Методика изучения синтаксических понятий

  • Повышение квалификации
  • pptx
  • 18.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация содержит подробное описание работы с синтаксическими единицами в начальной школе
Иконка файла материала методика изучения синтаксических понятий.pptx

Методика изучения синтаксических понятий

Нечепаева Светлана Анатольевна

Основные понятия темы

Синтаксис языка (от греч. syntaxis — построение, строй)— его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей и правил, регулирующих построение речи

Синтаксис как наука — это раздел грамматики, который изучает синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Синтаксические единицы — это конструкции, в которых элементы объединены синтаксическими связями и отношениями.

Место синтаксиса в курсе «Русский язык»

Методисты – разработчики современного курса синтаксиса:

Алексей Васильевич Текучев (1903 – 1987)

Тамара Григорьевна Рамзаева, род. 1928, доктор наук, профессор РГПУ им. Герцена

Михаил Ростиславович Львов (1927 – 2015), доктор наук, профессор, член-кор. РАО

Место синтаксиса в курсе «Русский язык»

Синтаксические понятия (в курсе начальной школы):
словосочетание,
предложение

Задачи синтаксиса в курсе «Русский язык»

Обеспечить усвоение знаний о предложении на основе изучения синтаксических единиц
Совершенствовать речь детей в направлении её соответствия нормам русского языка
Обобщать синтаксический строй речи ребёнка
Создать базу для усвоения учащимися правил пунктуации

Словосочетание. Задачи работы

1. Усвоение моделей словосочетаний, выражающих разные синтаксические отношения:
Определение подчинительной связи: согласование, управление, примыкание (сущ. + сущ.; сущ. + прил.; гл. + сущ.;)
Определение главного слова и зависимого (по вопросу)



2. Подготовка ребёнка к осознанию синтаксических связей слов внутри предложения


3. Организация процесса изучения частей речи на синтаксической основе (падеж существительных, связь существительного и прилагательного, зависимость прилагательного от существительного)

4. Формирование орфографического навыка младших школьников


Содержание работы при изучении темы «Словосочетание»

1. Формирование представления о словосочетании, как о единице языка

2. Необходимо научить ребёнка:

Определять главное и зависимое слово в словосочетании

Выделять словосочетание из предложения

Устанавливать связь между словами в словосочетании

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета




Отличия понятий «словосочетание» и «предложение»

1. Словосочетание не выступает, как единица общения и не имеет функции сообщения информации

2. Словосочетание не выражает информацию суждения, не улавливает отношения автора к происходящему

3. Словосочетание не имеет интонации

4. В словосочетании используется только
подчинительная связь





Этапы работы над словосочетанием

Галина Алексеевна Фомичёва (1933 – 2005), методист, профессор, доктор педагогических наук выделяет четыре этапа:

Первый этап предполагает первичное усвоение синтаксических отношений между словами при изучении раздела «Предложение». 

Второй этап связан с формированием умений устанавливать связь слов в предложении, разграничивать такие синтаксические единицы, как предложение, его главные члены и словосочетание, представляющее связь одного из главных членов предложения с второстепенными членами предложения.

Этапы работы над словосочетанием

Галина Алексеевна Фомичёва (1933 – 2005), методист, профессор, доктор педагогических наук выделяет четыре этапа:

На третьем этапе происходит формирование умения определять часть речи на основе учета лексического значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической связи. Предусмотрено усвоение норм согласования и управления.

На четвертом этапе учащиеся усваивают правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

Этапы работы над словосочетанием

Рамзаева Тамара Григорьевна предлагает упражнения на осознание ребёнком связи между словами в предложении

Упражнение № 1
Распространение предложения на основе указанного члена предложения.

Котик лакает молоко. Серый котик лакает молоко.
Котик лакает молоко. Котик быстро лакает молоко.
Котик лакает молоко. Котик лакает свежее молоко.


Виды упражнений для обучающихся

Этапы работы над словосочетанием



Упражнение № 3
Деление сплошного текста на предложения. В каждом предложении выделяются главные члены и словосочетания.

Наступила осень похолодало падают жёлтые листья птицы улетели на юг скоро польют холодные дожди


Виды упражнений для обучающихся

Упражнение № 2
Восстановление деформированного предложения (начинает с основы и с помощью вопросов восстанавливает словосочетания.
Котик …. молоко. … котик лакает молоко.
лакает молоко. Котик быстро лакает молоко.
Котик лакает ……. Котик лакает свежее молоко.


Этапы работы над словосочетанием

Упражнение № 4
Анализ предложения и составление схемы (выделяется грамматическая основа, при помощи вопросов устанавливаются связи слов друг с другом

Идут дожди
Где? когда? Какие? Как?
Поздней осенью с утра и до вечера идут проливные дожди.


