«Методика использования компьютерных технологий на уроках музыки»
Оценка 4.6

«Методика использования компьютерных технологий на уроках музыки»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
музыка
Взрослым
29.11.2017
«Методика использования компьютерных технологий на уроках музыки»
В настоящее время информационные технологии становятся важным элементом окружающего мира. Широкое применение современных персональных компьютеров (ПК), которые характеризуются разносторонностью и простотой обращения, позволяет использовать их возможности для решения самого широкого круга информационных задач во всех областях человеческой деятельности. В процессе обучения компьютер позволяет значительно усилить учебную мотивацию учащихся. Компьютеры могут служить ценным инструментом позволяющим усовершенствовать старые методы преподавания, а также реализовать новые методы обучения.
file1..docx
«Методика использования компьютерных технологий на уроках музыки»   (ПК),   которые   В   настоящее   время   информационные   технологии   (ИТ)   становятся важным  элементом  окружающего  мира. Широкое  применение   современных персональных   компьютеров   характеризуются разносторонностью   и   простотой   обращения,   позволяет   использовать   их возможности для решения самого широкого круга информационных задач во всех   областях   человеческой   деятельности.   Диапазон   использования   ПК   в учебно­воспитательном   процессе   очень   велик:   от   тестирования   учащихся, учета   их   личностных   особенностей   до   детских   игр.   В   процессе   обучения компьютер   позволяет   значительно   усилить   учебную   мотивацию   учащихся. Компьютеры   могут   служить   ценным   инструментом   позволяющим усовершенствовать старые методы преподавания, а также реализовать новые методы обучения. Применение   компьютеров   в   учебном   заведении   не   ограничивается только   занятиями   по   информатике.  Компьютерные   технологии   могут   быть использованы   в   процессе   преподавания   различных   школьных   предметов     ­ физике,   химии,   математики,   биологии,   географии,   истории   и   д.р.   Так, например,   в   курсе   изучения   литературы,   в   частности   для   написания сочинений,   могут   быть   использованы   программы   обработки   текстов   или текстовые   редакторы   (Word,  WordPad  и   д.р.).   Персональный   компьютер может   служить   средством   изучения   иностранных   языков.   Большой популярностью пользуются электронные переводчики и специализированные программы   изучения   иностранных   языков   (X­Translator  GOLD,  Promt­X  и д.р.).  Компьютеры с соответствующим программным обеспечением являются мощным   инструментом   для   творческого   самовыражения   учащихся   в живописи   и   музыке.   Специальные   программы   построения   графических изображений (PhotoShop, CorelDraw, Flash…) позволяют создавать на уроках ИЗО художественные проекты.   У   компьютеров   много   потенциальных   возможностей   в   сфере музыкального   образования.   Использование   таких   обучающих   музыкальных программ,   как   «музыкальный   класс»,   «шедевры   музыки»,   «энциклопедия рока, джаза и поп­музыки», «жизнь и творчество композиторов», «караоке: сольфеджио»,   и   различных   нотных   редакторов   («Finale»,   «Sibelius», «Cakewalk»)   делает   уроки   музыки   более   разнообразными,   насыщенными, богатыми по содержанию, значительно способствует развитию музыкальных способностей.       Учителя могут использовать ПК для демонстрации звучания тембров различных   инструментов   и   изучения   музыкальных   стилей,   для   создания эффектов,   возникающих   при   изменении   тональности   или   темпа воспроизведении различных музыкальных пьес. Имеются   музыкальные   программы   («музыкальный   класс»,   «Electric Piano» и д.р.), способствующие быстрому усвоению нотной грамоты, развитию музыкального   слуха,   помогающие   изучать   законы   гармонии   и   композиции. Некоторые   программы   («Караоке:   сольфеджио»)   содержат   функции распознавания голоса и могут оценивать пение учащихся в режиме реального времени.   Использование   программ   редактирование   музыки   («Finale», «Sibelius»,   «Cakewalk»)   способствует   быстрому   музыкальному   развитию детей. С их помощью ребенок может сочинять музыку, используя различные средства   музыкальной   выразительности,   заложенные   в   нотных   редакторах. Программы «музыкальный класс», «Electric Piano» и д.