Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 г. Рузы»
143100 Московская область, г. Руза, ул. Микрорайон, д.19
Телефон 8 496 27 23 925 E-mail: ruza_gimnazia@mail.ru
Методика написания проектной
или исследовательской работы учащихся
составила: Тугушева Елена Ивановна,
учитель технологии.
Руза, 2019
Данное методическое пособие разработано в помощь обучающимся при написании проектной или исследовательской работы.
Для начала определим, что такое учебный проект и что такое исследовательская работа, в чем их сходство и в чем различие.
Различие:
Учебный проект предусматривает «определение потребности людей, разработку идеи изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров»[1].
Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта, предмета или явления в целях выявления закономерностей возникновения, развития и преобразования. Исследовать значит подвергнуть научному рассмотрению, тщательно изучить для выяснения, установления чего-либо[2]. Исследование не предполагает создания чего-либо материального (готового продукта).
Сходство:
И проект, и исследование содержит в себе все компоненты деятельности ученика: мотив, цель, алгоритм движения к цели, выбор средств, по достижению цели с необходимыми по ходу дела корректировками движения к цели, получение результата, рефлексивная оценка полученного результата на соответствие/несоответствие[3].
Проект или исследование выполняется учащимися самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой или иной).
1. Методическая основа написания введения
В этой части пояснительной записки фиксируется актуальность, проблема, определяются объект и предмет исследования; практическая значимость исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
1.1.Тема - чему посвящена работа, о чём она.
Формулировка в виде одного предложения. В конце темы не должно быть никаких знаков препинания. В теме должны быть отражены объект и предмет исследования. В теме может быть отражена проблема, на решение которой направлено исследование. Повторы слов в теме, объекте и предмете исследования, проблеме не являются ошибкой. Количество слов в теме от 5 до 12.
1.2. Актуальность - важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность. Отвечать на вопросы: почему данную тему надо разрабатывать именно сейчас /почему данную проблему нужно решать именно сегодня? Для школьников: актуальность исследования исходя из их знаний и опыта. Указывая актуальность, необходимо опираться на ключевые понятия, которые помогут написать, на основе каких теоретических знаний можно решишь проблему.
Понятие – это логически оформленная мысль или образ, который фиксирует общие и существенные признаки и свойства предметов, явлений и отношения между ними.
1.3. Проблема
- «Что конкретно надо изучить из того, что раньше не было изучено?»
Одно исследование – одна проблема. Так же это понятие можно сформулировать как
несоответствие
между желаемым и реальным состоянием человека или общества.
Есть проблема, которую трудно решить конкретному человеку – это субъективная проблема. Есть проблема, которую трудно решить всем людям, – объективная проблема. Определить, какая проблема будет в проекте.
1.4.
Гипотеза - (от греч. hypothesis–
предположение, основание) – предположительное суждение, выдвинутое в науке для
объяснения какого-либо явления или процесса
– основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо доказать[4].
Гипотеза – это предположение, как решить проблему. В своем проекте или исследовании необходимо найти идею, которая поможет решить проблему с момента постановки проблемы. Такая идея возникает из противоречий и называется гипотезой. Проблема решается, когда создается объект или новый способ действия.
Когда формулируется гипотеза, надо продумать, как ее проверить. Гипотеза подтверждается с помощью методов исследования.
Гипотезу необходимо в проекте реально опровергнуть или доказать.
Если во время работы над проектом или исследованием подтверждают гипотезу, то она превращается в истинное утверждение и прекращает свое существование. Если - опровергают гипотезу, то она становится ложной и опять-таки перестает быть гипотезой.
Чтобы сформулировать гипотезу, используют такие грамматические конструкции, как: «если... то... »; «так, как... »; «при условии, что... », то есть обороты речи, которые помогут установить причины явлений и их следствия, одно исследование – одна гипотеза.
1.5. Цель - это запланированный результат какой-либо деятельности. Когда формулируется цель, используются глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол употребим в том случае, если конечный продукт проекта получит материальное воплощение, например, подготовка учебного видеофильма, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа, изделие, буклет- путеводитель по музею и т. п.
