Методика составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России компании «РАЭКС-Аналитика»
Актуальность повышения инвестиционной привлекательности региона обуславливается тем, что от того, насколько хорошо работают региональные власти и насколько правильно ведется инвестиционная политика региона, зависит количество привлеченных инвестиций, что в дальнейшем приводит к росту и развитию региональной экономики и экономики страны в целом, повышению конкурентоспособности и уровня жизни жителей страны.
Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2020 г. по методике Рейтинга (Приложение 1). Инвестиционный рейтинг российских регионов RAEX-Аналитика за 2020 г. приведен на рис. 1.
Рис. 1 – Инвестиционный рейтинг российских регионов 2020 год [10]
Условные обозначения по методике Рейтинга приведены в Приложении 1.
Из табл. 1 Приложения 1 мы видим, что инвестиционный климат Нижегородская область в 2020 г. риск составляет 0,194, потенциал 1,871.
По итогам 2020 года Нижегородская область заняла следующие позиции:
1. RAEX (РАЭКС-Аналитика). Рейтинг инвестиционного климата региона – 2A «средний потенциал» и «минимальный риск» (см. табл. 2 Приложение 2);
2. RAEX (РАЭКС-Аналитика). Нижегородская область входит в топ-10 российских регионов с максимальным инвестиционным потенциалом (см. табл. 3 Приложения 3);
3. Национальное рейтинговое агентство. Рейтинг инвестиционной привлекательности на уровне «IC 3» («высокий уровень инвестиционной привлекательности»);
4. РИА Рейтинг. 13 место в рейтинге российских регионов по качеству жизни из 85 регионов (см. табл. 4 Приложения 4);
5. Международная статистическая база Numbeo. Нижний Новгород признан самым комфортным городом России для проживания (136 место мирового рейтинга «Индекс качества жизни – 2020» Санкт-Петербург – 187 позиция, Москва – 194 позиция). Нижегородская область входит в двадцатку крупнейших регионов России (14 место в Российской Федерации) по объему ВРП (валовой региональный продукт). Самым крупным сектором экономики региона является обрабатывающая промышленность – 31% ВРП, производство нефтепродуктов занимает 26% в общем объеме отгрузки продукции обрабатывающих производств, 20% занимают предприятия оборонно-промышленного комплекса, металлургическое производство - 14%, производство автотранспортных средств - 13%, атомная промышленность - 11%. В регионе созданы и функционируют 7 индустриальных кластеров: Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии, кластер легкой промышленности, биомедицинский кластер, судостроительный кластер, промышленный кластер, международный IT-кластер, Саровский инновационный территориальный кластер.
Динамика индексов частных инвестиционных рисков в рейтинге отображена на рис. 2 [10].
Рис. 2. Динамика индексов частных инвестиционных рисков в рейтинге 2019–2020 годов
Перелом в траектории развития инвестиционных рисков на уровне регионов наметился еще по итогам прошлого рейтинга – после двух лет снижения основные составляющие интегрального инвестриска сначала замерли, а теперь, как следует уже из самого последнего рейтинга, стали нарастать. И это несмотря на то, что ряд статпоказателей по итогам 2019 года были относительно неплохими: доля регионов, где инвестиции в основной капитал падали, уменьшилась (41% против 45% годом ранее), а объем самих капвложений продемонстрировал рост – с 4,3% по итогам 2018-го до 5,4% в 2019 г. Назревающие негативные тенденции вырвались на поверхность немногим позже – за первую половину нынешнего года инвестиции рухнули на 4% (падение показателя отмечено почти в половине субъектов федерации). Спад оказался бы еще заметнее, если б не спешная реализация федеральными властями пакета антикризисных мер – по оценке Минэкономразвития, рост капитальных расходов консолидированного бюджета в январе–августе составил 34,8% [10].
Самым ярким примером влияния казенных денег на социально-экономическое положение региона в нынешнем рейтинге продемонстрировал город федерального подчинения Севастополь, улучшивший свое место в списке по интегральному риску сразу на 7 позиций (с 55 места в прошлом рейтинге до 48 в нынешнем). Такой рывок легко объясним: компактная территория с небольшим населением уже который год выступает получателем огромных по местным меркам сумм из Центра: только за прошлый год по госпрограмме «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» было выделено свыше 141 млрд рублей. Реализация программы продолжается, и, нетрудно предположить, именно она станет основным демпфером, который поможет причерноморской муниципии сравнительно безболезненно пережить 10%-ный (индекс промышленного производства в Севастополе за январь-сентября 2020 г. составил 72% к такому периоду прошлого года, за январь-июнь 2020 – 79%, то есть спад больше 20%) спад промпроизводства, зафиксированный Росстатом по итогам первой половины нынешнего года. Другой пример заметного снижения уровня инвестриска в рейтинге связан, что также логично, с углеводородами: улучшение на 7 позиций у Ямало-Ненецкого АО (с 36 позиции на 29) объясняется достигнутой в прошлом году стабилизаций на мировом рынке нефти и газа, поступления от добычи которых служат основным источником развития местной экономики.
Рис. 3. Динамика инвестиций в основной капитал
Впрочем, приведенные примеры лишь подсвечивают общую безрадостную картину. По ряду ключевых показателей, принимаемых для оценки положения дел в регионах, ситуация развивается пессимистично – причем фронтально. По данным Росстата, доля территорий, где наблюдается падение доходов населения, с 27% в 2019 году подскочила до 95% по итогам второго квартала года нынешнего (см. рис. 3), а в целом за 2020 год МЭР ожидает снижения реальных располагаемых доходов на 3,0% [10].
Это неизбежно привело к провалу в обороте розничной торговли за январь-сентябрь 2020 г. почти на 5% (см. рис. 4, 5) – указанная тенденция характерна для 85% регионов.
Рис. 4. Динамика реальных денежных доходов населения
Рис. 5. Динамика оборота розничной торговли
На фоне карантинных ограничений произошел рост безработицы. За апрель-июнь 2020 года ее уровень увеличился до 6,0% (против 4,6% за аналогичный период прошлого года) [10].
