Педагогика удивления – особое направление педагогики, которое описывает систему методов и приемов обучения и воспитания, основанных на эмоции удивления. Оно опирается на принципы активности, проблемности и свободы творчества.
Концептуальность состоит в том, что ученик должен быть удивлен, у него появляется интерес, что в итоге приводит к высоким результатам.
Актуальность состоит в том, что современных детей очень сложно удивить из-за избытка информации. И, чтобы поддержать интерес к познании, учителю приходится много изучать и придумывать.
В данном конспекте отображены результаты моей деятельности в данном направлении.
Методика удивления на уроках английского языка: как и зачем удивлять
Уважаемые члены жюри и коллеги! Посмотрите на слайд. Что вы видите?
На слайде изображен объект огромных размеров розового цвета. (см. приложение 1)
Участники высказывают предположения.
На самом деле, это арт инсталляция в Тихом океане известного художника Кристо,
информация
про которого изучается в 10 классе учебника Opportunities
(издательство Макмиллан). Инсталляция представляет собой остров, который
покрыт розовой драпированной тканью.
Я сама, как учитель часто удивляюсь некоторым фактам, которые получаю
посредством изучения английского языка.
Удивление как реакция на новое – один из механизмов формирования устойчивой
мотивации обучения. Проведенный анализ психологопедагогической литературы
выявил, что потенциал удивления как эмоции, на которую можно опереться при
формировании мотивации на уроке, используется учителями не в полной мере.
С точки зрения психологии, удивление – когнитивная эмоция. Способность
удивляться позволяет расширить горизонт видения и решать задачи на
метапредметном уровне, пропуская информацию через призму личностного
восприятия человека.
Таким образом, удивление на уроке может стать механизмом для формирования
внутренней положительной мотивации к обучению.
Итак, зачем и как удивлять учеников?
Педагогика удивления – особое направление педагогики, которое описывает систему
методов и приемов обучения и воспитания, основанных на эмоции удивления. Оно
опирается на принципы активности, проблемности и свободы творчества.
Концептуальность состоит в том, что ученик должен быть удивлен, у него
появляется интерес, что в итоге приводит к высоким результатам.
Теория педагогики удивления опирается на работы известных ученых Ш.
Амонашвили и В. Сухомлинского.
Актуальность состоит в том, что современных детей очень сложно удивить изза
избытка информации. И, чтобы поддержать интерес к познании, учителю приходится
много изучать и придумывать.
Вернемся к картинке (объекту арт –инсталляции). Учителя многих дисциплин
(например, физики, математики, экономики, технологии) могли бы использовать
данный слайд в начале урока и помочь определить цели и задачи. Учитель
математики может предложить учащимся посчитать количество кусков шафрановой
материи для изготовления драпировки. Учитель экономики может предложить
посчитать сколько средств ушло на изготовление и покрытие всей инсталляции.
Таким образом, можно начало любого урока строить с позиции педагогики удивления
как серии сменяющихся ситуаций пробуждения любопытства. На первый взгляд,
учителя английского языка реже, чем другие, могут пожаловаться на отсутствие
мотивации. Сначала у изучающих есть огромное желание научиться общаться с
носителями языка, понимать тексты любимых иностранных песен, компьютерныхигр. Однако, когда начинается сам процесс изучения, многие сталкиваются с
трудностями.
Решение данной проблемы предполагает отбор наиболее эффективных приемов
работы учителя. Я приведу примеры того, как можно использовать удивление а)
методом; б) фактом; в) собственными силами; г) учебной средой и каких
результатов эта методика позволила достичь.
Удивление методом
Метод подачи материала вызывает удивление, потом перерастает в интерес.
Помните ли вы, какой в школе для вас был самый сложный вид деятельности на
уроке английского языка?
Участники выражают свое мнение. По моим наблюдениям, чаще всего трудности
возникают с грамматикой.
Так вот, чтобы было понятнее и проще, на уроках мы с учениками играем в
грамматический морской бой. Прием «немое кино» метод, когда видеоролик
включается без звука и учащиеся догадываются о происходящей ситуации и
называют тему.
