глазами учащегося;
2) позволяет проверить уровень восприятия произведения, творчества писателя, так как комментарий к ЭК
показывает, насколько глубоко текст понят учеником;
3) требует от учащегося самостоятельной работы в выборе тем, образов, учит его исследовательской деятельности;
4) развивает творческие способности учащегося, интегрирует разные виды искусства: литературу и живопись, для
творческих ─ музыку, видео;
5) для неподготовленного читателя ЭК, составленный одноклассником, является своего рода помощником при
чтении: учит представлять, сравнивать разные точки зрения.
2 Эйдосконспект может являться малой формой проектной деятельности учащихся, которая рекомендована в
условиях ФГОС. Известные произведения писателя предстанут поновому для учителя, если он увидит их глазами
ученика, который самостоятельно воплотит в рисунке или схеме представленный им образ, созданный писателем при
помощи слова, и прокомментирует его. Таким образом, на уроке литературы соединятся читательское восприятие
художественного произведения, знание литературоведческих понятий, навыки рисования и составление речевого
объяснения. Эйдосконспект (ЭК) — размышление, рожденное образностью текста, сопровождаемое созданием
собственных образов на основе цитат произведения. Главное в ЭК — понимание роли слова в художественном тексте,
развитие образного мышления ребенка, переход на метапредметный уровень. Данный вид работы позволяет проверить
уровень восприятия произведения (в старших классах творчества) писателя, так как речевой комментарий показывает,
насколько глубоко текст понят учеником; требует от учащегося самостоятельности в выборе темы, образов, учит его
исследовательской деятельности; развивает творческие способности, интегрирует разные виды искусства: литературу,
живопись, возможно, и музыку. Для неподготовленного читателя ЭК, составленный одноклассником, является своего
рода помощником при чтении: учит представлять, сравнивать разные точки зрения. Эйдосконспекты по форме можно
классифицировать на художественные (в виде рисунка); графические, приближенные к опорному конспекту, схеме;
цветовые (символика цвета в произведении); ассоциативные, рождающие собственные образы; комбинированные,
сочетающие разные виды ; цифровые, созданные на компьютере. Понятие образа (эйдоса) многозначно: троп («словесный
образ»), художественная деталь, изображение человеческой жизни, даже идея, тема, проблема произведения. Поэтому
обучение открытию художественного образа происходит от простого к сложному.
3 Изучение на уроках литературы поэтических произведений составляет для учащихся особую трудность. Учитель
должен решить важные задачи – погрузить детей в художественный мир поэзии, познакомить с особенностями лирических
произведений, вооружить учащихся набором определенных умений и навыков, необходимых для анализа поэтического
текста.
В связи с этим изучение поэтического произведения представляет много трудностей для учителя. Как организовать
работу над поэтическим произведением, чтобы воссоединить эмоциональное восприятие с углубленным разбором частей
и строк, как добиться сопереживания, как открыть ученику глубину стихотворения?
В формировании читательских качеств, необходимых для полноценного восприятия стихотворения помогает
интересный прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Называется он эйдосконспект,
который не только может использоваться для более эффективного анализа художественного произведения, но и как
прием для развития творческих способностей детей, образного мышления и повышения мотивации на уроках литературы.
Также он актуален еще и тем, что, по сути своей, отвечает всем требованиям стандарта нового поколения, при
правильном использовании может помочь при формировании УУД по литературе, не говоря уже о том, что формирует
метапредметные компетенции.
Активизация познавательной деятельности учеников – одна из актуальных проблем школьного образования на
современном этапе. Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности
ученика в этом процессе. В психологии и педагогике разработан ряд приемов активизации мыслительной деятельности
4 школьника на уроке. Комплексное и всестороннее использование этих приемов создает условия для наиболее
эффективного, сознательного усвоения знаний и их прочного запоминания.
Особое место в активизации познавательной деятельности учащихся занимают уроки литературы: здесь не только
получают знания о литературе, художественном тексте и его особенностях, здесь учатся быть людьми, постигая
нравственные законы.
Эйдосконспект как прием активизации познавательной деятельности учащихся
Немного из философии. «Что вообще такое эйдос? Это некий умопостигаемый образ, умопостигаемый смысл, который
мы получаем, когда индуктивно анализируем разные феномены (вещи или процессы) и видим, что там есть момент
устойчивости, момент качественной определенности и момент структурности. Мы все это собираем воедино, и на первом
этапе перед нами некоторый идеальный образ вещи самой по себе, с однозначно выраженным смыслом /…/ … слово,
любое слово, подводит нас к тому, чтобы мы нашли эйдос.
