МЕТОДИКА Д.ДАЛИ (D.DALY) ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИЦ С КЛАТТЕРИНГОМ
(Daly D. The Clutter// K.O. St. Louis (Ed.) The Atypical Stutterer: Ptrinciples and Practices of Rehabilitation N.Y. 1986)
Методика предназначена для дифференциальной диагностики клаттеринга с другими расстройствами темпа и плавности речи – тахилалией, заиканием. Адаптирована для русскоговорящих Ю.О. Филатовой
Опросный лист состоит из 33 описательных утвереждений, ответы на которые оцениваются в баллах следующим образом:
Ø 0 баллов – «не всегда»
Ø 1 балл – «немного»
Ø 2 балла – «достаточно много»
Ø 3 балла – «очень много»
Позиции, включенные в опросный лист, выбраны в соответствии с характеристиками, указывающими на клаттеринг. Расположение утверждений случайно. Результаты заносятся в протокол обследования.
БЛАНК ПРОТОКОЛА РЕГИСТРАЦИИ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ОПРОСНИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КЛАТТЕРИНГА
Фамилия, имя_________________________________________________________________
Возраст____________________________________Дата_______________________________
Инструкция: «Ответьте на каждое описательное утврждение»
Критерии оценки |
Не всегда |
Немного |
Доста-точно много |
Очень много |
1. Повторы слогов, слов фраз |
0 |
1 |
2 |
3 |
2. Задержка произнесения начала слов, предложений; паузы в начале слов, предложений |
0 |
1 |
2 |
3 |
3. Нарушения плавности в дошкольном возрасте; нет ремиссий; никогда не говорил бегло |
0 |
1 |
2 |
3 |
4. Общая дезорганизация речи («путание» в словах, поиск слов, забывание/ вспоминание слов) |
0 |
1 |
2 |
3 |
5. Паузы во время речи, использование междометий, слов-эмболов |
0 |
1 |
2 |
3 |
6. Паузы перед начальными гласными |
0 |
1 |
2 |
3 |
7. Быстрый темп, тахилалия |
0 |
1 |
2 |
3 |
8. Высокая вербальная активность, экстраверт, непреодолимое желание говорить |
0 |
1 |
2 |
3 |
9. Прерывистость дыхания, респираторная дисритмия |
0 |
1 |
2 |
3 |
10. Невнятность речи из-за пропусков звуков или безударных слогов |
0 |
1 |
2 |
3 |
11. Неправильное произношение свистящих, шипящих, сонорных |
0 |
1 |
2 |
3 |
12. Речь улучшается под контролем, например в время коротких периодов повышенного внимания к собственной речи |
0 |
1 |
2 |
3 |
13. С трудом выполняет инструкции (нетерпеливый, незаинтересованный слушатель) |
0 |
1 |
2 |
3 |
14. Короткий диапазон внимания, трудность концентрации |
0 |
1 |
2 |
3 |
15. Трудности в монологической контекстной речи (нарушения в порядке изложения событий) |
0 |
1 |
2 |
3 |
16. Трудности поиска слов |
0 |
1 |
2 |
3 |
17. Произношение в общем не соответствует норме |
0 |
1 |
2 |
3 |
18. Несоответствие языковых структур норме, бедность грамматики и синтаксиса |
0 |
1 |
2 |
3 |
19. Неуклюжесть и некоординированность движений, повышенная двигательная активность |
0 |
1 |
2 |
3 |
20. Характерно нарушение чтения |
0 |
1 |
2 |
3 |
21. Дезинтегрированное письмо, слабость двигательного контроля |
0 |
1 |
2 |
3 |
22. Перестановки букв и слов, пропуски букв и слогов на письме |
0 |
1 |
2 |
3 |
23. Трудности пространственной ориентировки, трудности выбора правильной руки |
0 |
1 |
2 |
3 |
24. Голос, сменяющийся от громкого к тихому, к бормотанию |
0 |
1 |
2 |
3 |
25. Кажется, что думает быстрее, чем может сказать или написать; «мысли скачут» |
0 |
1 |
2 |
3 |
26. Математические способности и абстрактное мышление выше среднего |
0 |
1 |
2 |
3 |
27. Нарушение ритма, потеря чувства времени, низкий уровень музыкальных способностей (может не любить петь) |
0 |
1 |
2 |
3 |
28. Неправильная расстановка ударений в речи, бедное мелодическое наполнение слогов |
0 |
1 |
2 |
3 |
29. Маленький и/или не соответствует своему возрасту в физическом плане |
0 |
1 |
2 |
3 |
30. Другие члены семьи с такими же или похожими нарушениями речи |
0 |
1 |
2 |
3 |
31. Неаккуратность, небрежность, торопливость, импульсивность, забывчивость |
0 |
1 |
2 |
3 |
32. Нетерпеливость, вспыльчивость |
0 |
1 |
2 |
3 |
33. Недостаток осознания нарушения, равнодушное отношение к своему неуместному поведению и ответам во многих случаях |
0 |
1 |
2 |
3 |
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Подсчитывается общее количество баллов, оценка которых производится следующим образом:
Ø До 35 баллов – диагноз «заикание»
Ø 35-45 баллов – диагноз «заикание-клаттеринг» (смешанная форма нарушения с преобладанием заикания)
Ø 45-55 баллов – диагноз «клаттеринг-заикание» (смешанная форма нарушения с преобладанием клаттеринга
Ø 55 баллов и выше – диагноз «клаттеринг»
Ø
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.