р. позволяет не только приобщить   ребенка   к   музыке,   но   и   обучить   его   игре   на   музыкальном инструменте.  Применение   ИТ   в   школе   оказывает   значительное   влияние   на преподавание   целого   ряда   предметов   и,   таким   образом,   позволяет   и преподавателям,  и  ученикам  «идти  в ногу  со  временем».  Актуальным   для преподаванием   музыки   в   общеобразовательной   школе   становится использование синтезатора, который может быть применен и на уроке музыки, и   при   дополнительных   индивидуальных   занятиях   инструментом, практикуемых во многих школах.  К   безусловным   достоинствам   этого   электронного   инструмента относится   тембровое   многообразие,   насыщенность   и   объемность   звучания, относительная техническая простота исполнения на нем. При этом специфика инструмента  требует от  исполнителя  владения более  широким  диапазоном навыков, чем игра на инструменте. В какой­то мере исполнителю приходится исполнять еще композиторские и звукорежиссерские функции. Естественно, чтобы полноценно использовать многообразные выразительные возможности синтезатора,   преподаватель   должен   их   знать   и   уметь   ими   пользоваться. Некоторые преподаватели осваивали синтезатор самостоятельно. Для   полноценного   овладения   художественными   и   техническими возможностями   синтезатора   полезными   для   преподавателя   музыки, решившего использовать синтезатор в своей работе, будут курсы «клавишные инструменты»,   которые   проводят   лаборатория   музыки     Института Художественного   Образования   РАО.   Занятия   на   этих   курсах   связаны   и   с обучением   практического   использования   многообразных   функций синтезатора, и с изучением теоретического материала, так как эта область музыкальной   деятельности   относительно   нова.   Организатором   и преподавателем этих курсов является старший научный сотрудник института, кандидат педагогических наук, композитор И.М. Красильников. Основываясь на   опыте   и   мнении   коллег,   посещавших   курсы,   можно   сказать,   что   после обучения преподаватели находят все новые и новые возможности применения синтезатора   во   многих   темах   предмета   «Музыка»   (например,   синтезатор можно   использовать   для   показа   старинных   танцев,   запрограммировав одновременное   звучание   нескольких   старинных   инструментов).   При знакомстве   с   инструментами   симфонического   оркестра,   при   разучивании различных песен, в том числе песен разных народов, синтезатор может быть чрезвычайно полезен, так как обладает банками традиционных и этнических инструментов. Возможно использование синтезатора для исполнения мелодий классических   произведений   в   современной   обработке,   для   проверки узнавания этих мелодий на слух учащимися. В   школах,   где   есть   театральная   студия,   музыкальное   оформление спектаклей можно существенно обогатить применением синтезатора. Кроме многочисленных   тембров,   фактур,   можно   использовать   разнообразные звуковые эффекты. С помощью синтезатора можно найти решение различных художественных   аспектов   спектакля.   Так,   при   работе   с   детьми   4­6   лет   с помощью   синтезатора   можно   сделать   яркое,   эффектное   музыкальное оформление   пластической,   танцевальной   сферы   спектакля,   сделать   более выразительную образную характеристику персонажей. При   работе   с   учащимися   старших   классов   возможно   использование пение под фонограмму или под живое исполнение на синтезаторе, что ставит перед участниками сложные вокальные задачи. Процесс репетиций становится более интересным.  Использование синтезатора вызывает дополнительный интерес ребенка и при обучении игре на фортепиано. Каждый   преподаватель   музыки   откроет   для   себя   новые   интересные возможности   применения   синтезатора   в   профессиональной   деятельности, благодаря   чему   для   учителя   работа,   а   для   учеников   обучение   станут радостнее и увлекательнее. Звук является основным материалом музыкального искусства. Научить учителя   работать   с   этим   материалом   –   одна   из   задач,   решение   которой необходимо   для   организации   музыкальной   деятельности   учащихся.   