"Методики диагностирования детей дошкольного возраста: познавательное развитие"
Оценка 5
Документация +5
docx
Междисциплинарный 4
Детсад
04.05.2019
В данной методической разработке представлены методики диагностирования детей дошкольного возраста: познавательное развитие, такие как например: методика "Нелепицы" (оцениваются элементарные образные представления ребенка 5 - ти лет об окружающем мире), методика "Времена года" (изучение знаний ребенка 4 - х лет о временах года) и методика "Вырежи фигуры" (данная методика предназначена для психодиагностики наглядно - действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет).
методики по опп, вилачева.docx
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОЦИАЛЬНОКОММУНИКАТИНВОЕ РАЗВИТИЕ
МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА» (тест «Десять ступенек»)
Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью
теста «Лесенка». Его используют с 3х лет.
Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее
ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые,
завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке – чуть получше, на третьей
еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самыесамые умные
(хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял
расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите,
на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит
куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.
Если ребенок ставит себя на первую, 2ю, 3ю ступеньки снизу, то у него
заниженная самооценка. Если на 4ю, 5ю, 6ю, 7ю, то средняя (адекватная). А если стоит
на 8й, 9й, 10й, то самооценка завышена.
Но для детейдошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит
себя на 10ю ступеньку.
Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или
занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте.
Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и
неудачи все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем
помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки
Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все
проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет
цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно
ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не
дорос.
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого
заслуживает.
Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но
если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу,
обязательно отметьте это достижение.
Поощряйте в ребенке инициативу.
Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим
примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не
получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» / «Ужас!
Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!»
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем,
какой он был вчера или будет завтра)
Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и
поддержать у него адекватную самооценку: «Имя»
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь,
или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему
бы он хотел, чтобы его называли подругому. Эта игра может дать дополнительную
информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что
ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, кем он есть сейчас.
«Проигрывание ситуаций»
Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя.
Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка.
Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети.
Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:
Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти
последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.
Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их?
Почему?
Ребята из твоей группы играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже
началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не
захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные
способы поведения и использовать их в реальной жизни.)
«Жмурки»
Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет
Вашему ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха,
значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки»
(с завязанными глазами «жмурка» ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто
это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.
«Зеркало»
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок
смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику.
«Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а
когонибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра
помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.
Можно поиграть и в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто
быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно
проигрывать.
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ
ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ «У КАЖДОГО РЕБЕНКА СВОЙ ДАР» Ваш ребенок обязательно имеет одаренность в одной из восьми областей
человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о
способностях ребенка поможет анкетатест, разработанная ученымипсихологами,
специалистами в области детской психологии А. Де Хааном и г. Кафом.
Познакомившись с «признаками опознания» таланта, оцените в баллах (от 2 до 5)
каждый характерный признак. Если какаято характеристика особенно подходит,
ставьте пять баллов, если она выражена только хорошо четыре балла, и так далее
(но не ставьте оценку ниже двух баллов). Затем суммируйте баллы каждого из восьми
разделов. По лученную сумму поделите на число признаков таких талан тов.
Например: сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный
талант, надо поделить на восемь.
I. Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он
(6 характеристик признаков):
интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
любит конструировать модели, приборы:
сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и любит
загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
пробует чинить испорченные механизмы, использовать старые детали для
создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы;
интересуется специальной даже взрослой технической литературой.
II. Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он (5 характерных признаков):
любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно
послушать музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно
вслушивается в них и запоминает;
если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение
много чувств и энергии, свое настроение;
сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учится играть на какомлибо музыкальном инструменте.
