Методика создания и проведения музейной экскурсии
Оценка 5

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
история
9 кл—11 кл
30.06.2017
Методика создания и проведения музейной экскурсии
Музей не относится к той категории мест, посещение которых обязательно для человека. Следовательно, задача музея – привлечение посетителей. Это требует выработки специфических форм работы с людьми, побуждающих их посещать музеи, осматривать экспозиции и выставки, участвовать в музейных мероприятиях и т.д. Экскурсия в музее – это целенаправленный коллективный осмотр музея посетителями раскрывающий содержание музейной экспозиции.Музей не относится к той категории мест, посещение которых обязательно для человека. Следовательно, задача музея – привлечение посетителей. Это требует выработки специфических форм работы с людьми, побуждающих их посещать музеи, осматривать экспозиции и выставки, участвовать в музейных мероприятиях и т.д. Экскурсия в музее – это целенаправленный коллективный осмотр музея посетителями раскрывающий содержание музейной экспозиции.
Составление экскурсии по музею Методика.doc
Методика создания и проведения музейной экскурсии Экскурсионная работа ­ это традиционная для музеев форма  образовательной и воспитательной деятельности.  Музей   не   относится   к   той   категории   мест,   посещение   которых обязательно   для   человека.   Следовательно,   задача   музея   –   привлечение посетителей. Это требует выработки специфических форм работы с людьми, побуждающих   их   посещать   музеи,   осматривать   экспозиции   и   выставки, участвовать   в   музейных   мероприятиях   и   т.д.   Экскурсия   в   музее   –   это целенаправленный коллективный осмотр музея посетителями раскрывающий содержание музейной экспозиции.  Просветительная работа музея бывает двух видов:  • Традиционная – экскурсии и лекции • Массовые мероприятия.  Экскурсии подразделяются на обзорные, тематические, учебные. Обзорные экскурсии – проводятся по всей экспозиции музея. Их цель –  ознакомление посетителей с музеем вообще. Для обзорной экскурсии  характерно широкие хронологические рамки. Значительный объем  освещаемых вопросов.  Тематические экскурсии – проводятся по материалам конкретного  раздела  экспозиции. Носят учебный характер, имеют четкую тематическую  определенность по хронологии и содержанию, посвящены конкретному  вопросу. Учебные экскурсии – для расширения и конкретизации знаний уч­ся. Формы  бывают разные: уроки­экскурсии и экскурсии­семинары. Подготовка  экскурсии 1. Выбор темы.      Прежде, чем выбрать тему экскурсии, необходимо просмотреть еще раз  экспозицию музея, отметить для себя, какие разделы наиболее интересны. 2. Определение цели и задач экскурсии. Цель  экскурсии   ­   это   то,   ради   чего   показываются   экскурсантам экспонаты музея и другие экскурсионные объекты. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно­полезному труду,   к   другим   народам;   эстетическое   воспитание,   а   также   расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.д. Задачи экскурсии ­ достичь целей путем раскрытия ее темы. А когда цели нет, экскурсия превращается в бессвязный набор баек. 3. Знакомство с темой.      Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы  экскурсии в единое целое. Разделив свою тему на отдельные подтемы и  вопросы, определив их последовательность и внутреннюю связь, необходимо  выяснить, как они представлены в экспозиции и обеспечены материалом. Для  этого производится отбор нужных для темы экспонатов в соответствии с  намеченными подтемами и вопросами. При создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по  той информации, которую они с собой несут. Правильный отбор объектов  обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и  глубокое раскрытие темы. Следует так организовать это дело, чтобы одни и  те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию. По возможности у  каждой темы должны быть «свои» объекты.  Прежде всего, составляется  список экспонатов, которые относятся к теме экскурсии. На каждый экспонат заводится карточка, в которой записывается название экспоната, к какой теме или подтеме он относится, сведения о нем. Затем составляется список книг,  брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают  тему. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы,  разделы, страницы. Отбор литературы. В ходе разработки экскурсии  составляется список печатных источников, с помощью которых раскрывают  тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей  работы по изучению литературных источников. Здесь необходимо обратить  внимание на оценку отдельных событий, их описание, выделяются факты,  выдержки из документов и воспоминаний, цитаты, стихи, рассказы об  отдельных людях, участниках знаменательных событий. Полученные сведения заносятся на карточки экспонатов. В результате отбора наиболее важных по содержанию экспонатов складывается маршрут экскурсии (путь движения от  витрины к витрине, от экспоната к экспонату).  