Особенно выпукло проблема занятости проявляется в сфере малого и среднего бизнеса – оказанная федеральным и региональными властями поддержка в данном секторе помогает, конечно, несколько снизить остроту проблемы, но не способна полностью нивелировать последствия локдауна для наиболее уязвимого сегмента предпринимательской деятельности. Можно с уверенностью спрогнозировать, что удар по МСБ скажется на показателях в рейтинге тех регионов, где малый бизнес наиболее развит и в нем занято заметная доля населения. А это в первую очередь мегаполисы – в Петербург (2 место по интегральному риску в нынешнем списке) число предприятий МСБ на 1000 человек населения составляло по итогам 2019 г. 42,5, в Москве (6 место по интегральному риску) – 41,7. Конечно, преувеличивать влияние «малой экономики» на города-миллионники не стоит, но падение занятости в секторе, следовательно, снижение доходов у этой части населения неизбежно скажется и на общей ситуации в столицах. Что уж говорить про регионы вроде Самарской области, также входящей в топ-10 по числу предприятий МСБ на 1000 чел., - здесь влияние кризиса через низовую экономику будет только усиливаться, способствуя, можно предположить, дальнейшему ухудшению уровня инвестиционного риска (в нынешнем рейтинге область опустилась на 4 позиции в списке, заняв 17 место). Ухудшение состояния дел с экономикой на уровне регионов фиксируют и другие показатели, главный из которых – снижение ВВП, которое, по данным Росстата, во втором квартале 2020 г. составило 8,0% (год к году). Причем это падение затронуло практически все регионы, значимые с точки зрения вклада в российскую экономику. Ведь из 85 субъектов РФ более половины (52%) валового внутреннего продукта формируют всего 10, а именно: Москва (6 место по интегральному риску в нынешнем рейтинге) и Санкт-Петербург (2 место), Московская (1 место) и Свердловская области (16 место), Ханты-Мансийский (19) и Ямало-Ненецкий (29) автономные округа, Краснодарский (9) и Красноярский (36) края, республики Татарстан (7) и Башкортостан (23). Перечисленные регионы закономерно занимают верхние строчки в нашем рейтинге по потенциалу (см. табл. 5 Приложения 4), т.е. доле на общероссийском рынке [10]. Но даже они вынуждены для смягчения последствий кризиса и карантинных ограничений прибегать к заимствованиям и рассчитывать на поддержку из центра. К примеру, даже в сравнительно спокойном (на нынешнем фоне) 2019 году такие экономические гиганты, как Подмосковье, Свердловская область и Башкирия входили в топ-10 регионов по дефициту консолидированного регионального бюджета с показателями соответственно 9,1%, 6,4% и 4,3% превышения расходов над собственными доходами. Указанная тенденция только нарастает. По данным Минфина, за 10 месяцев текущего года объем государственного долга субъектов РФ вырос более чем на 100 млрд. рублей, при этом половина регионов показала прирост объема задолженности перед федеральным бюджетом. В целом за январь-октябрь текущего года объем межбюджетных трансфертов вырос на 57,3% к аналогичному прошлогоднему периоду. Понятно, что такие изменения в неизбежно ведут к усилению контроля за региональными бюджетами, которое выразилось в принятие президентом решения о личной ответственности министра финансов за исполнение региональных бюджетов. Пока это временная мера, но в условиях нарастающего кризиса она может стать и постоянной. А т.к. в нынешних условиях «лишние», в том числе инвестиционные ресурсы есть только у федерального центра, то его роль в формировании инвестпривлекательности регионов в очередной раз возрастет [10].
Анализ динамики национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, присвоенного регионам в 2019–2020 гг. рейтинговым агентством, выявляет высокую нестабильность этого показателя. Диаграмма на рисунках выше отражает оценку инвестиционной привлекательности регионов, наглядно показывает изменение их места в рейтинге в течение двух лет.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 25.02.1998 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений».
2. Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
3. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации».
4. Закон Нижегородской области от 31.12.2004 №180-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области» (ред. от 02.07.2020 №69-З).
5. Постановление Правительства Нижегородской области от 26.02.2006. №56 «О порядке и условиях предоставления инвестиционным проектам статуса приоритетных, заключения инвестиционных соглашений и контроля за ходом их реализации».
Интернет-ресурсы
6. Инвестиционный портал Нижегородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nn-invest.ru/ru
7. Официальный сайт Министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minec.government-nnov.ru
8. Официальный сайт Правительства Нижегородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://government-nnov.ru
9. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nizhstat.gks.ru/
10. Официальный
сайт рейтингового агентства RAEX аналитика. Рейтинг инвестиционной
привлекательности регионов RAEX за 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://raex-a.ru/ratings/regions/2020
Приложение 1
Методика составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России компании «РАЭКС-Аналитика»
Цель Рейтинга – независимая социально-экономическая оценка субъекта РФ с точки зрения его привлекательности для реализации инвестиционных вложений.
Методика составления Рейтинга впервые была разработана в 1996 году. При ее разработке учитывался как отечественный, так и зарубежный опыт анализа и сопоставления инвестиционной привлекательности различных стран (начиная с исследований Гарвардской школы бизнеса в конце 1960-х годов1). За период с 1996 по 2016 гг. по мере изменения социально-экономической ситуации в стране, а также развития нормативно-правовой базы методика несколько раз модернизировалась (подробнее см. ниже).
Инвестиционная привлекательность регионов анализируется Агентством сквозь призму двух относительно самостоятельных характеристик: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Инвестиционный потенциал – количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион.
Инвестиционный риск – качественно-количественная характеристика, которая отражает некоммерческие риски среды, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям в субъекте, а также общее состояние бизнеса в регионе.
Основные источники информации. Для обеспечения наибольшей объективности оценки, рейтинг строится преимущественно на основе статистических данных федеральных ведомств, к которым относятся:
- Госкомстат (www.gks.ru);
- ЕМИСС (www.fedstat.ru);
- Минфин России (http://minfin.ru/);
- Казначейство России (www.roskazna.ru);
- Банк России (www.cbr.ru);
- МВД России (https://мвд.рф/);
- Минприроды России (http://www.mnr.gov.ru/);
- Минкомсвязь России (http://minsvyaz.ru/).
Кроме того, используется правовая база данных «Консультант Плюс», сайты российских и международных рейтинговых агентств, особых экономических зон и других институтов развития.
1 Инвестиционный потенциал
Инвестиционный потенциал региона складывается из 9 частных потенциалов (до 2005 года – из 8), каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей:
1. Природно-ресурсный потенциал – средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов, в т.ч.:
- балансовые запасы нефти и газа;
- балансовые запасы углей;
- балансовые запасы драгоценных металлов и камней;
- балансовые запасы руд цветных и черных металлов;
- балансовые запасы нерудных полезных ископаемых;
- сельскохозяйственные угодья;
- общий запас древесины и др.
2. Трудовой потенциал – размер рынка трудовых ресурсов (доля населения в трудоспособном возрасте) и образовательный уровень населения (доля занятых с высшим и средним специальным образованием).
3. Производственный потенциал – совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе, в т.ч. объемы производства в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве, оборот торговли и платных услуг населению.
4. Потребительский потенциал – или совокупная покупательная способность населения региона, которая оценивается на базе объема доходов населения, а также их покупательской активности.
5. Инфраструктурный потенциал – транспортно-географическое положение региона (в т.ч. положение относительно основного экономического центра страны, главных магистралей, портов, авиаузлов и пограничных переходов) и его инфраструктурная обеспеченность (развитость транспортной сети и связи).
6. Инновационный потенциал – оценивается на основе данных о количестве работников в научно-исследовательской сфере, финансовых затрат на научные исследования и разработки, а также инновационной активности. Активность измеряется через количество заявок на патенты и объем разработанных передовых для России технологий.
7. Институциональный потенциал – включает в себя прямую оценку развитости финансовых и страховых институтов (количество акторов и объем предоставляемых услуг), а также косвенную оценку условий для развития малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей и иностранного бизнеса через результат – их представленность в регионе и ее изменение.
8. Финансовый потенциал – характеризует «условный объем денежной массы» в регионе через измерение количества денег, находящихся в руках бизнеса (сальдированный финансовый результат деятельности организаций), власти (доходы бюджета) и населения.
9. Туристический потенциал – характеризует наличие мест «притяжения» в регионе (в т.ч. особое культурное и природное наследие), развитость туристской инфраструктуры (в частности мест размещения) и туристический поток.
2 Инвестиционный риск
Инвестиционный риск субъекта складывается из 6 частных рисков, каждый из которых, аналогично частным потенциалам характеризуется целой группой показателей:
1. Экономический риск отражает тенденции развития бизнеса в регионе через призму динамических показателей развития промышленности, сельского хозяйства и торговли, а также износ основных фондов и долю убыточных предприятий.
2. Социальный риск показывает уровень социальной напряженности в регионе, которая оценивается на основании показателей безработицы, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, а также этнических особенностей субъекта.
3. Финансовый риск показывает общий уровень финансовой надежности потенциальных контрагентов в регионе (в лице РОИВ и частных предпринимателей). Финансовое состояние региональных органов власти оценивается через призму текущей долговой нагрузки, способности покрывать расходы за счет собственных доходов и рейтингов кредитоспособности. Риски в бизнес-среде оцениваются через уровень просроченной кредиторской задолженности.
