МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВАХ

  • Руководства для учителя
  • rtf
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
Иконка файла материала Методика изучения представлений детей о нравственно-волевых качествах.rtf
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ  О НРАВСТВЕННО­ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВАХ  Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы. На­пример: Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему? Кого можно назвать честным (лживым)? Почему? Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?          Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему? Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему? Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему? Проведение   исследования.  Исследование   проводится   индивидуально. Ребенку 3–7  лет задают вопросы. О б р а б о т к а   д а н н ы х .   Подсчитывают,   какие   качества   могут   объяснить дети разного возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок: – на обобщенное представление о качестве («Жадные... которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»); – на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет,   быстро   бегает...   Но   я,   конечно,   быстрее...   Никто   его   не   догонит,   даже Славик»); – на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит,   приносит   подарки»,   «Доктор   Айболит   добрый.   Он   всех   зверей вылечил»); – на самого себя («Меня можно назвать добрым, я никого не обижаю»); – на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто  конфет   не  дает.  Сам   всё  ест». «Жадный   тот,  кто  жадничает.  Например, говорит: «Я не дам шоколадки кусочек, жвачки»); – на конкретное действие («Жадный тот, кто не даёт попить»); –   на   оценку   качества   («Скромным   можно   назвать   хорошего   человека», «Жадный... он плохой...»); –   на   недифференцированное   представление   о   качестве   («Справедливый, который делает всё только справедливое»).     Анализируют   ошибки   в   представлениях   детей   о   качествах,   например: объяснение   одного   качества   через   другое   («Справедливым   можно   назватьсмелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»); название действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома «Лего», поэтому он всегда делает, что хочет. Поэтому  он и смелый», «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует», «Скромный, он все разбивает,   все   из   рук   летит»);   неправильная   нравственная   оценка   качества («Скромный – это  плохой»).

Посмотрите также