Методики исследования мотивации к учёбе
Оценка 5

Методики исследования мотивации к учёбе

Оценка 5
Работа с родителями +1
doc
психологическая работа +1
1 кл—3 кл
06.01.2017
Методики исследования мотивации к учёбе
Данный материал представляет собой подробное описание методик исследования мотивации детей к учёбе: опросник Н.Г. Лускановой, тест Г. Шмальта, методика измерения времени. Данные методики были апробированы учителем на учащихся 1-3 классов для сравнительного исследования в начале и в конце учебного года.
Методики исследования мотивации.doc
Методики исследования мотивации Тест Н.Г. Лускановой: 1. Как ты чувствуешь себя на занятиях в объединении?  1) Мне там нравится.  2) Мне там не очень нравится.  3) Мне там не нравится.  2. С каким настроением ты идешь на занятия?  1) С хорошим настроением.  2) Бывает по­разному.  3) Чаще хочется остаться дома.  3. Если бы тебе сказали, что завтра на занятия не обязательно приходить всем  воспитанникам, как бы ты поступил?  1) Пошел бы на занятия.  2) Не знаю.  3) Остался бы дома.  4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют занятия?  1) Мне не нравится, когда отменяют занятия.  2) Бывает по­разному.  3) Мне нравится, когда отменяют занятия.  5. Как ты относишься к домашним заданиям?  1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.  2) Не знаю, затрудняюсь ответить.  3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.  6. Рассказываешь ли ты о занятиях в объединении своим родителям или друзьям?  1) Рассказываю часто.  2) Рассказываю редко.  3) Вообще не рассказываю.  7. Как ты относишься к своему педагогу?  1) Мне нравится наш педагог.  2) Не знаю, затрудняюсь ответить.  3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой педагог.  8. Есть ли у тебя друзья в группе?  1) У меня много друзей в группе.  2) У меня мало друзей в группе.  3) У меня нет друзей в группе.  9. Как ты относишься к своим одногруппникам?  1) Мне нравятся мои одногруппники.  2) Мне не очень нравятся мои одногруппники.  3) Мне не нравятся мои одногруппники.                              Тест на мотивацию достижений Г. Шмальта                                               Процедура тестирования МД­решетка   может   использоваться   как   при   групповом,   так   и   при   индивидуальном обследовании.   Продолжительность   выполнения   теста   составляет   примерно   45   минут. Экспериментатор должен прилагать усилия к созданию нейтральной рабочей атмосферы.  Следует   избегать   ситуаций,   которые   могут   оказать   влияние   на   актуализацию   мотива достижения. Так, если тест используется в школе, то нужно избегать таких дней, когда пишутся   контрольные   работы   или   проводятся   спортивные   состязания.   Учителя и другие значимые для детей люди, по возможности, не должны присутствовать при проведении тестирования. Проведение тестирования начинается с раздачи тестовых тетрадей. Инструкция составлена таким   образом,   чтобы   уточняющие   вопросы   после   зачитывания   инструкции   были редкостью. Если же возникает вопрос, то должен быть повторен соответствующий отрывок из инструкции. Экспериментатор следит за тем, чтобы в поле зрения испытуемого находилась только та ситуация, с которой он в данный момент работает. Обработка результатов теста По сравнению с традиционными методами МД­решетка позволяет получить многомерную информацию. Шмальт   ограничился   тем   срезом   оценок,   которые   хорошо   обоснованы   теоретически. Если   совместить   данные,   полученные   по   всем   стимульным   ситуациям,   то   получится матрица ответов — своеобразная решетка 18 на 18 клеток. Отсюда и название самого теста.   Пример   такого   рода   матрицы   приведен   в   таблице   «Матрица   подсчета   основных показателей мотивации достижения».  Строки   этой   матрицы   соответствуют   утверждениям   теста,   то   есть   первая   строка соответствует   Столбцы соответствуют стимульным  рисункам­ситуациям  в порядке их предъявления.   Следует обратить внимание, что порядок расположения ситуаций в матрице влияет лишь на подсчет показателей экстенсивных характеристик мотивации. При вычислении общих показателей основных мотивационных тенденций (НУ, БН1, БН2) порядок ситуаций не важен.   первому   утверждению, второму   и     вторая   т.