4. Управленческий риск – или уровень управления в регионе оценивается на базе 3 основных критериев, которые возможно отследить через призму статистики:
- способность региональной власти привлекать достаточный для дальнейшего развития экономики объем инвестиций, оцениваемый через соотношение прямых инвестиционных вложений и ВРП;
- качество управления региональным бюджетом, включая: качество бюджетного планирования, качество исполнения бюджета, финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями, качество управления государственной собственностью и прозрачность бюджетного процесса;
- способность региональной власти обеспечивать население минимальным уровнем необходимых социальных услуг через косвенный индикатор уровня младенческой смертности в регионе.
В качестве дополнительных стресс-факторов выступает наличие серьезных информационных поводов о коррупционных делах против представителей ОИВ субъекта и снятии губернатора с формулировкой «об утрате доверия».
5. Экологический риск – оценивает уровень загрязнения окружающей среды через выбросы в атмосферу от разных видов источников, сбросы неочищенных стоков в поверхностные воды, а также уровень радиационного фона.
6. Криминальный риск – характеризует уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений, количества преступлений экономической направленности и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
3 Методические изменения, которые необходимо учитывать при проведении ретроспективного анализа
Начиная с исследования 1998 года, были введены следующие методические изменения:
1) С 1998 года:
- были введены финансовый потенциал и финансовый риск;
- название «интеллектуальный потенциал» было изменено на «трудовой потенциал», а «ресурсно-сырьевой потенциал» – на «природно-ресурсный потенциал».
2) С 2005 года:
- введен туристический потенциал;
- веден управленческий потенциал.
3) С 2007 года:
- в связи с отменой прямых выборов губернаторов исключен политический риск.
4) С 2010 года:
- произошло разделение рейтинговой группы 3А (низкий потенциал – минимальный риск) на две новые группы: 3А1 (пониженный потенциал – минимальный риск) и 3А2 (незначительный потенциал – минимальный риск);
- исключен законодательный риск в связи с выравниванием законодательного поля между регионами и невозможностью без использования масштабных опросов бизнеса оценить правоприменение действующего в регионе законодательства (где проявляются в данный период времени основные региональные различия).
4 Система агрегирования данных
Процесс агрегирования данных производится в четыре этапа.
1. На первом этапе оценки инвестиционной привлекательности рассчитываются доли каждого региона в России по 9 частным видам инвестиционного потенциала и индексы 6 частных видов инвестиционных рисков.
1.1 Доля региона по каждому виду инвестиционного потенциала определяется по среднему между долями субъекта от суммарных показателей по России. Формула:
Pik = ΣΔijk/Nk,
где Pik –доля i-го региона от России в целом по k-му виду потенциала;
Δijk – доля i-го региона в России по j-му показателю, относящемуся к k-му виду потенциала. При этом Σj Δijk = 100%;
Nk – число используемых индикативных показателей для оценки k-го вида потенциала.
1.2 Индекс каждого из 6 видов инвестиционных рисков региона рассчитывается по «минимаксному методу», когда регион с наименьшим значением принимается за «0», а с наибольшим за «1». Значения всех остальных регионов рассчитываются относительно «0» и «1».
где Δik – значение k-ого вида частного инвестиционного риска в i-ом регионе;
Dijk max – величина j-ого показателя i-го региона с максимальным значением, относящегося к k-ому виду риска (j = 1, 2… 6);
Dijk min – величина j-ого показателя в i-ом регионе с минимальным значением, относящегося к k-ому виду риска (j = 1, 2… 6);
Dijk – значение j-ого показателя в i-ом регионе по k-ому виду инвестиционного риска;
nk – число индикативных показателей для оценки k-ого вида инвестиционного риска.
2. На втором этапе рассчитываются суммарный инвестиционный потенциал и интегральный инвестиционный риск.
2.1 Величина совокупного инвестиционного потенциала каждого региона рассчитывается как средневзвешенное по экспертным весам значение долей каждого региона по всем 9 видам частных потенциалов по следующей формуле:
Ri = Σ(Xik‧Mk),
где Ri – условная средневзвешенная доля i-го региона в России по совокупному инвестиционному потенциалу;
Xik – доля i-го региона в России по k-му виду потенциала (k = 1, 2… 9);
Mk – средняя величина экспертного веса k-го вида потенциала.
Значение экспертных весов частных видов потенциалов (Mk) рассчитывается по результатам ежегодного анкетирования российских и иностранных экспертов и инвесторов, проводимого в трехмесячный период, предшествующий дате выхода рейтинга.
2.2 Интегральный индекс инвестиционного риска каждого региона рассчитывается как средневзвешенная сумма частных инвестиционных рисков региона:
Qi = Σ (Δik Nk),
где Qi – средневзвешенное значение i-го региона России по интегральному инвестиционному риску;
Δik – значение индекса k-ого вида риска i-го региона;
Nk – средняя величина экспертного веса k-ого вида риска.
Значение экспертных весов частных видов рисков (Nk) рассчитывается по результатам ежегодного анкетирования российских и иностранных экспертов и инвесторов, проводимого в трехмесячный период, предшествующий дате выхода рейтинга.
3. На третьем этапе все регионы ранжируются по величине совокупного инвестиционного потенциала или интегрального инвестиционного риска. Место региона – место в ранжированном ряду регионов (рэнкинге) по определенному параметру или их совокупности.
В рэнкинге потенциала первое место получает регион, имеющий наибольшее значение Ri. В случаях, когда фактические значения Ri у нескольких регионов оказываются равными, всей группе присваивается среднегрупповое место. При отсутствии какого-либо признака всем таким регионам присваивается последнее место. Например, Москве и Санкт-Петербургу присвоено последнее (85-е) место по природно-ресурсному потенциалу – за неимением такового.
Первое место по интегральному риску получает регион, имеющий наименьший риск (лучший регион). В случаях, когда фактические значения статистических показателей у нескольких регионов оказываются равными, всей группе присваивается среднегрупповое место.
4. На четвертом этапе сравнительной оценки инвестиционной привлекательности каждому региону присваивается рейтинг инвестиционной привлекательности – индекс, определяющий соотношение между уровнем интегрального инвестиционного риска и величиной совокупного инвестиционного потенциала региона. По соотношению величины совокупного потенциала и интегрального риска каждый регион России относится к одной из следующих рейтинговых категорий:
- высокий потенциал – минимальный риск (1A);
- высокий потенциал – умеренный риск (1B);
- высокий потенциал – высокий риск (1C);
- средний потенциал – минимальный риск (2A);
- средний потенциал – умеренный риск (2B);
- средний потенциал – высокий риск (2C);
- пониженный потенциал – минимальный риск (3A1);
- незначительный потенциал – минимальный риск (3A2);
- пониженный потенциал – умеренный риск (3B1);
- пониженный потенциал – высокий риск (3C1);
- незначительный потенциал – умеренный риск (3B2);
- незначительный потенциал – высокий риск (3C2);
- низкий потенциал – экстремальный риск (3D).
Таблица 1 – Инвестиционный климат российских регионов в 2020 г.
