Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
ИГРОВЫХ НАВЫКОВ
Цель: определить уровень сформированности игровых навыков.
И н с т р у к ц и я : для изучения уровня сформированности игровых навыков у
дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4–5
дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым, который
осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс
игры, оказывая минимальную помощь при необходимости. Тему игры можно
выбирать любую, главное – чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей
(«Путешествие», «День рождения у белочки» и др.).
Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по
собственной инициативе детей.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
1) распределение ролей;
2) основное содержание игры,
3) ролевое поведение;
4) игровые действия;
5) использование атрибутики и предметовзаместителей;
6) использование ролевой речи;
7) выполнение правил.
Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не
существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой
деятельности,
представляется целесообразным установить следующие
возрастные рамки для каждого уровня:
1й уровень – от 2,0 до 3,5 лет;
2й уровень – от 3,5 до 4,5 лет;
3й уровень – от 4,5 до 5,5 лет;
4й уровень – старше 5,5 лет.
1) Распределение ролей.
1й уровень – отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто
«завладел» ключевым атрибутом.
2й уровень – распределение ролей под руководством взрослого, который
задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто хочет быть
Лисичкой?».3й уровень – самостоятельное распределение ролей при отсутствии
конфликтных ситуаций. При наличии конфликта игровая группа либо
распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.
4й уровень – самостоятельное распределение ролей, разрешение
конфликтных ситуаций.
2) Основное содержание игры.
1й уровень – действие с определенным предметом, направленное на другого
(«мама» кормит дочкукуклу, неважно, как и чем).
2й уровень – действие с предметом в соответствии с реальностью.
3й уровень – выполнение действий, определяемых ролью.
4й уровень – выполнение действий, связанных с отношением к другим
людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она
или «строгая».
3) Ролевое поведение.
1й уровень – роль определяется игровыми действиями, не называется.
2й уровень – роль называется, выполнение роли сводится к реализации
действий.
3й уровень – роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и
направляет поведение ребенка.
4й уровень – ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
4) Игровые действия.
1й уровень – игра заключается в однообразном повторении 1го игрового
действия.
2й уровень – расширение спектра игровых действий (приготовление пищи,
кормление).
3й уровень – игровые действия многообразны, логичны.
4й уровень – игровые действия имеют четкую последовательность,
разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
5) Использование атрибутики и предметов заместителей.
1й уровень – использование атрибутики при подсказке взрослого.
2й уровень – самостоятельное прямое использование атрибутики.
3й уровень – широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в
качестве заместителей; на предметное оформление игры уходит значительная
часть времени.
4й уровень – использование многофункциональных предметов и при
необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивныхпредметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время.
6) Использование ролевой речи.
1й уровень – отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
2й уровень – наличие ролевого обращения: обращение к играющим по
названию роли («дочка», «больной»). Если спросить играющего ребенка: «Ты
кто?», – назовет свое имя.
3й уровень – наличие ролевой речи, периодический переход на прямое
обращение.
4й уровень – развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если
спросить играющего ребенка: «Ты кто?», – назовет свою роль.
7) Выполнение правил.
1й уровень – отсутствие правил.
2й уровень – правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях
правила побеждают.
3й уровень – правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в
эмоциональной ситуации.
4й уровень – соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении
игры.
Результаты наблюдений удобно представить в сводную таблицу. Против
фамилии каждого ребенка отмечаются его возраст и уровень игровых навыков по
каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. В итоге
можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина
сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и
результаты каждого ребенка.