МКДОУ «Износковский детский сад «Солнышко»
Методический семинар
Экономическое воспитание дошкольников:
формирование предпосылок финансовой грамотности
Воспитатель: Савельева Юлия Евгеньевна
Износки, 2022г.
«Когда чего-то добиваются твои дети - это куда важнее собственных достижений!»
А. Энштейн
Пояснительная записка
С 2021 года наше учреждение является площадкой по реализации курса финансовой грамотности. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - это новое направление в дошкольной педагогике, т.к. финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. В чем же актуальность данного направления работы?
Слайд 3.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов с раннего возраста. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основы финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Новизна: реалии времени требуют новых подходов с учетом современных тенденций развития отношения подрастающего поколения к экономическим ценностям и правильно расставленных приоритетов.
Слайд 4.
ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах. Сущность экономического воспитания детей заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Слайд 5.
Свою работу, по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста, я начала в сентябре 2021 года. Передо мной встал вопрос: как правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений? Познакомившись с разными программами по экономическому воспитанию дошкольников, я решила взять за основу примерную парциальную программу дошкольного образования «Азы финансовой культуры для дошкольников» и методическое пособие «Азы для дошкольников» авторов: Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. На ее основе разработала рабочую программу по внедрению финансовой культуры для дошкольников «Занимательные финансы» для детей 6-7 лет. С педагогическим коллективом был проведен обучающий мастер- класс с целью разъяснения особенностей программы, использованию практических материалов и мультимедийному сопровождению. Программа составлена в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДО. Содержание программы имеет стартовый уровень, что предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Цель программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи реализации программы:
Образовательные:
-познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
-раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненного необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
-сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсами и их целевому предназначению;
-подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
-заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
-научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
-обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
· трудиться, работать и зарабатывать;
· деньги, доходы;
· покупать, тратить, расходовать, транжирить;
· откладывать, копить, сберегать;
· одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
· планировать, экономить;
-способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
-подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого - педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.
Программа составлена по образовательным областям:
v «Социально-коммуникативное развитие»;
v «Познавательное развитие»;
v «Речевое развитие»;
v «Художественно-эстетическое развитие»;
v «Физическое развитие».
Изучению данной программы посвящен один час (30 минут)1 раз в неделю в подготовительной к школе группе в первой половине дня и на закрепление данного материала предполагается совместная игровая деятельность воспитателя с детьми во второй половине дня в рамках нескольких образовательных областей.
Основной идеей данной программы является создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при котором синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию.
Слайд 6.
Программа по формированию финансовой грамотности разделена на семь экономических блоков:
• Тема 1. «Без труда нет жизни на земле»
• Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
• Тема 3. «Покупаем, продаем, обмениваем»
• Тема 4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»
• Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»
• Тема 6. «Учимся планировать»
• Тема 7. «Богатство и бедность»
Слайд 7.
Мною было проведено, в начале и середине года, диагностическое исследование знаний дошкольниками основных экономических понятий, позволяющих определить уровень знаний ребенка, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию в формировании или развитии, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности по экономическому воспитанию. Анализ педагогического наблюдения и взятого интервью по экономическому развитию воспитанников подготовительной к школе группы показал следующие результаты: 25 % воспитанников осваивают программу с высоким результатом, 67 % со средним и 8% с низким, при показателях на начало года 0% высокий, 25% средний и 75% низкий.Опираясь на данные исследования детей старшей группы, которые впервые познакомились с финансовой составляющей, можно смело говорить о том, что работа по данной программе заметно улучшает показатели, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом. (Приложение 1)
Слайд 8.
Методы и приёмы работы с детьми по финансовой грамотности:
- образовательная деятельность;
-сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры;
-особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи;
-логические задачи, задачи-шутки;
- экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий;
- чтение художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Слайд 9- 11.
Одно из преимуществ - игровая составляющая - знакомство детей с финансовой грамотностью проходит в игровой форме. Для занятий в детском саду была преобразована предметно-пространственная развивающая среда в группе: организованы центры по финансовой грамотности «Школа мудрой Совы», изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк», «Супермаркет». Изготовлена реклама разного товара. Совместно с родителями изготовлены настольные дидактические игры: «Копилка», «Профессии», «Продукты труда». Изготовлены развивающие лепбуки: «Детям о деньгах», «Азбука грамотности». Совместно с родителями собраны экспонаты в мини музей денег: монеты разных стран, деньги России. Оформлены стенгазеты и папки-передвижки «История денег». Создана экономическая азбука, картотека экономических понятий.
Слайд 12.
Сделать экономику понятной - помогают нам сюжетно-ролевые игры. Так играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно обучаются экономике. В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям.
Слайд 13.
Сюжетно-ролевая игра помогает делать экономику понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций. Вниманию многих экономических явлений, понятий, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Слайд 14-15.
В сказках, экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Любая сказка: народная, авторская обучает и воспитывает. Т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. По средствам обыкновенной сказки, переложив ее на современный лад, мы формируем экономическое образование детей. Так появляются новые сказки, по которым мы ставим мини - спектакли.
Слайд 16- 17.
В программе предусмотрено взаимодействие с родителями по следующим направлениям сотрудничества:
- информационно-просветительское,
- консультационное,
– интеграционное.
Эффективно решать поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями при соблюдении условия продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями, уважительно доверительных и искренних отношений. Для родителей также были созданы информационные уголки.
Слайд 18.
Планируемые результаты освоения программы заключаются в следующем:
Дети должны понять, что…
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Труд – основа жизни.
2. Сначала зарабатываем - потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности - жизнь, отношения, радость близких людей - за деньги не купишь).