4.Составление маршрута экскурсии.  Основные требования, которые должны быть учтены составителями  маршрута, – это организация показа объектов в логической  последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В  практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения  маршрутов: хронологический, тематический и тематико­хронологический.  Обход маршрута является одним из важных этапов разработки экскурсионной темы. После того, как был собран материал о каждом экспонате, можно составлять  текст экскурсии. 5. Подготовка текста экскурсии.  Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия  всех подтем, входящих в экскурсию После составления маршрута выбираются инвентарные карточки на те  экспонаты, которые стали объектами экскурсии. Затем карточки  расставляются по намеченному в экскурсии порядку и разделяются  заставками на подтемы и вопросы.  После того, как был собран материал о  каждом экспонате, можно составлять текст экскурсии.  Начинается период  составления рассказа на экскурсии.   После того, как был собран материал о  каждом экспонате, можно составлять текст экскурсии. Контрольный текст первичен по времени создания и представляет собой  тщательно подобранную и выверенную по источникам информацию по теме  экскурсии. В большинстве случаев контрольный  текст содержит  хронологическое изложение материала, что создает удобства при подготовке  новых вариантов одной и той же экскурсии, рассчитанных, например, на  различные группы экскурсантов, а также при составлении индивидуальных  текстов экскурсоводов. Таким образом, контрольный текст служит основой  для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Контрольный текст не  отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной  последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам,  где происходит анализ экскурсионных объектов и следует рассказ о них и  событиях, с ними связанных. Исключение составляют отдельные случаи, когда материал невозможно расположить в обзорной городской экскурсии. Здесь  контрольный текст – это материал к подтемам экскурсии. Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованный характер,  т.к. ее ход целиком подчиняется его замыслу и воле. Индивидуальный текст является основой рассказа экскурсовода или  представляет собой готовый для исполнения рассказ. Индивидуальный текст  содержит полное и четкое изложение того, что следует рассказать на  экскурсии. Материал размещается в той же последовательности, в которой  показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них  посвящена одной из подтем экскурсии. Все части индивидуального текста  строятся по следующей схеме: характеристика объекта; общий материал,  посвященный определенному периоду истории, в целом по городу, району,  краю; локальный материал, характеризующий конкретные события, связанные  с данным объектом или местом; обобщения и выводы по раскрываемой  подтеме; логический переход к следующей подтеме. Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том,  что он отражает структуру экскурсии и строится в полном соответствии с  маршрутом экскурсии. Индивидуальный и контрольный тексты совпадают по  содержанию, в оценках исторических событий и фактов, в выводах, которые  делаются по отдельным подтемам и по теме экскурсии в целом.      6. Оформление текста музейной экскурсии. Рассказ необходимо оформить в виде текста, оформленного по следующей  схеме: Тема экскурсии______________________________________ Продолжительность экскурсии________________________ Составитель_________________________________________ Подтемы, отдельные  вопросы Экспонаты Содержание экскурсии Запись в таблице пишется строго горизонтально, так чтобы было полное  соответствие и связь между вопросом, экспонатом и рассказом. Названия  экспонатов должны соответствовать надписям на этикетках. В графе  "Содержание экскурсии" кроме содержания рассказа, необходимо указать,  как расставляется группа, логические переходы между объектами показа и  т.п. После написания текста, проводится его хронометраж. То есть,  написанный текст зачитывается непосредственно на экспозиции с показом  вещей и документов и если он не укладывается в заданное время,  производятся сокращения. После утверждения текста руководителем, одна из копий текста сдается на хранение в музей.  