д. Обработка данных начинается с подсчета первичных тестовых результатов по основным мотивационным тенденциям: НУ, БН1 и БН2. Суммируя количество клеток, помеченных крестом из числа относящихся к фактору НУ, мы получаем показатель этой тенденции. В этом случае мы подсчитываем все кресты в клетках строк 4, 9, 14, 15, 17 (составляющих первый фактор НУ). В матрице нашего примера НУ = 12+18+15+5+11 = 61. Таким же образом подсчитывается БН1. Этот фактор, как мы уже указывали, составляют утверждения   2,   6,   8,   12,   16,   18.   В   нашей   матрице   этот   показатель   равен:   БН1   = 6+1+7+7+6+7 = 34. И, соответственно, БН2 (это утверждения 5, 7, 11, 13) = 8+8+9+14 = 39. Итак, НУ=61; БН1=34; БН2=39.  Мы получили первичные тестовые показатели.  Затем   первичные   показатели   переводятся   в   процентильные   оценки   шкалы   станайнов (стандартная   девятка).   По   таблице   станайнов   (см.   табл.   7)   определяем,   что   у   данного ребенка 5 класса тестовое обследование выявило средний уровень (6 станайнов) развития НУ, средний уровень (также 6 станайнов) БН1 и средний уровень (5 станайнов) развития БН2. Таким образом, мы получили своеобразный профиль мотивации достижения. На основе этих данных можно также подсчитать показатели «общей мотивации» (ОМ1 = НУ+БН1; ОМ2 = НУ+БН2) и показатели «чистой надежды» (ЧН1 = НУ—БН1; ЧН2 = Ну —БН2). Нетрудно определить, что в нашем примере ОМ1=6+6=12; ОМ2=6+5=11; ЧН1=6 —6=0; ЧН2=6—5=1. Тест достижения Шмальта позволяет получить данные об экстенсивных характеристиках мотивации   достижения   (см.   табл.   4).  Для   каждой   из   выделяемых   автором   шести   сфер активности   ребенка   —   предметно­манипулятивной,   музыки,   учения,   самоутверждения, оказания помощи и спорта — мы можем определить количественный показатель всех трех мотивационных тенденций. В матрице нашего примера (см. табл. 4) для НУ показатели, соответствующие каждой сфере активности, составляют: 10, 11, 10, 12, 8, 10. Первичные   тестовые   показатели   экстенсивных   характеристик   вычисляются суммированием   помеченных   крестом   клеток,   которые   относятся   не   только   к определенному   фактору,   но   и   к   определенной   стимульной   сфере.   К   примеру,   возьмем учение. Если мы хотим получить показатель выраженности НУ в этой сфере, мы обращаем внимание на порядок заполнения этого фактора только в столбцах 3, 11, 16, строчки 4, 9, 14, 15, 17 (табл. 3). Количественный показатель НУ для сферы учения в нашем примере равен   10.   Подобным   образом   подсчитывается   показатель   НУ   в   остальных   сферах активности   ребенка.   Этот   же   алгоритм   сохраняется   при   подсчете   характера экстенсивности распределения БН1 и БН2. Заметим, что общий показатель НУ, который равен 61, распределяется по сферам активности достаточно равномерно: 10, 11, 10, 12, 8, 10. В тенденции БН1 видны более выраженные колебания его значений: 4, 10, 16, 9, 0, 5. Разумеется, процесс обработки убыстряется при использовании электронных таблиц (типа Excel).   Пока   не   получены   нормативные   данные   по   экстенсивным   характеристикам мотивации достижения. Перечень утверждений, входящих в стимульный материал теста, составлен разработчиком  на основании контент­анализа детских рассказов. Отобраны 18 высказываний, которые  наиболее точно характеризуют эмоции, ожидания, представления и образы поведения  детей, мотивированных на успех или на неудачу. Таблица 1. Корреляции мотивационных величин МД­решетки с различными поведенческими характеристиками Восемнадцать утверждений сформулированы в третьем лице и сопровождают каждый из 18 рисунков теста. Испытуемому при заполнении теста остается только отметить те высказывания, которые  соответствуют его пониманию ситуации на картинке. Утверждения выбраны и  сформулированы таким образом, что могут относиться ко всем ситуациям, которые  содержит МД­решетка. Эти высказывания касаются разных форм предвосхищения успеха  и неудачи; особенностей принятия ответственности за успех или неудачу; уровня  притязаний; постоянства; настойчивости при выполнении различных трудных заданий;  оценки собственной способности. Все высказывания теста (помимо избыточных) имеют диагностическое значение (см. табл.  2).  Таблица 2. Диагностическая ориентация утверждений Диагностическая   ориентация   (ДО)   высказывания   —   НУ,   БН,   избыточное   —   стоит   в третьем столбце табл. 2. По семь высказываний представляют соответственно НУ и БН, четыре высказывания составлены как нейтральные, поэтому являются «избыточными». Во   втором   столбце   табл.   2   помечена   принадлежность   высказываний   к   одной   из   трех мотивационных тенденций (МТ): НУ, БН1 или БН2.  