Виды упражнений для обучающихся

Этапы работы над словосочетанием

Фомичёва Галина Алексеевна предлагает упражнения для конструирования различных типов словосочетаний. С целью предотвращения ошибок в падежных конструкциях словосочетаний

Упражнение № 1
Составление словосочетаний из ряда слов с помощью изменения падежной формы слова

холодный дожди, весёлый зайцы, в белой платье, спит к берлога, поют без голос


Виды упражнений для обучающихся

Этапы работы над словосочетанием

Упражнение № 2
Составление словосочетаний по главному слову путём подбора подходящих по смыслу слов.

… (какие?) дожди, … (какие?) зайцы, в (каком?) …. платье, спит в (в чём?) ….., поют (без чего?) ……


Виды упражнений для обучающихся

Этапы работы над словосочетанием

Упражнение № 3
Составление словосочетаний по зависимому слову (наречию, прилагательному, существительному) путём подбора главных слов.

Сильные….., весело ……, к окошку ……


Виды упражнений для обучающихся

Этапы работы над словосочетанием

Упражнение № 4
Составление словосочетаний по данным однокоренным словам, требующим постановки существительных в разных падежах

Писать (чем?) …..
(о чём?) …….
(как?) ……


Виды упражнений для обучающихся

Этапы работы над словосочетанием

Упражнение № 5
Составление словосочетаний в которых главное слово требует определённого предлога

Писать (чем?) …..
(о чём?) …….
(как?) ……


Виды упражнений для обучающихся

Этапы работы над словосочетанием

Упражнение № 6
Составление словосочетаний в которых предлог соответствует глагольной приставке

Писать (чем?) …..
(о чём?) …….
(как?) ……


Виды упражнений для обучающихся

Работа с предложением

Цель: реализация коммуникативной компетенции ребёнка – умение пользоваться предложением для точного выражения собственных мыслей

Задачи:
развить у детей умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы,
выделять предмет мысли,
структурно и интонационно оформлять мысль, используя слова и соединяя их в предложения.


Предложение – это законченная мысль. Главное средство выражения и сообщения мысли

Разделы работы с предложением. Обязательные разделы в теме «Синтаксис»

Словосочетание.
Предложение.
Цель высказывания, интонация.
Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
Знаки препинания в конце предложения.
Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды); однородные члены предложения.
Союзы и, а, но при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения

Научные основы работы с предложением разработаны методистами:

Л.В. Закожурникова
Н.А.Щербакова
И.В.Прокопович

Пять современных направлений работы с предложением в начальных классах

1.Формирование грамматических понятий «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицей).

2.Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в предложении, особенностей главных и второстепенных членов, над предложениями распространенными и нераспространенными).

Каждое из направлений взаимодействует с другим и выбирается учителем индивидуально

5 современных направлений работы с предложением в начальных классах

3.Формирование у учащихся умения пользоваться в своей речи предложениями, разными по цели высказывания и по интонации. Овладением правильным интонированием предложения.

4.Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5.Формирование умения оформлять предложение в письменной речи.

Содержание работы с предложением по классам

В первом классе  уже в букварный период целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов). Наблюдая над главными членами предложения, учащиеся учатся четкому выражению своих мыслей, у них формируется умение делить поток речи на предложения; формируется представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль. Младшие школьники учатся выделять предложение из речи, устанавливать логическую связь слов в предложении. Проводится наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без введения терминов).

Содержание работы с предложением по классам

Во втором классе учащиеся знакомятся с классификацией предложений по цели высказывания и интонации. Происходит практическое ознакомление с понятием «главные члены предложения» (без деления на виды). Младшие школьники учатся анализировать предложения и устанавливать, о ком (о чем) говорится в предложении.

Содержание работы с предложением по классам

В третьем классе расширяются знания о главных членах предложения, связи слов в предложении. Вводятся термины, обозначающие главные члены предложения, - «подлежащее» и «сказуемое». Осуществляется знакомство со способами выражения подлежащего и сказуемого. На данном этапе школьники практически знакомятся с понятием «второстепенные члены предложения» (без деления на виды), учатся различать распространенные и нераспространенные предложения.

Содержание работы с предложением по классам

В четвертом классе происходит дальнейшее расширение знаний учащихся о главных и второстепенных членах предложения. Определяется понятие «грамматическая основа предложения». Вводятся термины второстепенных членов предложения — «дополнение», «определение», «обстоятельство». Формируется умение распознавать второстепенные члены предложения по вопросам и значению. Происходит дальнейшее развитие умения разбирать предложения по членам (выделять главные и второстепенные члены предложения и объяснять способы их нахождения).