Есть три момента эйдоса. Первый — структурночисловой, это схема; каждый эйдос представляет собой некую
структуру — как бы мы ее ни понимали. Вторая сторона эйдоса — это топос, что погречески значит “место” и еще
“некоторая локальная определенность”, и в этом смысле “качество”. То есть, если схема — это количественная
структура, то топос — качественная определенность (как правило, простая и однородная), которая дает нам нечто равное
самому себе, некое качество.
5 И третий момент — это собственно эйдос, т.е. некая логически очерченная цельность качественного и количественного
моментов. Вот три грани, в которых дан нам эйдос», так пишет об эйдосе Александр Доброхотов в книге «Мир как
имя».
Образ, обращающий хаос в эстетически значимое понимание, еще в античной культуре воплощался в идее эйдоса, при
помощи эйдосконспекта возможно более глубокое осмысление художественного произведения и любого явления
культуры.
Эйдосконспект позволяет осуществить диалог «писатель – читатель», так как в эйдосконспекте отражается
восприятие ученика, его отклик на «сигналы» писателя.
Понятие термина. Что же такое эйдосконспект? Обратимся к словарям.
Эйдос” (греч. éidos — вид, образ),
1) термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и «идея») означал «видимое», «то, что
видно», «наружность» (Гомер), затем — конкретную явленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею
(Платон), форму (Аристотель).
2) В феноменологии Э. Гуссерля — сущность, в отличие от факта.
Большой энциклопедический словарь www.edic.ru/res
конспект – краткое изложение или краткая запись содержания чегон.
6 Ожегов С.И. Словарь русского языка http:/mega.km.ru/ojigov
Эйдосконспект изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов
художественного произведения.
Структура эйдосконспекта.
Эйдосконспект состоит из 2 частей:
1. темы, цитатного материала, “рождающего” образ рисунок (схему, сочетание цветов, фотографию), на лицевой
стороне;
2. комментария по теме (развёрнутое рассуждение, дающее толкование своего видения темы и образов в произведении)
– на оборотной его стороне.
Виды эйдосконспектов. По форме их можно разделить на следующие:
художественные (в основе рисунок);
графические (приближенные к опорным схемамконспектам, но в основе схемы лежат образы);
цветовые (в основе цвета);
ассоциативные (рождающие собственные образы)
7 комбинированные (сочетающие в себе разные виды: рисунок и цвет, схему и образы, авторские и читательские
образы);
цифровые (созданные на компьютере).
Таким образом, эйдосконспект представляет собой сложное целое:
образный рисунок (возможно, график), состоящий из фигур, цветов, картин, выявившихся ассоциативно в сознании
читателя в процессе интерпретирования;
четкое обоснование каждого элемента высказыванием из текста;
формулировка названия конспекта как главной мысли, воспринятой и сформулированной читателем;
формулировка вывода, связанного с названием; сочинениеинтерпретация текста (рассуждение на основе данного).
Работа с эйдосконспектами составляющая комплексного анализа текста художественного произведения. По
содержанию эйдосконспекта можно разделить на несколько групп:
отражающие особенности художественного мира писателя;
раскрывающие тематику, проблематику, идейное содержание, композицию произведения;
помогающие анализировать образ – персонаж;
передающие роль словесного образа или художественной детали в произведении;
8 проводящие литературные параллели.
Логическая схема уроков с применением эйдосконспекта.
Этапы исследования поэтического произведения в школе несколько разнятся с академическим подходом, так как
работу проводит не профессиональный лингвистфилолог, а ребенок, который часто затрудняется в понимании идеи
произведения в силу малого словарного запаса, небольшого культурного опыта, в результате изобразить логическую
схему уроков в рамках данной технологии можно следующим образом:
чтение произведения, выявление первого эмоционального впечатления;
постановка проблемы (в старших классах – цели исследования);
формирование задач с их последовательным разрешением;
выявление ключевых слов, фраз, целых эпизодов;
создание ассоциаций, связанных с ними (часто в цветорешении);
работа с разными типами словарей;
постепенное создание эйдосконспекта и его описания;
итоговое создание эйдосконспекта с целью сделать вывод в диалоге писательчитатель, показывающее, что текст
понят и эмоционально прочувствован, прожит читателем;
9 оформление «находок», сделанных в ходе работы с текстом, в письменную работу с целью развития письменной речи
учащихся.