8. Финансы - это интересно и увлекательно.
И в заключение хочется сказать, что экономическое воспитание это актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не дань моде, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и его закономерностям.
Моя задача, как педагога, на доступном уровне рассказать ребенку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный подход. Для этого я выбираю интересные и эффективные формы занятий, включающие игровой компонент и разные виды деятельности!
Список литературы:
1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.
2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159 с.
3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с.
4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.
7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16
8. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.
9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.
10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
11. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Просвещение.
Приложение №1
Итоги диагностики детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) группа «Пчёлка»
МКДОУ «Износкосвский детский сад « Солнышко»
В начале и середине года мною была проведена диагностика.
При исследовании я опиралась на три уровня овладения навыками:
Высокий уровень:
1. дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей;
2. имеют представление о профессии отца и матери, употребляют экономические слова и словосочетания;
3. находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх;
4. готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них;
5. помогают взрослым и сверстникам в труде, осознанно относятся к выполнению трудовых действий, бережно относятся к предметам труда, его результатам, доводят начатое дело до конца, способны правильно оценить результаты своего труда и своих товарищей;
6. рационально используют материалы;
7. своевременно выполняют поручения;
8. способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности;
9. в процессе продуктивной деятельности деловиты, находчивы, изобретательны, активно поддерживают сверстников и развивают творческий поиск;
10. стремятся и умеют проявить инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень:
1. дети имеют представления об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их;
2. у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей;
3. имеющиеся у них знания нечеткие, неконкретные, поверхностные, дети задают вопросы об окружающих явлениях только после активизации педагогом познавательного интереса посредством игровых ситуаций, упражнений, творческих заданий;
4. они имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания в игре;
5. под руководством взрослого способны организовать свою деятельность, своевременно выполняют поручения;
6. добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют к вещам личного пользования;
7. энергичны, инициативны, умеют творчески подходить к работе, но порученную работу выполняют добросовестно, своевременно только под руководством взрослого;
8. активность они проявляют не всегда, однако способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень:
1. дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного социума, не употребляют в речи экономические слова;
2. не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя только как посторонние наблюдатели;
3. не доводят начатое дело до конца, не умеют договариваться в процессе выполнения совместных трудовых действий, быстро теряют интерес к труду и оставляют свою работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности;
4. при выполнении работы, не проявляют какой – либо заинтересованности в ее результатах;
5. безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней экономической воспитанности по некоторым направлениям я использовала интервью:
1. Знаешь ли ты, что такое деньги?
2. Что такое покупка?
3. Что такое цена?
4. Что такое копилка?
5. Есть ли у тебя дома копилка?
6. Зачем тебе нужна копилка?
7. Как расходуют деньги в семье?
8. Что такое реклама?
9. А какие профессии ты знаешь?
10. Кем работает твой папа (мама)?
11. Где работает твой папа (мама)?
12. Что он делает на работе?
13. Зачем родители трудятся?
14. Когда ты вырастешь, кем ты хочешь стать?
15. Почему тебе нравится эта профессия?
16. Как ты думаешь кто такие богатые и бедные люди?
17. Если бы у тебя была одна тысяча рублей, на что ты бы ее потратил?
Имя
Вопрос |
Рома А. |
Настя А. |
Вика А. |
Егор В. |
Дима Г. |
Артем З. |
Максим М. |
Вася П. |
Даня Т. |
Лола. А. |
Полина А. |
Варя К. |
Итог |
||||||||||||||||
н |
с |
н |
с |
н |
с |
н |
с |
н |
с |
н |
с |
н |
с |
н |
с |
н |
с |
н |
с |
н |
с |
н |
с |
н |
с |
||||
Знаешь ли ты, что такое деньги? |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2.2 |
|||
Что такое покупка?
|
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2.2 |
|||
Что такое цена?
|
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2.1 |
|||
Что такое копилка?
|
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2.2 |
|||
Есть ли у тебя дома копилка? |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2.2 |
|||
Зачем тебе нужна копилка? |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2.2 |
|||
Как расходуют деньги в семье? |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2.1 |
|||
Что такое реклама?
|
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2.0 |
|||
А какие профессии ты знаешь? |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2.2 |
|||
Кем работает твой папа (мама)? |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3.0 |
|||
Где работает твой папа (мама)? |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2.2 |
|||
Что он делает на работе? |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2.2 |
|||
Зачем родители трудятся? |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2.1 |
|||
Когда ты вырастешь, кем ты хочешь стать? |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2.2 |
|||
Почему тебе нравится эта профессия? |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2.1 |
|||
Как ты думаешь кто такие богатые и бедные люди? |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2.1 |
|||
Если бы у тебя была одна тысяча рублей, на что ты бы ее потратил? |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2.2 |
|||
Индивидуальный итог |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1,5 |
2,5 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1,5 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
|
|||
Н - начало года
С - середина года
1 балл – низкий уровень
2 балла – средний уровень
3 балла – высокий уровень
Результат обследования
Уровни |
Начало года |
Середина года |
Высокий |
0 |
3/ 25% |
Средний |
3/25% |
8/67% |
Низкий |
9/75% |
1/8% |
Опираясь на данные обследования детей старшей группы, которые впервые познакомились с финансовой составляющей, можно смело говорить о том, что работа по данной программе заметно улучшает показатели, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом.
У большинства детей наблюдается стойкий интерес к освоению новых знаний.
Низкий уровень в начале года, объясняется, чаще всего, недостаточным владением информацией, частичным отсутствием навыков, умений и знаний.
Лишь у одного ребёнка наблюдается низкий уровень, что обуславливается особенностями его развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.