Методики (упражнения) коррекции ФФНР
Упражнения направлены на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематической дифференциации, речевого анализа.
Задание 1. «Недовольный Саша»
Цель: развитие фонематического слуха, восприятия.
Ход упражнения: Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков – поднимают картинку с изображением недовольного Саши.
Задание 2. «Будь внимателен»
Цель: развитие фонематического слуха, восприятия.
Ход игрового упражнения: Перед ребёнком раскладывают картинки (банан, альбом клетка) и предлагают внимательно слушать педагога: если педагог правильно называет картинку – ребёнок поднимает зелёный флажок, неправильно – красный.
Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т.д.
Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, альпом, альном, аблём и т. д.
Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т.д.
Задание 3. «Незнайка запутался».
Цель: развитие фонематического слуха, восприятия.
Ход игрового упражнения: Воспитатель рассказывает детям историю про Незнайку, который нашёл много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Педагог предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрёшка, картошка и т.д.).
Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображёнными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определённой группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображённый на картинке, называет педагог).
Задание 4. «Поймай звук».
Цель: развитие фонематического восприятия у детей.
Инструкция:
а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [м].
Материал: ряд звуков: м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.
б) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м».
Материал: ряд слогов: ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.
в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м».
Материал: ряд слов: мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.
Задание 5. «Покажи картинку».
Цель: развитие фонематического восприятия у детей.
Материал: картинки с изображением пары предметов (коса – коза, ежата – мышата, бочка – почка, дочка – точка, вата – фата, рак – мак, чёлка – щёлка).
Инструкция: «Посмотри, это бочка, это почка (логопед показывает соответствующие картинки). Покажи, где бочка. Покажи, где почка. Покажи, где почка».
Задание 6. «Повтори, как я скажу».
Цель: развитие фонематического восприятия у детей.
Инструкция: «Послушай. Повтори так же».
аиу па – ба та – да – та пух – мех – мох
иоу да – та га – ка – га кот – год – ход
уои ва – вя ха – ка – ка дом – дам – дым
ауио га – ка на – ма - ма бак – бык – бок
оуиа ха – ка ма – мя – ма копка – кепка - папка
Задание 7. «Внимательные ушки».
Цель: развитие фонематического восприятия у детей.
Материал: 4 предметные картинки с изображением груши, шапки, раскладушки, сушки.
Инструкция: «Покажи картинку, если произнесу слово правильно».
Груша, гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.
Шапка, фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.
Сушка, суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.
Раскладушка, йасладушка, раскладушка, раскладуска, ласкрадуска, раскладушка.
Задание 8. «Найди ошибку».
Цель: развитие фонематического восприятия у детей.
Инструкция: «Послушай. Правильно ли я сейчас сказала?»
1. У Марины болит суп, а в тарелке вкусный зуб.
У Марины болит зуб, а в тарелке вкусный суп.
2. На лугу пасутся козы, выросли на клумбе розы.
На лугу пасутся розы, выросли на клумбе козы.
3. На столе с салатом мышка, в своей норке сидит миска.
На столе с салатом миска, в своей норке сидит мышка.
Задание 9. «У кого хороший слух?»
Цель: развивать фонематическое восприятие.
Вариант 1.
Оборудование: сигнальные карточки, экран (лист бумаги).
Ход игрового упражнения: задаётся звук речи, который необходимо услышать в ряду других. Логопед закрывает рот экраном и называет различные звуки речи. Учащиеся хлопают в ладоши или поднимают сигнальную карточку, если слышат заданный звук.
Вариант 2 (можно использовать во время физ. минутки.
Ход игрового упражнения: задаётся звук речи. Играющие двигаются по классу в разных направлениях. Логопед называет звуки речи. Если учащиеся услышат заданный звук, то останавливаются.
Аналогично проводится игровое упражнение на материале слогов и слов различной слоговой структуры с изучаемым звуком.
Задание 10. «Кто больше?»
Цель: развитие фонематического восприятия, умения определять звук в слове и соотносить его с буквой.
Оборудование: набор букв, предметные картинки, фишки.
Ход игры: каждому играющему даётся одна из букв. Логопед показывает предметную картинку, ученики называют её. Фишку получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество фишек.
Игру можно усложнить, если играющему даётся 2-3 буквы.
Задание 11. «Какой звук чаще слышишь?»
