Методика "Кактус" - исследование психоэмоционального состояния детей и выявление агрессии

  • Документация
  • Исследовательские работы
  • Лекции
  • Мероприятия
  • Педсоветы
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • Особые потребности
  • doc
  • 12.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Попадая в новый коллектив, ребёнок испытывает стресс. И совершенно неважно, с каким настроением малыш начинает ходить в школу или детский сад: желание или нежелание посещать эти учреждения напрямую связаны с тем, как он воспринимает окружающих и как они относятся к нему. Именно в исследовании эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников и помогает методика «Кактус». Методика «Кактус» позволяет сделать вывод об уровне психоэмоционального состояния детей и выявить агрессию. По итогам исследования психолог может рекомендовать ребёнку дополнительные тесты для выявления природы диагностированных проблем и разработать вместе с родителями оптимальный коррекционный план.
Иконка файла материала кактус.doc
МЕТОДИКА «КАКТУС» ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Попадая в новый коллектив, ребёнок испытывает стресс. И совершенно неважно, с  каким настроением малыш начинает ходить в школу или детский сад: желание или  нежелание посещать эти учреждения напрямую связаны с тем, как он воспринимает  окружающих и как они относятся к нему. Именно в исследовании эмоциональной сферы  дошкольников и младших школьников и помогает методика «Кактус». Суть методики «Кактус»  Приём, разработанный в 90­е годы ХХ века преподавателем кафедры клинической  психологии МГМСУ Мариной Алекандровной Панфиловой, считается одним из самых  простых, тем не менее он очень информативен. Его суть проста: ребёнку предлагается  нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет. При составлении теста автор  руководствовался тем, что именно проективные методики, рисуночные в частности,  являются наиболее полезными для диагностики детей. Это связано с тем, что через  рисунок малыш неосознанно демонстрирует:       отношение к миру;  своё место среди окружающих его людей;  сформированное мировоззрение;  уровень умственного развития;  психофизическое состояние.  Методика «Кактус» помогает выявить особенности психоэмоционального  состояния испытуемого, определить его устойчивость к стрессу и подверженность  агрессии (а также её интенсивность) и понять причины, вызывающие негативные  чувства у ребёнка. Проанализировав результаты диагностики, экспериментатор легко  сможет сделать вывод, является ли малыш целеустремлённым, импульсивным,  эгоцентричным, скрытным или демонстративным.  Английская писательница Айрис Мёрдок говорила: «Искусство — вещь  неудобная, с ним шутки плохи. Рисунок выражает единственную правду, которая, в  конечном счёте, имеет значение. Только при свете искусства могут быть исправлены  дела человеческие».  Процедура проведения диагностики среди младших школьников  Приём можно использовать в работе с детками старше 3 лет, то есть с теми, кто  достаточно уверенно держит в руке карандаш. При этом неважно, насколько хорошо  ребёнок владеет пишущим предметом — все штрихи и линии, которые затем будут  исследоваться, не требуют художественных навыков. Желательно проводить тестирование  в индивидуальной форме, но в случае необходимости несколько детей можно объединить в  небольшую группу (допускается проведение тестирования в малых группах).  Для испытуемого нужно подготовить лист бумаги формата А4, простые и цветные  карандаши.  Инструкция для ребёнка:1. Представь, что ты увидел красивый кактус.  2. Запомни все детали этого образа и по сигналу начинай рисовать цветок.  3. Отвлекаться и задавать вопросы нельзя.  Если малыш до этого момента не видел растение — не беда: взрослому просто необходимо рассказать о существовании цветка с колючками.  На тест выделяется столько времени, сколько нужно ребёнку для создания  рисунка, однако период работы над заданием не должен длиться более 30 минут. Методика допускает создание как чёрно­белого изображения, так и цветного. Трактовку  раскрашенного рисунка рекомендуется проводить с профессиональным детским  психологом, так как только он сможет правильно сделать выводы из  такого многоуровневого теста.  Для создания более полной картины взрослому после завершения ребёнком  рисунка необходимо задать несколько наводящих вопросов:   Ты нарисовал домашний кактус или дикий?    Можно ли к нему прикасаться? Он сильно колючий?   Приятно ли этому кактусу, когда за ним ухаживают? Поливают, удобряют?   Каким станет твой «питомец», когда подрастёт? Опиши размер, иголки,  отростки.  Обработка и интерпретация результатов  Анализ манеры рисования  Сила нажима и характер линий  Чтобы оценить первый параметр, следует рассматривать изображение с обратной  стороны листа. Если нажим сильный, то это говорит о растущем напряжении ребёнка.  Когда твёрдостью подчёркивается какая­то одна деталь — это свидетельство  импульсивности испытуемого. А вот слабый, еле заметный нажим говорит об угнетённом  состоянии духа, общефизической и душевной слабости.   Отрывистые линии в рисунке говорят о порывистости в характере ребёнка. Такие  дети быстро загораются каким­то делом, но редко доводят начатое до конца. Если кактус  изображён штрихами, то это говорит о том, что маленький художник чем­то очень  обеспокоен, неуверен в себе. Когда все линии пролегают чётко и равномерно, можно  утверждать: испытуемый способен адекватно оценивать ситуацию и не сомневается в своих силах.  Расположение и размер  Если малыш нарисовал растение внизу листа, это явный признак заниженной  самооценки. Расположение вверху, наоборот, говорит о слишком высоком мнении о себе.