Приемы рассказа Основными приемами рассказа экскурсовода в музейной экскурсии являются  приемы реконструкции и комментирования Прием реконструкции означает восстановление первоначального вида  (облика) чего­либо по остаткам или письменным источникам. Сущность этого  приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается  первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод,  опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Прием комментирования. Комментарий в периодической печати  используется в двух видах ­ как толкование событий, явлений, текстов, а  также в качестве рассуждений или критических замечаний о чем­нибудь,  вызывающем интерес у читателей.  В экскурсии методический прием комментирования используется  экскурсоводом при изложении материала, разъясняющего смысл события или  замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент  наблюдается экскурсантами.  Иногда комментарий используется в экскурсиях на архитектурные темы в  виде критических замечаний о внешнем виде здания, его конструкции,  особенностях инженерных сооружений и т. п. Прием комментирования  широко используется при показе экспозиций музеев и выставок в качестве  пояснений к экспонатам. Прием цитирования. Цитата ­ дословная выдержка из какого­либо текста  или в точности приводимые чьи­либо слова (прямая речь). К цитированию  прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита  определенного исторического периода времени, воспроизведения картины  события и ознакомления с чьим­то авторитетным мнением (прием ссылки на  авторитет).  Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ, т. е. выступает в роли зрительно воспринимаемой  информации. В тексте экскурсии в виде цитат используются отрывки из  художественных произведений (проза, стихи). Особенно эффективно  цитирование в тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в  далекие времена, быт и деятельность наших предков. Прием вопросов­ответов. Суть этого приема состоит в том, что в ходе  рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их  активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы  получить на них какие­либо ответы от участников экскурсии. Они выполняют  функцию методического приема. Их можно разделить на несколько видов:   а) вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого  времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме;  б) вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение  чего­либо в форме вопроса. Такие вопросы в лекционной пропаганде  рассматриваются как прием ораторской речи;  в) вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты, заостряют  внимание экскурсантов к содержанию экскурсии, вносят некоторую разрядку  и помогают лучше уяснить подтему. Например, раскрывая подтему о  героизме советских летчиков в годы Великой Отечественной войны и  характеризуя эпизод, когда один из наших самолетов, подбитый врагами,  горящим факелом врезался в танковую колонну фашистов, экскурсовод  задает вопрос: "Был ли выход у советского летчика? ­ и здесь же отвечает на  него. ­ Да, был. Летчик мог покинуть горящую машину и, использовав  парашют, спасти свою жизнь. Но он решил ценой своей жизни одержать еще  одну победу над врагами". Прием заданий, используемый в рассказе экскурсовода, находит выражение в его обращении к экскурсантам: "Подумайте, почему этот памятник так  назван? Вспомните, на что похоже это здание (эта башня)? Какие приметы на  местности говорят о прошлом? Постарайтесь объяснить, почему здесь сделана такая надпись" и др. Когда экскурсовод дает подобные задания, он не  предполагает, что участники их тут же выполнят. Прием направляет внимание экскурсантов на конкретное здание, определенную часть здания, на те детали,  понимание которых важно для усвоения рассматриваемых вопросов. Задача  этого приема ­ заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься,  активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение.  Что же касается ответов на эти вопросы, экскурсовод дает их сам в  дальнейшем рассказе, как бы суммируя мнения экскурсантов. Прием словесного (литературного) монтажа. Используя его, экскурсовод  свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных  произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один  из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину  событий.   Использование экскурсоводом литературного монтажа основано на  "преобразовании" одного вида искусства (словесного) в другой вид  (изобразительный). Поэтому для литературного монтажа нужно подбирать  такие отрывки из художественных произведений, которые позволят  экскурсантам "увидеть" картину событий, почувствовать их динамику. Прием персонификации используется для мысленного создания образа  конкретного человека (писателя, государственного деятеля, военачальника).  Рекомендуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах  из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии, или на основе  описания какого­либо исторического события, в котором эти люди  участвовали. Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит  от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни,  рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения. Этот  прием напрямую не связан с содержанием экскурсии, поэтому некоторые  методисты называют его "приемом освежающего отступления". Его задача  снять усталость. Однако, применяя данный прием, не следует комкать экскурсию, сокращая материал по теме. Нельзя сводить дело к шуткам,  анекдотам, разбрасыванию "юмористических штрихов" среди серьезного  изложения материала, чтобы придать сложной информации непринужденный  характер. Этапы проведения экскурсий:  Вступительная беседа (введение в экскурсию, общий обзор).  Основная часть экскурсии (раскрытие материала, его подробности и анализ).  Заключительная беседа (подведение итогов, выслушивание вопросов, и  т.д.).  Переход от одной под темы к другой, от одного экспоната к другому должен  быть обоснован логически или эмоционально.  Экскурсионная методика рекомендует в момент, когда внимание к рассказу  начинает ослабевать, вводить новый объект показа. Когда в ходе показа  объект перестает привлекать внимание группы, экскурсовод может сообщить  интересный пример, какие­то подробности о событии. Логические  переходы скрепляют   содержание всех подтем в в единый  цельный рассказ.  Хорошо составленные логические переходы придают  экскурсии стройность, обеспечивают последовательность в изложении  материала, являются гарантией того, что следующая подтема будет  восприниматься с интересом.  Экскурсант, как правило, переходов не видит.  Но он видит хорошую экскурсию ­ то есть понимает все, что до него доносит  экскурсовод. А когда он все понимает, у него не возникает желания задавать  вопросы. В тех случаях, когда передвижение между объектами занимает  считанные секунды, такие переходы неизбежны: (Например, «Теперь  посмотрите сюда» или «Прошу обратить внимание на памятник,  расположенный рядом»). Такие переходы неизбежны при осмотре экспозиций  в музеях и на выставках, где залы, тематические разделы и отдельные стенды,  посвященные различным подтемам, расположены неподалеку друг от друга.  Конструктивный переход, не являясь «переходным мостиком» между  подтемами, нацеливает экскурсантов на ознакомление со следующим  объектом.     Техника ведения экскурсии. К организационным моментам экскурсии относятся следующие: знакомство  экскурсовода с группой, расстановка экскурсионной группы у объекта,  передвижение экскурсантов от объекта к объекту, соблюдение времени в  экскурсии, проведение рассказа и показа, ответы на вопросы экскурсантов,  место экскурсовода у объекта, использование пауз, средства показа объекта  (жест, указка), демонстрация экспонатов. Основные требования к экскурсии. Продолжительность   экскурсии   определяется   не   только   содержанием темы, но и способностью слушателей активно воспринимать рассказ. Ребята 1­ 4­х классов способны это делать 15­20 минут, 5­8­х классов ­ 30­40 минут, 9­ 11­х классов ­ 45­60 минут. Поэтому, обычно, текст экскурсии пишется в расчете   на   старшеклассников,   но   в   нем   сразу   отмечаются   возможные сокращения в расчете на младший и средний школьный возраст. Начинающий экскурсовод обычно делает одну из двух типичных ошибок: или   излагает   содержание   своей   темы   без   связи   с   экспозицией,   даже   не показывая вещи, или, наоборот, много показывает и рассказывает о каждом экспонате в отдельности, но не раскрывает тему в целом. Чтобы   избежать   в   построении   экскурсии   этих   ошибок,   необходимо соблюдать следующие требования: ­ экскурсию нужно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы; ­ содержание   каждого   вопроса   должно   раскрываться   путем   показа   и анализа определенных экспонатов; ­ глубокое   раскрытие   подтем   и   вопросов   требует   строгого   и последовательного   отбора   экспонатов,   составления   маршрута,   который   бы способствовал подведению экскурсантов к нужным выводам; ­ раскрыв   одну   подтему,   следует   переходить   к   другой,   не   теряя смысловую связь и не прерывая рассказа; ­ экскурсию делает интересной эмоциональный, выразительный рассказ, насыщенный   новыми   фактами,   занимательными   сведениями   