Так, например,   учащиеся   могут   на   уроке   музыки   создают   собственные музыкальные   композиции   из   готовых   звуковых   образцов,   комбинируя   и моделируя их в соответствии со своим замыслом.  Воспроизведение   музыки   с   готовых   аудионосителей   (CD)   позволяет прослушивать     музыкальные   произведения   только   целостно,   от   начала   до конца, что является не всегда удобным в решении учебных задач на уроке. Компоновка   отдельных   фрагментов   произведения   поможет   сократить организационные моменты на уроке и увеличить учебное время. Освоение музыкальной ткани, содержательная проработка произведения требует для отдельного расчленения. Используя звуковые редакторы, учитель может создавать звуковые файлы из фрагментов музыкального сочинения и далее   компоновать   их   в  логике   решения   рассматривания   проблемы.  Такое использование   музыкального   материала   позволит   учителю   быть   более мобильным   в   организации   учебного   процесса,   что   делает   урок   более продуктивным,   а   процесс   обучения   деятельностным   для   учащихся. Подготовка музыкального материала к уроку с помощью звуковых редакторов является не трудоемкой и занимает совсем не много времени. Для создания звуковых   файлов   могут   использоваться   музыкальные   произведения,   взятые как с компакт дисков, так и аудиокассет. Каждый из этих звуковых носителей требует выполнения определенного алгоритма действий.  Использование звукового редактора как средство обучения позволяет создать   условия   для   организации   процесса   музыкального   образования   на основе   деятельностного   подхода   и   реализовать   его   во   всех   моделях музыкальной деятельности учащихся. Из нотных редакторов мы остановились  на программе  Finale  2003. в работе с данной программой выделили следующие методические аспекты ее использования   в   процессе   обучения:   создание   ритмических   партий, ритмических   партитур,   создание   партитур   вокальных   сочинений,   партитур для   вокально­инструментального   музицирования,   разработка   нотного рабочего   материала   к   уроку,   тестовых   заданий,   создание   вокально­ репертуарных сборников.   Современные   электронные   инструменты   обладают   широким диапазоном   возможностей.   Во   многом   это   обуславливается   «эффектом новизны»   электронного   звука.   Все   новое   обычно   спонтанно   приковывает внимание человека и, как следствие этого, лучше запоминается. Появление в музыкальном   произведении,   знакомом   всем   с   детства,   партии   необычного инструмента   или   изменение   кого­либо   тембрового   компонента   слушатель заметит   почти   наверняка,   хотя,   возможно,   и   не   зафиксирует   на   этом внимание.   Эффект новизны подобен шоку и, как любой легкий шок, встряхивает организм,   придавая   заряд   энергии.   Такая   встряска   может   вызвать   целый спектр эмоций (удивление, восхищение, негодование и т.д.), что способствует свежему   взгляду   на   все   произведение   в   целом.   Слушатель   начинает бессознательно   сравнивать   обновленное   звучание   со   старым,   тем   самым, оживляет   общий   фон.  С   этой   точки   зрения,  особый   интерес   представляет альбом   «Метаморфозы»,   записанный   группой   авторов   (Э.   Артемьев,   Ю. Богданов, В. Мартынов) с использованием звучания синтезатора СИНТИ­100. Альбом   содержит   обработки   классических   произведений   (Дебюсси,   Бах, Монтеверди…), а также авторские произведения его составителей.    Непривычное звучание может погрузить слушателя в ассоциативный ряд, связанных с новыми ощущениями, или актуализировать  старые, давно забытые   эмоции.   Именно   это   позволяет   слушателю   иначе   взглянуть   на окружающую реальность и открыть нечто в самом себе.   Эффект новизны также стимулирует жизненные ресурсы человека, что дает шанс ему более полно реализовать себя в творчестве.   Возможность   внесения   иного   зависит   от   общего   социокультурного контекста,   его   настроенности   на   определенный   спектр   эмоций   и   свободу самовыражения. Внесение в традиционную культуру элементов непривычных или   неожиданных   (незнакомый   тембр,   ритмический   рисунок,   необычная пространственная   локализация   и   т.д.)   подчас   оказывает   на   нее стимулирующее воздействие и способствует возникновению новых духовно­ творческих   тенденций   и   направлений.   