Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ
Проведение исследования. Наблюдают за детьми 5–7 лет в процессе
дежурства по столовой, по игровому уголку, уголку природы. Для этого на
каждый вид дежурства назначают по 2 человека (так, как дети сидят за столами).
Воспитатель проводит смену видов дежурств каждые 2 дня и вместе с детьми
оценивает качество работы (самооценка, взаимооценка).
О б р а б о т к а д а н н ы х . Анализируют качество работы, отношение к ней, ее
оценки, взаимоотношения между детьми в конфликтных ситуациях.
Определяют: хотят ли дети дежурить и отражается ли их желание в реальном
процессе работы, каков характер поведения в процессе дежурства (уклоняются
от дежурства; хорошо дежурят только при контроле со стороны воспитателя,
других детей; работают хорошо во время дежурств по назначению воспитателя;
хорошо дежурят, выполняют работу вне дежурства, помогают другим), результат
работы,
Подсчитывают количество детей,
руководствующихся в процессе дежурства по самообслуживанию однотипными
мотивами: выполнение требования взрослого, похвала взрослого, «чтобы в
группе было хорошо».
оценка и взаимооценка.
Анализируя отношение к дежурству, определяют, к какой группе относится
ребенок:
Группа А – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности
другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца,
считают, что порядок – дело помощника, воспитателя других детей.
Группа Б – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от
настроения.
Группа В – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них,
но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.
Группа Г – дети
охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих
обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают
внимание на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их
дежурными.
Группа Д – дети
постоянно стремятся участвовать в коллективной
деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах
деятельности.
Подсчитывают количество детей в каждой группе. Определяют, насколькосформировано трудолюбие у ребенка:
– Понимает значение труда, но не доводит его до конца, ему необходим
систематический внешний контроль (группа А).
– Трудится без контроля, но только во время дежурства. Делает только то,
что входит в его обязанности (группа Б).
– Трудится вне дежурства, помогает другим. Появляется внутреннее
побуждение к трудовой деятельности (группа В).
– Выполняет не только то, что делал раньше, но и то, что в данный момент
важно, без напоминания, подкрепления (группа Г).
– Переносит сформированное качество в другие виды деятельности: доводит
дело до конца, помогает другим, убирает за собой, товарищами, интересуется
тем, хорошо ли выполнено дело, стремится добиваться в работе высокого ре
зультата (группа Д).