МЕТОДИКА «ДВА ДОМА»

  • Руководства для учителя
  • rtf
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
Иконка файла материала Методика «Два дома».rtf
МЕТОДИКА «ДВА ДОМА» Данная   методика   предложена   И.  Вандвик,  П.  Экблад   в  1994   г.   и предназначена для диагностики сферы общения ребенка. Цель исследования:  определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы. М а т е р и а л   и   о б о р у д о в а н и е : лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры). С т и м у л ь н ы й   м а т е р и а л :  лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета. Проведение   исследования:  задание   выполняется   с   двумя   детьми 3,5–4 лет поочередно. Исследование   проводится   строго   индивидуально.   Сначала   кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А   теперь   давай   выстроим   для  тебя   прекрасный,  красный,  красивый дом».   (Рисует   на   глазах   у   ребенка   красный   дом,   еще   и   еще   раз подчеркивая его привлекательность.) «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка.) А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, неважно,   живете   вы   сейчас   рядом   или   нет.   Поселяй,   кого   хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это. Записав двух­трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого­то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы   между   прочим.)   Ни   в   коем   случае   не   сообщается,   что   этот   домплохой или чем­то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом. Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется. Если кто­то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог   может   спросить   о   нем   впрямую:   «Ой,   а   учительницу   (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где­то жить?» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?» Обработка и анализ результатов. Результаты   этой   методики   интерпретируются   «впрямую»,   без символической     дешифровки.       Учитываются       и       количественные показатели   (сколько  людей  ребенок  охотно  вселяет  в  свой  дом),  и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей  (поэтому   методику  «Два   дома»  лучше   проводить   не   в   их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники. В   практических   тетрадях   отмечаются   фамилия,   имя,   возраст ребенка,   дата   проведения   задания,   а   также   наиболее   яркие   реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается. На   основе   проведенного   анализа   формируется   вывод  об   общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно). Стимульный материал «Два домика»

Посмотрите также