Цель: развивать фонематическое восприятие.
Вариант 1.
Ход игрового упражнения: логопед просит прослушать ряд звуков и назвать тот, который чаще всего повторялся.
[ р – с – р – д – к – р...]
[ л – к – р – л – ж – л …] и т.д.
Вариант 2.
Логопед просит учащихся прослушать серию слогов и назвать звук, который чаще всего повторялся в них:
аш – ош – иш – уш … ро – ру – ра – ры
кол – мал – тыл – пал … и .т.д.
Вариант 3.
Оборудование: набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Логопед произносит стихотворение, а ученики называют звук, который чаще всего повторяется.
Примерный материал.
Воробьи, вороны, совы, Всё всегда на месте в доме:
Волки, львы, волы, коровы. Сарафан, фуфайка, шарф.
Кто сумеет повторить? Как зовётся этот домик?
Не сумел – тебе водить! Угадали? Это шкаф.
К нам зайдёт Новый год, Сонный день, сонный день,
Заведёт хоровод, Сонным ветрам дунуть лень,
Зазвенят голоса, Сонным курам клюнуть лень,
Засверкают глаза. Сонный день, сонный день.
Жужелица побежала, Шапка да шубка –
На жужжалочку нажала, вот он, наш Мишутка.
Жужжалочка зажужжала - Шубка да шапка –
Жужелица убежала! вот он, ваш Мишатка.
Задание 12. «Нужная картинка».
Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления.
Вариант 1.
Оборудование: наборы предметных картинок на каждого учащегося.
Ход игры: учащиеся рассматривают свои предметные картинки. Логопед уточняет их названия. Играющим предлагается отобрать только те, в названии которых есть заданный звук.
Вариант 2.
Оборудование: домик с кармашками для картинок, набор предметных картинок на какую-либо лексическую тему: дикие и домашние животные, птицы, растения, транспорт и т.д.
Например: логопед объясняет, что в домике живут только (птицы), в названии которых есть звук [ ч ]. Играющие называют всех изображённых на картинках птиц. После этого, отбирают только те, в названии которых есть изучаемый звук. Каждая выбранная картинка оценивается игровой фишкой. Примерный материал: грач, аист, чиж, кукушка, чайка, ласточка, чибис и т.д.
Задание 13. «Подумай и назови».
Цель: развивать сложные формы фонематического анализа, фонематические представления.
Ход игры: логопед объясняет учащимся, что он прочтёт стихи, в словах которых допущены некоторые ошибки. Надо назвать слово и исправить ошибку.
Вариант 1.
Инструкция: «Послушайте и назовите: какие звуки пропущены в словах».
Примерный материал:
Маша кукле шар (шарф) вязала. Своей младшей дочке Тосе
Ей Наташа помогала. Заплетала мама осы (косы).
Серый вол (волк) голодный, злой Прыгал птенчик по дорожке
Ходит по лесу зимой. И клевал большие кошки (крошки).
Нам темно. Мы просим папу В Зоопарке живёт сон (слон)
Нам включить поярче лапу (лампу). Словно дом огромен он.
Вариант 2.
Инструкция: «Найдите лишний звук в слове. Назовите его место в слове».
Говорит Володя Коле: В нашем доме на окошке
«Стройку» (тройку) получил я в школе. Сидят серенькие крошки (кошки)
Вадик спит и видит слон (сон),
Что летит в ракете он.
Задание 14. «От слова к слову».
Ход игры:
Логопед предлагает учащимся прослушать шутки. Они должны услышать неправильное слово и дополнить его звуком, получив другое – подходящее по смыслу.
Друг приехал из Полтавы. Мы от страха все притихли,
Он привёз письмо от …лавы (Славы). На арену вышли …игры (тигры).
Любим мы на бок… (бокс) ходить. Долго пол… (полк) маршировал,
Боксёру нужно смелым быть. И трубач в трубу играл.
Задание 15. «Звуковая линейка».
Цель: развивать простые и сложные формы фонематического анализа.
Вариант 1.
Оборудование: звуковые линейки (склеенные из картона, длинные кармашки с прорезями в виде квадратиков, в которые вставляется «язычок» из картона) на каждого ученика.
