Методика обучения фонетике иностранного языка
Оценка 4.6

Методика обучения фонетике иностранного языка

Оценка 4.6
Разработки уроков +1
pdf
немецкий язык +2
5 кл—11 кл +1
05.08.2019
Методика обучения фонетике иностранного языка
" Методика обучения фонетике иностранного языка " отображает методы обучения направленные на немецкий язык. Поможет всем начинающим преподавать немецкий язык в школах , в высших учебных заведениях , в колледжах и любых других обучающих заведениях , таких как языковые школы.
0b08-000352df-db4c839c.pdf

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине:

 

«Методика обучения фонетике иностранного языка»

 

 По теме:

 

«Основные правила немецкого словесного ударения»

 

 

 

 

 

 Исполнитель:

Алексеева Ирина Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2019 год

 

Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

I.  Словесное ударение_________________________________________ 4

II.  Правила словесного ударения в немецком языке___________________ 6

Заключение__________________________________________________ 10

Список литературы____________________________________________ 11

 

 

Введение

 

Выбор моей темы связан, прежде всего, с её актуальностью. Ведь учащиеся, изучающие немецкий язык, должны  уметь правильно произносить и безошибочно ставить ударение в словах. Зачастую неверное ударение может изменить смысл слова:

Такие ошибки, конечно же, неизбежно ведут к недопониманию партнёров по общению. Именно поэтому я считаю, что равное внимание при обучении немецкому языку, как, впрочем, и любому другому, необходимо уделять не только грамматике и лексике, но и фонетике. Причём следует формировать у учеников правильные слухо-произносительные навыки.

В этой работе мною также сформулированы основные правила словесного ударения в немецком языке. Но особое внимание я бы хотела уделить именно ударению в сложных немецких словах. Во-первых, потому, что наличие сложных слов является своеобразной чертой немецкого языка. Во-вторых, овладение правилами ударения в сложных немецких словах, как правило, представляет наибольшие трудности для учащихся. Так как в русском языке таких многосложных слов очень и очень мало. 

Знания правил словесного ударения в сложных немецких словах, вместе с другими умениями и навыками, обязательны для изучающих немецкий язык, чтобы не только понимать речь носителя языка, но и быть просто образованным человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


I. Словесное ударение

 

Физическое свойство звуковой материи - сила или интенсивность звучания используется в немецком и русском языках как основа словесного ударения. Словесное ударение – это выделение одного из слогов слова.

Это выделение происходит при помощи различных фонетических средств. Если ударный слог требует большей напряжённости мышц речевого аппарата, то ударение называют  динамичным. Если ударный слог требует изменение высоты основного тона голоса, то это музыкальное ударение. Ударный слог характеризуется также увеличением длительности – квантитативное ударение. 

Немецкое ударение, как отмечают многие лингвисты и фонетисты – Л.В.Шишкова, О.Х. Цахер, М.Г.Кравченко, – динамичное, но не квантитативное. 

Исследования динамического ударения очень сложны и трудны, но они возможны. Трудность исследований связана с многокомпонентностью ударения, включающего в себя и интенсивность, и длительность.

Внешними характеристиками словесного ударения являются его место и подвижность.

Как отмечает М.Г.Кравченко, словесное ударение в языках может быть свободным или связанным.

Словесное ударение в немецком языке является фонетически свободным, то есть может падать на любой слог в слове, например:

richtig, verstehen.

Принцип свободного ударения используется в немецком языке для различения слов, например:

Passiv – passiv, Aktiv – aktiv.

Как отмечает Р.Р.Кспранский, в немецком языке различают три степени словесного ударения по силе: главное, второстепенное и нулевое.

Простое слово в немецком языке, как и в большинстве других языков, обладающих словесным ударением, произносится с одним ударением.

В сложных словах немецкого языка имеется два ударения: только главное и второстепенное. Компоненты сложного слова могут состоять из двух и более основ:

Strassenbahn haltestelle.

Итак, мы видим, что для немецкого языка характерно три вида ударений. Именно с этим связаны многочисленные ошибки учащихся при овладении словесным ударением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Правила словесного ударения в немецком языке

 

1.                В простых словах главное ударение несет первый корневой слог слова: abend, fragen. 

2.                В производных словах с немецкими приставками главным ударением может выделяться либо корень слова, либо приставка.

а) Главное ударение падает на корень слова, если перед ним стоит

безударная неотделяемая приставка: be-, ge-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-, например: besuchen, gewinnen.

б) В глаголах с неотделяемой приставкой и во многих существительных и прилагательных, имеющих переносное значение, приставки voll-, hinter-, wieder-, wider-, unter-, um-, durch- имеют второстепенное ударение, а корень – главное:

vollenden – Vollendung – vollendet

в) В словах с приставками ab-, an-, auf-, aus-, ein-, mit-, nach-, vor-, zwischen- главное ударение падает на приставку, а второстепенное – на корень слова: abgeben, Abgabe.