Взаимопроникновение   нескольких культур на Западе активно происходило в 60­е годы ХХ века. На западное общество   значительно   повлияли   восточная   философия,   а  также   восточные технологии изменения сознания и самопознания, во многом способствовавшие небезызвестной   «психоделической     революции».   Сами   по   себе   измененные состояния   сознания   помогают   открытию   в   окружающем   мире   подчас совершенно   неожиданных   элементов.   Интересно,   что   элементы   эти   часто носят   «архетипический»,   то   есть   универсальный   для   всего   человечества характер, что обуславливает их доступности и «понятности» на невербальном, «глубинном»   уровне.   В   силу   своей   древности   архетипы   являются своеобразными   каналами   сильно   заряженных   эмоциональных   состояний, которые могут быть активизированы при воздействии на психику человека, с помощью соответствующих художественно выразительных стимулов.     Существует   комплекс   приемов,   способствующих   возникновению измененных   состояний   сознания,   и   эти   приемы   широко   используются     в современной   музыке.   Одной   из   особенностей   мироощущения   в   таких состояниях является своеобразная «текучее» восприятие реальности, что в аудиальной   модальности   может,   выражено   монотонным   звучанием   с возникающими   на   его   фоне   тональными   бликами,   отличающимися   долгой реверберацией   и     тембровыми   искажениями   (композиция   «Echoes»  группы Pink Floyd).    К одному из средств, вызывающих измененное состояния сознания и вводящих   слушателя   в   транс,   относится   повторение   в   течение   достаточно долгого времени несложной музыкальной фразы с минимальными тембровыми изменениями.   К   тому   же   эффекту   может   привести   и   использование «качающегося» размытого звука, мягкого глиссандо и монотонного пения на фоне   сложного   остинато   ритмического   рисунка   (Enigma).   Особую   роль   в процессе   изменений   состояний   сознаний   играет   ритмика,   в   частности, ритмический   рисунок   ударного   инструмента,   иногда   бессознательно активизирующих у слушателей архетипы и   энергетику древних шаманских танцев и ритуалов инициации.   Использование   современных   электронных   инструментов   позволяет находить   новые   приемы   пространственной   локализации   звука   и экспериментировать   с   его   глубиной   и   объемом.   Например,   быстрое пространственное   перемещение   звучания   может   усилить   динамику восприятия   партии   отдельных   инструментов   и   создать   хаотическое напряжение.        Эффект   пространственной   насыщенности   может   быть   достигнут «раздвоением»   звучания   инструмента.   В   результате   музыкальная   фраза, странная   слева,   отражается   в   правом   канале   ритма,   идентичном   базовому ритмическому   рисунку,  что   делает   этот   рисунок   как   бы   полифоническим. Размытое,   медитативное   звучание   с   угасающими   звуковыми   бликами, напоминающие капли, и синтезированными шумами, которые ассоциируются с шумом ветра и криками птиц, что создает эффект погружения в легкий транс.     Перечисленные   выше   способы   работы   со   звуком   могут   быть использованы   только   с  помощью   электроники  –  в   природных   условиях   их невозможно смоделировать. Но их применение всегда обусловлено духовными поисками современного художника, отражением ритма и темпа современной жизни.

«Методика использования компьютерных технологий на уроках музыки»

«Методика использования компьютерных технологий на уроках музыки»

«Методика использования компьютерных технологий на уроках музыки»

«Методика использования компьютерных технологий на уроках музыки»

«Методика использования компьютерных технологий на уроках музыки»

«Методика использования компьютерных технологий на уроках музыки»

«Методика использования компьютерных технологий на уроках музыки»

«Методика использования компьютерных технологий на уроках музыки»

«Методика использования компьютерных технологий на уроках музыки»

«Методика использования компьютерных технологий на уроках музыки»

«Методика использования компьютерных технологий на уроках музыки»

«Методика использования компьютерных технологий на уроках музыки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2017