«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русская литература
1 кл—4 кл
13.08.2018
Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на уроках литературного чтения. В пособии представлены приемы работы с различными жанрами на уроках литературного чтения в начальных классах, технология работы по составлению характеристики героя, памятки для учителя, словарь литературных терминов, сценарии уроков. Данные рекомендации предназначены для учителей начальных классов. Положительные результаты были получены на базе МАОУ СОШ№ 54 г.Томска.
Дудко НМ Методика по литер чтению.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 54 г.Томска
Методические рекомендации
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Дудко Наталья Михайловна Томск2014
Аннотация
Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных
классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение –
обязательная основа успешного обучения на уроках литературного чтения.
В пособии представлены приемы работы с различными жанрами на уроках
литературного чтения в начальных классах, технология работы по составлению
характеристики героя, памятки для учителя, словарь литературных терминов,
сценарии уроков.
Данные рекомендации предназначены для учителей начальных классов.
Положительные результаты были получены на базе МАОУ СОШ№ 54
г.Томска.
2 Оглавление
Введение............................................................................................................................4
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской
деятельности)...................................................................................................................6
Прием анализа текста через диалог с автором..............................................................7
Технология развития критического мышления……………………….........................8
Приём Синквейн.............................................................................................................10
Нестандартные задания.................................................................................................11
Читательский дневник...................................................................................................14
Работа над литературоведческими понятиями на уроках литературного чтения в
начальной школе
Технология работы применительно к прозаическому тексту....................................22
Технология работы с лирическим текстом..................................................................25
Технология работы со сказкой.....................................................................................33
Технология работы по составлению характеристики героя.......................................43
Заключение.....................................................................................................................47
Литература.....................................................................................................................48
Приложение 1. Памятки для учителя..........................................................................49
Приложение 2. Словарь литературных терминов.......................................................51
Приложение 3. Разработки уроков...............................................................................52
3 Введение
В настоящее время наиболее проработанным методическим направлением в
обучении чтению является формирование у детей правильной читательской
деятельности.
Тип правильной читательской деятельности – «…это
трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и
освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)»
Светловская Н.Н..
Сложившаяся традиционная технология работы с текстом на уроках в
начальной школе, на мой взгляд, не отвечает в полной мере задачам формирования
правильной читательской деятельности и читательской самостоятельности детей,
потому что формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших
задач современной школы. Однако, «… в настоящее время нет единой методики
чтения» Светловская Н.Н..
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах,
где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и
письму, говорению и слушанию.
Выбор технологии работы с текстом определяется пониманием того, какому
чтению мы учим в начальной школе.
Вопервых, нужно учить медленному чтению художественного текста, т.е.
ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать
вопросы и находить ответы в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также
уметь делать элементарный анализ прочитанного.
Вовторых, нужно понимать, что надо ребенка учить читать не для нас,
взрослых, а для самого себя. Нужно научить понимать чужие мысли, заключенные
в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор,
почувствовать то, что чувствовали герои произведения.
В – третьих, необходимо уделять равное внимание и чтению вслух и чтению
про себя.
Обучение такому чтению требует определенного методического подхода.
Суть этого подхода состоит в формировании у детей типа правильной
читательской деятельности, который представляет собой «…трехступенчатый
процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг
(до чтения, в процессе чтения и после чтения).
Методика формирования у детей типа правильной читательской
деятельности разработана и подробно описана профессором Н.Н. Светловской.
4 Такой подход, как показывает опыт и наблюдения, является обоснованным и
рациональным, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.
Таким образом, цель уроков чтения в начальной школе – научить детей
читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению
в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования
грамотного читателя, то есть ученика, владеющего как техникой чтения, так и
приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их
самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение
следующих задач:
1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста и одновременное
развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных
ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3. Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что
делает литературу художественной,
через введение элементов
литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с
отдельными теоретиколитературными понятиями;
4. Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение
словаря); развитие творческих способностей детей.
В своей работе я много внимания уделяю литературоведческому анализу текста
и практическому ознакомлению с отдельными теоретиколитературными
понятиями.
5 Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной
читательской деятельности).
I этап. Работа с текстом до чтения.
предугадывание предстоящего чтения).
Антиципация (предвосхищение,
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности
текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым
словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной,
эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – достичь понимания текста на уровне содержания.
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтениеслушание,
или
комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями
текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных
впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с
содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных
фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст,
комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и
проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
6 Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной
мысли, подтекста – «чтение между строк»). Концептуальная (смысловая) беседа
по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного,
Соотнесение
читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской
позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности
его главных смыслов.
дискуссия.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с
читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какуюлибо сферу читательской
деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания,
художественной формы).
Прием анализа текста через диалог с автором
Для организации диалога с автором художественного произведения
необходима организация читательской деятельности, которая включает:
1) эмоциональное вслушивание;
2) вычитывание;
3) выразительное чтение;
4) сочинения, рисование, инсценировки.
Результатом организации чтения как диалога с автором и освоения ребёнком
позиции настоящего читателя считается:
1. Владение детьми способами понимания художественного произведения.
2. Умения выразительно читать.
3. Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в
устной речи.
4. Расширение читательского кругозора.
5. Развитие «чувства языка» и литературного вкуса.
6. Формирование личностных компетенций и коммуникативных способностей.
7 Технология развития критического мышления
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков
учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение
принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать
различные стороны явлений и др.).
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с
позиции логики и личностнопсихологического подхода с тем, чтобы применять
полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям,
вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать
разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся
сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом
обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые
идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Технология развития критического мышления представляет собой
целостную систему. Она представляет собой совокупность разнообразных
приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в
нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия
для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые
знания.
8 Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление,
рефлексия.
