МЕТОДИКА «ПИКТОГРАММЫ»

  • Руководства для учителя
  • rtf
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
Иконка файла материала Методика «Пиктограммы».rtf
МЕТОДИКА «ПИКТОГРАММЫ» Эта   методика   была   предложена   А.   Р.   Лурия   для   исследования опосредованного   запоминания   и  широко   используется   психологами  и для   других   целей.   Так,   например,   Ю.   А.   Полуяновым   она   была использована   для   выявления   понимания   школьниками   содержания некоторых конкретных нравственных качеств. Ребёнку предлагаются чистый лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры. И н с т р у к ц и я . Я буду говорить тебе разные слова, а ты постарайся их запомнить. Чтобы легче тебе это было сделать, ты можешь каждое слово, которое я тебе говорю, зарисовать на бумаге. Рисовать можешь как угодно, лишь бы рисунок помог тебе вспомнить названное слово. Можешь   рисовать   предметы,  какие­либо   значки   или   ещё   что­нибудь. Затем медленно читаются следующие слова: весёлый праздник, тяжёлая работа,   вкусный   ужин,   развитие,   строгая   воспитательница,   тёплый ветер, слепой мальчик, обман, весёлая комната, болезнь, расставание, страх. Если ребёнок начинает тщательно рисовать сюжетную картинку, остановите его и предложите нарисовать что­то, чтобы могло помочь потом вспомнить слова, которые вы ему диктовали. Через   20–30   минут   спрашиваете   слова,   которые   вы   говорили. Обязательно фиксируете все высказывания ребёнка во время рисования; его поведение. Данная методика помогает выяснить: – особенности опосредованного запоминания и характер ассоциаций (какие   символы   использовались   ребёнком   для   обозначения предлагаемого слова); – может ли ребёнок самостоятельно создавать «инструменты» для запоминания; – в какой мере умеет создавать и использовать средства психической и интеллектуальной деятельности, насколько точно совпадают символы со смыслом слова; – каковы представления ребёнка, что является значимым в понятии,какие связи вычленяются ребёнком: существенные или несущественные, случайные; –   умение   организовать   свою   деятельность   (экономность использования   пространства   листа   бумаги,   размеры   рисунков,   их расположение); –  эмоциональное   отношение   к   предлагаемым   понятиям   (выражено это каким­либо образом в цвете, изображении фигур, пространственное поле отдельного рисунка, то есть сколько места он занял, отношение рисунков друг к другу); – уровень воспроизведения; –   преобладание   определённого   типа   мышления   (логического, образного, схематического); –   некоторые   черты   личности   ребёнка   –   аккуратность,   точность, умение   планировать,   уровень   демонстративности,   тревожности, патологии  (нарушении мотивации, вязкость, изменения психомоторного тонуса, депрессии и другие); – работоспособность; –   умение   удерживать   задачу   и   следовать   её   в   точности   с инструкцией. При   анализе   прежде   всего   следует   обратить   внимание   на   то,   как ребёнок   реализует   поставленную   задачу   –   использовать   рисунки   для эффективного запоминания предложенных слов и выражений. Иногда ребёнок уходит от поставленной задачи, увлекаясь лишь рисованием на заданную тему. Это свидетельствует о недостаточно сформированной способности восприятия учебной задачи. По   рисункам   мы   можем   судить   и   о   типе   мышления   ребёнка: логическое   мышление   –   ребёнок   изображает   слова   в   виде   условных значков   или   характерных   деталей   (например,   «весёлый   праздник»   – рисует один или несколько шариков, «слепой мальчик» – очки, «тёплый ветер»   –   несколько   волнистых   линий   или   дерево   с   наклонившимися ветками),   рисунки   лаконичные   чётко   выражены   (как   правило расположены все рисунки в одну линию). При выраженном образном мышлении     наблюдается   мысленное преобразование предметов и ситуаций в «картинки»–сценки. При этом часто   проявляется   стремление   к   завершению   рисунка­сценки:   много (художественный   тип)деталей,   которые   не   являются   лишними,   а   лишь   подчёркивают завершённость картинки (например, «весёлый праздник» – рисует детей с флажками или шариками, «вкусный ужин – стол, на котором стоят «вкусные» продукты – конфеты, лимонад, торт). Чем больше логически оправданных   деталей   в   рисунке,   тем   больше   это   свидетельствует   о преобладании   художественного   типа   мышления.   Если   же множественное количество деталей необязательно (рисуют тщательно множество   иголок   на   ёлке   –   «весёлый   праздник»;   на   столе   много ненужных деталей – чашки, тарелки, много еды, люди, сидящие вокруг стола, – «вкусный ужин») и повторяется во всех (или в большинстве) то это   может   свидетельствовать   о   вязкости   характера   (вязкости мышления,   зацикливании),   что   нередко   сопровождает   неврозы, депрессии.   При   этом,  как   правило,   ребёнок   затрудняется   изобразить абстрактные понятия – «развитие», «обман», «тёплый ветер» и другие. Такого   ребёнка   нужно   проверить   по   другим   методикам,   чтобы убедиться в правильности поставленного диагноза. Следует   обратить   внимание   и   на   то,   какие   связи   вычленяются ребёнком:   существенные   или   несущественные.   Экономность   рисунка, использование схематических образов признаки сильного интеллекта. Этот   тест   можно   рассматривать   и   как   проективный,   так   как   в рисунках дети отражают скрытые мотивы, личные проблемы и опасения. Те   слова,   которые   вызывают   у   ребёнка   отрицательные   эмоции, выражены   в   более   крупных   по   размеру   рисунках   с   преобладанием тёмных тонов, часто акцентируют при этом какую­то деталь. Если долго задерживаться на изображении какого­либо слова, то эта ситуация для ребёнка   может   быть   стрессовой.   Следует   также   в   беседе   или   при помощи других методик тактично выяснить это. При   помощи   этого   теста   можно   также   сделать   выводы   и   об организованности   ребёнка   (неаккуратные   рисунки,   разбросанные   по всему   листу   –   хаотичность   изображения   –   признак   значительных нарушений   в   организации   деятельности,   несформированности планирования,   нарушения   внимания),   его   направленности   на   людей: экстравертивности   и   интровертивности   (у   экстравертов   рисунки больших   размеров,   яркие,   хаотично   расположены;   у   интровертов рисунки  маленькие,  скупые, часто  все в одном тоне). Иногда  можноотметить,  что   все  рисунки   маленького   размера,  в  углу   листа   или  на нижней его части – можно сделать предположение о робости данного ребёнка,   его   тревожности,   неуверенности   в   себе.   Это   также   нужно перепроверить при помощи других методик.

Посмотрите также