Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА
О СОСТОЯНИЯХ СВЕРСТНИКА
Цель: выявление представлений ребенка о состояниях или переживаниях
сверстника.
П р о в е д е н и е и с с л е д о в а н и я : с детьми проводится индивидуальная
беседа.
Вопросы к беседе:
1. Нравится ли тебе ходить в д/с, почему?
2. Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоей группе? Кто? Почему?
3. Если ты дашь другу игрушку поиграть и сразу заберешь ее, когда он еще не
успел наиграться, как ты думаешь, какое настроение будет у него?
4. Смог бы ты подарить другу какуюнибудь игрушку насовсем? Как думаешь,
какое настроение будет у него, если ты подаришь ему игрушку?
5. Если твоего друга (сверстника) накажут, как ты думаешь, каково ему
будет? Почему?
6. Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя
чувствуешь?
7. Если воспитательница хвалит тебя за чтонибудь, какое у тебя бывает
настроение?
8. Если похвалят твоего друга, как ты думаешь, что будет чувствовать он?
9. Если у твоего друга не получается какоето дело, как думаешь, какое у
него будет настроение? А ты бы смог ему помочь?
10. Мама пообещала сходить с тобой в выходной день в цирк, а когда
наступил выходной, оказалось, что ей надо сделать домашние дела
(убраться, постирать и др.) и она не может идти с тобой в цирк. Какое у тебя
будет тогда настроение?
Обработка результатов. Вопросы 3, 4, 5, 8, 9 позволяют судить об уровне
сформированности представлений ребенка о состояниях сверстника и
адекватности их оценки.
При ответах на указанные вопросы фиксируются: а) адекватность оценки – 2
балла; б) вариант ответа «не знаю» – 1 балл; в) отсутствие ответов – 0 баллов.
Высокий уровень – 8–10 баллов. Средний уровень – 5–8 баллов. Низкий
уровень – 0–5 баллов.