методика корсунской
Первый из общих принципов: решение специальной задачи
обучения — формирование речи у глухого дошкольника —
осуществляется на основе его всестороннего развития. При
этом оно должно по возможности протекать в единстве с
организацией быта, воспитанием детей и в процессе
обучения различным видам деятельности, которые
предусмотрены программой для слышащих детей.
Второй принцип: ведущим средством для решения
образовательных и воспитательных задач является
направленное обучение. При этом используются различные
общие и специальные приемы и средства обучения,
компенсирующие в ходе развития дефекты, связанные с
нарушением слуха.
Для того чтобы реализовать выдвинутые принципы на
практике, оказалось необходимым тщательно изучить, во-
первых, систему воспитания слышащих дошкольников,
исходя из общности возраста, а во-вторых, систему
воспитания и обучения глухих школьников младшего
возраста, пришедших в школу без дошкольной подготовки
(без речи), исходя из общности дефекта.
У глухонемого без специального обучения не развивается
словесное общение, которое является необходимым
условием и продуктивным средством обучения и воспитания
слышащего ребенка. Для того чтобы глухому ребенку стал
доступен тот же путь формирования речи в общении, каким
идут его слышащие сверстники, нужно отыскивать новые,
дополнительные средства.
Принципы обучения речи. На основе изложенных общих
положений системы дошкольного воспитания разработаны
частные принципы формирования речи, являющиеся
средством компенсации речевого и психического
недоразвития глухого ребенка от двух до семи лет.
Дактильная речь. …Огромным преимуществом дактильной
речи является и то, что овладение ею может происходить в единстве с обучением дошкольников разным видам
деятельности.
Письменная речь. Овладеть письменной речью — значит
научиться понимать письменный текст и научиться излагать
мысли в письменной форме. При этом письменная речь не
является простым переводом устной речи в письменные
знаки. Чтобы овладеть письменной речью, глухому
недостаточно только усвоить технику чтения и технику
письма. Письменная речь — особая речевая функция,
отличающаяся от устной своим построением, способом
функционирования. Во время подготовительных упражнений
на развитие внимания детей учат различать буквы. В этот же
период используются таблички со словами-названиями и
словами-обращениями для глобального различения.
Устная речь. Обучение устной речи, т. е. произношению и
чтению с губ, — составная часть общей системы обучения
речи глухих дошкольников. Но обучение устной речи имеет
свою систему, связанную со спецификой формирования
произношения. При этом надо помнить об основных условиях,
которые способствуют развитию устной внятной,
членораздельной речи:
1. Воспитание у детей установки на устную речь, привычки
пользоваться ею в общении.
2. Обеспечение общего развития детей; накопление ими
большого запаса слов в дактильной форме.
3. Своевременный переход от использования таблички и
дактильного проговаривания слова к устному (от
приближенного произношения ко все более точному по мере
усвоения звуков).
4. Своевременное, повседневное и неуклонное исправление в
речи воспитанников фонетических, лексических и
грамматических ошибок не только на занятиях, но и в
непосредственном общении.
5. Возможно более широкое общение глухих детей,
овладевающих речью, со слышащими
Методика корсунской
Методика корсунской
Методика корсунской
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.