МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ И МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • Руководства для учителя
  • rtf
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
Иконка файла материала Методика изучения самооценки и морального поведения.rtf
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ И МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ  Подготовка   исследования.  Подобрать   для   мальчиков   мелкую   игрушку (лодки,   самолеты,   грузовики   и   т.   п.),   для   девочек   –   предметы     кукольного гардероба (платья, блузки, юбки и т. п.) в одинаковом количестве. Нарисовать лесенку из 11 ступенек, 2 куклы. Проведение   исследования.  Эксперимент   проводится   в   3   этапа индивидуально с детьми 6–7 лет. 1­й   этап.  Определяют   уровень   соблюдения   нормы   справедливости   на основании 3 диагностических серий. 1­я   серия.  Ребенку   предлагают   распределить   между   собой   и   еще   двумя детьми, отгороженными от него ширмами, 4 набора игрушек (всего 21 шт.). 2­я   серия.  Ребенок   должен   выбрать   для   рассылки   двум   воображаемым партнерам 1 из 2 уложенных в коробки наборов. В одном из них игрушки заранее поделены на 3 равные части, а в другом предназначенная испытуемому часть значительно больше, чем 2 другие (15, 3 и игрушки). 3­я серия.  Ребенку нужно выбрать 1 из 3 наборов игрушек. В одном из них игрушки заранее поделены поровну, в другом одна часть несколько больше, чем две другие (9, 6 и 6 игрушек), в третьем – значительно больше других (15, 3 и 3 игрушки). 2­я этап. После рассылки игрушек партнерам ребенка просят оценить себя. Для определения самооценки ему предлагают поставить себя на 1 из 11 ступенек нарисованной на листе бумаги лесенки. На 5 нижних ступеньках располагаются «плохие» дети (чем ниже, тем хуже); на 1­й ступеньке – «средние» дети (не плохие, не хорошие); на 5 верхних ступеньках – «хорошие» дети (чем выше, тем лучше).   Чтобы   выяснить,   способен   ли   ребенок   представить   себе,   что   его самооценка   может   снизиться,   спрашивают,   может   ли   он   оказаться   на   более низкой ступеньке и в каком случае. 3­й этап. Ребенку показывают вариант деления, противоположный тому, что он использовал на I этапе эксперимента: например, если в первой серии I этапа он поделил игрушки поровну, то в первой серии III этапа ему предлагают взять себе больше игрушек. И так в каждой серии испытуемого просят вообразить, что он действует в соответствии с этими противоположными вариантами, и оценить свое «новое» поведение.4­й этап. Ребенка просят оценить двух сверстников, один из которых делил эти же игрушки поровну, а другой оставлял большую часть себе. Поделенные игрушки лежат на столе, сверстников изображают куклы. О б р а б о т к а   д а н н ы х . Подсчитывают количество детей: а)   придерживающихся   во   всех   3   сериях   равномерного   деления (соблюдающих норму); б)  предпочитающих те варианты, когда им доставалocь больше игрушек, чем партнерам (нарушающих норму); в)   тех, у кого наблюдаются оба варианта распределения – и поровну и не поровну (неустойчивых). Выявляют   особенности   самооценок   детей   при   нарушении   или   соблюдении ими моральной нормы: а)   адекватная самооценка (ей соответствуют более лёгкие значения из 11 «ступенек лестницы» при реальном или воображаемом соблюдении нормы; она свидетельствует   о   большей   или   меньшей   критичности   к   собственному нарушению норм морали); б) недифференцированная   самооценка   (ей   соответствуют   одинаковые значения как при соблюдении, так и нарушении нормы; она говорит о том, что данная сфера не имеет для дошкольника значения, и о том, что для себя он считает равно допустимым любой выбор); в) искаженная   самооценка   (ей   соответствуют   высокие   значения   при нарушении   нормы;   может   выступать   как   результат   включения   особых,   не осознаваемых детьми механизмов защиты).

Посмотрите также