Методическое пособие по русскому языку "Методические особенности использования живописи на уроках русского языка"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл
24.03.2019
Произведение живописи является одним из источников высказываний, на основе которых осуществляется обучение школьников речевым навыкам. Произведения изобразительного искусства помогают увидеть авторский замысел, соотнести его с названием картины (например, «Опять двойка» Ф.П. Решетникова), уточнить основную мысль своего сочинения по той же теме. Понимание того, что и для чего изображается художником, - важная предпосылка для формирования умения говорить и писать на определенную тему, подчинять свое высказывание основной мысли.
Методические особенности использования живописи на уроках русского языка.docx
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее
адаптированные основные общеобразовательные программы «Школаинтернат №1»
Методические особенности использования живописи на уроках
русского языка
Выполнила: Жукова Нина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
1 2019г
Методические особенности использования живописи на уроках
русского языка
Картины относятся к числу наиболее распространенных печатных
пособий. Они используются как средство развития речи учащихся. Это
назначение картины единодушно признано всеми, однако реализуется не
всегда достаточно полно и целенаправленно.
Произведение живописи (картины) является одним из источников
высказываний, на основе которых осуществляется обучение школьников
разным видам сочинений.
Однако этот источник существенно отличается от других (например,
текста). Так, картина «подсказывает тему сочинения, предлагает нам
материал, на котором можно писать и говорить, но этот материал требует
словесного оформления» Одновременно зрительный образ позволяет
пояснить, что тема – это предмет высказывания или изображения, что она
часто обозначена в названии картины (например, «Летом» А.А. Пластова).
Произведения изобразительного искусства помогают увидеть
авторский замысел, соотнести его с названием картины (например, «Опять
двойка» Ф.П. Решетникова), уточнить основную мысль своего сочинения по
той же теме.
Понять изображенное художником намного легче,
если
сопоставляются тематически близкие картины, например: «Конец зимы.
Полдень» К.Ф. Юона, «Зима» Н.П. Крымова, «Февральская лазурь» И.Э.
2 Грабаря. Подобные сопоставления убеждают в том, что «у каждого автора
свой подход к теме, свой замысел, у каждой картины особый эмоциональный
настрой, его надо суметь почувствовать, увидеть»
Понимание того, что и для чего изображается художником, важная
предпосылка для формирования умения говорить и писать на определенную
тему, подчинять свое высказывание основной мысли.
Картина может быть полезна для обучения школьников разным
жанрам сочинений, и прежде всего описанию, так как дает для него уж
готовый материал,
то есть изображения предметов и явлений
действительности. Кроме того, словесное описание того, что изображено
художником, предполагает установление определенных связей между
отдельными частями картины, то есть «построение высказывания
описательного характера». При этом произведения живописи (в частности,
пейзажи, натюрморты) позволяют потренировать учащихся в художественном
описании увиденного: обращение к этому стилю оправдано характером того
изображения, которое предстоит описать ученику, и «юный автор как бы
соревнуется с художником в яркости, красочности словесного описания».
Яркий зрительный образ вызывает у зрителя естественное желание
поделиться своими впечатлениями об увиденном, высказать свое отношение к
тому, что изобразил художник. Поэтому картина может быть полезна и для
обучения рассуждению.
Необходимо также отметить, что жанровая картина стимулирует
воображение учащихся, она может использоваться как материал для
дальнейшего развития сюжета, намеченного художником, или для
восстановления предыстории того, что изображено им. В этом случае картина
облегчает работу над повествованием, подготавливает к работе и по другим
источникам (на основе жизненных наблюдений, по воображению). Учебники
3 предполагают составление рассказа по репродукции. Например, на основе
картины Ф.П. Решетникова «Прибыл на каникулы» шестиклассники должны
придумать рассказ на одну из тем: «Как хорошо дома», «Памятная встреча»,
«Прибыл на каникулы» (по программе В.В. Бабайцевой).
Художник как бы моделирует действительность, воспроизводит кусочек
жизни, фрагмент действительности, тем самым облегчает наши наблюдения,
помогает организовать их. Эта особенность была отмечена еще Н.К.
Крупской; она подчеркивала необходимость воспитания культуры зрения у
детей: «Чтобы научить детей говорить живым, образным языком, надо
прежде всего научить их смотреть и наблюдать. Если предложить ребенку
описать лес, реку, улицу, которые он видит, ребенок не сумеет этого сделать,
он растеряется в массе деталей, не сумеет выделить существенное, типичное.
И вот картины могут обучить его смотреть».
Поэтому живопись (картина) в современной методике развития речи
справедливо рассматриваются как средство формирования такого
коммуникативного умения, как собирание материла к высказыванию, так
как это «собирание предполагает умение видеть, наблюдать, сравнивать
предметы и явления, устанавливать их сходства и различия, обращать
внимание на форму, цвет, местоположение и другие признаки». Кроме того, в
процессе этой работы можно показать учащимся, как выглядит такая запись,
как она может быть дополнена.
