Попадая в новый коллектив, ребёнок испытывает стресс. И совершенно неважно, с каким настроением малыш начинает ходить в школу или детский сад: желание или нежелание посещать эти учреждения напрямую связаны с тем, как он воспринимает окружающих и как они относятся к нему. Именно в исследовании эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников и помогает методика «Кактус».
Методика «Кактус» позволяет сделать вывод об уровне психоэмоционального состояния детей и выявить агрессию. По итогам исследования психолог может рекомендовать ребёнку дополнительные тесты для выявления природы диагностированных проблем и разработать вместе с родителями оптимальный коррекционный план.
МЕТОДИКА «КАКТУС» ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Попадая в новый коллектив, ребёнок испытывает стресс. И совершенно неважно, с
каким настроением малыш начинает ходить в школу или детский сад: желание или
нежелание посещать эти учреждения напрямую связаны с тем, как он воспринимает
окружающих и как они относятся к нему. Именно в исследовании эмоциональной сферы
дошкольников и младших школьников и помогает методика «Кактус».
Суть методики «Кактус»
Приём, разработанный в 90е годы ХХ века преподавателем кафедры клинической
психологии МГМСУ Мариной Алекандровной Панфиловой, считается одним из самых
простых, тем не менее он очень информативен. Его суть проста: ребёнку предлагается
нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет. При составлении теста автор
руководствовался тем, что именно проективные методики, рисуночные в частности,
являются наиболее полезными для диагностики детей. Это связано с тем, что через
рисунок малыш неосознанно демонстрирует:
отношение к миру;
своё место среди окружающих его людей;
сформированное мировоззрение;
уровень умственного развития;
психофизическое состояние.
Методика «Кактус» помогает выявить особенности психоэмоционального
состояния испытуемого, определить его устойчивость к стрессу и подверженность
агрессии (а также её интенсивность) и понять причины, вызывающие негативные
чувства у ребёнка. Проанализировав результаты диагностики, экспериментатор легко
сможет сделать вывод, является ли малыш целеустремлённым, импульсивным,
эгоцентричным, скрытным или демонстративным.
Английская писательница Айрис Мёрдок говорила: «Искусство — вещь
неудобная, с ним шутки плохи. Рисунок выражает единственную правду, которая, в
конечном счёте, имеет значение. Только при свете искусства могут быть исправлены
дела человеческие».
Процедура проведения диагностики среди младших школьников
Приём можно использовать в работе с детками старше 3 лет, то есть с теми, кто
достаточно уверенно держит в руке карандаш. При этом неважно, насколько хорошо
ребёнок владеет пишущим предметом — все штрихи и линии, которые затем будут
исследоваться, не требуют художественных навыков. Желательно проводить тестирование
в индивидуальной форме, но в случае необходимости несколько детей можно объединить в
небольшую группу (допускается проведение тестирования в малых группах).
Для испытуемого нужно подготовить лист бумаги формата А4, простые и цветные
карандаши.
Инструкция для ребёнка:1. Представь, что ты увидел красивый кактус.
2. Запомни все детали этого образа и по сигналу начинай рисовать цветок.
3. Отвлекаться и задавать вопросы нельзя.
Если малыш до этого момента не видел растение — не беда: взрослому просто
необходимо рассказать о существовании цветка с колючками.
На тест выделяется столько времени, сколько нужно ребёнку для создания
рисунка, однако период работы над заданием не должен длиться более 30 минут. Методика
допускает создание как чёрнобелого изображения, так и цветного. Трактовку
раскрашенного рисунка рекомендуется проводить с профессиональным детским
психологом, так как только он сможет правильно сделать выводы из
такого многоуровневого теста.
Для создания более полной картины взрослому после завершения ребёнком
рисунка необходимо задать несколько наводящих вопросов:
Ты нарисовал домашний кактус или дикий?
Можно ли к нему прикасаться? Он сильно колючий?
Приятно ли этому кактусу, когда за ним ухаживают? Поливают, удобряют?
Каким станет твой «питомец», когда подрастёт? Опиши размер, иголки,
отростки.
Обработка и интерпретация результатов
Анализ манеры рисования
Сила нажима и характер линий
Чтобы оценить первый параметр, следует рассматривать изображение с обратной
стороны листа. Если нажим сильный, то это говорит о растущем напряжении ребёнка.
Когда твёрдостью подчёркивается какаято одна деталь — это свидетельство
импульсивности испытуемого. А вот слабый, еле заметный нажим говорит об угнетённом
состоянии духа, общефизической и душевной слабости.
Отрывистые линии в рисунке говорят о порывистости в характере ребёнка. Такие
дети быстро загораются какимто делом, но редко доводят начатое до конца. Если кактус
изображён штрихами, то это говорит о том, что маленький художник чемто очень
обеспокоен, неуверен в себе. Когда все линии пролегают чётко и равномерно, можно
утверждать: испытуемый способен адекватно оценивать ситуацию и не сомневается в
своих силах.
