Методичка
Оценка 5

Методичка

Оценка 5
docx
09.02.2020
Методичка
1.Метод. кружка (2).docx

ГОУ СПО ТО ЩЕКИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

олимпиады

по дисциплине «ФИЗИКА»

для специальностей:

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

                                                                           Автор: Королева М.В.

 

 

                                                Щекино

                                                  2011г.

                                        РЕЦЕНЗИЯ

       М.В. Королевой преподавателя ГОУ СПО ТО Щёкинского политехнического колледжа по теме «олимпиада по физике»

Данное методическое пособие ставит своей целью оказание помощи преподавателям и студентам дневного отделения средних специальных учебных заведений в подготовке и проведении олимпиад по общим математическим и научноестественным дисциплинам в объеме действующей программы.

В методическом пособии указаны тренировочные задания по дисциплине   «Физика», даны ответы тестовых заданий.

Контрольный материал вопросов представлен в двух вариантах.

Предложенный материал может использоваться на учебных занятиях при изучении конкретного раздела темы.

Методическое пособие может быть использовано преподавателями колледжа, школ, а также всеми, кто интересуется углубленным изучением курсов дисциплины «Физика».  

 

 

 

 

 

 

 

_______________                _______________             ____________       

      (Должность)                                                         (Подпись)                            (ФИО рецензента)

 

 

 

 

 

 

Дата  «____»  _________ 20 ____г.                                     

 

 

 

                                  

 

 

                                        

                                          ВВЕДЕНИЕ

В брошюре собраны варианты олимпиадных тестовых заданий по различным темам, которые используются при изучении курсов дисциплины физики. Приводятся правильные варианты ответов. Эти материалы относятся к базовому курсу. Их можно использовать на олимпиадах по отдельной дисциплине, на текущих проверочных и контрольных мероприятиях.

Технологии тестового контроля становятся все более востребованными, и вне зависимости от того, являемся ли мы их сторонниками или противниками, нам необходимо готовить студентов к такой форме испытаний.

В олимпиаде принимают участие студенты 1 курсов, подготовлены тренировочные задания. Олимпиада была проведена в один день и состояла из двух туров – теоретического (индивидуального) и практического. В ходе теоретического тура ребята проходили тестирование с помощью ПК, на практическом туре выполняли ряд заданий с решением (олимпиада проходила ГОУ СПО Тульском экономическом колледже, где имеются соответствующие технические возможности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

УТВЕРЖДАЮ

Директор  ГОУ СПО ТО ЩПК     

О.В Зябрева

                                                                    «____»     ________2008г.

                                                                  

ПОЛОЖЕНИЕ

о межпредметной олимпиаде для студентов первых курсов всех    специальностей

Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи предметной олимпиады студентов всех специальностей; ее порядок проведения, организационно – методическое обеспечение, порядок участия в олимпиаде, определение победителей.

1. Общие положения

1. Олимпиада  имеет статус межпредметной олимпиады.

1.1 Основными целями и задачами олимпиады являются:

·        пропаганда научных знаний;

·        развитие у студентов колледжа творческих способностей, интереса к научной деятельности;

·        создание необходимых условий для выявления и поддержки одаренных студентов;

·        активация работы  научного студенческого общества.

1.2 Олимпиада проводится преподавателями предметно – цикловой комиссии общих математических  и естественнонаучных дисциплин (ПЦК №2).

1.3 Олимпиада проводится на основе общеобразовательных программ Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

1.4 Олимпиада проводиться по учебной дисциплине: физика.

2. Порядок организации и проведения олимпиады

13 февраля 2012 года проводится олимпиада в компьютерных лабораториях №25, №26 в 1300. Время работы 40 минут.

2.1 Олимпиада проводится для студентов первых курсов колледжа. Специальности: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

 

2.2 Для проведения олимпиады выделяются лаборатории вычислительной техники № 25, №26.

2.3 Ответственность за организацию и проведение олимпиады возлагается на председателя цикловой комиссии и преподавателей.

2.4 Олимпиада проводится в рамках недели специальности.