Такая работа подготавливает не только к описанию картины, но и
позволяет сделать вывод о том, что такое умение наблюдать, насколько важно
внимательно рассматривать детали того, что изображено художником. Этот
вывод очень важен для самостоятельного собирания материала. И не случайно
в системе развития речи учащихся сочинения по картине, как правило,
предшествуют сочинениям на основе жизненных наблюдений. Например,
пятиклассникам сначала предлагается описать животное, изображенное
4 художником, а затем провести самостоятельное наблюдение и написать о том,
что увидели.
Картина стимулирует поиск языковых средств, адекватных ярким
зрительным образам, поэтому может использована для закрепления навыков
правильного и точного, стилистически целесообразного употребления слов.
Именно точность, яркость, образность словесного описания того, что
изображено художником (а не просто обогащение словаря учащихся), –
главная задача той словарной работы, которая проводится по картине.
Таким образом, картина облегчает формирование всех основных
коммуникативных умений, предусмотренных программой, поэтому является
необходимым компонентом методической системы развития связной речи,
важнейшим средством реализации этой системы.
С другой стороны, «использование картины предполагает умение читать
ее, определенный уровень эстетического развития учащихся, требует и от
учителя дополнительных знаний в области изобразительного искусства,
способности чувствовать красоту живописного полотна»: в противном случае
картина не вызовет эмоционального отклика у детей, а учитель не сможет
усилить это сопереживание и на основе его организовать речевую практику.
Но эти трудности преодолимы, если в учебном процессе реализуются
межпредметные связи (прежде всего с уроками изобразительного искусства и
МХК).
Назначение картин
(источник высказывания, речевой стимул)
предопределяет отбор их для уроков развития речи. Для этих уроков, так
же как и для других (например, литературы, изобразительного искусства),
оправданы только те репродукции, которые действительно являются
произведениями изобразительного искусства, созданы кистью мастера: именно
эти произведения обладают наибольшим воздействием на зрителя, облегчают
5 воспитание художественного вкуса учащихся. Вместе с тем «картины должны
быть доступны школьникам определенного возраста, соответствовать уровню
их подготовки, полученной на уроках изобразительного искусства».
Для развития речи целесообразно использовать картины, доступные
детям. Причем нежелательны повторные обращения к тем картинам, которые
хорошо знакомы учащимся, многократно использовались в начальной школе
или на уроках литературы, так как эти произведения уже не вызовут
необходимой эмоциональной реакции.
Для пояснения таких речеведческих понятий, как «тема», «основная
мысль» сочинения, могут быть полезны картины несложные по композиции, с
четким авторским замыслом. Соблюдение этого требования особенно важно в
V классе, то есть на начальном этапе формирования коммуникативных
умений.
Произведения живописи, которые используются как источник
высказывания, должны соотноситься с определенными видами творческих
работ и конкретными умениями, которые предусмотрены программой по
развитию речи. В этом заключается принципиальное отличие тех критериев,
которыми следует руководствоваться при отборе произведений
изобразительного искусства для уроков литературы и развития речи: в одном
случае – это тематическая и стилистическая близость картины изучаемому
произведению, а в другом – возможность отработки того или иного
коммуникативного умения на основе изображенного художником.
Таким образом, мы снова приходим к выводу, что картина является
необходимым компонентом и важнейшим средством реализации
методической системы развития связной речи. Она облегчает формирование
всех основных коммуникативных умений у учащихся (умение собирать
материал к высказыванию, умение видеть, наблюдать, сравнивать предметы и
6 явления, устанавливать их сходства и различия и др.), стимулирует их
воображение, способствует воспитанию художественного вкуса школьников.
1.3. Специфика и структура уроков с использованием
картин
Уроки русского языка с использованием картины имеют ряд
специфических черт:
1.
На уроках должен быть эстетически грамотный анализ картины,
внимание к специфическим средствам живописи (цвет, колорит, композиция,
светотень и т.п.). Все «это закрепляет основы зрительной культуры, умения
чувствовать красоту живописного полотна, «читать» его».
2.
При работе с картиной сочетаются все виды речевой деятельности
учащихся: аудирование, говорение, чтение, письмо при одновременном
рассматривании репродукции картины.
3.
Уроки с использованием картины предусматривают
формирование коммуникативных умений, связанных с анализом картины
(умение раскрыть тему и основную мысль, собирать и систематизировать
материал) и совершенствование знаний о тексте (на материале
искусствоведческого текста).
4.
Отбор языкового и речевого материала для этих уроков
определяется экстралингвистическими темами, связанными с содержанием
картины.
5.
Данные уроки предусматривают решение задач нравственного и
эстетического воспитания учащихся.
Также уроки по картине имеют свою специфическую структуру,
включающую следующие этапы:
7 подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово
учителя);
рассматривание картины;
анализ картины как произведения искусства (беседа по картине);
словарностилистическая и орфографическая работа;
чтение искусствоведческого текста;
составление схемы или плана речевого произведения;
устное или письменное сочинение (изложение);
анализ письменных работ учащихся.