№ |
Период времени |
Риск |
Потенциал |
2020 |
2020 |
||
10 |
Московская область |
0,127 |
6,246 |
29 |
г. Санкт-Петербург |
0,128 |
4,999 |
9 |
Липецкая область |
0,137 |
0,821 |
1 |
Белгородская область |
0,138 |
1,554 |
25 |
Ленинградская область |
0,146 |
1,166 |
18 |
г. Москва |
0,151 |
14,868 |
46 |
Республика Татарстан |
0,157 |
2,474 |
4 |
Воронежская область |
0,162 |
1,275 |
32 |
Краснодарский край |
0,166 |
2,905 |
14 |
Тамбовская область |
0,169 |
0,652 |
8 |
Курская область |
0,170 |
0,839 |
16 |
Тульская область |
0,170 |
0,882 |
51 |
Нижегородская область |
0,194 |
1,871 |
59 |
Тюменская область |
0,196 |
0,952 |
12 |
Рязанская область |
0,198 |
0,663 |
58 |
Свердловская область |
0,198 |
2,487 |
54 |
Самарская область |
0,199 |
1,713 |
6 |
Калужская область |
0,207 |
0,918 |
60 |
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра |
0,207 |
1,582 |
72 |
Новосибирская область |
0,209 |
1,573 |
24 |
Калининградская область |
0,210 |
0,946 |
17 |
Ярославская область |
0,212 |
0,774 |
43 |
Республика Башкортостан |
0,213 |
1,792 |
53 |
Пензенская область |
0,215 |
0,664 |
3 |
Владимирская область |
0,216 |
0,797 |
35 |
Ростовская область |
0,224 |
1,872 |
27 |
Новгородская область |
0,228 |
0,491 |
2 |
Брянская область |
0,228 |
0,704 |
61 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
0,229 |
1,436 |
42 |
Ставропольский край |
0,232 |
1,079 |
23 |
Вологодская область |
0,233 |
0,658 |
34 |
Волгоградская область |
0,235 |
1,070 |
81 |
Сахалинская область |
0,238 |
0,685 |
55 |
Саратовская область |
0,238 |
1,145 |
56 |
Ульяновская область |
0,243 |
0,693 |
69 |
Красноярский край |
0,245 |
2,543 |
62 |
Челябинская область |
0,245 |
1,876 |
67 |
Алтайский край |
0,246 |
1,060 |
50 |
Кировская область |
0,246 |
0,553 |
15 |
Тверская область |
0,247 |
0,699 |
73 |
Омская область |
0,251 |
0,857 |
77 |
Приморский край |
0,251 |
1,153 |
74 |
Томская область |
0,253 |
0,716 |
13 |
Смоленская область |
0,253 |
0,653 |
11 |
Орловская область |
0,256 |
0,520 |
78 |
Хабаровский край |
0,257 |
0,970 |
52 |
Оренбургская область |
0,261 |
0,927 |
85 |
г. Севастополь |
0,263 |
0,471 |
7 |
Костромская область |
0,263 |
0,387 |
79 |
Амурская область |
0,264 |
0,497 |
48 |
Чувашская Республика |
0,267 |
0,634 |
30 |
Республика Адыгея |
0,267 |
0,388 |
47 |
Удмуртская Республика |
0,267 |
0,716 |
45 |
Республика Мордовия |
0,278 |
0,492 |
49 |
Пермский край |
0,281 |
1,677 |
70 |
Иркутская область |
0,282 |
1,365 |
5 |
Ивановская область |
0,284 |
0,575 |
44 |
Республика Марий Эл |
0,284 |
0,377 |
75 |
Республика Саха (Якутия) |
0,290 |
1,261 |
71 |
Кемеровская область |
0,294 |
1,491 |
21 |
Архангельская область |
0,298 |
0,625 |
28 |
Псковская область |
0,302 |
0,507 |
26 |
Мурманская область |
0,303 |
0,746 |
76 |
Камчатский край |
0,305 |
0,434 |
66 |
Республика Хакасия |
0,309 |
0,339 |
22 |
Ненецкий авт. округ |
0,322 |
0,168 |
20 |
Республика Коми |
0,326 |
0,606 |
33 |
Астраханская область |
0,329 |
0,609 |
84 |
Республика Крым |
0,330 |
1,003 |
80 |
Магаданская область |
0,331 |
0,337 |
57 |
Курганская область |
0,357 |
0,408 |
64 |
Республика Бурятия |
0,377 |
0,659 |
68 |
Забайкальский край |
0,379 |
0,672 |
31 |
Республика Калмыкия |
0,384 |
0,213 |
19 |
Республика Карелия |
0,385 |
0,569 |
39 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0,420 |
0,314 |
63 |
Республика Алтай |
0,425 |
0,185 |
82 |
Еврейская авт. область |
0,427 |
0,210 |
83 |
Чукотский авт. округ |
0,437 |
0,283 |
40 |
Республика Северная Осетия – Алания |
0,460 |
0,523 |
38 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0,471 |
0,491 |
41 |
Чеченская Республика |
0,498 |
0,532 |
65 |
Республика Тыва |
0,522 |
0,211 |
36 |
Республика Дагестан |
0,523 |
0,963 |
37 |
Республика Ингушетия |
0,578 |
0,357 |
Приложение 2
Таблица 2 – Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2020 г.
Номер на рисунке 1 |
Регион |
Максимальный потенциал — минимальный риск (1A) |
|
10 |
Московская область |
18 |
г. Москва |
29 |
г. Санкт-Петербург |
32 |
Краснодарский край |
Средний потенциал — минимальный риск (2A) |
|
1 |
Белгородская область |
46 |
Республика Татарстан |
51 |
Нижегородская область |
54 |
Самарская область |
58 |
Свердловская область |
Пониженный потенциал — минимальный риск (3A1) |
|
4 |
Воронежская область |
8 |
Курская область |
9 |
Липецкая область |
12 |
Рязанская область |
14 |
Тамбовская область |
16 |
Тульская область |
25 |
Ленинградская область |
59 |
Тюменская область |
Незначительный потенциал — минимальный риск (3A2) |
|
- |
|
Высокий потенциал — умеренный риск (1B) |
|
69 |
Красноярский край |
Средний потенциал — умеренный риск (2B) |
|
35 |
Ростовская область |
43 |
Республика Башкортостан |
49 |
Пермский край |
60 |
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра |
61 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
62 |
Челябинская область |
70 |