Содержание работы с предложением по классам

Формируется представление о предложениях с однородными членами. Младшие школьники знакомятся со средствами связи однородных членов в предложении (при помощи интонации перечисления, союзов и, ано), учатся распознавать предложения с однородными членами, определять, каким членом предложения являются однородные члены, соблюдать интонацию перечисления в данных синтаксических конструкциях. На данном этапе происходит ознакомление учащихся со сложным предложением, формирование умения различать простые и сложные предложения, распознавать сложные предложения среди других синтаксических конструкций, составлять сложное предложение из двух простых предложений. У школьников формируется общее представление об обращении.

Направления работы с предложением (методист Рамзаева Т.Г.)

формирование грамматического понятия «предложение»;
овладение структурой предложения (понимание сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, предложений распространенных и нераспространенных);
формирование умения пользоваться в речи предложениями, разными по цели высказывания и интонации;
развитие умения точно употреблять слова в предложении;
формирование умения оформлять предложения в письменной речи.

Типичные ошибки ребёнка

нарушение границ предложения;
нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
неправильное использование конструкций с причастным и деепричастным оборотами;
усложнение подлежащего местоимением;
объединение в ряды однородных членов родовых и видовых понятий;

Типичные ошибки ребёнка

6. нарушение грамматической связи однородных членов (объединение в однородном ряду имени существительного и глагола в форме инфинитива, полного прилагательного и краткого причастия с зависимым словом, полных и кратких прилагательных, деепричастного оборота и придаточного предложения);
7. нарушения в употреблении средств связи между однородными членами предложения (искажение формы двойных союзов: не только..., а и);
8. непонимание значения соединительных и противительных союзов между частями сложного предложения.

Виды упражнений при работе с предложением

упражнения на распознавание данного синтаксического понятия среди других;
упражнения, активизирующие умение анализировать синтаксические особенности данных конструкций или их составных частей;
упражнения, связанные с решением задач развития речи учащихся.

Эффективные приёмы работы с предложением

1) вычленение предложения из потока речи;
2) восстановление границ предложения;
3) синтаксический разбор предложения;
4) конструирование предложений из отдельных слов;
5) распространение предложений по вопросам;
6) подбор пропущенного в предложении слова;
7) составление схемы предложения;
8) составление предложения по данной схеме;
9) составление предложений из данных слов, словосочетаний;
10) составление предложений на определенную тему, по картинкам, наблюдениям.

Ознакомление младших школьников с пунктуацией

В начальных классах предметом изучения является постановка четырех знаков препинания: точки, вопросительного знака, восклицательного знака, запятой.

Употребление запятой ограничивается простым предложением и предложением с однородными членами

В поле можно встретить ромашку, васильки, дикие мальвы.

Ознакомление младших школьников с пунктуацией

В начальных классах предметом изучения является постановка четырех знаков препинания: точки, вопросительного знака, восклицательного знака, запятой.

Употребление запятой ограничивается простым предложением и предложением с однородными членами

В поле можно встретить ромашку, васильки, дикие мальвы.

В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия.

Ознакомление младших школьников с пунктуацией. Сложное предложение.

В начальных классах сложное предложение не является предметом изучения. Учитель на практике знакомит детей с наличием в предложении двух самостоятельных частей.

1.Две самостоятельные части объединены в одно предложение.
Наступил сентябрь, а дни стоят жаркие.

2.В предложениях одна часть зависит от другой.
В поле мы видели, как работает комбайн.

Ознакомление младших школьников с пунктуацией. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

При подготовке к написанию разного рода творческих работ нужно сообщить о постановке запятой в сложном предложении, вторая часть которого начинается со слов:
который, если, потому что, так как.

Одним из важных условий, обеспечивающих эффективность работы над элементами синтаксиса и пунктуации, является связь уроков чтения и русского языка.

Нивы сжаты,
Рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось

Если мальчик любит мыло
И зубной порошок,
Этот мальчик очень милый,
Поступает хорошо.

Виды упражнений с предложениями

По содержанию предложения делятся

Аналитические
В них преобладает анализ уже построенных, взятых из готовых текстов предложений

Синтетические
Они предусматривают самостоятельное построение предложений

Виды упражнений с предложениями

По степени самостоятельности и
познавательной активности ученика

Упражнения на основе образца.
Запись образцов, отработка интонации и выразительности, заучивание.
Туча закрыла небо, но дождь ещё не пошёл.

Конструктивные предложения
Построение предложений по вопросу учителя, как основы для предложения.
Кто купил вазу?
Вазу купил папа.
Изложения 1-2 кл.

Творческие упражнения