Методика подготовки учащихся 11 классов к итоговому сочинению

  • docx
  • 28.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методика подготовки учащихся 11 классов к итоговому сочинению.docx

 

           Методика подготовки учащихся 11 классов к итоговому   сочинению

    На сегодняшний день в интернете можно найти немало материалов по подготовке к  написанию итогового сочинения. Педагоги активно делятся своим опытом. На сайте ФИПИ размещены подробные методические рекомендации ю

 Но я хочу поделиться своим опытом и предложить свою методику этого  непростого процессе.  Готовлю выпускников с 2014 года.

          Если вернуться к истокам введения итогового сочинения, хотелось бы вспомнить слова экс-министра образования Дмитрия Леванова, при котором ввелся  данный  вид контроля: "Самый главный результат, который мы ждем от ИС - рост интереса школьников к чтению, их умение излагать свои мысли, способность грамотно изъясняться, формулировать… " Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов 09.12.2014 (3.12.2014)

В современном обществе процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания  семьи и школы, «электронные преподаватели»: телефоны и компьютер стали наиболее распространенными способами проведения досуга у большинства детей . и каждый четвертый опрошенный признался, что читает редко, не любит итд

И у нас с вами, дорогие коллеги, встает другой вопрос: как готовить детей к такой работе, если они не любят читать. Это сложный вопрос. 

 

           Итоговое сочинение   - это письменное высказывание на публицистическую тему с привлечением литературного материала, где нужно изложить  свои мысли последовательно, убедительно и грамотно.

 

      Методика подготовки к ИС - совокупность методов, приёмов целесообразного проведения какой-либо работы для достижения определённых целей.

    Целенаправленную подготовку к ИС я начинаю в 10 классе и продолжаю в 11 на занятиях спецкурса «Теория и практика написания сочинения» и уроках литературы.

 

 

       Первый  этап начинается со знакомства с тремя разделами. Мы с детьми создали небольшие брошюры.

 Где популярным языком объясняется суть каждого раздела.

Содержание:  1. Комментарий ФИПИ. 2. Темы прошлых лет. 4. ЧТО почитать? (небольшие и объемные произведения русской литературы). 5 Советы по подготовке. 6. Тактика работы над сочинением. Критерии. 7. Структура сочинения. 

       Старшеклассники в течение установленного периода определяются с разделом.  И потом, в течение года, работают непосредственно с ним, накапливая материал. Данные справочники помогают понять, что от них требуется.

  

   Следующий метод, буклетная система. «СОЗДание буклета» Изучив очередное  программное произведение по литературе, дети творчески оформляют содержание произведения, проблематику, понравившиеся цитаты итд.  И в 11 классе большая часть учащихся имеют своеобразные читательские дневники-папки. Работы получаются разнообразными и интересными. ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЗАПОМИНАЕТСЯ НАДОЛГО.

Содержание буклета:

      ФИО автора, годы жизни

      Значимые произведения

      Основное произведение(год написания)

      Проблемы, темы

      Главные герои

      Цитаты из произведения

      Содержание(ОЧЕНЬ кратко!!!)

      ОТЗЫВЫ (современников писателя -  по желанию!)

       

        Следующим приемом является табличный метод.  Провожу занятия, которые посвящены аргументации, разбору произведений. Составляем таблицу, где ребенок после изучения программного произведения, фиксирует  проблемы и темы по своему разделу. Работа исключительно самостоятельна. Сам процесс анализа  и составление таблицы помогает ученику запомнить произведение, понять его и использовать в своей работе

 

     В школе организован литературный клуб «Книта». Представителями являются старшеклассники. Один раз в месяц) у нас проходят  на параллели 10-11 классов  дебаты, дискуссии: дети распределяются по выбранным разделам, им предлагаются темы для обсуждения, где доказательством должна служить литература. 

 

    ИС проверяет общую эрудицию, развитие речи  и глубину мысли и грамотность. Для  достижения положительного результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому языку в целом. Этому можно научиться , если использовать
  методы:
больше писать на разные темы.

-анализируем формулировки тем, способы сужения темы и определяем основную идею сочинения;

 -тренируемся в постановке проблемы и разработке системы вопросов к теме;

 -подбираем материалы для раскрытия темы;

 -обосновываем включение в сочинение литературного материала;

 -формулируем тезисы, формируем умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации – выводы).

 -обдумываем композицию сочинения: создание и совершенствование вступления и заключения, способы аргументации, включение в текст примеров и цитат, логические связи между частями и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура итогового сочинения

1.

Вступление

(раскрывает 

основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем)

 

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. Объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. Общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
  3. Ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  • тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что...» , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д.,
  • тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  • тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы

2.

Основная часть

(раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.)

Основная часть = Тезис +  Аргумент(ы))

 

 

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от  темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п

3.

Заключение 

(подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки)

 

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. 
  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

 

 

Структура итогового сочинения

1.

Вступление

(раскрывает 

основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем)

 

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. Объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. Общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
  3. Ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  • тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что...» , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д.,
  • тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  • тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы

2.

Основная часть

(раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.)

Основная часть = Тезис +  Аргумент(ы))

 

 

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от  темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п

3.

Заключение 

(подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки)

 

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. 
  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Для повышения результатов обучения ИС систематически проводятся уроки написания творческих работ. Неудачно выполненные работы советую переписать с целью совершенствования написанного. 

        Хороший прием подготовки – анализ работ выпускников прошлых лет, которые в свое время получили ЗАЧЕТ. Разобрав  3-4 сочинения, обучающийся видит не только чужие ошибки, но и свои. Появляется навык рецензирования собственной и чужой работы, редактирования текста. Благодаря практике выпускник запомнит структуру ИС и не будет думать о том, с чего начать, как выстроить композицию и так далее.

          Как понять педагогу, что методы и тактика становится  рабочим материалом для учащихся? Веду мониторинг работ старшеклассников. Также провожу индивидуальные собеседования. Каждый ученик должен иметь индивидуальный план работы над итоговым сочинением.

Хорошая подготовка к этому формату ляжет в основу написания сочинения ЕГЭ по русскому языку. Спасибо за внимание!

 

 

.