Методологические основы инклюзивного образования
Оценка 4.9

Методологические основы инклюзивного образования

Оценка 4.9
Лекции
docx
психологическая работа +1
Взрослым
06.01.2019
Методологические основы инклюзивного образования
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни образовательного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
ДПиП838В_1 курс Суразакова И.В. Инклюзивное образование.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ШАКАРИМА ГОРОДА СЕМЕЙ Историко­педагогический факультет название факультета Кафедра «Психология» Конспект  Модуль 1.  «Образовательная политика  в области инклюзивного обучения в Казахстане» Выполнил:  Студент 1 курса  группы ДПиП838В Суразакова И.В.___________ (имя, фамилия студента) Проверил:  Руководитель преподаватель  кафедры психологии, доцент,  кандидат психологических наук  Турсунгожинова  Г.С. __________ (Ф.И.О. руководителя) 0 Семей­2018 Модуль 1.  «Образовательная политика  в области инклюзивного обучения в Казахстане» Тема: «Методологические основы инклюзивного образования». Дети   с   ограничениями   в   здоровье   всегда   страдают   от   дискриминации   и отчуждения.   Значительное   число   их   обучается   в   условиях   специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия   не   только   для   их   обучения   и   воспитания,   но   и   лечения,   коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. В   последнее   время   все   больше   предлагается   инновационных   подходов   к обучению   и   воспитанию   детей   с   особыми   образовательными   потребностями. Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни образовательного учреждения, в   которых   с   удовольствием   и   радостью   участвуют   также   все   остальные   дети. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное   образование   предоставляет   возможность   каждому   ребенку удовлетворить   свою   потребность   в   развитии   и   равные   права   в   получении адекватного   уровню   его   развития   образования.   Необходимо   отметить,   что   для отечественной педагогики понятие инклюзивного  образования не является чем­ либо абсолютно чуждым и неприемлемым. Инклюзия – это включение, добавление, приспособление, то есть: ­   вовлечение   в   образовательный   процесс   каждого   ребенка   с   помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям; 1 ­   удовлетворение   индивидуальных   образовательных   потребностей   личности, обеспечение условий ее сопровождения. Для   определения   сущности   включенного   образования   значимо   уточнение понятийного   аппарата   следующих   терминов:  инклюзивное   образование, интеграция,   лица   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   особые образовательные потребности. В педагогике инклюзивное образование рассматривают как процесс развития общего образования, который подразумевает  доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В   его   основу   положено   убеждение   об   исключении   любой   дискриминации личности и равного отношения ко всем людям. Идея инклюзивного обучения как педагогической   системы,   органично   соединяющей   специальное   и   общее образование, принадлежит Л.С. Выготскому, который в 30­е годы 20 века одним из первых   обосновал   необходимость   такого   подхода.   Его   мысли   о   связи   между социальной   активностью,   социальном   окружении   и   индивидуальным   развитием человека   заложили   методологическую   основу   социально   ­   образовательной интеграции детей с проблемами в развитии.  Интеграция   представляет,   по   мнению   многих   авторов,   процесс   развития, результатом   которого   является   достижение   единства   и   целостности   внутри системы,   основанной   на   взаимозависимости   отдельных   специализированных элементов. Приоритетами в построении модели инклюзивного образования являются: ­   принятие   философии   инклюзии   всеми   участниками   образовательного процесса; ­ приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе; ­ основополагающее развитие коммуникативных и практических компетенций; ­ профилактика и преодоление искусственной изоляции семьи особого ребенка. 2 К основным принципам инклюзии исследователи относят: 1. Эволюционность и поэтапность развития инклюзивной практики; 2. Системный   характер   изменений   ценностных,   организационных   и содержательных компонентов включенного образования и их непрерывность. Так   же   существует  классическая   категория   принципов   инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений: 1. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 2. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 3. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Таким  образом,  можно   определить   приоритетность   инклюзивного  подхода   в качестве оптимального, повышающего образовательные шансы личности. Сущность инклюзивного образования:  Инклюзия   является   процессом   увеличения   степени   участия   каждого отдельного   учащегося   в   академической   и   социальной   жизни   школы,   а   также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.  Инклюзия   призывает   к   реструктуризации   культуры   школы,   ее   правил   и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями. 3  Инклюзия   непосредственно   касается   всех   учеников   школы,   а   не   только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.  Инклюзия   ориентирована   на   совершенствование   школы   не   только   для учеников, но и для учителей и ее работников.  Желание дать доступ к среде и процессу образования, отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.  Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом  Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей   решения,   а   важнейшим   ресурсом,   который   можно   использовать   в образовательном процессе.  Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений   между   школами   и   обществом,  в   котором   эти   школы   существуют   и действуют. Таким   образом,   инклюзия   –   это   процесс   развития   предельно   доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование   процессов   обучения   с   постановкой   адекватных   целей   всех учеников,   процесс   ликвидации   различных   барьеров   для   наибольшей   поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала. Психологические проблемы учителей: Идея   инклюзивного   образования   действительно   займет   свое   место   в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет   составной   частью   их   профессионального   мышления.   Требуются специальные   усилия,   чтобы   это   произошло.   Опыт   внедрения   инклюзивного образования  показывает,  что  учителя   и  другие   специалисты  не   сразу  начинают соответствовать   тем   профессиональным   ролям,  которые   требуются   для   данной 4 формы   обучения.   Они   проходят   несколько   стадий:   начиная   с   явного   или латентного   сопротивления,   переходя   к   пассивному,   а   затем   и   к   активному принятию происходящего. Специалисты испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?"   Они   боятся   не   справиться   и   потерять   работу,   боятся   ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Советы, которые дают в таких случаях, просты: нужно делать свое дело, не смотря ни на что. Следует посмотреть в лицо своим страхам и продолжать работать, несмотря на них, тогда они станут меньше и отдалятся. «"Выжившие" после проведения реформ рассказывают, что в течение нескольких недель они испытывали страх, а затем, как по волшебству, он проходил. Каждый человек помнит, что был испуган, но ни один не помнит, чего именно он боялся, однако страх прошел. Обычно на это уходит шесть недель – общая   продолжительность   выхода   из   любого   кризиса.  Слова  "Не   волнуйся.  Не бойся" произносить бессмысленно. Включение – это перемена. Перемены пугают всех. Так устроен наш организм. Но в данном случае речь идет о правах человека, и   идти   навстречу   переменам   мы   должны   все   равно.   Понятно,   что   в   такой кризисный период людям нужна поддержка. И все же урок, который был извлечен из   первых   опытов,   таков:   нужно   посмотреть   в   лицо   страху   и   отвести   взгляд; назвать его по имени и идти дальше». Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей: Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может   задерживать   развитие   их   собственного   ребенка.   Однако   же,   опыт показывает   обратное.   Успеваемость   детей,   которые   развиваются   типичным образом,   не   падает,   а   часто   их   оценки   оказываются   даже   выше   в   условиях инклюзивного   образования,   чем   в   обычном   классе   массовой   школы.   Имеются 5 свидетельства,   согласно   которым   школы,   наиболее   успешно   включающие   и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении   поведения,   социального   развития   и   успехов   в   учебе,   особенно   в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным   детям   напрямую   зависит   от   наличия   твердой   позиции   взрослых   и климата в классе в целом. Наблюдения специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними. Инклюзивное образование в Казахстане. Развитие   системы   инклюзивного   образования   –   одно   из   приоритетных направлений  Государственной программы развития образования РК на 2011­2020 годы. Обучение в массовой школе, среди нормально развивающихся сверстников, дает   возможность   ребенку   с   особыми   образовательными   потребностями чувствовать   себя   обычным.  Детей   с  ограниченными   возможностями   в  развитии можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы. Это и называется инклюзивным образованием. Законодательство о правах детей с ограниченными возможностями. Законодательством РК, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями. Гарантии   права   детей   с   ограниченными   возможностями   в   развитии   на получение   образования   закреплены   в   Конституции   РК,   Законах   РК   «О   правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной и медико­ педагогической   коррекционной   поддержке   детей   с   ограниченными 6 возможностями»,   «О   социальной   защите   инвалидов   в   РК»,   «О   специальных социальных услугах». Специальные образовательные потребности.  В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные. Инклюзивное   образование   по   определению   –   это   процесс   развития   общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления   к   различным   нуждам   всех   детей,   что   обеспечивает   доступ   к образованию для детей с особыми потребностями. Специальное   образование   является   частью   системы   общего   образования,   и государство в РК создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности,   с   целью   обеспечения   им   равных   возможностей   в   получении образования. В   целях   научно­методического   обеспечения   системы   социальной   и   медико­ педагогической   поддержки   детей   с   ограниченными   возможностями, Республиканский   научно­практический   центр   социальной   адаптации   и профессиональной   реабилитации   преобразован   в   Национальный   научно­ практический   центр   коррекционной   педагогики.   Здесь   ведется   научно­ исследовательская работа по  развитию  специального образования и переходу к инклюзивному   образованию,   разработке   специальных   учебных   программ, учебников и учебно­методических комплексов.  Литература: 1. Баталов, А. С. Использование инклюзивных педагогических технологий в диагностике речевого развития учащихся начальных классов  / А. С. Баталов // Начальная школа, 2010. ­ №7. – С. 101­104.  7 2. Голиков,   Н.  А.  Психолого­педагогическое   сопровождение   ребенка   с особыми образовательными нуждами в условиях массовой школы: дети­инвалиды в общеобразовательной школе / Н. А. Голиков // Педагогическая техника, 2006. ­ №6. – С. 93­99. 3. Коршунова   О.   В.   Теоретико­методологические   основы   инклюзии   в образовании // Научно­методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 16–20.  4. Конституция РК, закон «Об образовании», Конвенция о правах инвалидов.  8

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования

Методологические основы инклюзивного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2019