МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КАРГАСОКСКИЙ РАЙОН» ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыльджинская основная общеобразовательная школа
имени Владимира Николаевича Ляшенко»
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 6 от 31 августа 2021 г.
|
Утверждаю Директор ОО ________________ (Белохвостова Н.П.) Приказ № ______ от ______________ |
Дополнительная общеразвивающая программа по хореографии «Звездочки» Направление художественно-эстетическое для 1-4 классов.
Составила: Рыбина Л.Л. учителем химии и технологии.
Срок реализации программы: 2021 – 2022 учебный год
с. Мыльджино, 2021 г.
|
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.
Пояснительная записка.
Каждый избирает для себя форму досуга в соответствии со своими вкусами, склонностями, возрастом, самочувствием и даже настроением. Для одних нет ничего боле приятного, чем посвятить время книге, другие торопятся на футбольный матч. Но есть такая категория, для которых слово – танец, является источником нетерпеливого, волнующего, многочасового ожидания.
Танец – не только источник движения под музыку, но и форма общения, причем и партнеров по танцу, и всех присутствующих в зале, находящихся в данную минуту в роли зрителей. Танец откроет для детей богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Звездочки» имеет художественно-эстетическую направленность, общекультурной, по форме организации кружковой. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам танца. Получение и развитие определенных профессиональных навыков. Отличительная черта этой программы заключается в ее направленности на разные виды танцев. А также на их соединение и группировку друг с другом, что в итоге является очень интересным, запоминающимся, актуальным в современном мире. Систематические занятия хореографией развивают мышечную структуру тела, позволяют формировать красивую правильную осанку, тренируют координацию движений. Занятия танцами дают заряд положительными эмоциями, раскрепощают, развивают пластику, обогащают разнообразием ритмов танцевальный опыт учащихся. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами танцевальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, сформировать нравственно - эстетические чувства, т. к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Рабочая программа «Звездочки» адресована обучающимся 7 -10 лет. Занятия проходят во второй половине дня исходя из санитарно-гигиенических норм (СанПиН 2.44.3172-14). Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Срок реализации программы – 9 месяцев. Проведение занятий по средам с 14 ч 50 мин. – 15 ч. 30мин. Численность посещающих – 8 -10 человек. Набор в группу осуществляется на добровольной основе, то есть принимаются все желающие заниматься. К занятиям допускаются дети на основании личного заявления их родителей (законных представителей). Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические занятия (беседы, изучение истории развития и появления танцев). Практические занятия по хореографии и танцам.
Цель программы - развитие ребёнка и детского коллектива через создание особой среды формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей, формирование национального самосознания и высоких духовных качеств ребёнка как гражданина России, формирование творческих способностей детей. Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· раскрывать танцевальные способности детей через двигательную активность;
· научить выполнять упражнения для укрепления и развития тела;
· развивать чувство ритма через обучение танцам;
· формировать детский коллектив через совместную деятельность.
Основное содержание программы.
Учебный план.
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов (всего) |
Кол-во часов (теория) |
Кол-во часов (практика) |
1 |
Введение. |
1 |
|
1 |
2 |
Разучивание танцевальных движений «Полька». |
6 |
1 |
5 |
3 |
Изучение спортивного танца. Спортивный танец: диско, хип-хоп. |
8 |
1 |
7 |
4 |
Народный танец. |
13 |
1 |
12 |
5 |
Выступление на школьных мероприятиях. |
4 |
|
4 |
6 |
Резерв. |
2 |
|
2 |
|
Итого |
34 |
3 |
31 |
Содержание учебного плана
Введение
Практика. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правило поведения на кружке. Понятие об основных танцевальных движениях.
Тема 2: Разучивание танцевальных движений «Полька»
Теория: Полька. История возникновения, описание, особенности и виды польки. Прослушивание музыки, просмотр видео.
Практика:
Основные движения польки.
Соединения разученных движений.
Отработка движений под музыку. Репетиция танца.
Отработка танца, ритмичности, слаженности. Репетиция танца.
Отработка танца, ритмичности, слаженности. Генеральная репетиция танца.
Тема 3: Изучение спортивного танца.
Теория: Танец – это лучший спорт. Просмотр видеороликов. Игра (отгадай танец по фото).
Практика:
Понятие о координации движений, о позиции и положения рук и ног.
Постановка танца, разучивание движений.
Разучивание движений под счёт без музыки.
Разучивание движений под счёт с музыкой.
Отработка движений под музыку.
Отработка танца, ритмичности, слаженности. Репетиция.
Генеральная репетиция.
Тема 4: Народный танец.
Теория: Беседа: История народного танца. Прослушивание музыки, просмотр видео.
Практика:
Положения и движения рук: подготовка к началу движения (ладошка на талии), хлопки в ладоши,
взмахи платочком.
Положение «полочка» (руки перед грудью), положение «лодочка».
Положения и движения ног: позиции ног (1-3 свободные, 6-ая, 2-ая закрытая, прямая), простой бытовой шаг.
«Пружинка» - маленькое тройное приседание (по 6 позиции), «Пружинка» с одновременным поворотом корпуса.
Battementtendu вперед, в сторону на носок, с переводом на каблук в русском характере, battementtendu вперед на носок, с переводом на каблук в русском характере и одновременным приседанием.
Притоп простой, двойной, тройной, ритмическое сочетание хлопков в ладоши с притопами, простой приставной шаг на всей стопе и на полупальцах по 1 прямой позиции.
Простой приставной шаг с притопом, поднимание и опускание ноги согнутой в колене, вперед (с фиксацией и без).
