Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
РЕБЕНКА, НАЛИЧИЯ АГРЕССИВНОСТИ «КАКТУС»
Ход исследования. При проведении диагностики испытуемому выдают лист
белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с
использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при
интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
И н с т р у к ц и я . На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его
себе представляешь.
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
О б р а б о т к а д а н н ы х . При обработке результатов принимаются во
внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное
расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша.
Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной
методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный,
детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение,
количество).
В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:
Агрессивность – наличие иголок, сильно торчащих, длинных, близко
расположенных друг от друга.
Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный
в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный
внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в
кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или
внутри кактуса.
Оптимизм – использование ярких цветов (вариант с цветными карандашами),
изображение «радостных» кактусов.
Тревожность – использование темных цветов (вариант с цветными
карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
Экстравертность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.Интровертность – на рисунке изображен один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие
цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества –
дикорастущие, пустынные кактусы.
После завершения работы ребенку предлагают вопросы, ответы на которые
помогут уточнить интерпретацию рисунков:
– Этот кактус домашний или дикий?
– Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
– Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
– Кактус растет один или с какимто растением по соседству? Если с
соседом, то что это за растение?
– Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?
При интерпретации выполненных рисунков необходимо учитывать
изобразительный опыт ребенка (наличие или отсутствие его), использование
стереотипов, шаблонов с учетом возрастных особенностей.