Методика удивления на уроках английского языка: как и зачем удивлять учеников

  • Документация
  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогика удивления – особое направление педагогики, которое описывает систему методов и приемов обучения и воспитания, основанных на эмоции удивления. Оно опирается на принципы активности, проблемности и свободы творчества. Концептуальность состоит в том, что ученик должен быть удивлен, у него появляется интерес, что в итоге приводит к высоким результатам. Актуальность состоит в том, что современных детей очень сложно удивить из-за избытка информации. И, чтобы поддержать интерес к познании, учителю приходится много изучать и придумывать. В данном конспекте отображены результаты моей деятельности в данном направлении.
Иконка файла материала конспект.docx
Методика удивления на уроках английского языка: как и зачем удивлять  Уважаемые члены жюри и коллеги! Посмотрите на слайд. Что вы видите? На слайде изображен объект огромных размеров розового цвета. (см. приложение 1) Участники высказывают предположения. На самом деле, это­ арт инсталляция в Тихом океане известного художника Кристо, информация     про   которого   изучается   в   10   классе   учебника   Opportunities (издательство   Макмиллан).   Инсталляция   представляет   собой   остров,   который покрыт розовой драпированной  тканью. Я   сама,   как   учитель   часто   удивляюсь   некоторым   фактам,   которые   получаю посредством изучения английского языка. Удивление ­ как реакция на новое – один из механизмов формирования устойчивой мотивации   обучения.   Проведенный   анализ   психолого­педагогической   литературы выявил,  что   потенциал   удивления   как   эмоции,  на  которую   можно   опереться   при формировании мотивации на уроке, используется учителями не в полной мере. С   точки   зрения   психологии,   удивление   –   когнитивная   эмоция.   Способность удивляться   позволяет   расширить   горизонт   видения   и   решать   задачи   на метапредметном   уровне,   пропуская   информацию   через   призму   личностного восприятия человека. Таким образом, удивление на уроке может стать   механизмом для формирования внутренней положительной мотивации к обучению. Итак, зачем и как удивлять учеников? Педагогика удивления – особое направление педагогики, которое описывает систему методов и приемов обучения и воспитания, основанных на эмоции удивления. Оно опирается на принципы активности, проблемности и свободы творчества. Концептуальность   состоит   в   том,   что   ученик   должен   быть   удивлен,   у   него появляется интерес, что в итоге приводит к высоким результатам. Теория   педагогики   удивления   опирается   на   работы   известных   ученых             Ш. Амонашвили и В. Сухомлинского. Актуальность состоит в том, что   современных детей очень сложно удивить   из­за избытка информации.  И, чтобы поддержать интерес к познании, учителю приходится много изучать и придумывать. Вернемся   к   картинке   (объекту   арт   –инсталляции).   Учителя   многих   дисциплин (например,   физики,   математики,   экономики,   технологии)   могли   бы   использовать данный   слайд   в   начале   урока     и   помочь   определить   цели   и   задачи.   Учитель математики может предложить учащимся посчитать количество кусков шафрановой материи   для   изготовления   драпировки.   Учитель   экономики   может   предложить посчитать сколько средств ушло на изготовление и покрытие всей инсталляции. Таким образом, можно начало любого урока строить с позиции педагогики удивления как   серии   сменяющихся   ситуаций   пробуждения   любопытства.   На   первый   взгляд, учителя   английского   языка   реже,  чем   другие,  могут   пожаловаться   на  отсутствие мотивации.   Сначала   у   изучающих   есть   огромное     желание   научиться   общаться   с носителями   языка,   понимать   тексты   любимых   иностранных   песен,   компьютерныхигр.   Однако,   когда   начинается   сам   процесс   изучения,   многие   сталкиваются   с трудностями. Решение   данной   проблемы   предполагает   отбор   наиболее   эффективных   приемов работы  учителя.  Я  приведу  примеры  того, как   можно  использовать   удивление  а) методом;   б)   фактом;   в)     собственными   силами;   г)   учебной   средой   и   каких результатов эта методика позволила достичь. Удивление методом Метод подачи материала вызывает удивление, потом перерастает в интерес. Помните ли вы, какой в школе для вас был самый сложный   вид деятельности на уроке английского языка? Участники  выражают  свое  мнение. По  моим наблюдениям,  чаще всего  трудности возникают с грамматикой. Так   вот,   чтобы   было   понятнее   и   проще,   на   уроках   мы   с   учениками   играем   в грамматический   морской   бой.   