Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Подготовка исследования. Подобрать конструктор, привлекательные,
интересные игрушки.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с
каждым ребенком (5–7 лет). Он состоит из двух серий.
1я серия. «Не подглядывай». Экспериментатор сообщает ребенку, что
принес интересную игру, но нужно подождать, пока он приготовит все
необходимое. Главное – не подглядывать, что делает взрослый, «а то будет
неинтересно играть». Взрослый предлагает ребенку посидеть 3 минуты с
закрытыми глазами, а сам в это время создает видимость активов подготовки к
игре (перекладывает детали конструктора, роняет их, стучит). Через 3 минуты
ребенок получает обещанную игру. Если дошкольник не выдерживает и
открывает глаза раньше, экспериментатор делает вид, что не замечает нарушения
правил, и дает ему игру. Если дети все 3 минуты не открывают глаза, можно
продлить испытание до 4 минут, но не более.
2я серия. «Дождись своей очереди». В опыте участвуют двое детей.
Экспериментатор предлагает одному из них поиграть в новую игру, а другому
(испытуемому) посидеть 3 минуты с закрытыми глазами и, не подглядывая,
подождать своей очереди.
О б р а б о т к а д а н н ы х . В обеих сериях фиксируют время, в течение
которого ребенок может ждать с закрытыми глазами; количество подглядываний
за 3 минуты эксперимента; поведение в процессе ожидания, число и репертуар
самостоятельных действий ребенка. Сравнивают количественные показатели
выполнения заданий.