Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
Методика изучения целенаправленности деятельности.rtf
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовка исследования. Подобрать кубики, скамейку и куклу. Кубики
ставят на линейку в 3 ряда башенкой (домик), на них – 2 кубика, один на другой
(труба).
Проведение исследования. Задание допускает неполное выполнение или
подмену цели, оно проводится индивидуально с детьми 3–7 лет. Ребенку
предлагают перенести кубики на скамейку к кукле, для этого нужно пройти 5–6
м (можно придумать другую цель). Задача эта нелегкая, так как сооружение
очень шаткое и его трудно нести на линейке. Обычно кубики падают уже при
первой попытке поднять линейку. Если эта попытка оказывается удачной, то они
все же неоднократно сваливаются с линейки по пути к кукле. Всякий раз нужно
восстанавливать первоначальную постройку и продолжать путь.
О б р а б о т к а д а н н ы х . Фиксируют общее время выполнения задания,
количество падений кубиков, достижение или недостижение цели. Отмечают
также отношение дошкольника к заданию, особенности умений при его
выполнении (проявляет ли ребенок сноровку, благодаря чему кубики у него
падают гораздо реже). Анализируют особенности удержания цели. Поскольку в
данном случае сам процесс переноса кубиков и является целью, то всякое
нарушение способа говорит о подмене цели. Поэтому необходимо
проанализировать поведение детей при столкновении с трудностями и то, что
ребенок считает достижением цели:
а) перенести все кубики на линейке;
б) перенести любым другим способом, если не получается на линейке (чаще
всего в охапку или прижав к себе, что по условиям задачи запрещается);
в) перенести хотя бы большую часть, не возвращаясь за теми, что упали в
непосредственной близости от цели.
Результаты обобщают по трем параметрам: выполнение, невыполнение (отказ
от усилий под влиянием неуспеха), условное выполнение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.