Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТИПА САМООЦЕНКИ
ДОШКОЛЬНИКА «ЛЕСЕНКА»
С т и м у л ь н ы й м а т е р и а л : нарисованная на бумаге лесенка с семью
ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки.
И н с т р у к ц и я . Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех
верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные,
послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие»,
«самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем
ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней сту
пеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь
себя. Объясни почему.
Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту
или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в
зависимости от пола ребенка). После того как ребенок сделает пометку, его
спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой
ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя
поставила бы мама (воспитательница, учительница)».
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой»,
«добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый –
трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество
характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет
задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если
ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы:
«Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т. д.
О ц е н к а р е з у л ь т а т о в : тип самооценки определяют по таблице.
Показатели типа самооценки дошкольников
Способ выполнения задания
Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку;
считает, что мама и воспитатель оценивают его так же; аргу
ментируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я
хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала»
Неадекватно
завышенная
самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую
высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какието
Завышеннаясвои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, не
зависящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в
некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной:
«Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я
неаккуратный»
самооценка
3. Обдумав задание, ставит себя на 2ю или 3ю ступеньку,
объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и до
стижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько
ниже
Адекватная
самооценка
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет
либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала»
Заниженная
самооценка