-
цель любого научного исследования состоит в доказательстве гипотезы.
- цель исследовательской работы – это её конечный результат, отвечающий на
вопрос: «Что хочет получить исследователь в результате своей работы?».
Формулировки:
- изготовить изделие …,
- разработать план наблюдения за … ,
- дать описание,
- сравнить,
- классифицировать,
- объяснить,
- установить взаимосвязь,
- составить … ,
- определить …и т.п. Одно исследование – одна цель.
Подсказки, чтобы определить цель своей работы:
Подсказка 1. Изучив литературу, Вы поняли, что ученые или исследователи не решили полностью проблему. Тогда Вам необходимо обозначить, что планируете усовершенствовать, – это и будет цель исследования.
Подсказка 2. Проанализировав методы исследования авторов, уже изучивших данную проблему. Предложите свой метод, позволяющий лучше решить проблему.
Подсказка 3. Во время изучения литературы и других источников обнаружили, что другие исследователи после решения одной проблемы формулируют новые проблемы. Ученые высказывают свои предположения о дальнейших исследованиях, которые можно провести. Можно взять на заметку их предложения и тогда сформулировать свою цель.
1.6. Задачи – это конкретные способы достичь цели. Поэтому сумма задач должна равняться цели. Задачи могут являться заглавием глав или параграфов исследовательской работы.
Когда формулируются задачи, применяют глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Необходимо четко сопоставить формулировки темы, цели и задач.
Наиболее частые ошибки при постановке задач:
– цель проекта или исследования не связана с темой;
– цель сформулирована так, что нельзя понять конечный результат;
– практическая значимость работы отсутствует или непонятна.
Иными словами задачи повторяют цель, то есть пересказ цели, но другими словами.
Формулировка задач может быть следующей:
- проанализировать,
- классифицировать,
- пронаблюдать, описать,
- объяснить, сравнить,
- смоделировать, составить прогноз,
- разработать, выявить, установить,
- дать определение, обобщить,
- изготовить изделие и т.д.
1.7. Методы исследования – это способ достичь цели исследования. От выбора методов зависит все исследование, начиная с его организации и включая результат.
Краткая характеристика основных методов исследования:
Метод |
Характеристика |
Дополнительная информация |
Эмпирические (можно проверить опытным путем) |
||
Наблюдение |
Структурированное наблюдение – это наблюдение по плану. Неструктурированное наблюдение – это наблюдение, когда выбран только объект наблюдения. Полевое наблюдение – это наблюдение в естественной обстановке. Лабораторное наблюдение – объект находится в искусственно созданных условиях. Непосредственное наблюдение – в ходе наблюдения объект прямо воздействует на органы чувств наблюдателя. Опосредованное наблюдение – объект воздействует на органы чувств наблюдателя с помощью прибора (опосредованно). |
План наблюдения: 1. Определить цель наблюдения (зачем наблюдаешь?). 2.Выбрать объект наблюдения (за кем наблюдаешь?). 3. Выбрать способ достижения цели наблюдения. 4. Выбрать способ регистрации полученной информации. 5. Обработать информацию. |
Эксперимент |
Изменение объекта, чтобы получить знания, которые невозможно выявить в результате наблюдения |
Программа эксперимента: 1. Актуальность. 2. Проблема. 3. Объект и предмет. 4. Цель 5. Гипотеза. 6. Задачи. 7. Этапы экспериментальной работы, ожидаемые результаты по каждому этапу в форме документов. 8. Основные методы. 9. Научная новизна |
Моделирование |
Материальное (предметное) моделирование: – физическое моделирование – модель (уменьшенная или увеличенная копия) замещает реальный объект, чтобы изучить его свойства; – аналоговое моделирование – это моделирование по аналогии процессов и явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково описываемые формально (одними и теми же математическими уравнениями, логическими схемами и т. п.). Мысленное (идеальное) моделирование: – интуитивное моделирование – это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования, – знаковое моделирование – моделью служит знаковое преобразование: схема, график, чертеж, формула, набор символов. |
– |
Анкетирование |
