Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВЗЯТИЯ РЕБЕНКОМ НА СЕБЯ РОЛИ
Ц е л ь : определить уровень развития сюжетноролевой игры.
Подготовка исследования: подобрать сюжетные игрушки для игр в «детский
сад», «семью», «больницу».
Проведение исследования. Проводятся 3 экспериментальных серии игр с
детьми 3–7 лет.
1я серия. Игры в «самих себя», во «взрослых», в «товарищей». Серия
состоит из 3 ситуаций:
1й ситуация – экспериментатор организует игру в «детский сад», но так,
чтобы каждый из ее участников оставался самим собой. Воспитатель передает
управление детям, выполняет их указания.
2й ситуация – в случае отказа детей от игры в «самих себя» или по ее
окончании, если игра возникает, взрослый предлагает играть иначе: один ребенок
будет воспитателем, а воспитатель – другим ребенком.
3й ситуация – воспитатель предлагает поиграть так: он будет воспитателем
группы, а дети будут играть роль коголибо из товарищей своей же группы.
2я серия. Игры с нарушением последовательности действий при выполнении
ребенком роли. Организовываются игры в «детский сад», «семью», «больницу».
По ходу игры экспериментатор пытается нарушить последовательность действий
(например, сначала предлагает «съесть мороженное, а потом суп»).
3я серия. Игры с нарушением смысла роли. Роль ставится в противоречие с
действиями, которые должен выполнять ребенок. Разыгрываются игры с
правилами: «Волк и зайцы», «Волк и гуси», «Кот и мыши» и др. Предлагают,
чтобы гуси ловили волка, зайцы – волка или лису.
О б р а б о т к а д а н н ы х . В 1й серии определяют, что прежде всего выделяет
ребенок в действиях взрослого. Выясняют, как роль взаимосвязана с правилами
действия. Во 2й серии анализируют, каков характер логики действий и чем она
определяется. Как относится ребенок к нарушению логики. В третьей серии
определяют отношения ребенка к роли, взятой на себя в игре.