Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
МЕТОДИКА «НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Эта весьма распространенная методика поможет получить
дополнительные сведения о причинах страхов, беспокойствах ребенка.
Ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не
задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью.
Делать это нужно быстро.
И н с т р у к ц и я д л я р е б е н к а . Мы с тобой поиграем. Я тебе буду
говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори
первое, что придет в голову.
Эксперимент идет в быстром темпе.
1. Мой детский сад…
2. Мой друг…
3. Если меня наказывают, то…
4. Я играю чаще всего…
5. Мои сны…
6. Боюсь…
7. Моя мечта…
8. Моя мама и я…
9. Сделал бы все, чтобы забыть…
10. Не люблю, когда меня…
11. Плачу, когда…
12. Когда меня спрашивают…
13. Мой папа и я…
14. Когда смотрю «ужасы» в кино…
15. Когда я один дома…
16. Моя воспитательница…
17. Когда меня мама ругает…
18. Больше всего люблю…
19. Когда прихожу в детский сад…
20. Когда бывает темно…
21. Когда мой папа…
22. Ребята в детском саду…
23. Когда меня спрашивают на занятии…24. Когда моя мама…
25. Когда все ругаются…
26. Когда я выхожу играть во двор…
27. Я всегда хотел…
28. Меня беспокоит…
29. Скрываю…
30. Старшие ребята…
Законченные предложения можно разделить на 6 групп:
1. Отношение к отцу
2. Отношение к матери
3. Отношение к себе
4. Отношение к сверстникам
5. Отношение к детскому саду
6. Страхи и опасности
Порядковый номер предложения
13, 21
8, 24
3, 4, 7, 10, 12, 18, 27, 29
2, 22, 26, 30
1, 16, 9, 23
5, 6, 9, 11, 14, 15, 17, 20, 25, 28
Эта методика проста по содержанию, но хорошо выявляет скрытые
переживания ребенка, которые порой не удается выявить в свободной
беседе. Ответы на вопросы могут выражать положительное,
отрицательное или безразличное отношение ребенка. Методика
помогает разобраться в многообразной системе отношений ребенка и
найти путь реальной психологической помощи ему.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА
ДЕТСКОГО САДА МЕТОДОМ НАБЛЮДЕНИЯ
Наблюдение по плану:
1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро
действовать:
а) легко включается в работу;
б) активно действует;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует ребенок на замечание воспитателя:
а) говорит, что больше не будет, но через некоторое время опять
делает то же самое;
б) не слушает и поступает по своему. Бурно реагирует на замечания;в) выслушивает молча;
г) молчит, обижен, переживает.
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него
ситуациях;
а) быстро с жаром, но прислушивается к высказыванию других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большой уверенностью.
4. Как ведет себя в непривычной обстановке (в кабинете врача,
заведующего и др.):
а) легко ориентируется, проявляет активность;
б ) активен, отмечается повышенная возбудимость;
в) спокойно рассматривает окружающее;
г) робок, растерян.
Для наблюдений по этому плану можно использовать следующий его
вариант (в соответствующих графах ставить + или –).
Пункты плана наблюдений
1
2
3
4
Варианты
реакции
А
Б
В
Г
П р и м е ч а н и е . Если обнаруживается, что большинство случаев реакции
ребенка типа А, то можно говорить о преобладании у него черт сангвинического
темперамента, типа Б – холеристического, типа В – флегматического и типа Г –
меланхолического.
План наблюдения и оформления таблицы заносится в контрольную
работу, делаются выводы, даются рекомендации по подходу к детям с
учетом их индивидуальнотопологических особенностей.