Иркутская область |
71 |
Кемеровская область |
72 |
Новосибирская область |
Пониженный потенциал — умеренный риск (3B1) |
|
3 |
Владимирская область |
6 |
Калужская область |
2 |
Брянская область |
13 |
Смоленская область |
15 |
Тверская область |
17 |
Ярославская область |
20 |
Республика Коми |
21 |
Архангельская область |
23 |
Вологодская область |
24 |
Калининградская область |
26 |
Мурманская область |
33 |
Астраханская область |
34 |
Волгоградская область |
42 |
Ставропольский край |
47 |
Удмуртская Республика |
48 |
Чувашская Республика |
52 |
Оренбургская область |
53 |
Пензенская область |
55 |
Саратовская область |
56 |
Ульяновская область |
67 |
Алтайский край |
73 |
Омская область |
74 |
Томская область |
75 |
Республика Саха (Якутия) |
77 |
Приморский край |
78 |
Хабаровский край |
81 |
Сахалинская область |
84 |
Республика Крым |
Незначительный потенциал — умеренный риск (3B2) |
|
5 |
Ивановская область |
7 |
Костромская область |
11 |
Орловская область |
22 |
Ненецкий авт. округ |
27 |
Новгородская область |
28 |
Псковская область |
30 |
Республика Адыгея |
44 |
Республика Марий Эл |
45 |
Республика Мордовия |
50 |
Кировская область |
66 |
Республика Хакасия |
76 |
Камчатский край |
79 |
Амурская область |
80 |
Магаданская область |
85 |
г. Севастополь |
Максимальный потенциал — высокий риск (1C) |
|
- |
|
Средний потенциал — высокий риск (2C) |
|
- |
|
Пониженный потенциал — высокий риск (3C1) |
|
68 |
Забайкальский край |
64 |
Республика Бурятия |
Незначительный потенциал — высокий риск (3C2) |
|
19 |
Республика Карелия |
31 |
Республика Калмыкия |
38 |
Кабардино-Балкарская Республика |
39 |
Карачаево-Черкесская Республика |
40 |
Республика Северная Осетия – Алания |
41 |
Чеченская Республика |
57 |
Курганская область |
63 |
Республика Алтай |
82 |
Еврейская авт. область |
83 |
Чукотский авт. округ |
Низкий потенциал — экстремальный риск (3D) |
|
36 |
Республика Дагестан |
37 |
Республика Ингушетия |
65 |
Республика Тыва |
Приложение 3
Таблица 3 – Инвестиционный риск российских регионов в 2020 году
Ранг риска |
Ранг потенциала |
Регион (субъект федерации) |
Средневзвешенный индекс риска |
Изменение индекса риска, 2020 год к 2019 году, увеличение (+), снижение (-) |
Ранги составляющих инвестиционного риска в 2020 году
|
Изменение ранга риска, 2020 год к 2019 году
|
||||||
2020 год |
2019 год |
2020 год |
|
2020 год |
Социальный |
Экономический |
Финансовый |
Криминальный |
Экологический |
Управленческий |
||
1 |
1 |
2 |
Московская область |
0,1271 |
0,002 |
3 |
4 |
10 |
14 |
27 |
6 |
0 |
2 |
4 |
3 |
г. Санкт-Петербург |
0,1280 |
-0,011 |
2 |
11 |
4 |
55 |
47 |
2 |
2 |
3 |
3 |
38 |
Липецкая область |
0,1370 |
-0,001 |
4 |
14 |
17 |
6 |
36 |
9 |
0 |
4 |
2 |
16 |
Белгородская область |
0,1381 |
0,003 |
5 |
5 |
13 |
1 |
8 |
34 |
-2 |
5 |
5 |
22 |
Ленинградская область |
0,1459 |
-0,006 |
11 |
10 |
2 |
53 |
49 |
1 |
0 |
6 |
7 |
1 |
г. Москва |
0,1507 |
-0,003 |
1 |
30 |
9 |
71 |
25 |
4 |
1 |
7 |
6 |
7 |
Республика Татарстан |
0,1572 |
0,004 |
16 |
3 |
7 |
16 |
39 |
19 |
-1 |
8 |
10 |
20 |
Воронежская область |
0,1622 |
-0,001 |
7 |
2 |
41 |
37 |
13 |
16 |
2 |
9 |
11 |
4 |
Краснодарский край |
0,1660 |
0,001 |
25 |
1 |
8 |
30 |
10 |
37 |
2 |
10 |
8 |
54 |
Тамбовская область |
0,1690 |
0,008 |
12 |
22 |
44 |
7 |
14 |
18 |
-2 |
11 |
9 |
37 |
Курская область |
0,1700 |
0,008 |
10 |
21 |
28 |
11 |
4 |
24 |
-2 |
12 |
12 |
35 |
Тульская область |
0,1703 |
0,004 |
8 |
16 |
26 |
5 |
37 |
21 |
0 |
13 |
14 |
10 |
Нижегородская область |
0,1944 |
0,006 |
9 |
49 |
19 |
38 |
11 |
38 |
1 |
14 |
15 |
31 |
Тюменская область |
0,1956 |
0,003 |
40 |
18 |
3 |
57 |
45 |
12 |
1 |
15 |
16 |
50 |
Рязанская область |
0,1978 |
0,003 |
22 |
31 |
20 |
21 |
28 |
28 |
1 |
16 |
17 |
6 |
Свердловская область |
0,1981 |
-0,003 |
13 |
34 |
16 |
27 |
61 |
14 |
1 |
17 |
13 |
12 |
Самарская область |
0,1989 |
0,012 |
30 |
26 |
12 |
39 |
33 |
31 |
-4 |
18 |
22 |
34 |
Калужская область |
0,2069 |
-0,002 |
14 |
24 |
47 |
63 |
26 |
11 |
4 |
19 |
19 |
14 |
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра |
0,2071 |
0,001 |
15 |
51 |
5 |
62 |
76 |
3 |
0 |
20 |
21 |
15 |
Новосибирская область |
0,2089 |
0,000 |
55 |
15 |
15 |
46 |
35 |
22 |
1 |
21 |
26 |
32 |
Калининградская область |
0,2099 |
-0,010 |
35 |
25 |
59 |
18 |
3 |
10 |
5 |
22 |
18 |
40 |
Ярославская область |
0,2123 |
0,010 |
23 |
52 |
29 |
12 |
51 |
13 |
-4 |
23 |
20 |
11 |
Республика Башкортостан |
0,2133 |
0,006 |
58 |
7 |
14 |
35 |
44 |
42 |
-3 |
24 |
23 |
49 |
Пензенская область |
0,2146 |
0,005 |
32 |
53 |
31 |
3 |
9 |
35 |
-1 |
25 |
25 |
39 |
Владимирская область |
0,2156 |
-0,002 |
20 |
32 |
55 |
34 |
7 |
25 |
0 |
26 |
24 |
9 |
Ростовская область |
0,2244 |
0,010 |
31 |
6 |
65 |
24 |
30 |
45 |
-2 |
27 |
27 |
69 |
Новгородская область |
0,2279 |
0,007 |
21 |
43 |
39 |
66 |
18 |
32 |
0 |
28 |
29 |
44 |
Брянская область |
0,2280 |
0,005 |
17 |