Ход игры: ведущий называет слово или показывает предметную картинку. Ученики протяжно повторяют слово и одновременно выдвигают подвижную часть звуковой линейки («язычок») так, чтобы на каждый звук приходился один открывающийся квадратик. Произнося всё слово, ученики подсчитывают количество звуков при помощи открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее определит количество звуков.
Вариант 2.
Оборудование: карточки с последовательным изображением цифр от 1 до … на каждого играющего.
Ход игры: ведущий называет слово. Играющие считают количество звуков, пользуясь карточками с цифрами. В конце выдвигается или показывается нужная цифра.
Таким же образом определяется место звука в слове.
Задание 16. «Пирамида».
Цель: развивать фонематический анализ.
Оборудование: рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги, предметные картинки тех же размеров, что квадраты у пирамиды, содержащие в названии от трёх до пяти и более звуков. Основания пирамид могут состоять из пяти и более квадратов, обозначающих звуки, в зависимости от уровня подготовки группы.
Ход игры: логопед демонстрирует пирамиду и поясняет, что ученики будут строить её из картинок. В самом верху должны быть картинки с короткими названиями, состоящими из трёх звуков, ниже – из четырёх и т.д. Ученикам раздаются предметные картинки, названия которых уточняются. Играющие берут картинки поочередно, называют, определяют количество звуков и помещают на соответствующий квадрат. Ошибочный ответ не засчитывается, картинка возвращается на место.
Задание 17. «Угадай слово».
Цель: развивать сложные формы звукобуквенного анализа.
Оборудование: карточки с цветными буквами.
Ход игры: логопед ставит на наборное полотно согласные буквы, ученики читают их. Например:
м – р – (море), б – м – г - (бумага) и т.д. Ученики отгадывают слово и доставляют из кассы букв недостающие. Для этой игры отбираются только те слова, которые состоят из прямых открытых слогов.
Задание 18. «Что перепутали?»
Цель: развивать звукобуквенный сравнительный анализ слов.
Оборудование: карточки со словами, которые отличаются одной буквой и предметные картинки.
Например: булка, а на картинке – белка, кот – кит, горка – норка, мышки – мишки, лужи – лыжи, ворота – ворона и т.д.
Ход игры: ведущий рассказывает, что Незнайке дали карточки со словами и попросили нарисовать под ними картинки. Незнайка ещё не научился правильно читать. Играющим предлагается определить и исправить ошибки. Учащиеся называют картинку, ищут ошибку в слове, указывают её, ищут карточку с нужным словом. Затем сравнивают пары слов.
Задание 19. «Составь слово».
Цель: развивать сложные формы звукобуквенного анализа.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: логопед выставляет карточки с предметными картинками на наборное полотно, под ними пишутся цифры, указывающие на порядковый номер звука, который необходимо выделить из названия картинок. Ученики выделяют звуки, записывают соответствующие буквы, из которых складывается новое слово.
Задание 20. «Что загадано?»
Цель: развивать сложные формы звукобуквенного анализа.
Оборудование: карточки с цифрами.
Ход игры: ведущий называет слово и показывает цифру. Играющие выделяют из слова звук, место которого указано цифрой и записывают соответствующую букву. Если все звуки определены правильно, то из записанных букв получится слово.
Задание 21. «Тройки слов».
Цель: развитие звукобуквенного анализа слов, активизация словаря.
Ход игры: ведущий записывает исходное слово. Играющие должны записать по три слова, начинающихся с букв исходного слова. Например, записывается слово «руки». Тройки слов могут быть такими:
рама, роза, рыба;
уши, усы, улей;
капля, каша, курица;
иней, игра, индюк;
Задание 22. «Сквозная буква».
Цель: развивать звукобуквенный анализ слов, активизировать словарь.
Ход игры: логопед называет звук, его место в слове, количество букв в словах, которые будут придумывать учащиеся. Выигрывает тот, кто придумает больше всего слов в данных условиях.
Например: звук [л] должен стоять в словах на третьем месте, длина слов – пять букв.
Примерные слова: голос, колос, палка, галка, полка, шалаш и т.д.
Задание 23. «Сигнальные карточки».
Вариант 1.
Оборудование: сигнальные карточки на каждого учащегося (цветные или с оппозиционными буквами).
Ход игрового упражнения: логопед называет слоги (слова) с дифференцируемыми звуками. Учащиеся поднимают соответствующие сигнальные карточки.
Вариант 2.