2.5 В состав жюри олимпиады назначаются преподаватели учебной дисциплины, председатель цикловой комиссии.

3. Участники олимпиады.

3.1 Участниками олимпиады могут быть студенты всех первых курсов и специальностей.

3.2 Количество и состав участников олимпиады определяются преподавателем от группы 5 – 7 студентов.

4. Руководство и методическое обеспечение олимпиады.

4.1 Общее руководство олимпиадой осуществляет председатель цикловой комиссии.

4.2 Задания в каждой номинации разрабатываются преподавателем данной дисциплины, рассматриваются на заседании предметно – цикловой комиссии.

4.3 На заседании цикловой комиссии:

·        определяется формы, порядок и сроки олимпиады;

·        анализируются и обобщаются итоги олимпиады.

4.4 Жюри олимпиады

- уточняет тексты заданий олимпиады;

- проводит проверку работ участников олимпиады, оценивает их результаты, определяет победителей и распределяет призовые места, готовит предложения по награждению победителей, проводит – анализ выполненных заданий с участниками олимпиады;

 - знакомит участников олимпиады с результатами проверки работ.

5. Подведение итогов олимпиады и награждение победителей.

5.1 Во всех номинациях олимпиады по результатам определяются победители.

5.2 Победители олимпиады награждаются грамотами. Награждаются студенты, получившие 20 и более балов. Выявлены студенты, занявшие призовые места (1,2,3). Отмечены группы студентов в соответствии с полученными местами.

5.3 Оформление протокола межпредметной олимпиады.

                                                                                                                      

 

 

 

                Ответ (критерии оценивания) задачи В1

 

Содержание верного решения задачи и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

                                         Элементы ответа

 

1. Записаны данные задачи

0,5

2. Выполнена схема

0,5

3. Указан вид соединения резисторов и определены их величины:

                       R13 = 3Ом; R123 = 6Ом; R1-4 = 3Ом.

1

4. Определено общее сопротивление всей цепи: R = r + R1-4 = 4Ом.

0,5

5. Записан закон Ома для полной цепи:

                                      I =  = 2А

0,5

6. Определена сила тока по закону Ома для участка цепи с учетом вида соединения резисторов:

                       I1 = 0,75 А; I2 = 1 А; I3 = 0,25 А; I4 = 1 А.

2

Решение правильное и полное: включает элементы 1 - 6

5

Решение неполное: включает элементы 1,3,4,6 или 3,4,5,6

4

Решение неполное: включает элементы 3,4,5 при записи одного из законов допущена ошибка

2

Элементы 1 – 6 записаны неверно

0

                                                                                 Максимальный балл

5

 

 

 

 

 

 

 

 

               Ответ (критерии оценивания) задачи В2

Содержание верного решения задачи и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

                                      Элементы ответа

 

1. Оформлены данные задачи, единицы измерения величин переведены в СИ

0,5

2. Записан закон Дальтона: p = p1 + p2

0,5

3. Записано уравнение Клапейрона – Менделеева для каждого газа:

p1∙V1 = и      p2∙V2 =

1

4. Получены выражения для давления: p1 =           p2 =

1

5. Получена формула для объема смеси газов:

V=                                                                                                       

 

1

6. Определена плотность смеси газов:                                                         p =;

p =

1

Решение правильное и полное: включает элементы 1 - 6

5

Решение неполное: включает элементы 1,2,3,4,5 или 3,4,5,6

4

Решение неполное: включает элементы 3,4 при записи одного из законов допущена ошибка

2

Элементы 1 – 6 записаны неверно

0

Максимальный балл

5

 

 

 

 

 

 

 

                      Лабораторная работа № 10

 

Тема: « Определение электрохимического эквивалента меди»

Оборудование: 1. Электрохимическая ванна с раствором медного купороса. 2. Источник тока. 3. Два электрода. 4. Амперметр. 5. Ключ. 6. Соединительные провода. 7. Весы с разновесами. 8. Электроплитка. 9. Часы.

 

 

                   Порядок выполнения работы

1. Взвесить графитовый электрод.

2. Закрепить электроды в колодке.

3. Собрать цепь по схеме, подключив взвешенный электрод с минусом источника тока (катода).

