ГОУ СПО ТО ЩЕКИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
олимпиады
по дисциплине «ФИЗИКА»
для специальностей:
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Автор: Королева М.В.
Щекино
2011г.
РЕЦЕНЗИЯ
М.В. Королевой преподавателя ГОУ СПО ТО Щёкинского политехнического колледжа по теме «олимпиада по физике»
Данное методическое пособие ставит своей целью оказание помощи преподавателям и студентам дневного отделения средних специальных учебных заведений в подготовке и проведении олимпиад по общим математическим и научноестественным дисциплинам в объеме действующей программы.
В методическом пособии указаны тренировочные задания по дисциплине «Физика», даны ответы тестовых заданий.
Контрольный материал вопросов представлен в двух вариантах.
Предложенный материал может использоваться на учебных занятиях при изучении конкретного раздела темы.
Методическое пособие может быть использовано преподавателями колледжа, школ, а также всеми, кто интересуется углубленным изучением курсов дисциплины «Физика».
_______________ _______________ ____________
(Должность) (Подпись) (ФИО рецензента)
Дата «____» _________ 20 ____г.
ВВЕДЕНИЕ
В брошюре собраны варианты олимпиадных тестовых заданий по различным темам, которые используются при изучении курсов дисциплины физики. Приводятся правильные варианты ответов. Эти материалы относятся к базовому курсу. Их можно использовать на олимпиадах по отдельной дисциплине, на текущих проверочных и контрольных мероприятиях.
Технологии тестового контроля становятся все более востребованными, и вне зависимости от того, являемся ли мы их сторонниками или противниками, нам необходимо готовить студентов к такой форме испытаний.
В олимпиаде принимают участие студенты 1 курсов, подготовлены тренировочные задания. Олимпиада была проведена в один день и состояла из двух туров – теоретического (индивидуального) и практического. В ходе теоретического тура ребята проходили тестирование с помощью ПК, на практическом туре выполняли ряд заданий с решением (олимпиада проходила ГОУ СПО Тульском экономическом колледже, где имеются соответствующие технические возможности).
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ СПО ТО ЩПК
О.В Зябрева
«____» ________2008г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о межпредметной олимпиаде для студентов первых курсов всех специальностей
Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи предметной олимпиады студентов всех специальностей; ее порядок проведения, организационно – методическое обеспечение, порядок участия в олимпиаде, определение победителей.
1. Общие положения
1. Олимпиада имеет статус межпредметной олимпиады.
1.1 Основными целями и задачами олимпиады являются:
· пропаганда научных знаний;
· развитие у студентов колледжа творческих способностей, интереса к научной деятельности;
· создание необходимых условий для выявления и поддержки одаренных студентов;
· активация работы научного студенческого общества.
1.2 Олимпиада проводится преподавателями предметно – цикловой комиссии общих математических и естественнонаучных дисциплин (ПЦК №2).
1.3 Олимпиада проводится на основе общеобразовательных программ Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
1.4 Олимпиада проводиться по учебной дисциплине: физика.
2. Порядок организации и проведения олимпиады
13 февраля 2012 года проводится олимпиада в компьютерных лабораториях №25, №26 в 1300. Время работы 40 минут.
2.1 Олимпиада проводится для студентов первых курсов колледжа. Специальности: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
2.2 Для проведения олимпиады выделяются лаборатории вычислительной техники № 25, №26.
2.3 Ответственность за организацию и проведение олимпиады возлагается на председателя цикловой комиссии и преподавателей.
2.4 Олимпиада проводится в рамках недели специальности.
2.5 В состав жюри олимпиады назначаются преподаватели учебной дисциплины, председатель цикловой комиссии.
3. Участники олимпиады.
3.1 Участниками олимпиады могут быть студенты всех первых курсов и специальностей.
3.2 Количество и состав участников олимпиады определяются преподавателем от группы 5 – 7 студентов.
4. Руководство и методическое обеспечение олимпиады.
4.1 Общее руководство олимпиадой осуществляет председатель цикловой комиссии.
4.2 Задания в каждой номинации разрабатываются преподавателем данной дисциплины, рассматриваются на заседании предметно – цикловой комиссии.
4.3 На заседании цикловой комиссии:
· определяется формы, порядок и сроки олимпиады;
· анализируются и обобщаются итоги олимпиады.
4.4 Жюри олимпиады
- уточняет тексты заданий олимпиады;
- проводит проверку работ участников олимпиады, оценивает их результаты, определяет победителей и распределяет призовые места, готовит предложения по награждению победителей, проводит – анализ выполненных заданий с участниками олимпиады;
- знакомит участников олимпиады с результатами проверки работ.
5. Подведение итогов олимпиады и награждение победителей.