29 |
67 |
2 |
24 |
33 |
1 |
29 |
36 |
18 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
0,2293 |
-0,006 |
6 |
62 |
1 |
33 |
85 |
20 |
7 |
30 |
28 |
25 |
Ставропольский край |
0,2324 |
0,010 |
48 |
9 |
35 |
50 |
22 |
72 |
-2 |
31 |
30 |
52 |
Вологодская область |
0,2327 |
0,006 |
28 |
33 |
51 |
15 |
65 |
29 |
-1 |
32 |
31 |
26 |
Волгоградская область |
0,2348 |
0,004 |
37 |
46 |
34 |
19 |
40 |
48 |
-1 |
33 |
32 |
47 |
Сахалинская область |
0,2375 |
0,006 |
24 |
42 |
45 |
59 |
67 |
8 |
-1 |
34 |
33 |
24 |
Саратовская область |
0,2384 |
0,006 |
38 |
23 |
48 |
20 |
38 |
59 |
-1 |
35 |
34 |
46 |
Ульяновская область |
0,2433 |
0,010 |
54 |
69 |
38 |
13 |
16 |
36 |
-1 |
36 |
41 |
5 |
Красноярский край |
0,2447 |
0,000 |
53 |
19 |
6 |
42 |
78 |
46 |
5 |
37 |
40 |
8 |
Челябинская область |
0,2452 |
0,003 |
41 |
38 |
11 |
75 |
64 |
30 |
3 |
38 |
38 |
27 |
Алтайский край |
0,2463 |
0,008 |
57 |
41 |
22 |
26 |
43 |
60 |
0 |
39 |
45 |
61 |
Кировская область |
0,2464 |
-0,002 |
39 |
54 |
37 |
32 |
56 |
39 |
6 |
40 |
42 |
45 |
Тверская область |
0,2473 |
0,002 |
29 |
80 |
53 |
25 |
17 |
23 |
2 |
41 |
37 |
36 |
Омская область |
0,2512 |
0,015 |
60 |
13 |
23 |
64 |
53 |
69 |
-4 |
42 |
43 |
23 |
Приморский край |
0,2512 |
0,005 |
43 |
12 |
50 |
69 |
62 |
53 |
1 |
43 |
35 |
42 |
Томская область |
0,2526 |
0,018 |
51 |
35 |
27 |
44 |
60 |
66 |
-8 |
44 |
39 |
53 |
Смоленская область |
0,2533 |
0,013 |
52 |
61 |
43 |
43 |
15 |
43 |
-5 |
45 |
46 |
64 |
Орловская область |
0,2558 |
0,007 |
33 |
45 |
64 |
17 |
23 |
58 |
1 |
46 |
47 |
29 |
Хабаровский край |
0,2567 |
0,005 |
19 |
55 |
52 |
40 |
70 |
44 |
1 |
47 |
48 |
33 |
Оренбургская область |
0,2609 |
0,009 |
50 |
48 |
24 |
54 |
63 |
61 |
1 |
48 |
55 |
70 |
г. Севастополь |
0,2626 |
-0,016 |
56 |
59 |
71 |
4 |
2 |
54 |
7 |
49 |
49 |
74 |
Костромская область |
0,2628 |
0,007 |
18 |
72 |
42 |
29 |
54 |
73 |
0 |
50 |
52 |
66 |
Амурская область |
0,2638 |
-0,004 |
44 |
36 |
56 |
77 |
68 |
5 |
2 |
51 |
44 |
55 |
Чувашская Республика |
0,2669 |
0,021 |
62 |
44 |
58 |
31 |
32 |
26 |
-7 |
52 |
50 |
73 |
Республика Адыгея |
0,2671 |
0,003 |
71 |
17 |
63 |
10 |
6 |
55 |
-2 |
53 |
51 |
43 |
Удмуртская Республика |
0,2674 |
0,003 |
49 |
65 |
36 |
67 |
42 |
50 |
-2 |
54 |
53 |
67 |
Республика Мордовия |
0,2776 |
0,008 |
61 |
37 |
62 |
45 |
12 |
57 |
-1 |
55 |
56 |
13 |
Пермский край |
0,2809 |
-0,003 |
47 |
63 |
46 |
65 |
66 |
40 |
1 |
56 |
54 |
19 |
Иркутская область |
0,2823 |
0,009 |
63 |
28 |
18 |
68 |
73 |
65 |
-2 |
57 |
61 |
59 |
Ивановская область |
0,2844 |
-0,009 |
27 |
77 |
70 |
36 |
34 |
51 |
4 |
58 |
57 |
75 |
Республика Марий Эл |
0,2845 |
0,001 |
65 |
64 |
32 |
23 |
46 |
56 |
-1 |
59 |
60 |
21 |
Республика Саха (Якутия) |
0,2897 |
0,001 |
74 |
20 |
33 |
8 |
82 |
27 |
1 |
60 |
62 |
17 |
Кемеровская область |
0,2941 |
0,000 |
45 |
67 |
49 |
47 |
72 |
67 |
2 |
61 |
59 |
56 |
Архангельская область |
0,2976 |
0,012 |
36 |
66 |
57 |
58 |
77 |
41 |
-2 |
62 |
58 |
65 |
Псковская область |
0,3021 |
0,017 |
59 |
50 |
69 |
60 |
31 |
63 |
-4 |
63 |
63 |
41 |
Мурманская область |
0,3032 |
-0,003 |
46 |
83 |
30 |
52 |
80 |
7 |
0 |
64 |
68 |
71 |
Камчатский край |
0,3052 |
-0,028 |
42 |
68 |
61 |
70 |
71 |
52 |
4 |
65 |
64 |
77 |
Республика Хакасия |
0,3092 |
0,003 |
64 |
47 |
60 |
61 |
57 |
68 |
-1 |
66 |
67 |
85 |
Ненецкий авт. округ |
0,3221 |
0,000 |
66 |
73 |
21 |
78 |
79 |
17 |
1 |
67 |
66 |
58 |
Республика Коми |
0,3257 |
0,007 |
70 |
75 |
25 |
76 |
81 |
15 |
-1 |
68 |
65 |
57 |
Астраханская область |
0,3290 |
0,013 |
73 |
60 |
54 |
56 |
50 |
74 |
-3 |
69 |
70 |
28 |
Республика Крым |
0,3297 |
-0,015 |
72 |
76 |
76 |
9 |
1 |
71 |
1 |
70 |
69 |
78 |
Магаданская область |
0,3311 |
-0,006 |
26 |
79 |
40 |
82 |
83 |
47 |
-1 |
71 |
71 |
72 |
Курганская область |
0,3575 |
0,003 |
68 |
74 |
72 |
73 |
41 |
70 |
0 |
72 |
72 |
51 |
Республика Бурятия |
0,3767 |
0,013 |
76 |
39 |
68 |
72 |
69 |
75 |
0 |
73 |
73 |
48 |
Забайкальский край |
0,3785 |
0,008 |
75 |
78 |
66 |
48 |
75 |
64 |
0 |
74 |
74 |
81 |
Республика Калмыкия |
0,3840 |
0,009 |
79 |
70 |
74 |
28 |
55 |
62 |
0 |
75 |
75 |
60 |
Республика Карелия |
0,3846 |
-0,023 |
67 |
82 |
75 |
49 |
74 |
49 |
0 |
76 |
78 |
79 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0,4203 |
0,005 |
83 |
8 |
79 |
81 |
5 |
79 |
2 |
77 |
76 |
84 |
Республика Алтай |
0,4249 |
0,016 |
80 |
40 |
77 |
51 |
58 |
81 |
-1 |
78 |
77 |
83 |
Еврейская авт. область |
0,4268 |
0,015 |
69 |
84 |
73 |
79 |
52 |
82 |
-1 |
79 |
79 |
80 |
Чукотский авт. округ |
0,4373 |
0,016 |
34 |
85 |
81 |
22 |
84 |
78 |
0 |
80 |
80 |
63 |
Республика Северная Осетия – Алания |
0,4598 |
0,019 |
77 |
81 |
78 |
83 |
48 |
76 |
0 |
81 |
81 |
68 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0,4709 |
0,012 |
82 |
71 |
80 |
84 |
21 |
77 |
0 |
82 |
82 |
62 |
Чеченская Республика |
0,4978 |
-0,008 |
78 |
58 |
84 |
74 |
19 |
84 |
0 |
83 |
85 |
82 |
