Основные понятия темы
Синтаксис языка (от греч. syntaxis — построение, строй)— его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей и правил, регулирующих построение речи
Синтаксис как наука — это раздел грамматики, который изучает синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.
Синтаксические единицы — это конструкции, в которых элементы объединены синтаксическими связями и отношениями.
Место синтаксиса в курсе «Русский язык»
Методисты – разработчики современного курса синтаксиса:
Алексей Васильевич Текучев (1903 – 1987)
Тамара Григорьевна Рамзаева, род. 1928, доктор наук, профессор РГПУ им. Герцена
Михаил Ростиславович Львов (1927 – 2015), доктор наук, профессор, член-кор. РАО
Место синтаксиса в курсе «Русский язык»
Синтаксические понятия (в курсе начальной школы):
словосочетание,
предложение
Задачи синтаксиса в курсе «Русский язык»
Обеспечить усвоение знаний о предложении на основе изучения синтаксических единиц
Совершенствовать речь детей в направлении её соответствия нормам русского языка
Обобщать синтаксический строй речи ребёнка
Создать базу для усвоения учащимися правил пунктуации
Словосочетание. Задачи работы
1. Усвоение моделей словосочетаний, выражающих разные синтаксические отношения:
Определение подчинительной связи: согласование, управление, примыкание (сущ. + сущ.; сущ. + прил.; гл. + сущ.;)
Определение главного слова и зависимого (по вопросу)
2. Подготовка ребёнка к осознанию синтаксических связей слов внутри предложения
3. Организация процесса изучения частей речи на синтаксической основе (падеж существительных, связь существительного и прилагательного, зависимость прилагательного от существительного)
4. Формирование орфографического навыка младших школьников
Содержание работы при изучении темы «Словосочетание»
1. Формирование представления о словосочетании, как о единице языка
2. Необходимо научить ребёнка:
Определять главное и зависимое слово в словосочетании
Выделять словосочетание из предложения
Устанавливать связь между словами в словосочетании
Различать слово и словосочетание как сложное название предмета
Отличия понятий «словосочетание» и «предложение»
1. Словосочетание не выступает, как единица общения и не имеет функции сообщения информации
2. Словосочетание не выражает информацию суждения, не улавливает отношения автора к происходящему
3. Словосочетание не имеет интонации
4. В словосочетании используется только
подчинительная связь
Этапы работы над словосочетанием
Галина Алексеевна Фомичёва (1933 – 2005), методист, профессор, доктор педагогических наук выделяет четыре этапа:
Первый этап предполагает первичное усвоение синтаксических отношений между словами при изучении раздела «Предложение».
Второй этап связан с формированием умений устанавливать связь слов в предложении, разграничивать такие синтаксические единицы, как предложение, его главные члены и словосочетание, представляющее связь одного из главных членов предложения с второстепенными членами предложения.
Этапы работы над словосочетанием
Галина Алексеевна Фомичёва (1933 – 2005), методист, профессор, доктор педагогических наук выделяет четыре этапа:
На третьем этапе происходит формирование умения определять часть речи на основе учета лексического значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической связи. Предусмотрено усвоение норм согласования и управления.
На четвертом этапе учащиеся усваивают правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.
Этапы работы над словосочетанием
Рамзаева Тамара Григорьевна предлагает упражнения на осознание ребёнком связи между словами в предложении
Упражнение № 1
Виды упражнений для обучающихся
Этапы работы над словосочетанием
Упражнение № 3
Деление сплошного текста на предложения. В каждом предложении выделяются главные члены и словосочетания.
Наступила осень похолодало падают жёлтые листья птицы улетели на юг скоро польют холодные дожди
Виды упражнений для обучающихся
Упражнение № 2
Этапы работы над словосочетанием
Упражнение № 4
Виды упражнений для обучающихся
Этапы работы над словосочетанием
Фомичёва Галина Алексеевна предлагает упражнения для конструирования различных типов словосочетаний. С целью предотвращения ошибок в падежных конструкциях словосочетаний
Упражнение № 1
Виды упражнений для обучающихся
Этапы работы над словосочетанием
Упражнение № 2
Виды упражнений для обучающихся
Этапы работы над словосочетанием
Упражнение № 3
Виды упражнений для обучающихся
Этапы работы над словосочетанием
Упражнение № 4
Виды упражнений для обучающихся
Этапы работы над словосочетанием
Упражнение № 5
Виды упражнений для обучающихся
Этапы работы над словосочетанием
Упражнение № 6
Виды упражнений для обучающихся
Работа с предложением
Цель: реализация коммуникативной компетенции ребёнка – умение пользоваться предложением для точного выражения собственных мыслей
Задачи:
Предложение – это законченная мысль. Главное средство выражения и сообщения мысли
Разделы работы с предложением. Обязательные разделы в теме «Синтаксис»
Словосочетание.
Предложение.
Цель высказывания, интонация.
Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
Знаки препинания в конце предложения.
Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды); однородные члены предложения.
Союзы и, а, но при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения
Научные основы работы с предложением разработаны методистами:
Л.В. Закожурникова
Н.А.Щербакова
И.В.Прокопович
Пять современных направлений работы с предложением в начальных классах
1.Формирование грамматических понятий «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицей).
2.Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в предложении, особенностей главных и второстепенных членов, над предложениями распространенными и нераспространенными).
Каждое из направлений взаимодействует с другим и выбирается учителем индивидуально
5 современных направлений работы с предложением в начальных классах
3.Формирование у учащихся умения пользоваться в своей речи предложениями, разными по цели высказывания и по интонации. Овладением правильным интонированием предложения.
4.Развитие умения точно употреблять слова в предложении.
5.Формирование умения оформлять предложение в письменной речи.
