Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ И МОРАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Подготовка исследования. Подобрать для мальчиков мелкую игрушку
(лодки, самолеты, грузовики и т. п.), для девочек – предметы кукольного
гардероба (платья, блузки, юбки и т. п.) в одинаковом количестве. Нарисовать
лесенку из 11 ступенек, 2 куклы.
Проведение исследования. Эксперимент проводится в 3 этапа
индивидуально с детьми 6–7 лет.
1й этап. Определяют уровень соблюдения нормы справедливости на
основании 3 диагностических серий.
1я серия. Ребенку предлагают распределить между собой и еще двумя
детьми, отгороженными от него ширмами, 4 набора игрушек (всего 21 шт.).
2я серия. Ребенок должен выбрать для рассылки двум воображаемым
партнерам 1 из 2 уложенных в коробки наборов. В одном из них игрушки заранее
поделены на 3 равные части, а в другом предназначенная испытуемому часть
значительно больше, чем 2 другие (15, 3 и игрушки).
3я серия. Ребенку нужно выбрать 1 из 3 наборов игрушек. В одном из них
игрушки заранее поделены поровну, в другом одна часть несколько больше, чем
две другие (9, 6 и 6 игрушек), в третьем – значительно больше других (15, 3 и 3
игрушки).
2я этап. После рассылки игрушек партнерам ребенка просят оценить себя.
Для определения самооценки ему предлагают поставить себя на 1 из 11 ступенек
нарисованной на листе бумаги лесенки. На 5 нижних ступеньках располагаются
«плохие» дети (чем ниже, тем хуже); на 1й ступеньке – «средние» дети (не
плохие, не хорошие); на 5 верхних ступеньках – «хорошие» дети (чем выше, тем
лучше). Чтобы выяснить, способен ли ребенок представить себе, что его
самооценка может снизиться, спрашивают, может ли он оказаться на более
низкой ступеньке и в каком случае.
3й этап. Ребенку показывают вариант деления, противоположный тому, что
он использовал на I этапе эксперимента: например, если в первой серии I этапа
он поделил игрушки поровну, то в первой серии III этапа ему предлагают взять
себе больше игрушек. И так в каждой серии испытуемого просят вообразить, что
он действует в соответствии с этими противоположными вариантами, и оценить
свое «новое» поведение.4й этап. Ребенка просят оценить двух сверстников, один из которых делил
эти же игрушки поровну, а другой оставлял большую часть себе. Поделенные
игрушки лежат на столе, сверстников изображают куклы.
О б р а б о т к а д а н н ы х . Подсчитывают количество детей:
а) придерживающихся во всех 3 сериях равномерного деления
(соблюдающих норму);
б) предпочитающих те варианты, когда им доставалocь больше игрушек, чем
партнерам (нарушающих норму);
в) тех, у кого наблюдаются оба варианта распределения – и поровну и не
поровну (неустойчивых).
Выявляют особенности самооценок детей при нарушении или соблюдении
ими моральной нормы:
а) адекватная самооценка (ей соответствуют более лёгкие значения из 11
«ступенек лестницы» при реальном или воображаемом соблюдении нормы; она
свидетельствует о большей или меньшей критичности к собственному
нарушению норм морали);
б) недифференцированная самооценка (ей соответствуют одинаковые
значения как при соблюдении, так и нарушении нормы; она говорит о том, что
данная сфера не имеет для дошкольника значения, и о том, что для себя он
считает равно допустимым любой выбор);
в) искаженная самооценка (ей соответствуют высокие значения при
нарушении нормы; может выступать как результат включения особых, не
осознаваемых детьми механизмов защиты).