Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
МЕТОДИКА «ДВА ДОМА»
Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г. и
предназначена для диагностики сферы общения ребенка.
Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка,
особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам
группы.
М а т е р и а л и о б о р у д о в а н и е : лист бумаги, красный и черный
карандаши (фломастеры).
С т и м у л ь н ы й м а т е р и а л : лист бумаги, на котором нарисованы 2
стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой –
поменьше, черного цвета.
Проведение исследования: задание выполняется с двумя детьми
3,5–4 лет поочередно.
Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко
обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает:
«А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый
дом». (Рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз
подчеркивая его привлекательность.) «А теперь давай этот прекрасный
дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и
построили! (Около дома записывается имя ребенка.) А кто еще? Здесь,
в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой,
неважно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!»
Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог
записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а
кто это.
Записав двухтрех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом
еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть,
когото ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо,
чтобы им тоже было где жить». (В классическом варианте проведения
этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком
грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как
бы между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот домплохой или чемто хуже красного. Черный дом вообще не оценивается,
это просто другой дом.
Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко
побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого
список жильцов обоих домов дополняется.
Если ктото из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то
психолог может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или
бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо гдето
жить?» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни
в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу
с собой или отдельно?»
Обработка и анализ результатов.
Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без
символической дешифровки. Учитываются и количественные
показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и,
главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок
родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их
присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в
число новоселов другие сверстники.
В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст
ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции,
высказывания ребенка. Материал задания прилагается.
На основе проведенного анализа формируется вывод об общих
выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому
ребенку отдельно).
Стимульный материал «Два домика»