Методика формирования мыслительных умений обучающихся на уроке физики
Учитель физики
высшей квалификационной категории Цветкова Е.А.
МБОУ «СОШ п. Малиновский»
«Знание без умения не имеет значения…Но теория никогда не должна заменяться умением, которое будет беспомощным перед лицом необычных фактов»
Стандарт образования второго поколения:
«от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся»
«быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся пространстве»
«получать, использовать и создавать разнообразную информацию»
«принимать обоснованные решения и решать проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков»
Стандарт образования предусматривает в качестве ключевой составляющей овладение не только знаниями и умениями по предмету, но и формирование и развитие умений личностных и метапредметных (т.е. универсальных)
Цель работы: исследовать методы и приемы формирования мыслительных умений в процессе изучения физики, способствующие самореализации личности учащегося.
Мыслительные умения:
Владеть операцией анализа
Выполнять мыслительную операцию синтеза
Уметь устанавливать причинно- следственные связи
Определять последовательность событий
Проводить обобщение
Выполнять сравнение на основе самостоятельно выбранных критериев
Выполнять абстрагирование
Проводить конкретизацию
Проводить классификацию на основе самостоятельно выбранных признаков
Мыслительные умения:
Выстраивать умозаключения
индуктивные
дедуктивные
по аналогии
Формулировать вывод в разных ситуациях
Отражать в своей речи содержание совершенных действий и выполненной работы
Создавать и применять схемы (выполнять систематизацию)
Зачем формировать умения?
До сих пор учитель заботился лишь об усвоении предметных умений. А об универсальных речь не шла. Сейчас настала их очередь: универсальные умения актуальны и поэтому востребованы.
Прежде чем проверять умения, не нужно ли учащихся научить , т.е. выработать у них эти умения?
Как формировать умения?
Обеспечить формирование у учащегося умения можно только в процессе деятельности учащегося!
Работу, по мнению психологов, нужно строить по следующим этапам и они связаны в систему:
создание ориентировочной основы действия
закрепления умения
проверка усвоения
выработка навыка
Методика ведения работы
Прежде всего нужно спланировать работу, увязав её с преподаванием курса физики
Я выполняю эту работу в следующем виде – к каждому уроку готовлю следующую табличку
Тема или | Формируемые умения | Конкретное задание |
Например:
Тема или | Формируемые умения | Конкретное задание |
Диффузия. | Работа с текстом: поиск ответов на вопросы | 1.Найдите в параграфе ответы на вопросы: - почему по комнате распространяется запах духов? |
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
Н а владение мыслительной операцией анализ:
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
Н а владение мыслительной операцией синтез:
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На установление причинно- следственных связей
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выполнение сравнения.
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На проведение конкретизации
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На проведение классификации на основе самостоятельно выбранных признаков Выполните классификацию
Физических задач (указывают какие)
Механических движений (приводят их список)
Веществ по электропроводности (приводят их список)
Тепловых явлений (указывают каких)
Оптических явлений (указывают каких)
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выполнение систематизации
Создайте схему или систему о (указывают о чём).
Например, о законах динамики, о формулах по кинематике
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выстраивание индуктивного умозаключения: формулирование вывода
Сделайте вывод
из одного факта (называют его или приводят его)
из нескольких фактов (называют их или приводят содержание)
из эксперимента по изучению свойств явления (называют какого)
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выстраивание дедуктивного умозаключения: формулирование прогноза или предстоящего явления, объяснение события
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выстраивание дедуктивного умозаключения: формулирование прогноза или предстоящего явления, объяснение события
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.