Открытый урок в отличие от обычных - специально подготовленнаяформа организации методической работы, в то же время на таких урокахпротекает реальный учебный процесс.
Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровеньнаучно-методической подготовки и обеспечивающие высокуюэффективность учебно-воспитательного процесса.
В конце четверти или полугодия, на заседании педагогического коллектива проводится анализ взаимопосещений занятий преподавателями, на основании, которого определяется интересный опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году: составляется план проведения открытых занятий, определяется уровень на котором будут проводиться занятия.
Содержательная цель состоит из трех взаимосвязанных аспектов:
познавательного,
развивающего,
воспитательного,
которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.
Исходя из основной дидактической цели урока,
можно указать такие типы уроков:
урок изучения нового;
урок закрепления;
урок комплексного применения ЗУН обучающихся;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки и коррекции знаний, умений, навыков;
комбинированный урок.
Типы уроков | Виды уроков | Цели |
Урок изучения нового | лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическое занятие. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
Урок закрепления знаний. | практическое занятие, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. | Имеет целью выработку умений по применению знаний. |
Урок комплексного применения знаний. | практическое занятие, лабораторная работа, семинар | Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. |
Урок обобщения и систематизации знаний. | семинар, конференция, круглый стол и т.д. | Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний | Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. |
Порядок подготовки и проведения открытого урока
Выбор тем, позволяющих применить новое.
Выбор методических приемов, методов обучения, ТСО и т.д., способствующих реализации методической цели
Планирование открытого урока
Наблюдения на открытом уроке
Вступительная
Основная
Заключительная.
Схема поурочного плана (изучение нового учебного материала)
Урок № ______
Дата _________
Класс _______
Вид учебного занятия (теоретическое, практическое занятие)
Тип занятия (изучение нового материала, закрепление полученных теоретических знаний, отработка умений и навыков, контроль знаний, обобщение знаний, комбинированный урок)
Тема: ______________
Цели урока _____________
Межпредметные связи__________
Педагогическая технология _____________
Форма организации обучения (ролевая игра, семинарское занятие, проблемная лекцияи т.д.)_
Используемые методы обучения _______
время проведения урока____
Обеспечение урока ______
План занятия
I Организационная часть (проверка присутствующих, подготовка рабочих мест) 1 - 2 минуты
II Сообщение темы и целей занятий (объявление темы урока, постановка достижимых целей перед учениками) 1-2 минуты
III Актуализация опорных знаний учащихся (выполнение упражнений, игровых заданий и т.д. необходимых как опора для изучения нового материла) 5-7 минут
IV Начальная мотивация учебной деятельности (заинтересованность в изучении данной темы: необходима в профессиональной деятельности, в жизненной ситуации, и т.д.) 2 - 3 минуты
V Изучение нового материала (изложение по принципу «от простого к сложному» с возможной демонстрацией наглядных пособий) 15 - 20 минут
VI Обобщение и систематизация изученного материала (выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения, составления таблицы и т.д) 5 - 6 минут
VII Итоговая часть занятия (подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок,отслеживание рефлексии учащихся) 3 - 5 минут
VIII Сообщение домашнего задания (если есть необходимость, выполнение домашнего задания следует разобрать или дать необходимые рекомендации по его выполнению – в этом случае время на сообщение домашнего задания увеличить) 1- 2 минуты
Структура методической разработки открытого занятия должна содержать
пояснительную записку,
структуру урока,
подробный конспект (сценарий) занятия,
образцы дидактического материала,
список используемой литературы и т.д.
Алгоритм анализа
(самоанализа)
открытого урока
Методическая цель
и инновации
Инновация и учебно-познавательная
Деятельность учащихся
Негативные последствия
применения инновации
Вариативность применения
инновации на уроках
Перспективы
применения инновации в
образовательной
практике
Перспективы
развития инновации
Инновации и
методическая
работа
Инновации и формы
Организации
учебного процесса
Методическая цель и
методические приемы,
методы обучения
Методическая цель
и структура урока
Методическая цель
и содержание урока
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.