Методика "Негативные эмоции в работе педагога". Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Педагоги не только ознакомятся с "человеческими" отрицательными эмоциями, которые проявляются почти у всех людей как на работе, так и дома, но и смогут с помощью теста дать оценку своему состоянию.Методика "Негативные эмоции в работе педагога". Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Педагоги не только ознакомятся с "человеческими" отрицательными эмоциями, которые проявляются почти у всех людей как на работе, так и дома, но и смогут с помощью теста дать оценку своему состоянию.
Тест определения характера эмоциональных переживаний педагога.
(авторская разработка)
Цель: выявить уровень преобладаний эмоциональных переживаний у педагога и умение
справляться с ними.
Инструкция: выберите один из предлагаемых ответов. Соотнесите ответы с ключом, подсчитайте
баллы.
Вопросы:
1. С каким эмоциональным настроем, на ваш взгляд, педагог должен приходить на работу :
а/ всегда в приподнятом, радостном настроении;
б/ педагог имеет право на свое настроение и дома, и на работе;
2. Может ли педагог на работе испытывать негативные переживания (злость, раздражение,
гнев)?
а/ да, конечно; б/ нет, это недопустимо;
3. От чего (от кого) обычно зависят ваши негативные переживания?
а/ от общения с проблемными детьми; б/ от общения с некоторыми коллегами,
администрацией; в/ от обстановки в семье;
4. Что чаще всего предшествует появлению негативных, отрицательных эмоций?
а/ сама мысль , что надо идти на работу; б/ замечания, придирки коллег и домашних; в/
плохое самочувствие;
5. Как часто вы испытываете усталость?
а/ с самого утра; б/ к середине дня; в/ после волнения, раздражения, крика;
6. Если в общении с какимто конкретным человеком возникают сильные негативные чувства,
с которыми никак не получается справиться, вы видите, что:
а/ это общение похоже на общение с неприятным человеком из вашей жизни; б/ здесь
кроются более веские причины негатива; в/ это признак плохого самочувствия;
7. Эмоциональная гигиена – это:
а/ постоянно находиться в стабильном, радостном настроении; б/ уметь подавлять в себе
негативные, отрицательные эмоции; в/ уметь выражать эмоции, управлять ими;
8. Какие способы выражения чувств (эмоций) вы чаще всего используете?
а/ выговориться, комуто рассказать о своих переживаниях; б/ ответить обидчику тем же;
в/ выместить обиду на комто;
9. Какой эмоциональный фон чаще всего преобладает у вас?
а/ состояние чаще всего подавленное, раздраженное; б/ состояние скачкообразное: то
раздражение, гнев, то хорошее настроение; в/ раздражения появляются периодически и с
ними получается, как правило, справиться.
Обработка данных и интерпретация результатов.
Полученные ответы соотносятся с ключом:
ответы
вопросы
Колич.
баллов
1
+
2
+
3
+
+
+
4
+
+
+
5
+
+
6
+
7
+
+
9
+
+
8
+
+
а
б
ввсего
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Полученные баллы
суммируются. Сумма совпадений является показателем преобладания негативных эмоций
у педагога.
97 баллов – высокий уровень преобладания отрицательных эмоций. Выражается в
постоянно плохом настроении, непереносимости замечаний, указаний, чрезвычайной
нервности, чувстве беспокойства и раздражительности. Неустойчивость и импульсивность
состояний, депрессивные реакции, рассеянность внимания, снижение памяти, неровность в
контактах с людьми может говорить и об эмоциональном истощении (профессиональном
выгорании педагога).
64 балла средний уровень наличия негативных переживаний. Необходимо научиться
выражать чувства, особенно негативные. Причем совершенно необязательно их выражать
тому человеку, с которым они связаны. Самое главное – не носить их в себе. Если
загородить канал выхода негативным чувствам, то и позитивные выразить не получится. А
вот стоит выразить гнев или обиду – и радости найдется дорога.
30 баллов – низкий уровень преобладания отрицательных эмоций. Эмоциональная
устойчивость – основная черта вашего поведения. Вы умеете выражать негативные
переживания, стараетесь не накапливать их в себе, нашли канал выхода через хобби, спорт,
общение.