Приставной шаг с приседанием, приставной шаг с приседанием и одновременной работой рук (положение рук «полочка», наклон по ходу движения).
Приседание на двух ногах с поворотом корпуса и выносом ноги на каблук в сторону поворота, приставной шаг с приседанием и выносом ноги в сторону на каблук (против хода движения).
Приставные шаги по парам, лицом друг к другу (положение рук «лодочка»), «елочка», «ковырялочка», поклон в русском характере (без рук).
Репетиция танца.
Генеральная репетиция.
Тема 5: Выступления на школьных мероприятиях.
• День Матери.
• Новогодний утренник.
• 8 марта.
• День Победы.
Тема 6: Резерв.
Повторение изученных танцевальных движений.
Повторение изученных танцев.
Планируемые результаты.
• понимание ценности хореографического искусства в жизни человека и общества;
• уважительное отношение к хореографическому наследию России и народов других стран;
• развитие эмоционально-волевых качеств и коммуникативных навыков, способствующих социальной самореализации ребенка;
• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в коллективе;
• способность формулировать собственное мнение и позицию;
• владение основами самоконтроля, самооценки;
• ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
• развиты хореографические способности (физические данные, хореографическая память, координация, музыкальное и артистическое исполнение и т.д.);
• развиты образное и ассоциативное мышление, фантазия и творческое воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественных образов;
• понимание хореографической культуры, как неотъемлемой части человеческой жизни;
• знание характерных особенностей хореографических направлений;
• владение основами хореографии;
• владение своим телом во время исполнения хореографического номера;
• приобретение умений и навыков группового исполнительства хореографических номеров;
• способность реализации собственных творческих замыслов в хореографической импровизации.
Обучающие должны знать:
· понятия и термины простейших движений (поклон, приседание, подскоки, повороты и т.д.);
· правила исполнения движений (красивая, ровная осанка, легкость, музыкальность);
· понятие о пространстве зала (где зрители, центр зала, линии танца; самостоятельно находить свободное место в зале).
Уметь:
· артистично и эмоционально исполнять танцевальные движения;
· запоминать последовательность танцевальных движений в композиции;
· ориентироваться в пространстве зала (знать точки зала);
· воспринимать задания и замечания педагога.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Звездочки» проводится на базе школы. Занятия организуются в спортивном зале, соответствующему требованиям СанПиН и технике безопасности.
В спортивном зале имеется следующее учебное оборудование:
· Ноутбук;
· USB-флеш-накопитель;
· Аудиоаппаратура.
· Видеокамера, фотоаппарат для анализа.
· Спортивная обувь и одежда.
· Сценические костюмы и обувь.
Методы и формы обучения и воспитания.
Используемые методы:
Метод повторения.
Метод коллективного творчества.
Метод объяснения.
Метод заучивания.
Метод многократного повторения всевозможных движений.
Игровые технологии.
Беседы.
Формы учебной работы:
Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется и индивидуальный подход.
Специфика структуры занятия.
Каждое занятие состоит из трех частей –подготовительную, основную, заключительную.
Подготовительная:
Организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния; умеренное разогревание организма.
Строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки;
Короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др.
Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.
Основная
Развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций
Упражнения на силу, растягивание и расслабление; хореографические упражнения; элементы современного ритмического танца; танцевальные композиции; постановочная работа.
На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала.
Заключительная
Постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов.
Спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Отслеживание результатов освоения программы осуществляется через концертное выступление на школьных мероприятиях:
· День Матери.
· Новогодний утренник.
· 8 марта.
· День Победы.
Перечень учебно-методического образовательного процесса.
Нормативно-законодательная основа внеурочной деятельности:
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций»
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14 декабря 2015 г. №09-3654 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (далее – Письмо № 09-3564), в которое внесены уточнения в существующие рекомендации Минобрнауки России по организации внеурочной деятельности.
Нормативно-правовые акты школьного уровня
- Приказ «Об утверждении учебного плана»
- Положение «О структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ»
- Устав ОУ с внесенными изменениями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, связанными с внедрением ФГОС ООО.
Список литературы.
1.Бриске И.Э. «Хореография» Челябинск, 1995 год
2.Базарова Н. П. Классический танец. – СПб, 2009
3.Уральская В., Соколовский Ю. «Народная хореография» - М, 1972
4.http://hnb.com.ua/articles/s-sport-entsiklopediya_tantsa_polka-2459
5.https://trix-family.ru/chtivo/tanets-e-to-luchshij-sport
6.Рубштейн Н. Психология танцевального спорта или что нужно знать, чтобы стать первым. М., 2000.
7.Беляевский Антон. Хип-хоп как стиль жизни. Архангельск. 2003.
8.Дарья Нестерова. Самоучитель по танцам хип-хоп. АСТ. 2011.
9.Алекс Мур. Бальные танцы. АСТ. 2004.
10. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М.,2004.
Приложение 1
Индивидуальная карточка учета результатов освоения программы.
Степень выраженности оцениваемого качества.
Минимальный уровень (невыполнение показателей и заданий данного возраста), возможное количество баллов – 1;
Средний уровень (недостаточно четкое выполнение показателей или заданий, соответствующих данному возрасту), возможное количество баллов - 5.
Максимальный уровень (выполнение всех показателей и заданий педагога, соответствующих данному возрасту), возможное количество баллов – 10.
Приложение 2
Таблица освоения общеразвивающей программы.
Ф. И. Класс. |
Практические навыки. |
Теоритические знания. |
Итог. |
||
1п |
Год. |
1п |
Год. |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.