Расположение и размер
Если малыш нарисовал растение внизу листа, это явный признак заниженной
самооценки. Расположение вверху, наоборот, говорит о слишком высоком мнении о себе.Также стоит обратить внимание на сторону, в которую тяготеет
изображённый кактус: вправо — ребёнок ориентирован на будущее, влево — испытуемый
склонен к постоянному анализу прошлого. Нормой считается рисунок, разместившийся
посередине, такое положение сигнализирует о том, что тестируемый сосредоточен на
тех событиях, которые происходят с ним в настоящем.
Важной характеристикой является и размер изображения. Если кактус занимает
меньше трети листа, значит, у ребёнка самооценка занижена. Рисунок, размер которого
составляет более 2/3 листа, свидетельствует о завышенном самомнении. Кактус
получился крупным — можно говорить о том, что малыш стремится к лидерству, а в
его характере присутствует зацикленность на самом себе. Маленькое растение выдаёт
неуверенность, слабость и зависимость испытуемого от мнения окружающих — такой
малыш не принимает решения без одобрения взрослого.
Рассмотрение сюжета рисунка
К этой части анализа относится рассмотрение самого кактуса, фона и других
возможных персонажей (имеют значение все детали рисунка: размер, цвет кактуса, иголки
или их отсутствие и даже то, «помещено» растение в горшок или нет).
При исследовании образа растения принимается во внимание такой момент:
похоже ли оно на реально существующий цветок или же изображено в виде
мультипликационного героя. В первом случае можно говорить о том, что у ребёнка очень
реалистичный подход к жизни, он знает, где нужно вести себя «повзрослому», а
когда можно остаться малышом. Например, испытуемый понимает, что если выполнит
задание не так, как от него ожидают, то не только расстроит этим родителей, но и может не
поступить в школу (или не перейти в следующий класс). Когда кактус нарисован в виде
анимационного персонажа, это свидетельствует об инфантильности тестируемого,
богатой фантазии.
Условия теста не подразумевают изображение дополнительных персонажей, но они
могут присутствовать на рисунке ребёнка. Любые существа, которых малыш добавил ккактусу, а также отростки, цветы или какиелибо предметы свидетельствуют о том,
что у испытуемого хорошие отношения с другими людьми, ему комфортно в социуме
и тяжело работать в одиночку.
Специалисты пришли к выводу, что в детских рисунках можно выделить ряд
общих черт, которые дают чёткие представления о характере ребёнка:
злобность выражается в изображении большого количества иголок, при
этом они длинные и торчащие;
о демонстративности испытуемого можно говорить, когда цветок простой
формы и нарисован жирными линиями с редкими иголками;
свидетельство оптимизма тестируемого — крупный кактус с улыбкой до
ушей;
тревожность проявляется созданием изображения в тёмных оттенках с
густыми колючками;
незамысловатый и одинокий кактус означает интравертность ребёнка;
тестируемый нуждается в домашней защите, если рисует растение в горшке;
об одиночестве малыша говорит изображение цветка в пустыне.
Толкование цветовой гаммы
Особенности психики можно определить по тому, какие цвета ребёнок использует
для раскрашивания рисунка. Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой
обладает ребёнок:
зелёный символизирует постоянство и уверенность;
жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в
конкретный период времени;
красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со
зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно,
слишком избалован.
Трактовка ответов на дополнительные вопросыОтветы на вопросы не имеют самостоятельных толкований как таковых, потому
что беседа проводится с ребёнком только лишь для того, чтобы подтвердить выводы,
которые будут сделаны при анализе рисунка. Например, если ребёнок говорит, что
нарисовал дикий кактус, можно с более высокой долей вероятности утверждать:
он стремится к одиночеству, самостоятельности, свободе. Описание домашнего растения
— показатель того, что малышу комфортно в тех эмоциональнопсихологических
условиях, в которых проходит его жизнь. Если, по словам испытуемого, кактус «лысый»,
то ребёнок полностью открыт для окружающих, а вот повествование о колючем цветке
говорит об агрессивности тестируемого. Осознание того, что за «питомцем» нужно
ухаживать, показывает, наоборот, отсутствие злобы и дружелюбность в характере.
Отзывы о тестировании
Многие педагогические работники дают достаточно высокую оценку методике
«Кактус»:
«О, знаю эту методику, на практике с детьми проводила. Из всех моих
«подопытных кроликов» столько агрессивных оказалось. Кстати, были дети, которые
рисовали без иголок и цветочки на кактусе изображали. Так что не все видели кактусы
только с иголками, некоторые дети рисовали вообще без них».
А ряд учителей считает принятую систему интерпретации недостаточной,
утверждая, что она содержит мало толкований версий рисунка:
«Попробуйте ради интереса предложить разным людям нарисовать кактус, не
объясняя, зачем это нужно, и сами увидите, что бывают кактусы с острыми колючками,
мягкими, кудряшками и даже лысые. У меня так дети рисовали, что колючки были
внутри.»
«По одному тесту уровень агрессии у детей определять нельзя. Для этого надо
провести комплексную диагностику. Так хочется крикнуть психологам: «Господа, будьте
грамотными, тогда и общество у нас будет психологически грамотным!».
Методика «Кактус» позволяет сделать вывод об уровне психоэмоционального
состояния детей и выявить агрессию. По итогам исследования психолог может
рекомендовать ребёнку дополнительные тесты для выявления природы диагностированных
проблем и разработать вместе с родителями оптимальный коррекционный план.