МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ

  • Руководства для учителя
  • rtf
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
Иконка файла материала Методика диагностики уровня сформированности игровых навыков.rtf
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ  Цель: определить уровень сформированности игровых навыков. И н с т р у к ц и я : для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников   необходимо   организовать   ролевую   игру   в   группе   из   4–5 дошкольников   одного   возраста.   Тема   игры   задается   взрослым,   который осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры,   оказывая   минимальную   помощь   при   необходимости.   Тему   игры   можно выбирать любую, главное – чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей («Путешествие», «День рождения у белочки» и др.).  Наблюдение   можно   проводить   и   за   игрой,   возникшей   спонтанно,   по собственной инициативе детей. Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:  1) распределение ролей; 2) основное содержание игры,  3) ролевое поведение; 4) игровые действия; 5) использование атрибутики и предметов­заместителей; 6) использование ролевой речи; 7) выполнение правил. Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности,   представляется   целесообразным   установить   следующие возрастные рамки для каждого уровня: 1­й уровень – от 2,0 до 3,5 лет; 2­й уровень – от 3,5 до 4,5 лет; 3­й уровень – от 4,5 до 5,5 лет; 4­й уровень – старше 5,5 лет. 1) Распределение ролей. 1­й   уровень   –   отсутствие   распределения   ролей;   роль   выполняет   тот,   кто «завладел» ключевым атрибутом. 2­й   уровень   –  распределение   ролей   под   руководством   взрослого,   который задает   наводящие   вопросы:   «Какие   роли   есть   в   игре?   Кто   хочет   быть Лисичкой?».3­й   уровень   –   самостоятельное   распределение   ролей   при   отсутствии конфликтных   ситуаций.   При   наличии   конфликта   игровая   группа   либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю. 4­й   уровень   –   самостоятельное   распределение   ролей,   разрешение конфликтных ситуаций. 2) Основное содержание игры. 1­й уровень – действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку­куклу, неважно, как и чем). 2­й уровень – действие с предметом в соответствии с реальностью. 3­й уровень – выполнение действий, определяемых ролью. 4­й   уровень   –   выполнение   действий,   связанных   с   отношением   к   другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая». 3) Ролевое поведение. 1­й уровень – роль определяется игровыми действиями, не называется. 2­й   уровень   –   роль   называется,   выполнение   роли   сводится   к   реализации действий. 3­й   уровень   –   роли   ясно   выделены   до   начала   игры,   роль   определяет   и направляет поведение ребенка. 4­й уровень – ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры. 4) Игровые действия. 1­й уровень – игра заключается в однообразном повторении 1­го игрового действия. 2­й уровень – расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление). 3­й уровень – игровые действия многообразны, логичны. 4­й   уровень   –   игровые   действия   имеют   четкую   последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета. 5) Использование атрибутики и предметов заместителей. 1­й уровень – использование атрибутики при подсказке взрослого. 2­й уровень – самостоятельное прямое использование атрибутики. 3­й уровень – широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей; на предметное оформление игры уходит значительная часть времени. 4­й   уровень   –   использование   многофункциональных   предметов   и   при необходимости   изготовление   небольшого   количества   ключевых   атрибутивныхпредметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время. 6) Использование ролевой речи. 1­й уровень – отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени. 2­й   уровень   –   наличие   ролевого   обращения:   обращение   к   играющим   по названию  роли  («дочка», «больной»).  Если  спросить  играющего  ребенка:  «Ты кто?», – назовет свое имя. 3­й   уровень   –   наличие   ролевой   речи,   периодический   переход   на   прямое обращение. 4­й   уровень   –   развернутая   ролевая   речь   на   всем   протяжении   игры.   Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», – назовет свою роль. 7) Выполнение правил. 1­й уровень – отсутствие правил. 2­й   уровень   –   правила   явно   не   выделены,   но   в   конфликтных   ситуациях правила побеждают. 3­й   уровень   –   правила   выделены,   соблюдаются,   но   могут   нарушаться   в эмоциональной ситуации. 4­й уровень – соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры. Результаты   наблюдений   удобно   представить   в   сводную   таблицу.   Против фамилии каждого ребенка отмечаются его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка.

Посмотрите также