Первая стадия (фаза) вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не
только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на
дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать
ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным,
активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему
известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует
информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается,
записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой
стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы
технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика,
сделать чтение или слушание осмысленным.
Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при
непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от
знания «старого» к «новому».
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя
предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или
ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст,
материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии
информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям –
дать творческие,
предложениям,
исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
внести изменения,
дополнения,
Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со
«старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной
информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
На уроках можно работать с двумя видами текстов – информационными
(научными, публицистическими) и художественными. Приёмы технологии, в
основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов.
Один из приёмов «верные или неверные утверждения». Например,
началом урока могут быть предложенные высказывания.
9 Затем попросим учащихся установить, верны ли данные утверждения, и
обосновать свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст
параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и
просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке
информацию.
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из
Приём Синквейн
пяти строк, которое строится по определённым правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими
характерные действия объекта.
4. Четвертая строка это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида
стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять
слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части
речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
В технологии такого урока большое значение отводится визуальным формам
организации материала. Эти формы применяются как творческая рефлексия, но не
только. Учащиеся с помощью предложенных приёмов делают попытки
предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи, визуализируя
10 их. Многие приёмы «работают» на смысловой стадии, а некоторые могут стать
ведущей стратегией урока.
Нестандартые задания
Повысить учебную мотивацию позволяет создание игровых ситуаций.
Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с
другой стороны, разнообразить работу учителя. Задания носят непринужденный
игровой характер. Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным
для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших
навыком правильного и беглого чтения.
1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким
образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и
т.д.
Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является
подготовительным для последующих упражнений.
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
11 Солнце и ветер.
Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с
сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а
распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце
взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся припекло только. Человек
разделся вовсе и солнце припекло ещё.
Л.Н. Толстой
2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа
налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в
обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного
анализа, при этом исключается прогнозирование.
Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот справа налево. заР елсоп
яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агудагудар. отК ин
тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх,
отч ано еевисарк огомас ацнлос.
окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен
теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос
ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут и игудар как ин олавыб.
К.Д. Ушинский
3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как
обычно,
Это упражнение развивает способность
речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок:
на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.
второе наоборот.
Ворон и лисица.
Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и
говорит:
Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе
мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и
лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тирогов:
Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац.
Л.Н. Толстой
4 .Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд
отдельных предложений с пропущенными в них словами. Это упражнение
развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой
анализ текста.
12 Люди всегда __________ узнать мир. Они строили _____________ и уплывали на
них _________. Моряки были ___________ люди и не ____________ бурь и
штормов. Они уходили в кругосветные ___________ . Так были __________
Африка и Америка.
5. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям
предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами,
буквами разного размера и цвета.
6. Тексты с "хвостами" незавершенные предложения, которые ребенок
должен будет закончить по смыслу.
Яша поймал таз с водой.
Он пустил щуку в поймать щуку.
Учуял добычу рыжий большую щуку.
Хотел кот зубы острые.
Только у щуки кот Пират.
Щука цапнула эту встречу!
Долго помнил кот кота за лапу.
7. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней: чистый лист
бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо
видны, а нижние не видны и наоборот.
8. Поиск в тексте заданных слов: задаются 13 слова, которые ребенок должен
как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно,
в дальнейшем на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько
раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов
и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.
Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно
предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его
проделывать это в максимально быстром темпе.
Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими
задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его
осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.
9. Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно
в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, ктото быстрее, а ктото
медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных
результатов (на уроках чтения).
13 10. Ежеурочные пятиминутки чтения.
открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.
На каждом уроке вначале дети
11. Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние
события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда
человек спит, он находится под их впечатлением.
12. Многократность чтения. В течение 1 минуты учащиеся читают текст
вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует,
повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова
дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он
прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает
положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх
раз не следует читать один и тот же отрывок.
Читательский дневник
С целью разработки и реализации системы работы с книгой,
обеспечивающей «умение учиться», развивающей способность личности к
14 самосовершенствованию и саморазвитию, рекомендую использовать читательский
дневник, средствами которого решаются педагогические задачи:
1. формирование читательской компетентности;
2. повышение эффективность работы по приобщению детей к чтению книг
всеми участниками образовательного процесса: педагоги, дети, родители;
3. совершенствование стилей партнёрских отношений с семьёй, культурными и
общественными организациями, способствующими воспитанию у детей
интереса к художественной литературе;
4. способствование поддержанию традиций семейного чтения.
На сайте учителя можно завести страницу, где обучающиеся могут создать и
вести электронный читательский дневник, в котором могут поделиться с
одноклассниками о прочитанных произведениях.
Вариант такого дневника можно посмотреть на моем сайте
http://natalia72.ucoz.ru/
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ДНЕВНИКОМ ЧТЕНИЯ:
Читательский дневник может оформляться в 2х вариантах: бумажный
и интернетдневник на сайте «Наш класс».
15 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Заполнять: Автор, название, жанр, (колво страниц), тема (12 предложения о
чём?), герои, идея (1 предложение для чего? чему учит?), кому советуете
прочитать...
Например:
1. Волков.А.
2. "Волшебник Изумрудного города".
3. Это сказочная повесть.
4. Эта сказка о том, как Элли и Татошку унесло ураганом в другую страну, в
которой правила злая волшебница.
5.Сказка учит нас настоящей дружбе.
6. Герои этой сказки: Элли, Лев, Пугало, Железный Дровосек и другие...
7. Советую прочитать сказку тем, кто любит приключения.
Для того чтобы детям было легко найти заданное произведение, необходимо
создать ссылки на электронные библиотеки, где можно читать онлайн или скачать
интересующее произведение. Детям предлагается в определенные сроки
познакомиться с произведением.
16
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.