Содержание работы с предложением по классам
В первом классе уже в букварный период целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов). Наблюдая над главными членами предложения, учащиеся учатся четкому выражению своих мыслей, у них формируется умение делить поток речи на предложения; формируется представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль. Младшие школьники учатся выделять предложение из речи, устанавливать логическую связь слов в предложении. Проводится наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без введения терминов).
Содержание работы с предложением по классам
Во втором классе учащиеся знакомятся с классификацией предложений по цели высказывания и интонации. Происходит практическое ознакомление с понятием «главные члены предложения» (без деления на виды). Младшие школьники учатся анализировать предложения и устанавливать, о ком (о чем) говорится в предложении.
Содержание работы с предложением по классам
В третьем классе расширяются знания о главных членах предложения, связи слов в предложении. Вводятся термины, обозначающие главные члены предложения, - «подлежащее» и «сказуемое». Осуществляется знакомство со способами выражения подлежащего и сказуемого. На данном этапе школьники практически знакомятся с понятием «второстепенные члены предложения» (без деления на виды), учатся различать распространенные и нераспространенные предложения.
Содержание работы с предложением по классам
В четвертом классе происходит дальнейшее расширение знаний учащихся о главных и второстепенных членах предложения. Определяется понятие «грамматическая основа предложения». Вводятся термины второстепенных членов предложения — «дополнение», «определение», «обстоятельство». Формируется умение распознавать второстепенные члены предложения по вопросам и значению. Происходит дальнейшее развитие умения разбирать предложения по членам (выделять главные и второстепенные члены предложения и объяснять способы их нахождения).
Содержание работы с предложением по классам
Формируется представление о предложениях с однородными членами. Младшие школьники знакомятся со средствами связи однородных членов в предложении (при помощи интонации перечисления, союзов и, а, но), учатся распознавать предложения с однородными членами, определять, каким членом предложения являются однородные члены, соблюдать интонацию перечисления в данных синтаксических конструкциях. На данном этапе происходит ознакомление учащихся со сложным предложением, формирование умения различать простые и сложные предложения, распознавать сложные предложения среди других синтаксических конструкций, составлять сложное предложение из двух простых предложений. У школьников формируется общее представление об обращении.
Направления работы с предложением (методист Рамзаева Т.Г.)
формирование грамматического понятия «предложение»;
овладение структурой предложения (понимание сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, предложений распространенных и нераспространенных);
формирование умения пользоваться в речи предложениями, разными по цели высказывания и интонации;
развитие умения точно употреблять слова в предложении;
формирование умения оформлять предложения в письменной речи.
Типичные ошибки ребёнка
нарушение границ предложения;
нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
неправильное использование конструкций с причастным и деепричастным оборотами;
усложнение подлежащего местоимением;
объединение в ряды однородных членов родовых и видовых понятий;
Типичные ошибки ребёнка
6. нарушение грамматической связи однородных членов (объединение в однородном ряду имени существительного и глагола в форме инфинитива, полного прилагательного и краткого причастия с зависимым словом, полных и кратких прилагательных, деепричастного оборота и придаточного предложения);
7. нарушения в употреблении средств связи между однородными членами предложения (искажение формы двойных союзов: не только..., а и);
8. непонимание значения соединительных и противительных союзов между частями сложного предложения.
Виды упражнений при работе с предложением
упражнения на распознавание данного синтаксического понятия среди других;
упражнения, активизирующие умение анализировать синтаксические особенности данных конструкций или их составных частей;
упражнения, связанные с решением задач развития речи учащихся.
Эффективные приёмы работы с предложением
1) вычленение предложения из потока речи;
2) восстановление границ предложения;
3) синтаксический разбор предложения;
4) конструирование предложений из отдельных слов;
5) распространение предложений по вопросам;
6) подбор пропущенного в предложении слова;
7) составление схемы предложения;
8) составление предложения по данной схеме;
9) составление предложений из данных слов, словосочетаний;
10) составление предложений на определенную тему, по картинкам, наблюдениям.
Ознакомление младших школьников с пунктуацией
В начальных классах предметом изучения является постановка четырех знаков препинания: точки, вопросительного знака, восклицательного знака, запятой.
Употребление запятой ограничивается простым предложением и предложением с однородными членами
В поле можно встретить ромашку, васильки, дикие мальвы.
Ознакомление младших школьников с пунктуацией
В начальных классах предметом изучения является постановка четырех знаков препинания: точки, вопросительного знака, восклицательного знака, запятой.
Употребление запятой ограничивается простым предложением и предложением с однородными членами
В поле можно встретить ромашку, васильки, дикие мальвы.
В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия.
Ознакомление младших школьников с пунктуацией. Сложное предложение.
В начальных классах сложное предложение не является предметом изучения. Учитель на практике знакомит детей с наличием в предложении двух самостоятельных частей.
1.Две самостоятельные части объединены в одно предложение.
Наступил сентябрь, а дни стоят жаркие.
2.В предложениях одна часть зависит от другой.
В поле мы видели, как работает комбайн.
Ознакомление младших школьников с пунктуацией. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
При подготовке к написанию разного рода творческих работ нужно сообщить о постановке запятой в сложном предложении, вторая часть которого начинается со слов:
который, если, потому что, так как.
Одним из важных условий, обеспечивающих эффективность работы над элементами синтаксиса и пунктуации, является связь уроков чтения и русского языка.
Нивы сжаты,
Рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось
Если мальчик любит мыло
И зубной порошок,
Этот мальчик очень милый,
Поступает хорошо.
Виды упражнений с предложениями
По содержанию предложения делятся
Аналитические
Синтетические
Виды упражнений с предложениями
По степени самостоятельности и
познавательной активности ученика
Упражнения на основе образца.
Конструктивные предложения
Творческие упражнения
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.