об   экспонатах, незаметными на первый взгляд чертами вещей и документов. Современные дети могут свободно получать информацию, ранее доступную  только в учреждениях культуры. В связи с этим музей должен предложить им такую занимательную программу, которая могла соперничать с продуктами  индустрии развлечений. Исходя из этого, мы понимаем, что музей должен  предложить такой уникальный продукт, который сможет составить  достойную конкуренцию индустрии развлечений. Поэтому нашей основной  задачей стал поиск новых методов работы с детской аудиторией. В детских  музейных экскурсиях используется вопросно­ответный метод, приёмы игры,  театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка,  моделирование)  Интерактивно ­познавательная программы в  музее  «Мы ­ дворяне» Экспозиция «Ваше превосходительство».  Торжественные  залы  Дворянского собрания откроют перед Вами парадные  двери,  и Вы познакомитесь с историей Костромского дворянства.  Талантливо разыгранные  Вами сценки правил этикета из книги "Юности  честное зерцало" введут в светский мир дворян.  Традиционный визит вежливости к знатной даме поможет узнать об  образовании юных  дворян  в  XIX веке и создать дворянский альбом на  память. Вы станете участником бала в Белом  зале Дворянского собрания,   разучите танцы XIX столетия, поиграете в бальные игры.  «Рыцарь сказочных чудес» Экспозиция «Творчество Е.В. Честнякова».  Вы познакомитесь с творчеством уникального художника.  В игровой форме узнаете язык сказок Е.В. Честнякова.  Разыграете сказку "Щедрое яблоко" и  старинный обряд "Коляда".  Разгадаете кроссворд по  картинам  художника.  Вылепите из глины игрушку  по мотивам сказок Честнякова.   «Костромская ярмарка!»  Экспозиция «Губернский город  К...».  Вы познакомитесь с историей  и товарами Костромской ярмарки.  Разыграете сценки из торговой жизни купеческой Костромы.  Станете  участником народных  ярмарочных  игр.  Под руководством дымковской мастерицы вылепите из глины  сказочного  коня. "Детский мир крестьянской избы " Экспозиция «Изба». Вы узнаете о  родильных  обрядах, семейных оберегах в детском и  хороводном возрасте; Станете участниками  традиционных (обрядовых) детских игр.          «Бояре к  нам пришли...»      Экспозиция  «Костромское боярство. Кадры на трон...».  В белокаменной   палате  Вас примет боярин и поведает о воспитании и  обязанностях отрока, обучит основным умениям  юного боярина.  Ключница   Мария  сыграет с Вами в старинную игру и покажет, во что  одевались бояре.  Вы будете приглашены за боярский стол, и узнаете, из какой посуды и чем ели на царском пиру.  Вы увидите уникальные рукописные книги и попробуете писать пером и  чернилами  Выполните памятную открытку. ПРАЗДНИКИ В МУЗЕЕ!   «Рождество XIX века» Парадные залы Дворянского собрания  Нарядная Рождественская елка, украшенная созданными Вами игрушками,  станет главным символом  праздничного вечера.  Весёлые рождественские игры призовут удачу на весь следующий год  Таинственный мир святочных гаданий поможет заглянуть в будущее.   Восточный Новый год  Вы станете участником основных обрядов  Восточного нового года.  Вас ждёт встреча со сказочным животным.  Научитесь исполнять восточный танец.  Сделаете волшебный фонарь,  символ года.  Узнаете предсказания гороскопа.   «Широкая Масленица» Экспозиция  " Губернский город  К... ".  Вы познакомитесь с историей празднования Масленицы в Костроме, с  особенностями каждого дня масленичной недели.  Поиграете в народные масленичные  игры.  Под руководством народной мастерицы сделаете своими руками обрядовую   куклу Мартиничку.  Полакомитесь главным масленичным угощением и узнаете старинные способы гадания по блинам. «Пасха». Экспозиции  "Изба"  и "Губернский город  К...".  Вы познакомитесь с историей празднования Пасхи в России и в Костроме.  Узнаете секреты катания яиц, став участником пасхальных игр­забав.  Сами попробуете расписать яйцо в различных техниках. Необычное  мероприятие ­ интерактивную программу "Забавы в стиле ретро"  с демонстрацией предметов традиционного быта белорусов. Мероприятие  проводится под открытым небом на площадке при музее. В этот день многие  музейные предметы из научно­вспомогательного фонда музея покидают свои  полки в фондохранилище и переносятся на музейную площадку, где, по  задумке сотрудников, они "оживают". Задача такого "оживления" музейных  предметов ­ показать  функциональное назначение их и использование в  повседневной жизни наших дедов и прадедов.

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии

Методика создания и проведения музейной экскурсии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017