Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
МЕТОДИКА «ПИКТОГРАММЫ»
Эта методика была предложена А. Р. Лурия для исследования
опосредованного запоминания и широко используется психологами и
для других целей. Так, например, Ю. А. Полуяновым она была
использована для выявления понимания школьниками содержания
некоторых конкретных нравственных качеств.
Ребёнку предлагаются чистый лист бумаги и цветные карандаши или
фломастеры.
И н с т р у к ц и я . Я буду говорить тебе разные слова, а ты постарайся
их запомнить. Чтобы легче тебе это было сделать, ты можешь каждое
слово, которое я тебе говорю, зарисовать на бумаге. Рисовать можешь
как угодно, лишь бы рисунок помог тебе вспомнить названное слово.
Можешь рисовать предметы, какиелибо значки или ещё чтонибудь.
Затем медленно читаются следующие слова: весёлый праздник, тяжёлая
работа, вкусный ужин, развитие, строгая воспитательница, тёплый
ветер, слепой мальчик, обман, весёлая комната, болезнь, расставание,
страх. Если ребёнок начинает тщательно рисовать сюжетную картинку,
остановите его и предложите нарисовать чтото, чтобы могло помочь
потом вспомнить слова, которые вы ему диктовали.
Через 20–30 минут спрашиваете слова, которые вы говорили.
Обязательно фиксируете все высказывания ребёнка во время рисования;
его поведение.
Данная методика помогает выяснить:
– особенности опосредованного запоминания и характер ассоциаций
(какие символы использовались ребёнком для обозначения
предлагаемого слова);
– может ли ребёнок самостоятельно создавать «инструменты» для
запоминания;
– в какой мере умеет создавать и использовать средства психической
и интеллектуальной деятельности, насколько точно совпадают символы
со смыслом слова;
– каковы представления ребёнка, что является значимым в понятии,какие связи вычленяются ребёнком: существенные или несущественные,
случайные;
– умение организовать свою деятельность (экономность
использования пространства листа бумаги, размеры рисунков, их
расположение);
– эмоциональное отношение к предлагаемым понятиям (выражено
это какимлибо образом в цвете, изображении фигур, пространственное
поле отдельного рисунка, то есть сколько места он занял, отношение
рисунков друг к другу);
– уровень воспроизведения;
– преобладание определённого типа мышления (логического,
образного, схематического);
– некоторые черты личности ребёнка – аккуратность, точность,
умение планировать, уровень демонстративности, тревожности,
патологии (нарушении мотивации, вязкость, изменения психомоторного
тонуса, депрессии и другие);
– работоспособность;
– умение удерживать задачу и следовать её в точности с
инструкцией.
При анализе прежде всего следует обратить внимание на то, как
ребёнок реализует поставленную задачу – использовать рисунки для
эффективного запоминания предложенных слов и выражений. Иногда
ребёнок уходит от поставленной задачи, увлекаясь лишь рисованием на
заданную тему. Это свидетельствует о недостаточно сформированной
способности восприятия учебной задачи.
По рисункам мы можем судить и о типе мышления ребёнка:
логическое мышление – ребёнок изображает слова в виде условных
значков или характерных деталей (например, «весёлый праздник» –
рисует один или несколько шариков, «слепой мальчик» – очки, «тёплый
ветер» – несколько волнистых линий или дерево с наклонившимися
ветками), рисунки лаконичные чётко выражены (как правило
расположены все рисунки в одну линию). При выраженном образном
мышлении
наблюдается мысленное
преобразование предметов и ситуаций в «картинки»–сценки. При этом
часто проявляется стремление к завершению рисункасценки: много
(художественный тип)деталей, которые не являются лишними, а лишь подчёркивают
завершённость картинки (например, «весёлый праздник» – рисует детей
с флажками или шариками, «вкусный ужин – стол, на котором стоят
«вкусные» продукты – конфеты, лимонад, торт). Чем больше логически
оправданных деталей в рисунке, тем больше это свидетельствует о
преобладании художественного типа мышления.
Если же
множественное количество деталей необязательно (рисуют тщательно
множество иголок на ёлке – «весёлый праздник»; на столе много
ненужных деталей – чашки, тарелки, много еды, люди, сидящие вокруг
стола, – «вкусный ужин») и повторяется во всех (или в большинстве) то
это может свидетельствовать о вязкости характера (вязкости
мышления, зацикливании), что нередко сопровождает неврозы,
депрессии. При этом, как правило, ребёнок затрудняется изобразить
абстрактные понятия – «развитие», «обман», «тёплый ветер» и другие.
Такого ребёнка нужно проверить по другим методикам, чтобы
убедиться в правильности поставленного диагноза.
Следует обратить внимание и на то, какие связи вычленяются
ребёнком: существенные или несущественные. Экономность рисунка,
использование схематических образов признаки сильного интеллекта.
Этот тест можно рассматривать и как проективный, так как в
рисунках дети отражают скрытые мотивы, личные проблемы и опасения.
Те слова, которые вызывают у ребёнка отрицательные эмоции,
выражены в более крупных по размеру рисунках с преобладанием
тёмных тонов, часто акцентируют при этом какуюто деталь. Если долго
задерживаться на изображении какоголибо слова, то эта ситуация для
ребёнка может быть стрессовой. Следует также в беседе или при
помощи других методик тактично выяснить это.
При помощи этого теста можно также сделать выводы и об
организованности ребёнка (неаккуратные рисунки, разбросанные по
всему листу – хаотичность изображения – признак значительных
нарушений в организации деятельности,
несформированности
планирования, нарушения внимания), его направленности на людей:
экстравертивности и интровертивности (у экстравертов рисунки
больших размеров, яркие, хаотично расположены; у интровертов
рисунки маленькие, скупые, часто все в одном тоне). Иногда можноотметить, что все рисунки маленького размера, в углу листа или на
нижней его части – можно сделать предположение о робости данного
ребёнка, его тревожности, неуверенности в себе. Это также нужно
перепроверить при помощи других методик.