5.1 Во всех номинациях олимпиады по результатам определяются победители.
5.2 Победители олимпиады награждаются грамотами. Награждаются студенты, получившие 20 и более балов. Выявлены студенты, занявшие призовые места (1,2,3). Отмечены группы студентов в соответствии с полученными местами.
5.3 Оформление протокола межпредметной олимпиады.
Ответ (критерии оценивания) задачи В1
Содержание верного решения задачи и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Элементы ответа |
|
1. Записаны данные задачи |
0,5 |
2. Выполнена схема |
0,5 |
3. Указан вид соединения резисторов и определены их величины: R13 = 3Ом; R123 = 6Ом; R1-4 = 3Ом. |
1 |
4. Определено общее сопротивление всей цепи: R = r + R1-4 = 4Ом. |
0,5 |
5. Записан закон Ома для полной цепи: I = = 2А |
0,5 |
6. Определена сила тока по закону Ома для участка цепи с учетом вида соединения резисторов: I1 = 0,75 А; I2 = 1 А; I3 = 0,25 А; I4 = 1 А. |
2 |
Решение правильное и полное: включает элементы 1 - 6 |
5 |
Решение неполное: включает элементы 1,3,4,6 или 3,4,5,6 |
4 |
Решение неполное: включает элементы 3,4,5 при записи одного из законов допущена ошибка |
2 |
Элементы 1 – 6 записаны неверно |
0 |
Максимальный балл |
5 |
Ответ (критерии оценивания) задачи В2
Содержание верного решения задачи и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Элементы ответа |
|
1. Оформлены данные задачи, единицы измерения величин переведены в СИ |
0,5 |
2. Записан закон Дальтона: p = p1 + p2 |
0,5 |
3. Записано уравнение Клапейрона – Менделеева для каждого газа: p1∙V1 = и p2∙V2 = |
1 |
4. Получены выражения для давления: p1 = p2 = |
1 |
5. Получена формула для объема смеси газов: V=
|
1 |
6. Определена плотность смеси газов: p =; p = |
1 |
Решение правильное и полное: включает элементы 1 - 6 |
5 |
Решение неполное: включает элементы 1,2,3,4,5 или 3,4,5,6 |
4 |
Решение неполное: включает элементы 3,4 при записи одного из законов допущена ошибка |
2 |
Элементы 1 – 6 записаны неверно |
0 |
Максимальный балл |
5 |
Лабораторная работа № 10
Тема: « Определение электрохимического эквивалента меди»
Оборудование: 1. Электрохимическая ванна с раствором медного купороса. 2. Источник тока. 3. Два электрода. 4. Амперметр. 5. Ключ. 6. Соединительные провода. 7. Весы с разновесами. 8. Электроплитка. 9. Часы.
Порядок выполнения работы
1. Взвесить графитовый электрод.
2. Закрепить электроды в колодке.
3. Собрать цепь по схеме, подключив взвешенный электрод с минусом источника тока (катода).
4. Опустить электроды в медный купорос и замкнуть цепь на 20 минут.
5. Разобрать цепь, высушить над плиткой катод и вновь взвесить.
6. Произвести вычисления по формулам:
∆m = m1-m2; k = ; δ = ∙ 100%
7. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу:
Масса катода до электролиза m1, кг |
Масса катода после электролиза m2, кг |
Сила тока I, А |
Масса отложив. меди ∆m, кг |
Время протекания электролиза t, с |
Электрохим., эквивалент k, кг/Кл |
Относительная погрешность δ, % |
|
|
|
|
|
|
|
8. Ответить на вопросы:
1. Изменится ли концентрация раствора при электролизе, если анодом служит графит? Если анодом служит медная пластина? Ответ обосновать.
9. Литература:
1. Л. С. Жданов, «Учебник по физике», 1984 год, параграф 19.3.
Выращивание кристаллов
Оборудование: поваренная соль, дистиллированная вода, воронка, стеклянная палочка, вата, стаканы.
Существует два простых способа выращивания кристаллов из пересыщенного раствора: путем охлаждения насыщенного раствора или путем его выпаривания. Первым этапом при любом из двух способов является приготовление насыщенного раствора. В условиях школьного физического кабинета проще всего выращивать кристаллы алюмокалиевых квасцов.
Растворимость любых веществ зависит от температуры . Обычно с повышением температуры растворимость увеличивается, а с понижением температуры – уменьшается. При охлаждении насыщенного при 40° С раствора до 20° с в нем будет находиться около 15г избыточного количества квасцов на 100г. воды. При отсутствии центров кристаллизации это вещество может оставаться в растворе, т. е. раствор будет пересыщенным.