Таким образом, эйдосконспект – это проживание текста на уровне образного восприятия и создание собственной
творческой работы на основе данного.
Приемы активизации познавательной деятельности развивают и творческие способности. Работа по созданию эйдос
конспекта развивает понимание художественного мира писателя и поэта, помогает почувствовать символику художника и
осознать саму идею произведения, мышление, эстетическую сферу личности, коммуникативные возможности.
М.Каган в книге «Мир общения» пишет, что «при помощи цвета можно изобразить настроение, увидеть
художественный текст, интерпретировать литературное произведение.
Чувство цвета рождается у детей рано и быстро развивается. На уроках литературы широки возможности
использования эйдосконспекта как особого видения художественного текста. Этот вид работы имеет научную основу,
так как учеными доказано, что слово и цвет, а также звук имеют одинаковые возможности воздействия на человека.
Эйдосконспект – индивидуальное видение действительности, выражение чувств, ощущений, вызванных художественным
образом литературного произведения».
Применение эйдосконспекта в практической деятельности педагога
10 Каждое художественное произведение, изучаемое в курсе литературы в школе, содержит огромное число нравственных
проблем, имеет способность эмоционального воздействия, а значит, может стать источником нравственного,
эмоционального и эстетического опыта. Писатель в своем арсенале имеет слово, которое в качестве сигнала
воспринимается читателем, но на этом не заканчивается процесс общения с книгой. Диалог писатель читатель, как и
любой диалог, подразумевает общение: слово надо не только услышать, но понять. Когда писатель понят на лексическом
уровне, он «ожидает» эмоционального отклика, поэтому важно создать условия для ассоциативной работы. Подобная
работа предполагает собственную интерпретацию прочитанного.
Достоинства работы с эйдосконспектами (ЭК).
помогает увидеть образ, созданный художником, глазами учащегося (диалог учителя и ученика);
позволяет проверить уровень восприятия произведения, а иногда и творчества, так как комментарий к ЭК показывает,
насколько глубоко текст понят учеником;
требует от учащегося самостоятельной работы в выборе тем, образов, учит его исследовательской деятельности;
развивает творческие способности учащегося, интегрирует разные виды искусства: литературу и живопись;
для более неподготовленного читателя ЭК, составленный одноклассником, является своего рода помощником при
чтении: учит сравнивать разные точки зрения.
11 Таким образом, работа с эйдосконспектами может считаться немаловажной составной частью урока, быть
направленной на развитие творческих способностей учеников, являться одним из способов подготовки одаренных
учащихся к исследовательской деятельности. А самое главное, ведется диалог писателя и ученика, прочувствованный,
отображенный в совместно рожденных образах.
Список использованной литературы
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1971
2. Головацкая Н. Ф. Эйдосконспект как одна из форм постижения своеобразия художественных произведений //
Размышляя о вечном. Духовнонравственное развитие учащихся на уроках литературы. Выпуск. 2. — Томск:
ГНМЦ, 2003. — С. 70–84.
3. Каратяев Б.И. Учение процесс творческий. M., 1980
4. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. M., 1979
5. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л. — 1972
12 6. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. M., 1979
7. Щукина Д.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. M., 1972
13
Методическое пособие для учителя «Анализ поэтического текста и эйдос-конспект»
Методическое пособие для учителя «Анализ поэтического текста и эйдос-конспект»
Методическое пособие для учителя «Анализ поэтического текста и эйдос-конспект»
Методическое пособие для учителя «Анализ поэтического текста и эйдос-конспект»
Методическое пособие для учителя «Анализ поэтического текста и эйдос-конспект»
Методическое пособие для учителя «Анализ поэтического текста и эйдос-конспект»
Методическое пособие для учителя «Анализ поэтического текста и эйдос-конспект»
Методическое пособие для учителя «Анализ поэтического текста и эйдос-конспект»
Методическое пособие для учителя «Анализ поэтического текста и эйдос-конспект»
Методическое пособие для учителя «Анализ поэтического текста и эйдос-конспект»
Методическое пособие для учителя «Анализ поэтического текста и эйдос-конспект»
Методическое пособие для учителя «Анализ поэтического текста и эйдос-конспект»
Методическое пособие для учителя «Анализ поэтического текста и эйдос-конспект»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.