Метод опроса. Респондент (опрашиваемый) самостоятельно заполняет опросный лист (анкету) по правилам. Виды опросов: – закрытые – в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Респондент читает вопрос, выбирает ответ и помечает номер ответа. – полузакрытые – респондент может выбрать вариант ответа и предложить свой; – открытые – респондент высказывает свое мнение без подсказок со стороны составителя анкеты. Следует учесть, что открытые вопросы трудно обобщить. |
Требования к анкете: 1. 15–20 вопросов. 2. Определить время ответов. Респондент отвечает на вопросы не более 30 минут. 15 минут – допустимо. 3. Оперативный социологический опрос включает 19 вопросов. 4. Сформулировать вопросы, в которых респондент поймет все слова. 5. Расположить вопросы от простых («контактных») в начале анкеты к сложным в середине и простым («разгрузочным») в конце. 6. Исключить влияние предшествующих вопросов на последующие. 7. Избегать большого количества однотипных вариантов ответов. 8. Превратить при необходимости закрытые вопросы в полузакрытые, добавляя позицию «Ваш вариант ответа» или «Другие ответы» со свободными строчками для дополнительных высказываний респондента. 9. Проверить и исправить опечатки в тексте анкеты. |
Интервьюирование |
Беседа по заранее подготовленному плану с каким-либо лицом или группой лиц. Ответы на вопросы служат исходным источником информации. Формализованное интервью предполагает, что общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией. Свободное интервью (беседа) проводится без заранее подготовленного опросника, определяется только тема беседы. |
– |
Теоретические |
||
Анализ и синтез |
Анализ – это способ познания объекта, когда изучают его части и свойства. Синтез – это способ познания объекта, когда объединяют в целое части и свойства, выделенные в результате анализа. |
Методы дополняют друг друга |
Сравнение |
Способ познания, когда устанавливают сходства и/или различия объектов. Сходство – это то, что у сравниваемых объектов совпадает, а различие – это то, чем один сравниваемый объект отличается от другого |
Общий алгоритм сравнения: 1. Определить объекты сравнения. 2. Выбрать признаки, по которым можно сопоставить объекты. 3. Сопоставить признаки объектов, то есть определить общие и/или отличительные признаки. |
1.8. Новизна исследования - предполагает определение нового знания, которое получит исследователь в результате научной работы.
- Что нового я узнаю в ходе исследования?
- Чему научусь?
- Где можно использовать полученные знания и умения?
1.9. Практическая значимость проекта или исследования.
Практическая значимость – это возможность решить проблему в быту, учебе, науке, производстве и т. п.
В этом пункте необходимо рассказать, как людям использовать продукт проекта или исследования в деятельности.
1.10 . Объект исследования – это, то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъекта - что конкретно исследуется?
1.11. Предмет исследования - в каком аспекте будет исследоваться объект, или та позиция, с которой будет изучаться объект.
Пример:
Объект – одежда конца XVIII – XXI вв.; Предмет – плечевые изделия (плащи, платья и т.д.).
2. Теоретические основания исследования
- это теории, законы, закономерности, идеи (и их авторы), которыми исследователь будет пользоваться в ходе работы.
С этой позиции начинают отсчёт главы и параграфы проектно-исследовательской работы
2.1. Основная часть - самая значительная по объёму часть текста, раскрывает содержание темы. Содержит всестороннюю аргументацию полученных результатов, которые имеют задачи:
- обосновать (доказать, объяснить, истолковать, подтвердить) сформулированные положения;
- донести их до адресата в доступной и убедительной форме.
Материал должен быть сгруппирован в главы и параграфы, последовательность которых определяется:
- хронологическим освещением темы,
- проблемным освещением темы,
-сочетанием подходов: хронологически-проблемное и проблемно-хронологическое изложение материала,
- каждая глава должна заканчиваться выводами, так будет легче написать заключение ко всему исследованию.
2.2. Заключение - последняя часть текста:
- кратко и сжато излагаются основные результаты, обоснованные в основной части текста, т.е. ответ на главные вопросы исследования;
- выдвигаются дальнейшие перспективы разработки данной темы;
- вспомогательные результаты, в заключение не включаются.