Структура и методика уроков по картине не имеет существенных
отличий в зависимости от ступени обучения. Они отличаются в основном по
содержанию: отбор картин, текстов, характер вопросов, языковое наполнение
упражнений и творческих работ.
Все указанные компоненты уроков взаимосвязаны и могут проводиться
в иной последовательности. Однако каждый этап имеет свои особенности:
1.
Вступительное слово учителя (комплексный комментарий)
подготавливает детей к восприятию произведения живописи. В ходе рассказа
учителем обычно сообщаются некоторые сведения о художнике и о том, как
создавалась картина, приводятся его воспоминания, отзывы, то есть тот
документальный материал, который поможет соотнести замысел и его
воплощение, сравнить словесную зарисовку и живописное полотно.
2. Обязательным и весьма существенным условием успешной работы с
картиной является внимательное, неторопливое ее рассмотрение. На этом
этапе нежелательно комментирование картины: любое слово учителя может
быть вмешательством в сложный и сугубо важный процесс восприятия,
который определит отношение учащихся к картине.
8 К сожалению, репродукции, которые даны в учебнике или включены в
альбом по литературе, довольно низкого полиграфического качества.
Поэтому для первого знакомства с картиной более оправданы слайды или
красочное,
мультимедиакартины,
обеспечат
которые
яркое,
крупноформатное изображение.
3. Анализ картины под руководством учителя помогает сформировать
у учащихся умение анализировать картину как произведение искусства в
единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение
школьников. Также анализ картины позволяет одновременно закрепить
навыки правильного и точного словоупотребления. Методическая система
предусматривает предварительную лексическую подготовку учащихся к
описанию каждой картины.
Таким образом, лексические упражнения являются составной частью
анализа произведений живописи, а не самоцелью.
4. Анализ искусствоведческого текста подготавливает учащихся к
предстоящему высказыванию по картине. Особенно важен анализ образца на
первых уроках развития речи с использованием картины, когда пятиклассники
учатся строить высказывания на основе изображенного. Образец должен
помочь учащимся, но не навязывать им готовый вариант словесного описания
картины. Поэтому необходимо предложить детям дополнить, уточнить
данный образец: «А как вы бы описали...? Что еще можно ввести в это
описание? Как сделать его более «зримым», ярким, выразительным?» Эти
вопросы стимулируют поиск новых, своих языковых средств.
5. При подготовке к написанию сочинений (изложений) по картине очень
важно наметить план работы, так как именно план является важной
предпосылкой, которая обеспечивает создание учащимся собственного
высказывания. Однако при этом желательно предусмотреть вариативность,
9 чтобы не сковывать инициативы учащихся. Самое главное, ученики должны
понять, что план облегчает такое построение высказывания, которое
раскрывает тему и его основную мысль, а также обеспечивает
целенаправленность, содержательность сочинения.
6. Написание письменной работы (изложения, сочинения), ее проверка и
анализ – завершающий этап в работе с картиной, способствующий
формированию умения совершенствовать написанное.
Таким образом, проанализировав специфику и структуру уроков с
использованием картин, мы пришли к выводу, что структура и методика таких
уроков не имеет существенных отличий в зависимости от ступени обучения,
отличия заключаются лишь в их содержательной части (в отборе картин,
текстов, характере вопросов и языкового наполнения упражнений).
Делая вывод по данной главе, необходимо выделить следующее:
1. Картина является стимулирующей базой для порождения
высказывания, употребления определенной лексики.
2. Картина обеспечивает предметноориентированное общение
собеседников.
3. Картина дает богатый обобщенный экстралингвистический
материал для формирования речевых умений и навыков.
4. Картина активизирует прямое чувственное восприятие
учащимися окружающего мира, мобилизирует их психическую
активность, вызывает интерес и тем самым облегчает процесс
планирования и протекания речевой деятельности.
5. Живопись способствует обобщению умственных действий и
образованию на их основе мыслительных и речевых процессов,
побуждает учащихся к высказыванию по поводу увиденного.
10 6. Уроки с использованием картины отличаются от других уроков
по развитию речи особой эмоциональностью, имеют специфические
черты и структуру.
11
Методическое пособие по русскому языку "Методические особенности использования живописи на уроках русского языка"
Методическое пособие по русскому языку "Методические особенности использования живописи на уроках русского языка"
Методическое пособие по русскому языку "Методические особенности использования живописи на уроках русского языка"
Методическое пособие по русскому языку "Методические особенности использования живописи на уроках русского языка"
Методическое пособие по русскому языку "Методические особенности использования живописи на уроках русского языка"
Методическое пособие по русскому языку "Методические особенности использования живописи на уроках русского языка"
Методическое пособие по русскому языку "Методические особенности использования живописи на уроках русского языка"
Методическое пособие по русскому языку "Методические особенности использования живописи на уроках русского языка"
Методическое пособие по русскому языку "Методические особенности использования живописи на уроках русского языка"
Методическое пособие по русскому языку "Методические особенности использования живописи на уроках русского языка"
Методическое пособие по русскому языку "Методические особенности использования живописи на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.