Оборудование: сигнальные карточки для ведущего.
Ход игрового упражнения: ведущий поднимает карточку, учащиеся называют слог (слово) с соответствующим звуком.
Задание 24. «Игра в кубик».
Ход игры: Дети бросают кубик. Их задача – придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
Задание 25. «Эхо наоборот».
Оборудование: мяч
Ход игры: логопед бросает мяч ученику и называет слог (слово) с одним из дифференцируемых звуков, которые изучаются на уроке. Учащийся бросает мяч логопеду, называя слог ( слово) с другим оппозиционным звуком.
Задание 26. «Ромашки».
Оборудование: два круга «серединки ромашек» из картона, на которые пришита плёнка. Плёнка прошита через центр и разделена прошивкой на несколько секторов, которые образуют кармашки. «Лепестки ромашек» из белого картона, с наклеенными предметными картинками. Картинки подбираются по наличию в них изучаемых дифференцируемых звуков.
Ход игры: логопед раздаёт играющим лепестки с предметными картинками. На «серединки ромашек» прикрепляются буквы, обозначающие дифференцируемые звуки. Ученики берут по одному лепестку, называют картинку и помещают в кармашек соответствующей «серединки».
Можно проводить игру командами. Выигрывает та команда, которая соберёт «ромашки» быстрее.
Задание 27. «Запомни, повтори».
Цель: развивать фонематическую дифференциацию, слуховую память.
Ход игрового упражнения: логопед предлагает учащимся прослушать цепочку звуков (слогов или слов) с оппозиционными звуками, запомнить и повторить. Их количество в цепочке может варьироваться от трёх до шести и более, в зависимости от уровня подготовленности группы.
Например: звуки [с] – [ш]
ас – ас – аш – аш – ас;
[г] – [к]
игра – икра – икра – игра;
Задание 28. «Найди пару»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игрового упражнения: Логопед подбирает парные картинки со словами - паронимами (вагон – батон, корона – ворона). Перед игрой каждый ребенок получает по карточке. Дети стоят в круге. Один из играющих произносит свое слово и ждет, пока другой ребенок назовет свою картинку, но так, чтобы они оказались похожими по звучанию. Дети, у которых оказались картинки с похожими словами, встают рядом и берутся за руки.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не найдет свою пару.
Задание 29. «Мяч в воздухе»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре, бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди.
Кто ошибается - выходит из игры.
Задание 30. «Узнай букву, раскрась картинку»
Цель: развивать зрительное восприятие и тонкости анализа.
Оборудование: карты лото с черно-белым изображением предметов, составленных из геометрических фигур (на каждой фигуре элементы какой-либо буквы) и набор геометрических фигур из разноцветного картона (на каждой фигуре написана буква).
Ход игры: Логопед показывает одну из геометрических фигур и называет написанную на ней букву. Ребенок, которому нужна данная фигура, поднимает руку.
Выигрывает тот, кто первым «раскрасит» картинку (закроет контуры соответствующими геометрическими фигурами).
Задание 32. «Найди и назови».
Цель: развивать фонематическое восприятие.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры: учащимся предлагается рассмотреть сюжетную картинку, уточняется её содержание. Играющим предлагается назвать в картинке объекты, в названии которых есть изучаемый звук.
Задание 33. «Любопытный».
Цель: развивать фонематические представления, активизировать словарь.
Вариант 1.
Ход игры: логопед задаёт вопросы. Учащиеся в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на заданный звук.
Например:
Кто? Что (с) делал (а)? Что?
Вася возил воду
Поля поливала помидоры
Ира испортила игрушку
Кто? Что ( с)делал (а)? Что? Кому?
Костя купил кактус Кате
Соня сварила суп Саше
Вариант 2.
Ход игры: ведущий называет звук. Играющие самостоятельно придумывают предложения, в котором все слова начинаются на заданный звук.
Задание 34. «Цепочка».
Цель: развивать простые формы фонематического анализа, фонематические представления.
Вариант 1.
Ход игры: один из играющих называет слово, рядом сидящий подбирает слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик. Задача – не разорвать цепочку.
Вариант 2.
Детям раздаются предметные картинки, предлагается выложить цепочку из предметов, каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. например, СОБАКА – АВТОБУС – САНКИ – ИГЛА – АПЕЛЬСИН – НОЖНИЦЫ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.