Если предстоит публичная защита работы, то выносимые на неё основные положения должны в наибольшей мере соответствовать требованиям ясности, точности, однозначности, лаконичности. Выводы, сформулированные по каждой главе, также станут отправной точкой к написанию заключения.
Так написать заключение помогут фразы:
– «Данная работа посвящена…» (раскрытие проблемы – 2–5 предложений). Далее комментируем выводы, которые сделали в главе 1 по актуальности и степени изученности проблемы;
– «Результаты нашего исследования (проекта) показали... ». На основе выводов главы 2 комментируем степень достижения цели, подтверждаем, опровергаем или корректируем гипотезу;
– «Таким образом,…». В этом абзаце формулируем утверждение, которое сделали в результате подтверждения или опровержения гипотезы;
– «Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продукт исследовательской работы является актуальным и востребованным…». Далее анализируем практическую значимость продукта исследования.
Объем заключения – 1–2 страницы.
2.3.Выводы:
В данной части исследователь перечисляет результаты учебного проекта или исследования.
Учитывай, что результаты проектной и исследовательской деятельности делятся на внутренний результат и внешний результат (продукт).
Внутренний результат – это успешный опыт решения проблемы, это новые знания и способы действия, которые исследователь приобрел, это новые ценности и новая точка зрения.
Внешний результат (продукт) – это средство разрешить проблему, которая была причиной реализовать проект. Если проблем было много, то и продуктов может быть много.
Результаты, которые были получены, должны быть полезными, готовыми к использованию на уроке, в школе, в повседневной жизни. Если решалась теоретическая проблема, то необходимо предложить конкретное решение, например, информационный продукт. Если решалась практическая проблема, то должен быть разработан конкретный продукт, готовый к потреблению.
При написании проектной или исследовательской работы необходимо, делать ссылки на первоисточник там, где вы заимствуете информацию с указанием названия источника, ФИО его автора, страницу, откуда была взята информация. Так же и Интернет источники, здесь следует указать кроме выходных данных ещё и дату входа на сайт.
Библиография
Литературные источники:
1. Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности/ авт.-сост. О.А. Нессонова и др.- Волгоград: Учитель, 2009- 207с.: ил.
2. Технология. 7 – 11 классы: практико-ориентированные проекты/ авт.-сост. В. П. Боровых. – Волгоград: Учитель, 2009. – 134 с.: ил.
3. Технология. 5 – 11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.-сост. Н. А. Пономарева. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 107 с.
Интернет –источники:
1. https://fb.ru/article/329754/issledovatelskaya-rabota-primer-oformleniya-dlya-shkolnikov-i-studentov/ рубрика «Среднее образование и школы»/ статья «Исследовательская работа: пример оформления для школьников и студентов» авт. Надежда Некрылова, 24.07.2017
2. https://infourok.ru/trebovaniya-k-napisaniyu-i-oformleniyu-issledovatelskih-rabot-uchaschihsya-876401.html/статья «Требования к написанию и оформлению исследовательских работ учащихся» авт. Наговенко Оксана Юрьевна, 13.02.2016
3. https://multiurok.ru/files/triebovaniia-k-napisaniiu-i-oformlieniiu-nauchno-i.html/ сайт учителя: Петрова Лариса Николаевна/ статья «Требования к написанию и оформлению научно-исследовательской и проектной работы школьников»/ 06.12.2016
4. https://lektsii.org/16-40741.html/ 18.03.2017
5. https://mosmetod.ru/centr/proekty/kurchatovskij-proekt/kursy-povysheniya-kvalifikatsii-kurchatovskij-proekt-ot-znanij-k-praktike-chast-vtoraya/ii-zanyatie-3/kursy-3-rec-issled-i-project.html/ статья «Рекомендации работы над школьным исследованием и проектом»/ к.б.н. Цветков А. В., к.б.н. Смирнов И. А./27.02.2015
Скачано с www.znanio.ru
[1] Технология. 5-9 кл.. организация проектной деятельности/авт.-сост. О. А. Нессонова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.: ил./ с. 3
[2] https://lektsii.org/16-40741.html/ 18.03.2017
[3] Там же
[4] https://lektsii.org/16-40741.html/ 18.03.2017
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.