"Методика работы социального педагога с семьями, находящимися в социально-опасном положении"
Оценка 4.9

"Методика работы социального педагога с семьями, находящимися в социально-опасном положении"

Оценка 4.9
Лекции
docx
психологическая работа +1
8 кл
03.02.2019
"Методика работы социального педагога с  семьями, находящимися в социально-опасном положении"
Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, под-ростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у де-тей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) - все эти проблемы остро стоят перед школой и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов - социальных педагогов и психологов.
Методика работы социального педагога с семьями в СОП.docx
Методика работы социального педагога с семьями,         находящимися в социально опасном положении. Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально­ психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы   общечеловеческих   ценностей   у   подрастающего   поколения   (толерантности, умения общаться, культуры) ­ все эти проблемы остро стоят перед школой и всем обществом   в   целом.   Их   решение   невозможно   без   профессиональной   работы профильных специалистов ­ социальных педагогов и психологов. В сферу профессиональных обязанностей социальных педагогов входит работа с детьми и их родителями. Это   означает,   что   главной   сферой   деятельности   социального   педагога   является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми,   их   семьями   и   цель   его   деятельности   ­   организация   профилактической, социально­значимой деятельности детей и взрослых в социуме.            Социальный   педагог  в  организации   своей  работы   отдает   приоритет   созданию здорового   микроклимата   в   коллективе,   гуманизации   межличностных   отношений, способствует   реализации   способностей   каждого,   защите   интересов   личности, организации   досуга,   включению   в   социальную   полезную   деятельность,   изучает специальные   проблемы   школьников   и   учителей,   принимает   меры   к   их   решению, поддерживает   постоянную   связь   с   семьями   учащихся.   Особое   внимание   уделяет проблемам защиты ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.           Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную помощь, он должен уметь организовать его обучение, реабилитацию и адаптацию. Семья является главным институтом социализации, через который ребёнок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Основные методы работы социального педагога с семьями:     Наблюдение Убеждение Беседы Социометрия Самым   является метод наблюдения. Именно   он   дает   социальному   педагогу   больше   всего   материала   для распространенным   естественным   и воспитательной работы. Социальный педагог в естественных условиях наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.                  Методом убеждения социальный педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы ребенок сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.                    Чаще всего социальный педагог прибегает к  методу беседы.  Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, от умения выстраивать беседу. Важно, чтобы к беседе социальный педагог заранее готовился. Социометрия   ­  это   метод,   который   помогает   выявить   статусное   положение учащихся в классе (лидеров, отвергнутых).  Большинство родителей являются союзниками школы в вопросах воспитания. Однако   есть   семьи,   которые   крайне   редко   идут   за   помощью   к   учителям   и администрации   школы,   а   в   неблагополучных   семьях   некоторые   родители   вообще относятся к школе безразлично и даже враждебно. Зачастую такие родители не идут на контакт со школой, не обращают внимание на изменения в  собственном ребенке.   Проблема,   выявленная   только   с   одной   стороны,   со   стороны   школы,   и   не замеченная   родителями,   не   может   быть   решена.   Только   сообща   можно   решить проблемы с детьми. Многие родители, ссылаясь на большую занятость на работе, не занимаются с детьми должным образом, не проверяют выполнение домашних заданий, не   интересуются   делами   в   школе.   Все   это   приводит   к   детской   распущенности, вседозволенности, повышается риск совершения преступлений. Поиск конструктивного взаимодействия   с   такими   родителями,   путей   и   средств   оздоровления   обстановки   в семье – залог хорошего отношения к детям со стороны взрослых.                 