Ш. У вашего ребенка способности к исследовательской деятельности (5
характерных признаков), если он:
обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к
обобщениям;
умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение,
причем нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;
проявляет интерес к научнопопулярным изданиям, взрослым статьям и книгам,
опережая сверстников; причем, отдает предпочтение этой, а не развлекательной
литературе;
с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов,
конструкций, схем, коллекций; не унывает и ненадолго остывает к работе, если его
изобретение, проект не поддержан или осмеян;
IV. Артистический талант (7 характерных признаков) проявляется у вашего ребенка
в том, что он:
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и
движениями: стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чемто
рассказывает;
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о
котором рассказывает;
с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его
зрителями были взрослые;
с удивляющей вас легкостью «переживает» чьито привычки, позы, выражения;
пластичен и открыт всему новому;
любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
V. У вашего ребенка незаурядный интеллект (9 характерных признаков), если он:
хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины
и мотивы поступков других людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;
задает много продуманных и оправданных ситуаций вопросов;
интересуется книгами, причем по своей собственной программе;
обгоняет своих сверстников по знаниям;
гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и
проблемах, не касающихся его непосредственно;
обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен
не по годам, даже расчетлив;
очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и
неожиданное в жизни;
VI. Не сердитесь на вашего шалуна просто у него спортивный талант (8
характерных признаков):
он энергичен и все время хочет трудиться, двигаться;
он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какойнибудь
спортивной игре;
не известно, когда успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами,
мячами;
лучше многих сверстников физически развит и координирован в движениях,
двигается легко, пластично, грациозно;
предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную
беготню;
кажется, что он никогда всерьез не устает;
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или какимлибо, но у него
есть свой геройспортсмен, которому он подражает;
VII. У вашего ребенка литературные дарования, если он (5 характерных признаков):
рассказывает о чемто, умеет придерживаться вы бранного сюжета, не теряет
основную мысль;
любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события,
причем придать событию чтото новое и необычное;
выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают
эмоциональные чувства героев сюжета;
изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
любит, уединившись, сочинять рассказы, возможно, о собственной жизни VIII. И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявляться в
том, что он (6 характерных признаков).
не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои
чувства или настроения;
в своих рисунках и картинах отражает разнообразие предметов людей,
животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чегото вполне
удавшегося;
серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень
серьезным, когда его внимание привлекает какоелибо произведение искусства или
пейзаж;
охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
стремится создать какоелибо произведение, имеющее очевидно прикладное
значение украшение для дома, одежды или чтонибудь подобное;
не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях,
причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Методика «Изучение интеллектуального и эмоционального состояния
дошкольника на занятии»
Для того, чтобы дошкольник испытывал интерес к учебному предмету, важно, чтобы
он ощущал на занятиях эмоциональный комфорт. Как ощущает себя ребенок на занятии,
можно выявить, использовав анкету «Изучение интеллектуального и эмоционального
состояния дошкольника на занятии».
Цель анкетирования: определить самоощущение дошкольника на занятии, его
эмоциональноинтеллектуальную напряженность и тревожность.
Ход выполнения: детей просят выразить свое отношение к фазам, отметив его
буквами: А не согласен; Б пожалуй так; В верно; Г совершенно верно. На листе
ответов необходимо написать только номер вопроса и букву, например, 1б, 2а, и т.д.
Каждый ответ равен: А 1 баллу, Б 2 баллам, В 3 баллам, Г 4 баллам.
Вопросы:
1. Этот предмет не требует особых усилий в изучении.
2. С каждым педагог поступает справедливо.
3. Я не всегда знаю, какова цель занятия.
4. Некоторые дети знают материал лучше других.
5. Мне не всегда нравятся задания, которые я выполняю на занятии.
6. Занятия проходят в непринужденной обстановке.
7. Изучение предмета дается с трудом.
8. Большинство детей знают цели и задачи занятия.
9. Материал, изучаемый на занятии, достаточно прост.
10. К некоторым детям педагог относится лучше, чем к другим.
11. Я часто испытываю трудности при выполнении сложной работы на занятиях.
12. Обычно я получаю удовольствие от работы на занятиях.
13. Возникает много неясных моментов на занятии.
14. Существуют определенные правила, которые воспитанник должен выполнять.
15. Детей, которые нарушают правила, наказывают. 16. Я с удовольствием работаю дополнительно дома.
17. Задают большие домашние задания.
18. Педагог настоящий мастер своего дела.
19. Часто с нетерпением жду окончания занятия.
20. Я бы подарил моему педагогу большой букет цветов.
Обработка данных тестирования.
1. Показателем хорошего и удовлетворительного состояния ученика служат 3х и 4х
бальные ответы на вопросы 2, 6, 9, 12, 16, 20.
2. Определить ориентацию на учебные и межличностные взаимоотношения между
педагогом и дошкольником можно таким образом:
из суммы ответов на вопросы 1, 2, 6, 8, 9, 12, 16, 18.