Метод проектов среди моих учащихся пользуется большой популярностью. Хочу
остановиться на примере внеучебного проекта 2015 года. Сложную тему «Экология»
мы со старшеклассниками разбирали на примере проекта «Зеленый английский». В
течение месяца мы ездили в приют бездомных животных, участвовали в городском
субботнике, проводили лекцию на английском языке для учащихся средней школы
«Переработка, раздельное хранение мусора и повторное использование материалов»,
проводили мастеркласс по изготовлению горшка для цветов из пластиковой
бутылки. Также в рамках акции ЮНЕСКО, посвященной Дню воды, рисовали каплю
воды и, тем самым, привлекали внимание к проблеме нехватки питьевой воды на
Земле. (см. приложение 2)
Проект занял 1 место на конкурсе региональных проектов по экологии (организатор:
Генеральное Консульство США в Екатеринбурге) и был награжден поездкой в г.
Вашингтон для встречи с представителями организации «Гринпис США». На
городском уровне методическая разработка «Применение проектной методики при
обучении английскому языку во внеурочной деятельности как способа развития
одаренности» заняла 2 место на конкурсе методических материалов «Созвездие
педагогических талантов».
Удивление фактом
Знакомство с культурой других стран происходит при помощи изучения интересных
фактов. Например, о традиции англичан пить чай в 5 часов. Ведь вы наверняка
слышали об этом в школе. Такие факты мотивируют к дальнейшему изучению
материала, самостоятельному поиску слов, которые знакомы, но значение их не
понятно. Можно удивить и обратить внимание обучающихся на слова, с которыми
они сталкиваются в жизни и имеют свои определенные значения:
А)жевательная резинка eclipse. Слово “eclipse” имеет значение “ затмение”,
Б) фирма косметики или шоколада “Dove” переводится как “голубь”,
В)чистящее средство “ Fairy” имеет перевод“ фея, волшебница” (см. приложение 3)
2Или учитель может подобрать на первый взгляд несовместимые слова dove, Firefox,
puma, Red Bull и попросить учащихся назвать тему, которая их объединяет.
Необычно, но в столь разных терминах можно найти названия животных.
Необычная подача материала привлекает учащихся и они с удовольствием изучают
тему.
Удивление собственными силами
Еще один источник удивления сам обучающийся. Удивление собственным силам –
важный шаг в формировании устойчивой мотивации к глубокому изучению предмета
«английский язык».
Мои учащиеся удивляются собственным силам при общении с носителями языка.
Международные, региональные и городские проекты способствуют тому, что дети
пробуют свои силы в общении с иностранцами, радуются, что их понимают, что они
умеют грамотно построить речь на иностранном языке.
Международные проекты с Генеральным консульством США в Екатеринбурге
«Школыпобратимы», «Зеленый английский», региональные проекты «День юного
международный проект
дипломата», «Открой Америку в Екатеринбурге»,
ЮНЕСКО «Это – наше время», международные проекты с ассоциированной школой
ЮНЕСКО из Индии Rukmini Devi School «Моя школа» об особенностях школьного
образования в Индии и России и «Мой город» о достопримечательностях, известных
людях и географии городов Дели и Новоуральска, городской проект «Клуб
любителей английского языка «Лингва». На уровне школы дети средней и старшей
школы участвуют в творческих номерах в рамках Европейского дня языков. (см.
приложение 4)
Удивление образовательной средой
Удивление образовательной средой – этой мой кабинет английского языка, грамотно
оформленный: с интересными таблицами, фактами, работами учащихся.
Также, это может быть ситуация, которую я создаю во время урока и вне его. В 2014
году на открытом уроке «Путешествие вокруг света» в рамках областного семинара
«Грамматика с удовольствием» роль путешественника Эда Дарси играл ученик 9
класса. На заседаниях городского клуба «Лингва» в качестве соведущих много раз
выступали учащиеся 10 и 11 классов. Драматизация «Monkey and her mum”, которая
была представлена в рамках учебного занятия очного тура муниципального этапа
Всероссийского конкурса «Учитель года2017», также способствует возникновению
удивления у учащихся и желанию в необычной форме усвоить материал. (см.
приложение 5)
«Познание начинается с удивления» говорил Аристотель.
Удивление – признак небезразличного отношения к информации, это радость и
интерес.
Каждый год стараюсь внедрять в свою работу новые интересные методики,
оптимизировать процесс обучения, делать его увлекательным, эффективным и
полезным.
3На основании моего опыта могу уверенно сказать, что педагогика удивления
приводит к качественным знаниям и результатам и может использоваться
учителем любого предмета.
Приложение 1
Артинсталляция художника Кристо
Приложение 2
Деятельность в рамках экологического проекта «Зеленый английский» с учащимися
910класса
Приложение 3
4Приложение 4
Международные, региональные, городские, школьные проекты
Приложение 5
Привлечение старшеклассников для помощи в проведении уроков и внеклассных
мероприятий
5