Также стоит обратить внимание на сторону, в которую тяготеет  изображённый кактус: вправо — ребёнок ориентирован на будущее, влево — испытуемый  склонен к постоянному анализу прошлого. Нормой считается рисунок, разместившийся  посередине, такое положение сигнализирует о том, что тестируемый сосредоточен на  тех событиях, которые происходят с ним в настоящем.  Важной характеристикой является и размер изображения. Если кактус занимает  меньше трети листа, значит, у ребёнка самооценка занижена. Рисунок, размер которого  составляет более 2/3 листа, свидетельствует о завышенном самомнении. Кактус  получился крупным — можно говорить о том, что малыш стремится к лидерству, а в  его характере присутствует зацикленность на самом себе. Маленькое растение выдаёт  неуверенность, слабость и зависимость испытуемого от мнения окружающих — такой  малыш не принимает решения без одобрения взрослого.  Рассмотрение сюжета рисунка  К этой части анализа относится рассмотрение самого кактуса, фона и других  возможных персонажей (имеют значение все детали рисунка: размер, цвет кактуса, иголки  или их отсутствие и даже то, «помещено» растение в горшок или нет).  При исследовании образа растения принимается во внимание такой момент:  похоже ли оно на реально существующий цветок или же изображено в виде  мультипликационного героя. В первом случае можно говорить о том, что у ребёнка очень реалистичный подход к жизни, он знает, где нужно вести себя «по­взрослому», а  когда можно остаться малышом. Например, испытуемый понимает, что если выполнит  задание не так, как от него ожидают, то не только расстроит этим родителей, но и может не поступить в школу (или не перейти в следующий класс). Когда кактус нарисован в виде  анимационного персонажа, это свидетельствует об инфантильности тестируемого,  богатой фантазии.  Условия теста не подразумевают изображение дополнительных персонажей, но они могут присутствовать на рисунке ребёнка. Любые существа, которых малыш добавил ккактусу, а также отростки, цветы или какие­либо предметы свидетельствуют о том,  что у испытуемого хорошие отношения с другими людьми, ему комфортно в социуме  и тяжело работать в одиночку.   Специалисты пришли к выводу, что в детских рисунках можно выделить ряд  общих черт, которые дают чёткие представления о характере ребёнка:         злобность выражается в изображении большого количества иголок, при  этом они длинные и торчащие;  о демонстративности испытуемого можно говорить, когда цветок простой  формы и нарисован жирными линиями с редкими иголками;  свидетельство оптимизма тестируемого — крупный кактус с улыбкой до  ушей;  тревожность проявляется созданием изображения в тёмных оттенках с  густыми колючками;  незамысловатый и одинокий кактус означает интравертность ребёнка;  тестируемый нуждается в домашней защите, если рисует растение в горшке; об одиночестве малыша говорит изображение цветка в пустыне.  Толкование цветовой гаммы  Особенности психики можно определить по тому, какие цвета ребёнок использует  для раскрашивания рисунка. Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой  обладает ребёнок:   зелёный символизирует постоянство и уверенность;   жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;       синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в  конкретный период времени;  красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;  серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;  белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со  зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;  чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно,  слишком избалован.  Трактовка ответов на дополнительные вопросыОтветы на вопросы не имеют самостоятельных толкований как таковых, потому  что беседа проводится с ребёнком только лишь для того, чтобы подтвердить выводы,  которые будут сделаны при анализе рисунка. Например, если ребёнок говорит, что  нарисовал дикий кактус, можно с более высокой долей вероятности утверждать:  он стремится к одиночеству, самостоятельности, свободе. Описание домашнего растения  — показатель того, что малышу комфортно в тех эмоционально­психологических  условиях, в которых проходит его жизнь. Если, по словам испытуемого, кактус «лысый»,  то ребёнок полностью открыт для окружающих, а вот повествование о колючем цветке  говорит об агрессивности тестируемого. Осознание того, что за «питомцем» нужно  ухаживать, показывает, наоборот, отсутствие злобы и дружелюбность в характере.   Отзывы о тестировании  Многие педагогические работники дают достаточно высокую оценку методике  «Кактус»:  «О, знаю эту методику, на практике с детьми проводила. Из всех моих  «подопытных кроликов» столько агрессивных оказалось. Кстати, были дети, которые  рисовали без иголок и цветочки на кактусе изображали. Так что не все видели кактусы  только с иголками, некоторые дети рисовали вообще без них». А ряд учителей считает принятую систему интерпретации недостаточной,  утверждая, что она содержит мало толкований версий рисунка: «Попробуйте ради интереса предложить разным людям нарисовать кактус, не  объясняя, зачем это нужно, и сами увидите, что бывают кактусы с острыми колючками,  мягкими, кудряшками и даже лысые. У меня так дети рисовали, что колючки были  внутри.»  «По одному тесту уровень агрессии у детей определять нельзя. Для этого надо  провести комплексную диагностику. Так хочется крикнуть психологам: «Господа, будьте  грамотными, тогда и общество у нас будет психологически грамотным!».  Методика «Кактус» позволяет сделать вывод об уровне психоэмоционального  состояния детей и выявить агрессию. По итогам исследования психолог может  рекомендовать ребёнку дополнительные тесты для выявления природы диагностированных проблем и разработать вместе с родителями оптимальный коррекционный план.