Республика Тыва |
0,5222 |
-0,058 |
85 |
56 |
83 |
80 |
59 |
80 |
2 |
84 |
84 |
30 |
Республика Дагестан |
0,5229 |
-0,007 |
81 |
27 |
82 |
85 |
20 |
83 |
0 |
85 |
83 |
76 |
Республика Ингушетия |
0,5776 |
0,068 |
84 |
57 |
85 |
41 |
29 |
85 |
-2 |
Приложение 4
Таблица 4 – Инвестиционный потенциал российских регионов в 2020 году
Ранг потенциала |
Ранг риска |
Регион (субъект федерации) |
Доля в общерос-сийском потенциале, 2020 год (%) |
Изменение доли в потенциале, 2020 год к 2019 году (п.п.) |
Ранги составляющих инвестиционного потенциала в 2020 году
|
Изменение ранга потенциала, 2020 год к 2019 году |
|||||||||
2020 год |
2019 год |
2020 год |
Трудовой |
Потребительский |
Производственный |
Финансовый |
Институциональный |
Инновационный |
Инфраструктурный |
Природно-ресурсный |
Туристический |
||||
1 |
1 |
6 |
г. Москва |
14,8677 |
0,315 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
84 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
Московская область |
6,2462 |
0,018 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
51 |
4 |
0 |
3 |
3 |
2 |
г. Санкт-Петербург |
4,9987 |
0,180 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
6 |
85 |
3 |
0 |
4 |
4 |
9 |
Краснодарский край |
2,9051 |
0,010 |
4 |
4 |
7 |
4 |
4 |
17 |
5 |
30 |
2 |
0 |
5 |
7 |
36 |
Красноярский край |
2,5425 |
0,164 |
14 |
13 |
9 |
5 |
13 |
12 |
78 |
1 |
9 |
2 |
6 |
5 |
16 |
Свердловская область |
2,4869 |
-0,037 |
6 |
5 |
6 |
6 |
5 |
8 |
47 |
13 |
7 |
-1 |
7 |
6 |
7 |
Республика Татарстан |
2,4738 |
-0,005 |
5 |
6 |
5 |
7 |
6 |
5 |
28 |
40 |
6 |
-1 |
8 |
8 |
37 |
Челябинская область |
1,8764 |
-0,027 |
9 |
11 |
13 |
14 |
10 |
7 |
29 |
25 |
10 |
0 |
9 |
9 |
26 |
Ростовская область |
1,8719 |
-0,030 |
7 |
7 |
10 |
11 |
7 |
16 |
14 |
33 |
16 |
0 |
10 |
10 |
13 |
Нижегородская область |
1,8709 |
0,004 |
10 |
9 |
12 |
13 |
11 |
4 |
31 |
58 |
12 |
0 |
11 |
11 |
23 |
Республика Башкортостан |
1,7920 |
-0,020 |
11 |
8 |
11 |
10 |
12 |
21 |
43 |
21 |
8 |
0 |
12 |
13 |
17 |
Самарская область |
1,7125 |
-0,015 |
8 |
10 |
14 |
12 |
8 |
14 |
23 |
47 |
18 |
1 |
13 |
14 |
55 |
Пермский край |
1,6774 |
0,025 |
22 |
14 |
16 |
15 |
16 |
13 |
57 |
6 |
13 |
1 |
14 |
12 |
19 |
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра |
1,5822 |
-0,205 |
20 |
18 |
4 |
9 |
27 |
39 |
74 |
9 |
66 |
-2 |
15 |
15 |
20 |
Новосибирская область |
1,5731 |
0,017 |
12 |
15 |
17 |
17 |
9 |
6 |
49 |
39 |
29 |
0 |
16 |
16 |
4 |
Белгородская область |
1,5536 |
0,008 |
28 |
27 |
21 |
23 |
26 |
23 |
4 |
4 |
36 |
0 |
17 |
17 |
60 |
Кемеровская область |
1,4906 |
-0,048 |
19 |
19 |
15 |
18 |
21 |
46 |
55 |
5 |
33 |
0 |
18 |
19 |
29 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
1,4361 |
0,132 |
55 |
50 |
8 |
8 |
69 |
49 |
77 |
3 |
68 |
1 |
19 |
18 |
56 |
Иркутская область |
1,3653 |
-0,011 |
21 |
22 |
18 |
16 |
18 |
29 |
73 |
7 |
15 |
-1 |
20 |
20 |
8 |
Воронежская область |
1,2751 |
-0,007 |
17 |
16 |
20 |
22 |
14 |
19 |
15 |
50 |
28 |
0 |
21 |
21 |
59 |
Республика Саха (Якутия) |
1,2610 |
0,005 |
49 |
39 |
28 |
30 |
53 |
56 |
83 |
2 |
69 |
0 |
22 |
23 |
5 |
Ленинградская область |
1,1656 |
0,024 |
25 |
23 |
19 |
19 |
28 |
25 |
10 |
48 |
19 |
1 |
23 |
22 |
42 |
Приморский край |
1,1534 |
-0,021 |
23 |
21 |
25 |
27 |
15 |
30 |
50 |
18 |
11 |
-1 |
24 |
27 |
34 |
Саратовская область |
1,1453 |
0,098 |
16 |
24 |
35 |
28 |
25 |
11 |
33 |
38 |
27 |
3 |
25 |
24 |
30 |
Ставропольский край |
1,0794 |
-0,031 |
13 |
17 |
27 |
26 |
19 |
34 |
51 |
45 |
31 |
-1 |
26 |
26 |
32 |
Волгоградская область |
1,0700 |
0,003 |
18 |
20 |
22 |
25 |
22 |
33 |
52 |
34 |
38 |
0 |
27 |
25 |
38 |
Алтайский край |
1,0599 |
-0,008 |
26 |
25 |
33 |
31 |
31 |
15 |
44 |
23 |
25 |
-2 |
28 |
28 |
69 |
Республика Крым |
1,0031 |
0,007 |
24 |
32 |
54 |
39 |
20 |
52 |
21 |
35 |
5 |
0 |
29 |
29 |
46 |
Хабаровский край |
0,9704 |
-0,007 |
30 |
30 |
34 |
35 |
23 |
43 |
61 |
12 |
21 |
0 |
30 |
33 |
84 |
Республика Дагестан |
0,9633 |
0,020 |
15 |
12 |
55 |
21 |
58 |
45 |
39 |
41 |
44 |
3 |
31 |
30 |
14 |
Тюменская область |
0,9516 |
-0,009 |
32 |
29 |
24 |
20 |
24 |
22 |
64 |
43 |
26 |
-1 |
32 |
32 |
21 |
Калининградская область |
0,9463 |
-0,012 |
45 |
52 |
38 |
51 |
17 |
61 |
3 |
29 |
37 |
0 |
33 |
31 |
47 |
Оренбургская область |
0,9271 |
-0,031 |
29 |
28 |
26 |
29 |
32 |
67 |
42 |
20 |
39 |
-2 |
34 |
34 |
18 |
Калужская область |
0,9182 |
-0,024 |
47 |
45 |
30 |
44 |
37 |
10 |
17 |
70 |
35 |
0 |
35 |
35 |
12 |
Тульская область |
0,8819 |
-0,018 |
31 |
31 |
29 |
36 |
33 |
35 |
11 |
66 |
52 |
0 |
36 |
36 |
41 |
Омская область |
0,8566 |
-0,013 |
27 |
26 |
23 |
32 |
29 |
26 |
60 |
44 |
72 |
0 |
37 |
37 |
11 |
Курская область |
0,8390 |
-0,001 |
35 |
41 |
41 |
38 |
50 |
42 |
9 |
22 |
58 |
0 |
38 |
38 |
3 |
Липецкая область |
0,8209 |
0,003 |
38 |
33 |
32 |
33 |
42 |
64 |
8 |
73 |
57 |
0 |
39 |
39 |
25 |
Владимирская область |
0,7968 |
0,005 |
34 |
40 |
40 |
43 |
35 |
28 |