 

 

 

 

 

4. Опустить электроды в медный купорос и замкнуть цепь на 20 минут.

5. Разобрать цепь, высушить над плиткой катод и вновь взвесить.

6. Произвести вычисления по формулам:

m = m1-m2; k = ; δ =  ∙ 100%

7. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу:

Масса катода до электролиза m1, кг

Масса катода после электролиза m2, кг

Сила тока      I, А       

Масса отложив. меди

∆m, кг

Время протекания электролиза t, с

Электрохим., эквивалент k, кг/Кл

Относительная погрешность

δ, %

 

 

 

 

 

 

 

8. Ответить на вопросы:

1. Изменится ли концентрация раствора при электролизе, если анодом служит графит? Если анодом служит медная пластина? Ответ обосновать.

9. Литература:

1. Л. С. Жданов, «Учебник по физике», 1984 год, параграф 19.3.

 

                          Выращивание кристаллов

Оборудование: поваренная соль, дистиллированная вода, воронка, стеклянная палочка, вата, стаканы.

Существует два простых способа выращивания кристаллов из пересыщенного раствора: путем охлаждения насыщенного раствора или путем его выпаривания. Первым этапом при любом из двух способов является приготовление насыщенного раствора. В условиях школьного физического кабинета проще всего выращивать кристаллы алюмокалиевых квасцов.

Растворимость любых веществ зависит от температуры . Обычно с повышением температуры растворимость увеличивается, а с понижением температуры – уменьшается. При охлаждении насыщенного при 40° С раствора до 20° с в нем будет находиться около 15г избыточного количества квасцов на 100г. воды. При отсутствии центров кристаллизации это вещество может оставаться в растворе, т. е. раствор будет пересыщенным.

С появлением центров кристаллизации избыток вещества выделяется из раствора, и при каждой данной температуре в растворе остается то количество вещества, которое соответствует коэффициенту растворимости при этой температуре. Избыток вещества из раствора выпадает в виде кристаллов, число которых тем больше, чем большее число центров кристаллизации содержится в растворе. Центрами кристаллизации могут служить загрязнения на стенках посуды с раствором, пылинки, мелкие кристаллики квасцов. Если дать выпавшим кристалликам подрасти в течение суток, то среди них найдутся чистые и совершенные по форме экземпляры. Они могут служить затравками для выращивания крупных кристаллов.

Для выращивания крупного кристалла в тщательно отфильтрованный насыщенный раствор вносят кристаллик – затравку, заранее прикрепленной на волосе или топкой леске, предварительно обработанной спиртом. Можно вырастить кристалл и без затравки. Для этого волос или леску обрабатывают спиртом и опускают в раствор так , чтобы конец висел свободно. На конце волоса или лески может начаться рост кристалла.

Если для выращивания приготовлен крупный затравочный кристалл, то его лучше вносить в слегка подогретый раствор. Раствор, который был насыщенным при комнатной температуре, при температуре на 3 - 5° С выше комнатной будет насыщенным. Кристалл – затравка начнет растворяться в нем и потеряет при этом верхние, поврежденные и загрязненные слои. Это приведет к увеличению прозрачности будущего кристалла. Когда температура станет комнатной , раствор вновь станет насыщенным, и растворение кристалла прекратиться. Если стакан с раствором прикрыть так , чтобы вода из раствора могла испаряться, то вскоре раствор станет перенасыщенным и начнется рост кристалла. Во время роста кристалла стакан с раствором лучше всего держать в теплом сухом месте, где температура в течение суток остается постоянной. На выращивание крупного кристалла в зависимости от условий эксперимента может потребоваться от нескольких дней до нескольких недель. Порядок выполнения работы:

1. Я тщательно вымыл два стакана и воронку и подержал их над паром.

2. Налил 100гр. дистиллированной воды в стакан и нагрел ее. Приготовил насыщенный раствор соли и слил его через ватный фильтр в чистый стакан. Закрыл стакан крышкой. Подождал пока раствор остынет до комнатной температуры и открыл стакан. Через некоторое время началось выпадание кристаллов.

