МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

  • doc
  • 23.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАВЛОВ А.К. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ..doc

 

Методологические основы развивающего образования

METHODOLOGICAL BASES OF THE DEVELOPING EDUCATION

Павлов Александр Константинович –

кандидат педагогических наук, заслуженный деятель науки,

учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 8» г. Петрозаводска, республики Карелия.

Pavlov Alexander Konstantinovich –

candidate of pedagogical sciences, honored worker of science,

teacher of history and social science of municipal educational institution of "SOSh No. 8" of Petrozavodsk, Republic of Karelia.

    

     Аннотация: в данной научной статье рассмотрены основы развивающего образования как общепедагогическая методология в условиях модернизации современного отечественного образования с позиций концепции компетентностно-ориентированной дидактики.

     Summary: in this scientific article basics of the developing education as all-pedagogical methodology in the conditions of modernization of modern domestic education from positions of the concept of the competence-based focused didactics are covered.

     Ключевые слова: методология, развивающее образование, образовательная технология, дидактические условия, концептуальная схема, концепция компетентностно-ориентированной дидактики.

     Keywords: methodology, the developing education, educational technology, didactic conditions, the conceptual scheme, the concept of the competence-based focused didactics.

     Необходимость овладения методологическими знаниями общепризнанна. С такого рода знаниями связывается способность человека понимать сущность природных и социальных процессов, рефлексировать собственные познавательные действия. Методологическая подготовка в первую очередь определяет мировоззренческую позицию человека.

     Однако в практике традиционных образовательных технологий проявляется противоречие теоретических положений, описывающих формирование познавательных механизмов учащихся, заданных ведущих концепциях учения. Это противоречие выражается несовпадением логических схем, описывающих содержание учебного предмета, с одной стороны, и процессы его усвоения – с другой.

     Так, традиционное содержание учебного материала имеет, как правило, фиксированную структурную оформленность, его изложение строится на основе формально-логических процедур. Напротив, познавательный процесс, особенно, при наличии творческого компонента, имеет диалектический характер со значительным вкладом действий, выходящих за рамки формально-логических конструкций. Данное противоречие фиксируют многие авторы  дидактических разработок.

     Всё выше изложенное, а также ряд других противоречивых отношений в теоретических концепциях обучения обусловило необходимость разработки усовершенствованной модели развивающего обучения, с позиций компетентностно-ориентированной дидактики. Всё это, по нашему мнению, должно быть нацелено на усиление методологического компонента знаний и включающей в себя наиболее ценные положения ведущих концепций.

     Реализация предлагаемой модели развивающего обучения проходила на базе опытно-экспериментальной площадки МОУ «СОШ № 8» г. Петрозаводска республики Карелия при участии учёных-педагогов НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ» (Российская Федерация, Северо-Западный регион, республика Карелия, г. Петрозаводск).

     В результате организованной и проведенной опытно-экспериментальной работы по теме «Апробация базовой модели развивающего обучения в условиях реализации компетентностно-ориентированной дидактики» нами выявлена необходимость выполнения  определенных дидактических условий, способствующих эффективной реализации принципов, форм и методов организации и реализации опережающего образования. А именно:

     1. Выделение обучающимся предмета изучения в качестве образа будущего знания. Методологической основой конструирования предмета изучения является процедуры метода системного анализа.  Целостный образ предмета изучения должен задаваться в виде концептуальных схем.

     2. Использование концептуальных схем:

-  для установления траектории познавательного продвижения в предмете изучения;

-  для интерпретации конкретных предметных знаний с позиций общенаучных понятий.

     3. Описание  обучающимся состава методологического компонента знаний, необходимого для анализа задачных ситуаций и самостоятельного выведения новых предметных знаний.

     4. Формирование опыта самостоятельного выведения новых предметных знаний в деятельности, детерминированной методологическими понятиями.

     5. Организация работы обучающихся с заданиями, специально направленными на рефлексию учебной деятельности, в том числе работа, предполагающая самостоятельное проектирование задач, формирующих ориентировку в структуре проблемной ситуации.

     Всё это позволило нам сделать вывод о необходимости внедрения в широкую педагогическую практику методологических основ, принципов, форм и методов развивающего образования.

 

Литература

 

1. Гальперин П.Я. [Текст]:  Методы обучения и умственное развитие ребёнка: М., 1985.- 234с.

2. Жильцова О.А., Самоненко Ю.А. Психолого-методологические основы развивающего обучения //Инновация в образовании. 2008. №10. – С. 55-57.

3. Давыдов В.В.  [Текст]:  Теория развивающего обучения. М., 1996.-154с.

4. Леонтьев А.Н. [Текст]:  Деятельность, сознание, личность. М., 1975.-267с.

 

Literature

 

1. Galperin P.Ya. [Text]: Methods of training and intellectual development of the child: M, 1985. - 234 pages.

2. Zhiltsova O.A., Samonenko Yu.A. Psikhologo-metodologichesky bases of the developing training//the Innovation in education. 2008. No. 10. – Page 55-57.

3. Davydov V.V. [Text]: The theory of the developing training. M, 1996. - 154 pages.

4. Leontyev A.N. [Text]: Activity, consciousness, personality. M, 1975. - 267 pages.


Скачано с www.znanio.ru