В соответствии с Федеральным законом №120­ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», ведомственными нормативными актами и инструктивно­методическими материалами вводится понятие: семья,   находящаяся   в   социально   опасном   положении   –   это   семья,   имеющая   детей, находящихся   в   социально   опасном   положении,   семья,   где   родители   или   законные представители   несовершеннолетних   не   исполняют   обязанности   по   их   воспитанию, обучению  и (или)   содержанию  и (или)   отрицательно  влияют   на  их  поведение,  либо жестоко обращаются с ними. Основными критериями при определении семей этой категории являются:  ­   неисполнение   родителями   своих   обязанностей   по   обеспечению   детей (отсутствие   у   детей   необходимой   одежды,   регулярного   питания,   несоблюдение санитарно­гигиенических   условий)   отсутствия   условий   для   воспитания   детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.) ­ вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);  ­ жестокое обращение с детьми со стороны родителей; ­  отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребёнка);  ­ семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение. Даже, если несовершеннолетний проживает во внешне благополучной семье, но совершил   преступление   или   систематически   совершает   правонарушения,   то   данная семья относится к категории, находящейся в социально опасном положении.          Неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального   благосостояния,   а   от   сформировавшегося   в   ней   психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:              Конфликтная ­ наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей данной категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;             Аморальная – характеризующаяся забвением всяких моральных и этических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в   них   детей   оказывается   в   прямой   зависимости   от   внутрисемейных   отношений,   а воспитательный фактор приобретает значение производного;                  Педагогически несостоятельная  – с низким уровнем общей и отсутствием психолого­педагогической   культуры;   характеризуется   не   только   ошибками   и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что­либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребёнка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером;            Асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым   социальным   и   моральным   нормам,   воспринимают   навыки отклоняющегося и противоправного поведения.     Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска.  Семьи   группы   риска  –   это   семьи,   члены   которой   уязвимы   вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий   социального   характера.   К   таким   семьям   относятся,   например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери­одиночки; семьи, имеющие детей   инвалидов;   родители,   страдающие   психическим   расстройством,   умственной отсталостью;   семьи,   имеющие   детей   под   опекой   или   попечительством.   Эти   семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.    К   профилактической   работе   семейного   неблагополучия   относится:   родительские собрания, индивидуально­профилактические беседы и консультации, посещения семей, учет   посещаемости   ребенком   школы,   вовлечение   детей   и   родителей   в   школьные мероприятия,  разработка и распространение памяток для родителей и т.д. Используя диагностику и наблюдения, в случае проявления неблагополучия в семье,   она   ставится   вначале   на   внутришкольный   контроль,   а  в   случае   изменений   в худшую сторону, на учёт в ПДН и КДН.    Для работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:  1.  Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, место работы родителей, Ф.И.О. всех детей, дата рождения, занятость детей). 2.   Основание   постановки   на   учет   (Постановление   КДН   и   ЗП   о   признании   семьи, находящейся в социально опасном положении). 3.  Акт обследования условий проживания семьи. 4. Индивидуальный межведомственный план профилактической работы с семьей СОП, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения   семьи,   указываются   конкретные   сроки   реализации   мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий. 5. Характеристика на несовершеннолетнего (их), табель успеваемости  и посещаемости. 6.   Ежемесячные отчёты   о   проделанной   работе   по   восстановлению   воспитательного потенциала семьи. 7. Копии запросов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой работе с семьей СОП по улучшению ситуации в семье. 8. Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (им) (объяснительные, заявления и т.д.). 9. Результаты исследования семьи и учащихся (егося) (диагностики, анкеты, тесты и т.  д.).  Когда выявлена семья, находящаяся в социально опасном положении, составлен план работы, начинается непосредственно работа с семьёй. Непременным   условием   оказания   помощи   семье,   находящейся   в   социально опасном   положении,   является   вовлечение   родителей   и   детей   в   совместную деятельность   с   любым   центром   и   другими   организациями   для   расширения педагогического поля и воспитательного пространства. Помощь эффективна только в том   случае,   если   потребность   в   ней   осознанна.   Задача   социального   педагога мотивировать потребность семьи измениться к лучшему.  Итак, в работе с семьей, находящейся в  СОП социальный педагог использует алгоритм: 1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем. 2. Первичное   обследование   жилищных   условий   неблагополучной   (проблемной) семьи. 3. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни. 4. Изучение   причин   неблагополучия   семьи,   её   особенностей,   её   ценностных ориентаций. 5. Обсуждение семьи на Совете по профилактики правонарушений. 6. Координационная   деятельность   со   всеми   заинтересованными   организациями системы профилактики (ПДН, КДН, органы опеки и попечительства). В   плане   должны   быть   предусмотрены   пункты   по   ликвидации   всех   признаков   социально опасного положения: Педагогическая: занятость детей в кружках, секциях, факультативах, контроль за посещаемостью   несовершеннолетним   учебных   занятий,   контроль   за   успеваемостью несовершеннолетнего   по   учебным   предметам,   консультирование   родителей   по вопросам   воспитания   ребёнка,   просвещение   родителей   с   целью   формирования критического отношения к социально опасным явлениям.  Психологическая: сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей   развития   ребёнка,   профилактика   отклонений   в   развитии   ребёнка), просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно­психического   здоровья   ребёнка.   Коррекционно­развивающие   мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско­родительских отношений.  Коррекционная: индивидуальные   занятия   с   ребёнком   по   тем   предметам,   где  наблюдается неуспеваемость, индивидуальные коррекционные занятия с психологом. Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей: улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение причин неблагополучия,   расширение   возможностей   защиты   права   на   жизнь,   на   достойную жизнь, на здоровье и образование. Одним из видов деятельности при работе с семьёй, находящейся в социально опасном положении, является посещение этой семьи на дому. Правила, которые должен соблюдать социальный педагог при посещении семьи:   ­   для   успешного   выполнения   своих   функций   социальный   педагог   должен обладать такими профессионально значимыми качествами, как деликатность, эмпатия, милосердие, целеустремлённость, динамизм, такт и педагогический оптимизм; ­   посещение   семьи   на   дому   начинается   с   налаживания   контакта,   основной элемент первого визита – знакомство. Представляясь, надо быть доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в себе человеком. ­   начиная   беседу   нужно   объяснить,   что   хорошего   может   получить   семья   от общения с вами как с профессионалом.  ­ спросить, согласна ли семья сотрудничать;  ­ помнить, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным;  ­обязательно проверить, как члены семьи вас поняли и как восприняли; узнать, каким семья видит ваше сотрудничество;   ­оценить качество контакта с семьёй;   ­ спокойно выслушивать ответы членов семьи, принять их за основу вашего будущего   диалога.   Ответы   семьи   могут   и   не   понравиться,   но   они   являются   той первоначальной базой, на которой придётся налаживать отношения. ­ во время первого визита  не надо сосредотачивать особое внимание на проблемах семьи;  не надо «включать негативное самопрограммирование»;   не   надо   говорить,   что   правильно,  что   неправильно,  прежде   чем   не   узнаешь причину проблемы;  не надо противопоставлять себя семье;  не   надо   форсировать   события:   семья   может   оказаться   не   готовой   и   будет защищаться.  Рекомендации социальным педагогам: При   работе   с   семьями,   находящимися   в   социально   опасном   положении, социальным   педагогам   рекомендуется   использовать   индивидуальную   форму   работы. Какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении не делать, для получения положительного результата её надо делать в комплексе. Процесс должен быть   непрерывным.   Ослабление   контроля   над   жизнью   детей   из   этих   семей   может привести   к   необратимым   последствиям,   так   как   чаще   всего   дети   из   таких   семей вынуждены   ступить   на   путь   правонарушений   и   преступлений,   порой   для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.

"Методика работы социального педагога с семьями, находящимися в социально-опасном положении"

"Методика работы социального педагога с  семьями, находящимися в социально-опасном положении"

"Методика работы социального педагога с семьями, находящимися в социально-опасном положении"

"Методика работы социального педагога с  семьями, находящимися в социально-опасном положении"

"Методика работы социального педагога с семьями, находящимися в социально-опасном положении"

"Методика работы социального педагога с  семьями, находящимися в социально-опасном положении"

"Методика работы социального педагога с семьями, находящимися в социально-опасном положении"

"Методика работы социального педагога с  семьями, находящимися в социально-опасном положении"

"Методика работы социального педагога с семьями, находящимися в социально-опасном положении"

"Методика работы социального педагога с  семьями, находящимися в социально-опасном положении"

"Методика работы социального педагога с семьями, находящимися в социально-опасном положении"

"Методика работы социального педагога с  семьями, находящимися в социально-опасном положении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019