Из   расчета   показателей   мотивационных   тенденций   исключаются   первое   утверждение (помечено   n),   так   как   его   корреляция   с   общим   показателем   по   каждой   из   трех   шкал незначима, а также — третье и десятое (многомерность, отрицательная корреляция). Диагностическое значение шкал  Шкала   НУ:  «Надежда   на   успех»,   концепт   хорошей   собственной   способности   и уверенность в успехе (пункты 4, 9, 14, 15, 17). Шкала   БН1:  концепт   недостаточной   собственной   способности   и   активное   избегание неудачи (пункты 2, 6, 8, 12, 16, 18). Шкала БН2: боязнь неудачи (пункты 5, 7, 11, 13). Тенденцию БН1 можно обозначить как активное избегание неудачи (задания 2, 8, 16) и как «Я­концепцию» недостаточности способности (задания 6, 8); тенденцию БН2 — как боязнь неудачи (задания 5, 7, 11, 13); тенденцию НУ — как уверенность в успехе (задания 3, 10), как   предпочтение   более   трудных   проблем   (задания   5,   17)   и   как   «Я­концепцию» достаточности   способности   (задания   4,   14);   тенденцию   НУ   и   БН1   —   как   биполярные факторные веса (задания 3, 10). Ситуации Второй   параметр   теста   образуют   ситуации,   соответствующие   тематике   достижения.   В результате обработки данных опроса было получено в общей сложности 40 ситуаций, из которых 18 выбраны для МД­решетки и представлены в тесте в виде рисунков. Эти 18 ситуаций содержат шесть разных сфер достижения. При этом каждая сфера, или область достижений, представлена в тесте тремя ситуациями.  Тест Шмальта выделяет следующие области достижения школьников (в скобках помечены номера ситуаций, соответствующие данной области достижений): А) предметно­манипулятивная, физическая деятельность (1, 7, 18); Б) музыкальная деятельность (2, 5, 13); В) учебная деятельность (3, 11, 16); Г) самоутверждение (6, 8, 10); Д) деятельность по оказанию помощи (4, 9, 15); Е) спортивная деятельность (12, 14, 17). Все ситуации Х.Д. Шмальт распределил на два класса в соответствии с тем, затрагивают ли они преимущественно индивидуальные или социальные относительные нормы.  Генетически первичными являются индивидуальные относительные нормы. 1. Ситуации, содержащие индивидуальные относительные нормы. Области А (предметно­ манипулятивная,   физическая   деятельность)   ситуации   1,   7,   18   и   Б   (музыкальная деятельность) ситуации 2, 5, 13, а также из области Г (самоутверждение) ситуации 6 и 8 и ситуация 17 из области Е (спорт). 2. Ситуации, содержащие социальные относительные нормы. Области Д (деятельность по оказанию помощи) ситуации 4, 9, 15, а также из области Е (спорт) ситуации 12, 14 и из области Г (самоутверждение) ситуация 10.                                                 Методика измерения времени В течение занятия учащимся предлагается периодически останавливаться и представлять себе, сколько минут прошло. Как правило, это предлагается сделать вначале через 7 минут после начала занятия, затем – через каждые 10­15 минут. Если учащиеся «недооценивают» время на занятии, к примеру, если вместо 10 минут им кажется, что прошло всего 5 – это означает, что дети проявляют неподдельный интерес к процессу обучения, поэтому время для   них   бежит   быстро.   Если   же   обучающиеся,   напротив,   «переоценивают»   время   на занятии, им кажется, что вместо 7 минут занятия прошло целых 15 – это знак для педагога, что учащиеся не очень заинтересованы, поэтому им кажется, что время тянется. По данной методике сравниваются показатели в первом и втором полугодии.

Методики исследования мотивации к учёбе

Методики исследования мотивации к учёбе

Методики исследования мотивации к учёбе

Методики исследования мотивации к учёбе

Методики исследования мотивации к учёбе

Методики исследования мотивации к учёбе

Методики исследования мотивации к учёбе

Методики исследования мотивации к учёбе

Методики исследования мотивации к учёбе

Методики исследования мотивации к учёбе

Методики исследования мотивации к учёбе

Методики исследования мотивации к учёбе

Методики исследования мотивации к учёбе

Методики исследования мотивации к учёбе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017