Стандарт образования второго поколения:
«от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся»
«быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся пространстве»
«получать, использовать и создавать разнообразную информацию»
«принимать обоснованные решения и решать проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков»
Стандарт образования предусматривает в качестве ключевой составляющей овладение не только знаниями и умениями по предмету, но и формирование и развитие умений личностных и метапредметных (т.е. универсальных)
Цель работы: исследовать методы и приемы формирования мыслительных умений в процессе изучения физики, способствующие самореализации личности учащегося.
Мыслительные умения:
Владеть операцией анализа
Выполнять мыслительную операцию синтеза
Уметь устанавливать причинно- следственные связи
Определять последовательность событий
Проводить обобщение
Выполнять сравнение на основе самостоятельно выбранных критериев
Выполнять абстрагирование
Проводить конкретизацию
Проводить классификацию на основе самостоятельно выбранных признаков
Мыслительные умения:
Выстраивать умозаключения
индуктивные
дедуктивные
по аналогии
Формулировать вывод в разных ситуациях
Отражать в своей речи содержание совершенных действий и выполненной работы
Создавать и применять схемы (выполнять систематизацию)
Зачем формировать умения?
До сих пор учитель заботился лишь об усвоении предметных умений. А об универсальных речь не шла. Сейчас настала их очередь: универсальные умения актуальны и поэтому востребованы.
Прежде чем проверять умения, не нужно ли учащихся научить , т.е. выработать у них эти умения?
Как формировать умения?
Обеспечить формирование у учащегося умения можно только в процессе деятельности учащегося!
Работу, по мнению психологов, нужно строить по следующим этапам и они связаны в систему:
создание ориентировочной основы действия
закрепления умения
проверка усвоения
выработка навыка
Методика ведения работы
Прежде всего нужно спланировать работу, увязав её с преподаванием курса физики
Я выполняю эту работу в следующем виде – к каждому уроку готовлю следующую табличку
Тема или | Формируемые умения | Конкретное задание |
Например:
Тема или | Формируемые умения | Конкретное задание |
Диффузия. | Работа с текстом: поиск ответов на вопросы | 1.Найдите в параграфе ответы на вопросы: - почему по комнате распространяется запах духов? |
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
Н а владение мыслительной операцией анализ:
провидите анализ
текста (называют какого или приводят его),
рисунка или схемы (приводят или называют источник)
условия задачи (приводят текст)
описания факта или события ( излагаем его содержание)
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выполнение сравнения.
Сравните:
Физические явления (называют какие)
Однотипные единицы измерения (называют какие)
Физические законы (называют какие)
Силы (называют какие)
Графики физических процессов (называют какие)
Но предварительно самостоятельно выберите: по каким признакам или критериям будете вести сравнение.
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На проведение конкретизации
Для того чтобы создать о каком- то физическом явлении или законе емкое конкретное представление, придумайте о нем не менее пяти вопросов и дайте сами на них устно или письменно ответы.
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На проведение классификации на основе самостоятельно выбранных признаков Выполните классификацию
Физических задач (указывают какие)
Механических движений (приводят их список)
Веществ по электропроводности (приводят их список)
Тепловых явлений (указывают каких)
Оптических явлений (указывают каких)
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выстраивание индуктивного умозаключения: формулирование вывода
Сделайте вывод
из одного факта (называют его или приводят его)
из нескольких фактов (называют их или приводят содержание)
из эксперимента по изучению свойств явления (называют какого)
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выстраивание дедуктивного умозаключения: формулирование прогноза или предстоящего явления, объяснение события
Задания:
Вариант 1. Взяв за основу (указывают что: какую теорию, какое явление, какой закон), предскажите, что будет, если (называют действие, которое хотят произвести).
Вариант 2. Взяв за основу (указывают что: какую теорию, какое явление, какой закон), покажите, что предсказание о том, что (приводят само предсказание) неверно.
Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выстраивание дедуктивного умозаключения: формулирование прогноза или предстоящего явления, объяснение события
Вариант 3.Взяв за основу (указывают что) объясните наблюдаемое явление (называют его или кратко описывают).
Вариант 4. Решите качественную задачу ( указывают) опираясь на теоретическое положение о (называют какое именно).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.