г) В производных словах с немецкими суффиксами главное ударение несет начальный корневой слог слова, а суффиксы могут иметь либо второстепенное, либо нулевое ударение.

Нулевое ударение имеют суффиксы –e, -er, -ler, -ner, -en, -chen с редуцированным гласным [э]: Lehrer, Madchen, leben.

Второстепенное ударение имеют суффиксы с полным гласным: -bar, haft, -heit, -keit, -sam, -sal, -schaft, -tum, -los, -at, -nis, -ung, -ing, -ling, -lein, lich: Freiheit, Zeitung.

Ударение в иноязычных словах сохраняется согласно произносительным нормам того языка, из которого они заимствованы. 

Вышеперечисленные правила касались лишь простых и производных слов. 

 

Сложные существительные

Самую обширную группу сложных слов составляют сложные существительные.

Компоненты сложного существительного могут состоять как из одной основы, так и из нескольких основ, например: Flugzeughalle,

Festtagsfeuerwerk, Schulfunksendeplan.

В двухосновных сложных существительных главное ударение падает на корень определяющего слова, стоящего, как правило, на первом месте, а второстепенное – на корень определяемого, находящегося на втором месте:

abendbrot

Mondlicht.

Трехосновные сложные существительные обычно имеют главное ударение на первой основе, вторая произносится как безударная, а второстепенное ударение падает на третью основу: Fallschirmspringer.

 

Сложные прилагательные

В сложных прилагательных главное ударение, как правило, падает на первую основу, а второстепенное – на вторую:

sekundenlang, altdeutsch, altmodisch.

 

Сложные глаголы

Сложные глаголы несут главное ударение на первую основу, а второстепенное - на вторую:

kennen lernen heimkehren kaltstellen

В некоторых сложные глаголах первая часть не отделяется, но ударение распределяется также, как и при отделяемой первой части.

Главное ударение на второй части имеют несколько сложных глаголов, например:

frohlocken, willfahren, offenbaren.

 

Ударение в сложных наречиях

Большинство сложных наречий, согласно О.Г. Козьмину, имеют только одно ударение, которое обычно падает на вторую основу:

hinauf, herab, sofort, unterwegs.

В сложных наречиях с первым компонентом -da ударение падает на вторую основу:

damit, darum.

Но при усиленном указательном значении ударение может падать и на первую основу:

dazu, danach.

 

Ударения в сложных числительных

В сложных числительных обычно все компоненты одинаково сильно ударяемы, например:

vierhundertzwölf.

Hо в зависимости от замысла говорящего, один из компонентов может получать главное ударение, например:

Er ist vierunddreißig aber nicht vierundzwanzig Jahre alt.

При счете главное ударение получает первый компонент:

einunddreißig, zweiunddreißig.

 

Ударение в вопросительных местоимениях

Вопросительные местоимения, согласно Р.М. Уроевой, имеют только одно ударение. Оно падает на второй компонент, например:

worauf, weshalb, warum.

 

Ударение в междометиях

Междометия, которые чаще всего бывают двусложными, получают ударение обычно на последнем слоге, например:

hoi ho trara ollala

Все изложенные выше правила являются основными правилами ударения в немецком языке. Однако может встретиться целый ряд слов, особенно имен, названий, заимствований, где место ударения неясно. Поэтому в трудных случаях следует все-таки пользоваться справочниками и словарями по немецкому произношению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, в своей работе я охарактеризовала ударение в слове как явление в языке, а также определила основные правила постановки словесного ударения в немецком языке. Я считаю, что обучающиеся должны владеть основами правильного ударения в словах. Ведь именно от ударения зависит смысл слова. Если, например, перенести ударение с первого слога на второй - то значение потеряется, а слово для носителя немецкого языка будет лишь непонятным набором звуков. Именно поэтому крайне важно знать основные правила постановки ударений в словах, чтобы достичь поставленной коммуникативной задачи.

На самом деле, существует большое количество практических пособий по фонетике, в которых мы можем найти много упражнений по тренировке и корректировке постановки ударения в сложных словах. 

Ведь человек, изучающий немецкий язык, который хочет быть понятым и хочет понимать речь носителя языка, должен быть грамотен не только лексически и грамматически, но и фонетически, что, естественно, подразумевает знания правил немецкого словесного ударения. Только в этом случае ученик может с полным правом сказать, что он владеет немецким языком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.                 Абрамов Б.А. Теоретическая грамматика немецкого языка. Сопоставительная типология немецкого и русского языков: Учебник для вузов. - М.: Владос, 2001.