вычесть сумму ответов на вопросы 3, 5, 7, 11, 13, 15, 17, 19. Знак (+) или () конечного
результата дает представление о позитивной или негативной ориентации учебно
воспитательных взаимодействий в отношениях между педагогом и ребенком.
Анкета «Изучение интеллектуального и эмоционального состояния
дошкольника на занятии» (лист ответов)
Ф.И. дошкольника_______________________________________________
Дата анкетирования ______________________________________________
А не согласен
Б пожалуй
так
В верно
Г совершенно
верно
Номер
вопроса
1.
Выводы:
МЕТОДИКА «ОБЩАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И
ЗАПАС БЫТОВЫХ ЗНАНИЙ»
Это методика предназначается для детей, поступающих в школу. Общая
ориентация детей, поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся
у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:
1. Как тебя зовут? (Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей? (Называние уменьшительных имен не рассматривается как
ошибка.)
4. Как называется город, в котором ты живешь?
5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?
6. Какой у тебя номер дома и квартиры?
7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние? (Правильным
считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних
животных.)
8. В какое время года появляются и в какое время года опадают листья с деревьев?
9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?
10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься. (Правильный
ответ — тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех
разных столовых приборов.) За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл.
Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по
данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.
Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 секунд. Отсутствие ответа в
течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.
В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать
дополнительные вопросы, облегчающие ответ.
Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается
тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
МЕТОДИКА «НЕЛЕПИЦЫ»
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка
5ти лет об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между
некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью
этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически
правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку,
изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными.
Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего
содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на
своем месте и правильно нарисовано. Если чтонибудь тебе покажется не так, не на месте
или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты
должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала
ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем
объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За
это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и
объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов 10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время
(3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно
объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
89 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до
трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно
быть.
67 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но тричетыре из
них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
45 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 57 из них не успел за
отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
23 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 4 из 7 имеющихся на
картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
01 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи
имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том
случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания,
определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке,
но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития:
10 баллов очень высокий.
89 баллов высокий.
47 баллов средний.
23 балла низкий.
01 балл очень низкий.
МЕТОДИКА «ВРЕМЕНА ГОДА»
Эта методика предназначена для детей в возрасте 4х лет. Ребенку показывают рисунок и
просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на
каждой части данного рисунка.
За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин. — ребенок должен не только
назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить,
почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о
том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какоелибо иное время года.
Оценка результатов
10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки со
временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков,
свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года
(всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
89 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все
картинки, указав при этом 57 признаков, подтверждающих его мнение, на всех
картинках, вместе взятых.
67 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но
указал только 34 признака, подтверждающих его мнение.
45 баллов — ребенок правильно определил время года только на однойдвух картинках из четырех и указал только 12 признака в подтверждение своего мнения.
03 балла ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не
назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в
зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий.
89 баллов — высокий.
67 баллов — средний.
45 баллов — низкий.
03 балла — очень низкий.
МЕТОДИКА «ВЫРЕЖИ ФИГУРЫ»
Методика предназначается для психодиагностики нагляднодейственного мышления
детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно
вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он
разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования
предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого
экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.
Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи фигуры».
Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления
помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как
можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по
горизонтальной линии, прочерченной в нем.)
Оценка результатов
В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и
точность выполнения ребенком задания.
10 баллов — все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных
фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.
89 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры
отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.
67 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры
отличаются от оригиналов на 23 мм.
43 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры
отличаются от оригиналов на 34 мм.
23 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры
отличаются от оригиналов на 45 мм.
01 балл — ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры
отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
89 баллов — высокий.
47 баллов — средний. 23 балла — низкий.
01 балл — очень низкий
"Методики диагностирования детей дошкольного возраста: познавательное развитие"
"Методики диагностирования детей дошкольного возраста: познавательное развитие"
"Методики диагностирования детей дошкольного возраста: познавательное развитие"
"Методики диагностирования детей дошкольного возраста: познавательное развитие"
"Методики диагностирования детей дошкольного возраста: познавательное развитие"
"Методики диагностирования детей дошкольного возраста: познавательное развитие"
"Методики диагностирования детей дошкольного возраста: познавательное развитие"
"Методики диагностирования детей дошкольного возраста: познавательное развитие"
"Методики диагностирования детей дошкольного возраста: познавательное развитие"
"Методики диагностирования детей дошкольного возраста: познавательное развитие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.