3. Через сутки слил раствор через  ватный фильтр в чистый стакан. Среди множества кристаллов оставшихся на дне первого стакана выбрал самый чистый кристалл правильной формы. Прикрепил кристалл – затравец к нитке и подвесил его в раствор. Поставил стакан в теплое место.

4. Рост кристалла происходил в течение 61 дня. Кристалл – затравка имел вытянуто-овальную форму. После помещения затравки в раствор рост кристалла не происходил, а наоборот он растворялся, так как температура была на 3 - 90° С выше комнатной и раствор стал не насыщенным, при этом он потерял верхние, поврежденные слои, что привело к увеличению  прозрачности будущего кристалла. Когда температура стала комнатной, раствор вновь стал насыщенным, и растворение кристалла прекратилось. Начался рост кристалла. За счет испарения воды из раствора темп роста кристалла увеличивался. К выступающим частям кристалла – вершинкам и ребрам – вещество поступает в большем, чем к серединам граней количестве, поэтому градиенты концентрации (пресыщения) возникают и вдоль поверхности. Пока размеры кристалла невелики, малы и градиенты пресыщений, кристалл обычно растет плоскогранным. Причина этого заключается в том, что слои роста имеют повышенные скорости продвижения по поверхности по сравнению со скоростью возникновения новых слоев. Однако, с увеличением кристалла градиенты пересыщений вдоль граней возрастают и кристалл растет по всей своей площади. В дальнейшем рост кристалла соли происходил нормально.

5. В конце срока выращивания я вынул кристалл соли из раствора, тщательно осушил салфеткой и измерил его. Кристалл соли увеличился в три раза от начальных размеров затравки. На этом выращивание кристалла соли завершено.

Выращенный кристалл имеет пирамидальную форму с небольшими отклонениями. Стороны кристалла ровные, имеют форму прямоугольников. Первоначальное ощущение – что это срослось множество квадратиков и прямоугольников, такой вид имел кристалл.

Исходя из этого я пришел к выводу, что атомы кристаллов имеют правильную геометрическую форму, и когда они сращиваются в один кристалл, тот приобретает также правильную геометрическую форму с небольшими отклонениями.

Вывод: в этой лабораторной работе я научился выращивать кристаллы поваренной соли и узнал, что этим способом можно выращивать кристаллы любых других простых веществ, а так же, что необходимо для выращивания и как происходит рост кристаллов.


 

ГОУ СПО ТО ЩЕКИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ

ГОУ СПО ТО ЩЕКИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ

РЕЦЕНЗИЯ М.В. Королевой преподавателя

РЕЦЕНЗИЯ М.В. Королевой преподавателя

ВВЕДЕНИЕ В брошюре собраны варианты олимпиадных тестовых заданий по различным темам, которые используются при изучении курсов дисциплины физики

ВВЕДЕНИЕ В брошюре собраны варианты олимпиадных тестовых заданий по различным темам, которые используются при изучении курсов дисциплины физики

УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ СПО

УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ СПО

Для проведения олимпиады выделяются лаборатории вычислительной техники № 25, №26

Для проведения олимпиады выделяются лаборатории вычислительной техники № 25, №26

Ответ (критерии оценивания) задачи

Ответ (критерии оценивания) задачи

Ответ (критерии оценивания) задачи

Ответ (критерии оценивания) задачи

Лабораторная работа № 10 Тема: «

Лабораторная работа № 10 Тема: «

Выращивание кристаллов Оборудование: поваренная соль, дистиллированная вода, воронка, стеклянная палочка, вата, стаканы

Выращивание кристаллов Оборудование: поваренная соль, дистиллированная вода, воронка, стеклянная палочка, вата, стаканы

Во время роста кристалла стакан с раствором лучше всего держать в теплом сухом месте, где температура в течение суток остается постоянной

Во время роста кристалла стакан с раствором лучше всего держать в теплом сухом месте, где температура в течение суток остается постоянной

Выращенный кристалл имеет пирамидальную форму с небольшими отклонениями

Выращенный кристалл имеет пирамидальную форму с небольшими отклонениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2020