Методика проведения занятий с детьми с нарушение слуха
Оценка 5

Методика проведения занятий с детьми с нарушение слуха

Оценка 5
RTF
16.04.2020
Методика проведения занятий с детьми с нарушение слуха
сурдопсихология.RTF

Особенности восприятия изображений

Развитие зрительного восприятия у глухих проходит по тем же законам, что и у слышащих детей. Однако условия его развития (отсутствие слухового восприятия) несколько отличаются.

Так, уже в раннем детстве проявляются первые признаки такого своеобразия. В норме у ребенка возникает связь между слуховым и зрительным образами, облик матери связывается с ее голосом, привлекают внимание звучащие предметы. У глухого этого нет. Своеобразие усиливается к 2—3 годам, в период интенсивного усвоения речи, осмысления практических действий с предметами.

У глухих детей в первые годы жизни отношения со взрослыми строятся в практически-действенном плане (взрослые приучают детей к разным практическим действиям). Действия с предметами под руководством взрослого развивают зрительное восприятие глухих детей, помогают вычленить основные признаки предметов на основе познания их функций. Однако речевые отношения со взрослыми очень обеднены.

Исследованы особенности восприятия формы предметов глухими. Восприятие формы предметов возможно при помощи зрительного, тактильного, кинестетического анализаторов. Первое, что ребенок должен выделить при ознакомлении с формой, – контур. Именно контур является разделяющей границей между фигурой и фоном. Зрительная система способна выделить не только эту границу, но и научиться двигаться по ней (движение глазами). Зрительное восприятие формы предмета обусловлено несколькими факторами: величиной предмета, его удаленностью от глаз, освещенностью, контрастом между яркостью объекта и фона.

Умение распознавать формы улучшается с возрастом.

В специальном исследовании выявлено своеобразие восприятия отдельных частей предмета у глухих. На ранних ступенях развития восприятия дети вычленяют части, которые выступают над всей поверхностью или отличаются чем-то особенным.

Трудности возникали при сравнении предметов.

Особая тема восприятие изображений. Художник использует разнообразные приемы передачи на картине объемности, разной удаленности, движения предметов. В норме восприятие картин формируется в дошкольном и школьном возрасте. У глухих это происходит гораздо медленнее. Когда предметы прикрыты другим, изменены по форме, величине или принимают по воле художника какой-нибудь необычный ракурс, восприятие затруднено.

В сюжетной картине глухие дети чаще всего выделяют отдельные предметы, их действия, в три раза реже слышащих замечают мимику, пантомимику. Особенно редко устанавливают причины происходящего. Их описания картин можно отнести к трем из четырех типов, описанных в литературе (Н. Г. Морозова):

- отсутствие понимания основного смысла картины, простое перечисление предметов и людей (I-IV кл.);

- обедненное, без обоснования понимание основного смысла (IV кл.);

- полное понимание с некоторым обоснованием (V-VI кл.);

- глубокое обоснование смысла с раскрытием разнообразных связей между изображенными предметами, персонажами (почти не встречается даже в среднем звене).

Характерным является внесение в описание готовых форм (словесные штампы).

Коррекция зрительного восприятия ─ одно из ключевых звеньев коррекционной работы в школе для детей с нарушением слуха.

Коррекционные задачи развития зрительного восприятия можно формулировать следующим образом:

       формировать навыки рационального использования зрения с учетом режима его охраны;

       формировать обобщенные способы зрительного восприятия;

       развивать умение выделять знакомые предметы из окружающей действительности по их сигнальным признакам;

       развивать умение узнавать знакомые предметы в силуэтном изображении, совмещать контурное и силуэтное изображение предмета сложной конфигурации, узнавать предмет по части;

       развивать тонкую зрительную дифференцировку при воспри­ятии цвета и его оттенков в большом пространстве;

       развивать константность, предметность восприятия, способность узнавать сенсорные эталоны в усложненных условиях восприятия;

       формировать умение обследовать предмет полисенсорным методом с опорой на зрительный анализатор как ведущий;

       формировать умение расчленять сложную форму предмета на ряд элементов заданной формы в разных пространственных взаимоотношениях;

       формировать умение соотносить цвет (размер, форму) предмета с предъявленным эталоном;

       формировать избирательность зрительного восприятия при работе с таблицами, с картинкой;

       развивать константность зрительного восприятия при предъявлении в необычном ракурсе изображений известных предметов;

       развивать способность опережающего отражения;

       развивать умение целостно воспринимать предмет в условиях "шума" либо неполной презентации;

       развивать способность к осмысленному целостному восприятию.

 

Особенности восприятия изображений

Особенности восприятия изображений

V-VI кл.); - глубокое обоснование смысла с раскрытием разнообразных связей между изображенными предметами, персонажами (почти не встречается даже в среднем звене)

V-VI кл.); - глубокое обоснование смысла с раскрытием разнообразных связей между изображенными предметами, персонажами (почти не встречается даже в среднем звене)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2020