С появлением центров кристаллизации избыток вещества выделяется из раствора, и при каждой данной температуре в растворе остается то количество вещества, которое соответствует коэффициенту растворимости при этой температуре. Избыток вещества из раствора выпадает в виде кристаллов, число которых тем больше, чем большее число центров кристаллизации содержится в растворе. Центрами кристаллизации могут служить загрязнения на стенках посуды с раствором, пылинки, мелкие кристаллики квасцов. Если дать выпавшим кристалликам подрасти в течение суток, то среди них найдутся чистые и совершенные по форме экземпляры. Они могут служить затравками для выращивания крупных кристаллов.
Для выращивания крупного кристалла в тщательно отфильтрованный насыщенный раствор вносят кристаллик – затравку, заранее прикрепленной на волосе или топкой леске, предварительно обработанной спиртом. Можно вырастить кристалл и без затравки. Для этого волос или леску обрабатывают спиртом и опускают в раствор так , чтобы конец висел свободно. На конце волоса или лески может начаться рост кристалла.
Если для выращивания приготовлен крупный затравочный кристалл, то его лучше вносить в слегка подогретый раствор. Раствор, который был насыщенным при комнатной температуре, при температуре на 3 - 5° С выше комнатной будет насыщенным. Кристалл – затравка начнет растворяться в нем и потеряет при этом верхние, поврежденные и загрязненные слои. Это приведет к увеличению прозрачности будущего кристалла. Когда температура станет комнатной , раствор вновь станет насыщенным, и растворение кристалла прекратиться. Если стакан с раствором прикрыть так , чтобы вода из раствора могла испаряться, то вскоре раствор станет перенасыщенным и начнется рост кристалла. Во время роста кристалла стакан с раствором лучше всего держать в теплом сухом месте, где температура в течение суток остается постоянной. На выращивание крупного кристалла в зависимости от условий эксперимента может потребоваться от нескольких дней до нескольких недель. Порядок выполнения работы:
1. Я тщательно вымыл два стакана и воронку и подержал их над паром.
2. Налил 100гр. дистиллированной воды в стакан и нагрел ее. Приготовил насыщенный раствор соли и слил его через ватный фильтр в чистый стакан. Закрыл стакан крышкой. Подождал пока раствор остынет до комнатной температуры и открыл стакан. Через некоторое время началось выпадание кристаллов.
3. Через сутки слил раствор через ватный фильтр в чистый стакан. Среди множества кристаллов оставшихся на дне первого стакана выбрал самый чистый кристалл правильной формы. Прикрепил кристалл – затравец к нитке и подвесил его в раствор. Поставил стакан в теплое место.
4. Рост кристалла происходил в течение 61 дня. Кристалл – затравка имел вытянуто-овальную форму. После помещения затравки в раствор рост кристалла не происходил, а наоборот он растворялся, так как температура была на 3 - 90° С выше комнатной и раствор стал не насыщенным, при этом он потерял верхние, поврежденные слои, что привело к увеличению прозрачности будущего кристалла. Когда температура стала комнатной, раствор вновь стал насыщенным, и растворение кристалла прекратилось. Начался рост кристалла. За счет испарения воды из раствора темп роста кристалла увеличивался. К выступающим частям кристалла – вершинкам и ребрам – вещество поступает в большем, чем к серединам граней количестве, поэтому градиенты концентрации (пресыщения) возникают и вдоль поверхности. Пока размеры кристалла невелики, малы и градиенты пресыщений, кристалл обычно растет плоскогранным. Причина этого заключается в том, что слои роста имеют повышенные скорости продвижения по поверхности по сравнению со скоростью возникновения новых слоев. Однако, с увеличением кристалла градиенты пересыщений вдоль граней возрастают и кристалл растет по всей своей площади. В дальнейшем рост кристалла соли происходил нормально.
5. В конце срока выращивания я вынул кристалл соли из раствора, тщательно осушил салфеткой и измерил его. Кристалл соли увеличился в три раза от начальных размеров затравки. На этом выращивание кристалла соли завершено.
Выращенный кристалл имеет пирамидальную форму с небольшими отклонениями. Стороны кристалла ровные, имеют форму прямоугольников. Первоначальное ощущение – что это срослось множество квадратиков и прямоугольников, такой вид имел кристалл.
Исходя из этого я пришел к выводу, что атомы кристаллов имеют правильную геометрическую форму, и когда они сращиваются в один кристалл, тот приобретает также правильную геометрическую форму с небольшими отклонениями.
Вывод: в этой лабораторной работе я научился выращивать кристаллы поваренной соли и узнал, что этим способом можно выращивать кристаллы любых других простых веществ, а так же, что необходимо для выращивания и как происходит рост кристаллов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.