2.                 Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. -

М.,1956.

3.                 Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранный язык». – М.: Просвещение, 1998.

4.                 Зеленецкий А.Л., Монахов П.Ф. Сравнительная типология немецкого и русских языков: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранный язык». – М.: Просвещение, 1983.- с.55-61. 5. Зыкова М.А. Ударение в сложном существительном в немецком языке//

Вопросы филологии, 2 выпуск – изд-во Ленинградского института, 1969. – с.80-90

6.                 Каспранский Р.Р. Теоретическая фонетика. (Курс лекций для студ.

факультетов и отделений немецкого языка). – Горький, 1973.

7.                 Козьмин О.Г., Сулемова Г.А. Фонетика немецкого языка: Практический курс. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранный язык». – М.: Просвещение, 1982.

8.                 Кравченко М.Г. и др. Ударение и интонация в немецком языке.

Пособие для студентов педагогических институтов. – Л.: Просвещение, 1973

– с. 7-33.

9.                 Крушельницкая К.Г. и др. Очерки по сопоставительной грамматике немецкого и русского языков. – Изд-во литературы на иностранных языках. – М., 1961.

10.            Линднер В.Б. Практическая фонетика немецкого языка. Пособие для учителей средней школы. – М.: Учпедгиз, 1951.

11.            Миловидова Р.В. Вводно-коррективный фонетический курс немецкого языка. – М.: Высшая школа, 1967.

12.            Никонова О.Н. Ударение в немецком языке. Сб. памяти академика Л.В.

Щербы. – Л.. 1951.

13.            Норк О.А., Адамова Н.Ф. Фонетика современного немецкого языка. Нормативный курс (для институтов и факультетов иностранного языка).

Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1976.

14.            Норк О.А., Милюкова Н.А. Фонетика немецкого языка. Практическое пособие для учителей средней школы. – М., Просвещение, 1976. – с. 49-56.

15.            Уроева Р.М., Кузнецова О.Ф. справочник по фонетике и грамматике немецкого языка. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1985 ( на нем. яз.) – с. 29-36

16.            Цахер О.Х. Фонетика немецкого языка (теоретический курс нем. яз.) – Просвещение – Ленинград, 1969.

17.            Шишкова Л.В. и др. Вводный фонетический курс нем. яз. Для фак-тов и пед. ин-тов ин. яз. – Л.: Просвещение, 1977.

18.            Немецко-русский (основной) словарь: 5-е изд., стереотипное – М.: Рус. яз., 1998 – 1040 с.

 

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

Москва 2019 год Содержание

Москва 2019 год Содержание

Введение Выбор моей темы связан, прежде всего, с её актуальностью

Введение Выбор моей темы связан, прежде всего, с её актуальностью

Методика обучения фонетике иностранного языка

Методика обучения фонетике иностранного языка

I. Словесное ударение Физическое свойство звуковой материи - сила или интенсивность звучания используется в немецком и русском языках как основа словесного ударения

I. Словесное ударение Физическое свойство звуковой материи - сила или интенсивность звучания используется в немецком и русском языках как основа словесного ударения

Passiv – pas  siv,  Aktiv – ak  tiv

Passiv – pas  siv,  Aktiv – ak  tiv

II. Правила словесного ударения в немецком языке 1

II. Правила словесного ударения в немецком языке 1

В словах с приставками ab-, an-, auf-, aus-, ein-, mit-, nach-, vor-, zwischen- главное ударение падает на приставку, а второстепенное – на корень слова: abgeben,

В словах с приставками ab-, an-, auf-, aus-, ein-, mit-, nach-, vor-, zwischen- главное ударение падает на приставку, а второстепенное – на корень слова: abgeben,

Mondlicht. Трехосновные сложные существительные обычно имеют главное ударение на первой основе, вторая произносится как безударная, а второстепенное ударение падает на третью основу:

Mondlicht. Трехосновные сложные существительные обычно имеют главное ударение на первой основе, вторая произносится как безударная, а второстепенное ударение падает на третью основу:

В сложных наречиях с первым компонентом -da ударение падает на вторую основу: damit, darum

В сложных наречиях с первым компонентом -da ударение падает на вторую основу: damit, darum

Все изложенные выше правила являются основными правилами ударения в немецком языке

Все изложенные выше правила являются основными правилами ударения в немецком языке

На самом деле, существует большое количество практических пособий по фонетике, в которых мы можем найти много упражнений по тренировке и корректировке постановки ударения в сложных…

На самом деле, существует большое количество практических пособий по фонетике, в которых мы можем найти много упражнений по тренировке и корректировке постановки ударения в сложных…

Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе:

Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе:

Щербы. – Л.. 1951. 9.

Щербы. – Л.. 1951. 9.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2019