Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОЖИДАНИЙ РЕБЕНКА В
ОБЩЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМИ
Подготовка исследования.
Подобрать несколько ситуаций, в которых
описаны положительные и отрицательные поступки детей.
Проведение исследования. Ребенку предлагают ответить на вопросы по
каждой ситуации.
1я ситуация. Это было в январе. Стоял сильный мороз. Дети собирались
идти домой. Они надевали шапки, пальто, теплые ботинки, варежки. Первыми
оделись дети из старшей группы. Когда они уже собирались выходить на улицу,
девочка заметила малыша, который никак не мог одеться. Она подошла и
помогла ему.
Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы
они тебя?
2я ситуация. Дети шли на прогулку. На узкой дорожке, которая вела в сад,
лежал кусок колючей проволоки. Все дети осторожно переступали через
проволоку. А один мальчик, который шел последним, наклонился, осторожно
взял проволоку и отбросил ее в сторону, чтобы она никому не мешала.
Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы
они тебя?
3я ситуация. Одна девочка сказала Тане: «У тебя такая красивая кукла! Дай
мне – я поиграю». «На, возьми», – сказала Таня. Вечером, когда нужно было
идти домой, Таня попросила свою куклу. Но девочка не вернула ее».
Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им
сказали, что это ты не вернул(а) куклу?
4я ситуация. Дети рисовали. Маша рисовала цветок, и ей нужен был
красный карандаш. Дима рисовал крокодила, ему нужен был зеленый карандаш.
А один мальчик захотел нарисовать лето. Ему нужно было много карандашей.
Карандаши, которые дала ему воспитательница, у него поломались, и он стал
забирать у других детей.
Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им
всетаки сказали, что это сделал(а) ты?
О б р а б о т к а д а н н ы х . Анализируют, как ребенок представляет, какого
поведения ожидают от него близкие, какова будет их реакция на его «обычные»
и «необычные» поступки, чего следует ожидать от взрослых: одобрения,порицания и т. д.