Методика «ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» (Э.Ф. Замбацявичене)
Цель: выявление уровня развития словесно- логического
мышления.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Форма проведения: письменный опрос.
Возраст: младшие школьники
1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача
испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя
логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности. В полном
варианте 10 заданий, в кратком — 5.
Задания 1-го субтеста
«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?»
1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) (80%
первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ на этот вопрос).
Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного
объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0,5
балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный
ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ
неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих
проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.
10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор,
тепловоз) (100%).
2-й субтест. Классификация, способность к обобщению
«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?»
При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если
ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еще раз. За правильный
ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й,
10-й проб уточняющие вопросы не задаются.
10. Веселый, быстрый,
грустный, вкусный, осторожный (87%).
3-й субтест. Умозаключение по аналогии
Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к
слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный
ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющие вопросы не
задаются.
Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля) (87%)
2.Огород - Морковь
Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка) (87%)
Врач - ? ( Очки, больница, палата, больной, лекарство) (67%)
Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост) (66%)
Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка) (80%)
Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) (55%)
Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач) (95%)
Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег) (89%)
Пол
- ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди) (85%)
10. Стул - Деревянный
Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная) (65%)
4-й субтест. Обобщение
«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать
вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки
аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих вопросов не задают.
5. Сирень, орешник ... (74%)
10. Дерево, цветок ... (73%)
Обработка результатов
Максимальное количество баллов, которые можно набрать за решение всех четырех
субтестов, — 40 (100% оценки успешности).
Оценка успешности определяется по формуле:
ОУ = X х 100% : 40,
где X — сумма баллов по всем тестам.
Высокий уровень успешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100%
ОУ).
Нормальный — 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79— 65%).
Ниже среднего — 2-й уровень — 25,5—20,0 баллов (64,9-50%).
Низкий — 1-й уровень — 19,5 и ниже (49,9% и ниже).
Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м
уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня
обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а
также социально-бытовой запущенностью.
Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субтесте) для первоклассников
анализируется следующим образом: наивысший 4-й уровень успешности — 25—20 баллов;
нормальный уровень — 19,5-17,5 балла; ниже среднего (2-й уровень) — 17,5—15
баллов; низкий (1-й уровень) — 12 баллов и ниже.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.