Прием   «немое   кино»­   метод,   когда   видеоролик включается   без   звука   и   учащиеся   догадываются   о     происходящей   ситуации   и называют тему. Метод проектов  среди  моих  учащихся  пользуется  большой популярностью. Хочу остановиться на примере внеучебного проекта 2015 года. Сложную тему «Экология» мы со старшеклассниками разбирали на примере проекта «Зеленый английский». В течение месяца мы ездили в приют бездомных животных, участвовали в городском субботнике, проводили лекцию на английском языке для учащихся средней школы «Переработка, раздельное хранение мусора и повторное использование материалов», проводили   мастер­класс   по   изготовлению   горшка   для   цветов   из   пластиковой бутылки. Также в рамках  акции ЮНЕСКО, посвященной Дню воды, рисовали каплю воды и, тем самым, привлекали внимание к проблеме нехватки питьевой воды на Земле. (см. приложение 2) Проект занял 1 место на конкурсе региональных проектов по экологии (организатор: Генеральное  Консульство  США  в Екатеринбурге)  и  был награжден   поездкой  в  г. Вашингтон     для   встречи   с   представителями   организации   «Гринпис   США».   На городском уровне методическая  разработка «Применение проектной методики при обучении   английскому   языку   во   внеурочной   деятельности   как   способа   развития одаренности»   заняла  2 место  на     конкурсе методических материалов «Созвездие педагогических талантов».  Удивление фактом Знакомство  с культурой других стран происходит при помощи  изучения интересных фактов.   Например,   о   традиции   англичан   пить   чай   в   5   часов.   Ведь   вы   наверняка слышали   об   этом   в   школе.   Такие   факты   мотивируют   к   дальнейшему   изучению материала,   самостоятельному   поиску   слов,   которые   знакомы,   но   значение   их   не понятно. Можно удивить и обратить внимание обучающихся на слова, с которыми они сталкиваются в жизни и имеют свои определенные значения: А)жевательная резинка eclipse. Слово “eclipse” имеет значение “ затмение”, Б) фирма косметики или шоколада “Dove”  переводится как “голубь”, В)чистящее средство “ Fairy”  имеет перевод“ фея, волшебница” (см. приложение 3) 2Или учитель может подобрать на первый взгляд несовместимые слова dove,  Firefox, puma,   Red   Bull   и   попросить   учащихся   назвать   тему,   которая   их   объединяет. Необычно, но в столь разных терминах можно найти названия животных.  Необычная подача материала привлекает учащихся и они с удовольствием изучают тему. Удивление собственными силами Еще один источник удивления­ сам обучающийся. Удивление собственным силам – важный шаг в формировании устойчивой мотивации к глубокому изучению предмета «английский язык». Мои учащиеся удивляются собственным силам при общении с носителями языка. Международные, региональные и городские проекты способствуют тому, что дети пробуют свои силы в общении с иностранцами, радуются, что их понимают, что они умеют грамотно построить речь на иностранном языке. Международные  проекты   с   Генеральным   консульством   США   в   Екатеринбурге «Школы­побратимы», «Зеленый английский»,   региональные проекты «День юного  международный  проект дипломата»,   «Открой   Америку   в   Екатеринбурге», ЮНЕСКО «Это – наше время», международные проекты с ассоциированной школой ЮНЕСКО из Индии Rukmini Devi School «Моя школа» об особенностях школьного образования в Индии и России и «Мой город» о достопримечательностях, известных людях   и   географии   городов   Дели   и   Новоуральска,  городской  проект   «Клуб любителей английского языка «Лингва». На уровне школы дети средней и старшей школы участвуют в творческих номерах в рамках Европейского дня языков. (см. приложение 4) Удивление образовательной средой Удивление образовательной средой – этой мой кабинет английского языка, грамотно оформленный: с интересными таблицами, фактами, работами учащихся. Также, это может быть ситуация, которую я создаю во время урока и вне его. В 2014 году на  открытом уроке «Путешествие вокруг света» в рамках областного семинара «Грамматика с удовольствием»   роль путешественника Эда Дарси играл ученик 9 класса.  На заседаниях городского клуба «Лингва» в качестве соведущих много раз выступали учащиеся 10 и 11 классов. Драматизация «Monkey and her mum”, которая была представлена в рамках учебного занятия очного тура муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года­2017», также способствует возникновению удивления   у   учащихся   и   желанию   в   необычной   форме   усвоить   материал.   (см. приложение 5) «Познание начинается с удивления» говорил Аристотель. Удивление   –   признак   небезразличного   отношения   к   информации,   это­   радость   и интерес. Каждый   год   стараюсь   внедрять   в   свою   работу   новые   интересные   методики, оптимизировать   процесс   обучения,   делать   его   увлекательным,   эффективным   и полезным. 3На   основании   моего   опыта   могу   уверенно   сказать,   что   педагогика   удивления приводит   к     качественным   знаниям   и   результатам  и   может   использоваться учителем любого предмета. Приложение 1  Арт­инсталляция художника Кристо Приложение 2  Деятельность в рамках экологического проекта «Зеленый английский» с учащимися 9­10класса                        Приложение 3 4Приложение 4 Международные, региональные, городские, школьные проекты           Приложение 5 Привлечение старшеклассников для  помощи в проведении уроков и внеклассных  мероприятий                    5