Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ «МАСКИ»
С т и м у л ь н ы й м а т е р и а л : набор из четырех масок, нарисованных на
бумаге, символизирующих хорошее и плохое настроение, стремление к
доминированию или подчинению.
И н с т р у к ц и я . Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще
всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы (класса)? А
на кого из них ты смотришь обычно вот так? (Показывают каждую из масок по
очереди.) А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? (Опять показывают
по очереди каждую из масок.)
Проведение теста. Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком. После
того как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок
по очереди дают ребенку и задают вопрос, на кого он так смотрит или кто на
него так смотрит. Принимается любой ответ, в том числе и отказ.
Анализ результатов. Эмоциональное состояние ребенка в группе
проявляется в выборе маски с определенным настроением (хорошим или
плохим) при ответе на первый вопрос.
Подсчитывают, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим
настроением при ответе на вопрос: «На кого из ребят ты смотришь вот так?».
Если ребенок удовлетворен своим местом в группе, то количество улыбающихся
масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель
демонстрирует удовлетворенность детей тем местом, которое они занимают. В
случае отверженности речь может идти о детях, которые предпочитают
общаться со сверстниками дома, во дворе, но не в группе (классе), а потому не
испытывающих тревоги изза того, что здесь с ним мало общаются. Этот вариант
может быть связан и с нежеланием ребенка активно общаться, его
незаинтересованностью в контактах со сверстниками. В то же время и лидеры
могут быть неудовлетворены своим положением, если они претендуют на более
высокое место в группе либо стремятся к общению с кемто из тех ребят, кто
входит в другую группировку и не подчиняется данному лидеру. Также
выявляются так называемые «пассивные» и «активные» отверженные, то есть
дети, которые спокойно переносят свою отверженность и не стремятся к
общению, и дети, которые переживают свою отгороженность от группы.
Подсчитывают также и количество выборов «доминирование» и
«подчинение» – как при первом вопросе (это самый важный показатель), так ипри последующих ответах. Особенно это важно для детей, неудовлетворенных
своим статусным местом.