19 |
68 |
20 |
0 |
40 |
40 |
22 |
Ярославская область |
0,7740 |
-0,017 |
39 |
36 |
39 |
42 |
36 |
24 |
32 |
79 |
17 |
0 |
41 |
44 |
63 |
Мурманская область |
0,7456 |
0,026 |
58 |
55 |
45 |
45 |
60 |
60 |
46 |
11 |
60 |
3 |
42 |
43 |
43 |
Томская область |
0,7162 |
-0,006 |
44 |
51 |
44 |
47 |
47 |
9 |
81 |
37 |
81 |
1 |
43 |
42 |
53 |
Удмуртская Республика |
0,7161 |
-0,017 |
37 |
34 |
37 |
37 |
34 |
41 |
45 |
64 |
53 |
-1 |
44 |
45 |
28 |
Брянская область |
0,7035 |
0,002 |
43 |
35 |
50 |
48 |
43 |
40 |
13 |
69 |
49 |
1 |
45 |
46 |
40 |
Тверская область |
0,6995 |
0,002 |
42 |
38 |
46 |
49 |
38 |
32 |
40 |
60 |
23 |
1 |
46 |
41 |
35 |
Ульяновская область |
0,6928 |
-0,042 |
41 |
49 |
48 |
55 |
44 |
20 |
37 |
54 |
62 |
-5 |
47 |
47 |
33 |
Сахалинская область |
0,6847 |
-0,009 |
72 |
62 |
31 |
24 |
55 |
62 |
53 |
24 |
73 |
0 |
48 |
53 |
73 |
Забайкальский край |
0,6722 |
0,022 |
65 |
54 |
64 |
57 |
65 |
76 |
70 |
8 |
43 |
5 |
49 |
50 |
24 |
Пензенская область |
0,6637 |
0,000 |
33 |
42 |
47 |
52 |
45 |
31 |
36 |
56 |
51 |
1 |
50 |
49 |
15 |
Рязанская область |
0,6631 |
-0,002 |
50 |
46 |
42 |
50 |
41 |
36 |
30 |
57 |
40 |
-1 |
51 |
52 |
72 |
Республика Бурятия |
0,6594 |
-0,002 |
60 |
57 |
73 |
61 |
62 |
69 |
75 |
10 |
14 |
1 |
52 |
48 |
31 |
Вологодская область |
0,6582 |
-0,010 |
54 |
47 |
36 |
34 |
40 |
48 |
66 |
59 |
24 |
-4 |
53 |
54 |
44 |
Смоленская область |
0,6534 |
0,005 |
52 |
59 |
49 |
60 |
30 |
37 |
26 |
72 |
42 |
1 |
54 |
51 |
10 |
Тамбовская область |
0,6522 |
-0,012 |
57 |
43 |
52 |
56 |
61 |
18 |
35 |
62 |
71 |
-3 |
55 |
57 |
51 |
Чувашская Республика |
0,6342 |
0,022 |
36 |
58 |
58 |
53 |
49 |
47 |
24 |
80 |
50 |
2 |
56 |
55 |
61 |
Архангельская область |
0,6253 |
-0,015 |
56 |
37 |
57 |
46 |
48 |
54 |
69 |
19 |
45 |
-1 |
57 |
58 |
68 |
Астраханская область |
0,6091 |
0,002 |
46 |
53 |
51 |
41 |
56 |
50 |
56 |
28 |
59 |
1 |
58 |
56 |
67 |
Республика Коми |
0,6056 |
-0,007 |
64 |
61 |
43 |
40 |
51 |
59 |
72 |
15 |
54 |
-2 |
59 |
59 |
57 |
Ивановская область |
0,5750 |
-0,031 |
53 |
56 |
56 |
62 |
46 |
38 |
34 |
81 |
46 |
0 |
60 |
60 |
75 |
Республика Карелия |
0,5689 |
0,008 |
71 |
66 |
65 |
63 |
57 |
55 |
41 |
26 |
22 |
0 |
61 |
61 |
39 |
Кировская область |
0,5532 |
-0,005 |
48 |
44 |
53 |
54 |
39 |
51 |
65 |
55 |
41 |
0 |
62 |
64 |
82 |
Чеченская Республика |
0,5322 |
0,027 |
40 |
48 |
74 |
58 |
76 |
74 |
18 |
74 |
80 |
2 |
63 |
62 |
80 |
Республика Северная Осетия – Алания |
0,5228 |
-0,007 |
61 |
65 |
78 |
70 |
75 |
71 |
7 |
77 |
63 |
-1 |
64 |
63 |
45 |
Орловская область |
0,5196 |
0,001 |
62 |
63 |
60 |
64 |
59 |
63 |
25 |
75 |
65 |
-1 |
65 |
66 |
62 |
Псковская область |
0,5068 |
0,009 |
70 |
69 |
70 |
72 |
54 |
66 |
16 |
76 |
32 |
1 |
66 |
65 |
50 |
Амурская область |
0,4969 |
-0,006 |
63 |
60 |
59 |
59 |
52 |
72 |
68 |
27 |
56 |
-1 |
67 |
67 |
54 |
Республика Мордовия |
0,4923 |
0,000 |
51 |
71 |
61 |
66 |
64 |
53 |
38 |
65 |
61 |
0 |
68 |
69 |
81 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0,4914 |
0,002 |
59 |
64 |
75 |
68 |
71 |
68 |
27 |
52 |
64 |
1 |
69 |
68 |
27 |
Новгородская область |
0,4911 |
0,001 |
74 |
68 |
62 |
65 |
63 |
27 |
48 |
78 |
30 |
-1 |
70 |
70 |
48 |
г. Севастополь |
0,4709 |
0,023 |
66 |
75 |
77 |
77 |
70 |
57 |
20 |
67 |
34 |
0 |
71 |
71 |
64 |
Камчатский край |
0,4344 |
0,008 |
76 |
76 |
68 |
69 |
72 |
58 |
71 |
17 |
55 |
0 |
72 |
72 |
71 |
Курганская область |
0,4079 |
0,001 |
68 |
67 |
72 |
67 |
67 |
70 |
54 |
42 |
77 |
0 |
73 |
74 |
52 |
Республика Адыгея |
0,3881 |
0,005 |
75 |
72 |
76 |
76 |
74 |
80 |
22 |
82 |
76 |
1 |
74 |
73 |
49 |
Костромская область |
0,3870 |
0,004 |
69 |
70 |
67 |
71 |
66 |
75 |
58 |
71 |
47 |
-1 |
75 |
75 |
58 |
Республика Марий Эл |
0,3774 |
-0,002 |
67 |
73 |
66 |
73 |
68 |
65 |
63 |
46 |
74 |
0 |
76 |
77 |
85 |
Республика Ингушетия |
0,3568 |
0,010 |
78 |
78 |
84 |
79 |
83 |
82 |
12 |
83 |
75 |
1 |
77 |
76 |
65 |
Республика Хакасия |
0,3394 |
-0,009 |
77 |
74 |
69 |
75 |
73 |
73 |
67 |
32 |
78 |
-1 |
78 |
78 |
70 |
Магаданская область |
0,3375 |
0,011 |
81 |
79 |
71 |
74 |
77 |
78 |
76 |
16 |
82 |
0 |
79 |
79 |
76 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0,3140 |
0,000 |
73 |
77 |
79 |
78 |
78 |
77 |
59 |
63 |
48 |
0 |
80 |
80 |
79 |
Чукотский авт. округ |
0,2832 |
0,013 |
84 |
85 |
80 |
81 |
84 |
85 |
79 |
14 |
79 |
0 |
81 |
81 |
74 |
Республика Калмыкия |
0,2128 |
-0,026 |
79 |
82 |
85 |
82 |
82 |
44 |
80 |
49 |
83 |
0 |
82 |
82 |
83 |
Республика Тыва |
0,2112 |
0,005 |
80 |
80 |
83 |
80 |
79 |
81 |
85 |
31 |
70 |
0 |
83 |
83 |
78 |
Еврейская авт. область |
0,2102 |
0,006 |
83 |
83 |
82 |
85 |
80 |
79 |
62 |
53 |
84 |
0 |
84 |
84 |
77 |
Республика Алтай |
0,1849 |
0,000 |
82 |
81 |
81 |
84 |
81 |
83 |
82 |
61 |
67 |
0 |
85 |
85 |
66 |
Ненецкий авт. округ |
0,1682 |
0,000 |
85 |
84 |
63 |
83 |
85 |
84 |
84 |
36 |
85 |
0 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.