МЕТОДИКА Д.ДАЛИ (D.DALY) ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИЦ С КЛАТТЕРИНГОМ
(Daly D. The Clutter// K.O. St. Louis (Ed.) The Atypical Stutterer: Ptrinciples and Practices of Rehabilitation N.Y. 1986)
Методика предназначена для дифференциальной диагностики клаттеринга с другими расстройствами темпа и плавности речи – тахилалией, заиканием. Адаптирована для русскоговорящих Ю.О. Филатовой
Опросный лист состоит из 33 описательных утвереждений, ответы на которые оцениваются в баллах следующим образом:
Ø 0 баллов – «не всегда»
Ø 1 балл – «немного»
Ø 2 балла – «достаточно много»
Ø 3 балла – «очень много»
Позиции, включенные в опросный лист, выбраны в соответствии с характеристиками, указывающими на клаттеринг. Расположение утверждений случайно. Результаты заносятся в протокол обследования.
БЛАНК ПРОТОКОЛА РЕГИСТРАЦИИ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ОПРОСНИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КЛАТТЕРИНГА
Фамилия, имя_________________________________________________________________
Возраст____________________________________Дата_______________________________
Инструкция: «Ответьте на каждое описательное утврждение»
| 
 Критерии оценки  | 
 Не всегда  | 
 Немного  | 
 Доста-точно много  | 
 Очень много  | 
| 
 1. Повторы слогов, слов фраз  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 2. Задержка произнесения начала слов, предложений; паузы в начале слов, предложений  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 3. Нарушения плавности в дошкольном возрасте; нет ремиссий; никогда не говорил бегло  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 4. Общая дезорганизация речи («путание» в словах, поиск слов, забывание/ вспоминание слов)  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 5. Паузы во время речи, использование междометий, слов-эмболов  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 6. Паузы перед начальными гласными  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 7. Быстрый темп, тахилалия  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 8. Высокая вербальная активность, экстраверт, непреодолимое желание говорить  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 9. Прерывистость дыхания, респираторная дисритмия  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 10. Невнятность речи из-за пропусков звуков или безударных слогов  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 11. Неправильное произношение свистящих, шипящих, сонорных  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 12. Речь улучшается под контролем, например в время коротких периодов повышенного внимания к собственной речи  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 13. С трудом выполняет инструкции (нетерпеливый, незаинтересованный слушатель)  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 14. Короткий диапазон внимания, трудность концентрации  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 15. Трудности в монологической контекстной речи (нарушения в порядке изложения событий)  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 16. Трудности поиска слов  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 17. Произношение в общем не соответствует норме  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 18. Несоответствие языковых структур норме, бедность грамматики и синтаксиса  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 19. Неуклюжесть и некоординированность движений, повышенная двигательная активность  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 20. Характерно нарушение чтения  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 21. Дезинтегрированное письмо, слабость двигательного контроля  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 22. Перестановки букв и слов, пропуски букв и слогов на письме  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 23. Трудности пространственной ориентировки, трудности выбора правильной руки  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 24. Голос, сменяющийся от громкого к тихому, к бормотанию  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 25. Кажется, что думает быстрее, чем может сказать или написать; «мысли скачут»  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 26. Математические способности и абстрактное мышление выше среднего  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 27. Нарушение ритма, потеря чувства времени, низкий уровень музыкальных способностей (может не любить петь)  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 28. Неправильная расстановка ударений в речи, бедное мелодическое наполнение слогов  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 29. Маленький и/или не соответствует своему возрасту в физическом плане  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 30. Другие члены семьи с такими же или похожими нарушениями речи  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 31. Неаккуратность, небрежность, торопливость, импульсивность, забывчивость  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 32. Нетерпеливость, вспыльчивость  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 33. Недостаток осознания нарушения, равнодушное отношение к своему неуместному поведению и ответам во многих случаях  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Подсчитывается общее количество баллов, оценка которых производится следующим образом:
Ø До 35 баллов – диагноз «заикание»
Ø 35-45 баллов – диагноз «заикание-клаттеринг» (смешанная форма нарушения с преобладанием заикания)
Ø 45-55 баллов – диагноз «клаттеринг-заикание» (смешанная форма нарушения с преобладанием клаттеринга
Ø 55 баллов и выше – диагноз «клаттеринг»
Ø
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.